Что мы знаем о той "массовой" культуре, которая была в те времена?
Судя по песням, которые исполняли мой отец и дед со своими друзьями-ничего!Т.е. практически абсолютно ничего.
Тут есть один важный критерий: действительно заметные явления так или иначе фиксируются современниками - в литературе, в живописи, в мемуарах, кино, театральных пьесах. Такие песни зачастую исполняются и спустя сотню лет, а если становятся народными - то и дольше. Пример: Вертинский в своё время считался пошляком, декадентом и практически кабацким клоуном. Сегодня он так не воспринимается (ну разве что декадентом), а творчество его живо.
Однако говоря о переустройстве "котла" я подразумевал немного другое.
1. Исчезновение утилитарного аспекта аспекта искусства: это мы поём в "тёплой" компании, этому мы внимаем в особняке с мраморными колоннами, а вот это - достояние отбросов общества или сумасшедших. Сегодня в столичной галерее можно полюьоваться на "скульптуру" из замерзшего дерьма, и это никого особо уже не шокирует. Рамок больше нету.
2. Возможности ретрансляции в корне изменили (уже сейчас) саму систему доступа к произведениям искусства. 19 век: хочешь послушать знаменитого итальянского тенора, посетившего Россию? Садись в двуколку и две недели трясись по дороге в Петербург. Точно так же тенор будет трястись в повозке, чтобы добраться туда же. Сегодня тенор выложит ролик на "Ютуб", а мы будем нетерпеливо "скроллить" ползунок воспроизведения - много их, теноров энтих, нонче развелось. То, что было
событием сотню лет назад, сегодня - проходной эпизод, ничем не примечательный. Типа "посмотрел, послушал, (не) понравилось".
3. Отмирание специализации и профессионализма во всех сферах культурной деятельности. Про это я даже говорить ничего не буду: купил фотоаппарат - и ты фотограф, установил "Фрути Лупс" - и ты "продуссер", купил ангар - и ты галерейщик итп.
И тут - хоба! - Гнесинка.

ardon: