Нет. Но я по этому не комплексую - у многих уважаемых людей не было абсолютного слуха, в т.ч. и у великого (не побоюсь этого слова) Гарбузова.
У меня достаточно тренированный относительный. По крайней мере, начав акапельное произведение, я не сползаю в конце на полтона (или тон), :laugh2:как это частенько бывает у вокалистов-неабсолютников. Специалисты утверждают, что в среднем настройка ползет через 20 секунд...
Да простят меня коллеги-абсолютники, но этот дар - палка о двух концах. Как говорят, абсолютники лажают, да еще как - правда природа этой лажи своеобразная.
Абсолютнику трудно подстроиться под аккомпанемент, если он отличается от стандартного строя...
Природа человеческого слуха - зональная. Ля первой октавы - не обязательно 440Гц, а все, что попадает в зону 435-445Гц.
Если же настроить рояль на четверть тона выше/ниже, выйдя за пределы зоны, то абсолютнику кирдык. Сыграть ПО НОТАМ он еще сможет, а вот спеть...
Кстати, с возрастом абсолютный слух "ползет". И это создает дополнительные проблемы как самому обладателю дара, так и окружающим...
Абсолютник слышит ноты, а "относильник" - интервальную окраску, ладовые тяготения, фонизмы.
В профессии "звукача" (повбывав бы за такое название) относительный, пожалуй, даже уместнее.
Вообще природа этих двух разновидностей слуха различна.
Некоторые специалисты считают, что развитие относительного слуха убивает в человеке зачатки абсолютного - и наоборот.
Еще раз прошу коллег-абсолютников понять меня правильно - я не испытываю зависти и не пытаюсь представить абсолютный слух как ненужную или вредную особенность. Обычно это - данность, хотя есть методики, помогающие выработать абсолютный слух.
С другой стороны - IMHO, ни музыканту, ни звукорежиссеру не стоит комплексовать по поводу отсутствия абсолютного слуха или способности слышать выше 20кГц....
Что касается необходимости наличия музыкального слуха любой разновидности для работника звука - тут уж не IMHO, а ИМХО (имею мнение - хрен оспоришь))).
На форуме кто-то из коллег утверждал, что из музыкантов получаются плохие "звукачи". Не согласный я. :biggrin:
И не только я . Знаменитый колледж Berklee - авторитетное в наших кругах заведение, правда? Так вот, для обучения по специальности Music Production & Engineering студент ДОЛЖЕН быть музыкантом - поскольку из него готовят специалиста, способного выполнять функции как инженера (знающего ПРИНЦИПЫ работы оборудования), так и продюсера - в зависимости от ситуации.
Есть заведения, где за 3-6 месяцев учат пайке и коммутации, но это немного другая специальность - maintaining engineer assistant. У полноценных инженеров по оборудованию подготовка более глубокая...
Да что говорить о Западе - в СССР, где звукорежиссура не была массовой профессией, как сейчас :biggrin:, требовалось наличие двух дипломов - технического и музыкального...
Извините за многабукаф, но двумя фразами ответить было невозможно...
П.С. Если коллеги - абсолютники и НЕ - поделятся своими мыслями, будет интересно IMHO.
П.П.С. Вспомнил еще одну особенность некоторых вокалистов и хоровиков - ползет не только строй, но и темп - начал в темпе 120, закончит в 98 :laugh2: