Совковый шоубиз. Как это было.

  • Автор темы Автор темы Litvinov
  • Дата начала Дата начала

Litvinov

New Member
15 Апр 2006
2.007
724
0
61
Germany
tunguskagrooves.com
Как был устроен шоу-бизнец в СССР?

Ликбез для чайников от непосредственного очевидца событий.
Разоблачение мифов. Часть первая. Вступление.
Прошу ветеранов дополнить, если что упущу.
С удовольствием отвечу на вопросы:))))

Начну с того, что в СССР было две формы творчества и шоубизнеса в нынешнем понимании - государственная ( частное предпринимательство официально не разрешалось, но оно существовало в виде кооператировов, авторских коллективов, частных форм малой формы - например колхозник на рынке и т.д...) и любительская (она же называемая самодеятельностью), также как и две формы существования - легальная и нелегальная.
Так как о первой написаны горы книг, воспоминаний очевидцев и мемуаров нынешних звёзд, начну со второй - самодеятельности.
Как правило она базировалась или по частным домам/ квартирам/ подвалам или по клубам.
Клуб в совковое время - это был не ночной клуб или клуб в нынешнем понимании, а некое строение-структура при КАЖДОМ заводе, фабрике, институте, колхозе, совхозе и т.д... Практичеки при каждом предприятии с числом сотрудников больше 100 человек, должен был быть построен клуб ( Дом Культуры или даже дворцы).
Клуб - это было строение с актовым залом ( на предприятиях гигантах типа металлургических заводов - это были залы на тысячи человек, кинотеатром, малым залом, кафе, баром и т.д.. с целым комплексом помещений аналогичным сегодняшним центрам развлечений). Эти строения до сих пор функционируют и их можно видеть в центре каждого моногорода. Например известный всей стране такой клуб - знаменитый центр на Дубровке или клуб Горбушки...
При каждом таком клубе существовали кружки занятий по интересам- например фотографией, авиамоделизмом, а также музыкой - народной, хоровой, танцами и разумеется рок и поп. Я лично не знаю ни одного клуба СССР- а их были десятки тысяч, в которых бы не имелась одна комнатка с аппаратурой и в которой не играла бы местная рок-команда, которая утром днём работала/ училась как все, днём репетировала, а по вечерам выступала на местных танцах в этом же клубе, вход на которые был платным и стоил порядка 50 копеек. Часть денег шла клубу ( директору) , часть группе...
Как правило раз в несколько лет, шефствующее предприятие закупало новое оборудование, а старое списывалось и честно передавалось кормящимся у клуба музыкантам или перепродавалось им же сотрудниками клуба.

Миф первый - негде было репетировать.
Играть всегда было где. В городе в котором я родился и вырос - было около сотни таких клубов - при порте, ткацкой фабрики, мясокомбината, маслозавода, заводе электромоторов, строительного комбината и т.д.. И всегда там можно было найти комнатку, или снять её ( нелегально, за несколько десятков рублей) или легально и т.д...

Миф второй - не было техники и оборудования.
Техника и оборудование были. Но не так доступны, дешевы как сегодня. Именно это делало музыкантов того времени отчасти элитой, так как это хобби было дорогостоящим и не таким доступным как например фотография или спорт. Купить гитары и синты, усилители и т.д. можно было в спецмагазинах ( в моём городе всего два - универмаг в центре города и специальный магазин музтоваров). Правда наиболее качественные продавались из под полы с барыжной наценкой. Купить подержанное можно было в комиссионных магазинах, где иногда выставлялись барабаны, импортные гитары и т.д.. ну или с рук - в моё время не было интернета или платных объявлений, но была народная молва и она доносила о возможности продажи или покупки

Миф третий - не было импортных инструментов хорошего качества.

Инструменты были. Правда мало. Но....И музыкантов тогда было гораздо меньше. На порядки.
Инструменты привозили моряки, дипломаты. Но основная масса шла через официальные закупки филармоний и т.д., которые изредка, но стабильно закупали фендеры, маршалы, динакорды и пивеи для наших суперзвёзд и т.д., а те уже передавали по наследству или перепродавали их нам, в рестораны и т.д.. Мелкие клубы и дома культуры закупали как правило отечественное или оборудование производства стран соцориентации - ГДР, Венгрия, Чехия которое было вполне сносным для начинающих музыкантов...

Миф четвёртый - не было иностранной музыки и люди учились року на Кобзоне.

Музыка была, не везде, но была, хотя и дорого, но доступно. В подземном переходе, киоске на рынке или доме быта в крупном городе , в студии так называемой грамзаписи можно было записать во первых самого себя, даже на пластинку( гибкую), а во вторых просто купить перезапюись любой импортной музыки - от итальянского диско до хард-рока. Кроме того в магазинах бывали югославские или немецкие, венгерские или чешские перепечатки известных западных групп. Это что касается легального канала. Был и нелегальный - диски привозили дипломаты и моряки, иностранцы и т.д., делались записи эфиров западных каналов тв ( на границе с Финляндией, Турцией и т.д..)
Кроме того, сотни тысяч наших соотечественников постоянно находились за границей и много чего привозили они ( например солдаты в ГДР, ЧССР и т.д..)

Миф пятый - негде было играть и за это не платили.
Музыку в то время можно было играть в практически каждом ресторане страны, некоторых кафе, молодёжных клубах, клубах предприятий ( о них я уже писал), дискотеках, танцах и нелегальных гастролях по санаториям, домам отдыха, где группы выступали на танцах, вечерах отдыха и т.д..
Как правило на такие мероприятия организаторы продавали билеты, часть заработанного шло музыкантам, часть организаторам.
Существовала также форма нелегальной концертной деятельности - квартирники и просто тусовки, где люди играли по частным домам и слушатели просто скидывались кто сколько сможет...
Естественно к участию в подобного рода деятельности допускались только группы с опытом и наработанной программой, но выбор был и я ещё с детства помню концерты групп, играющих в своей программе Пинк Флойд, Битлз, Зеппелин и т.д...

Кроме того, постоянно проводились всевозможные фестивали, молодёжные смотры, слёты и студенческие капустники на которых также часто игралась неофициальная музыка.

Миф шестой - негде было записываться.
Оборудование для звукозаписи было дорого и не только в совке, но и везде на планете в то время, и определённый дефицит студий был, но записаться всё равно можно было, заплатив персоналу официальных студий или просто записавшись в неофициальных. Их было мало, но они были и о их существовании знали все, кто занимается музыкой.
В моём городке таких студий было три - при радиодоме ( местный филиал радио Майка и т.д..), при театре городском и при местном филиали телестудии. С вполне профессиональным по тем временам оборудованиемми т.д..
Кроме того существовали домашние полустудии и возможность хобби-звукозаписи...


Спасибо Алексу, напомнил:

Одним из стандартных "бизнесов" того времени была торговля оборудованием и шмотками, продуктами и т.д на гастролях.

Например приезжала к нам на гастроли восточногерманская группа, скажем Пудис, выступала и под конец гастролей продавала инструменты и оборудование, покупала на эти деньги золото или ценное что нибудь, например электротехнику или автомобили и уезжала.
Совковые музыканты тоже барыжили. Свою гитару ( ариа про 2) я купил в Минске у венгра, продал в Сыктывкаре в ресторан при гостинице где жили, наварил полтысячи рублей. Потом на эти полтысячи в Аш хабаде в универмаге купил два диаманта( были в открытой продаже - удивительно)... и позже перепродал в Туапсе и Питере наварив на каждом ещё по сотке. Итого возвращаясь с гастролей - сделал почти штуку, считая зарплату... За год - накапало на шестёрку подержанную с хнутой антенной и автомагнитолой пионер....И все бабы - мои....
 
Последнее редактирование:
Купить гитары и синты, усилители и т.д. можно было в спецмагазинах ( в моём городе всего два - универмнаг в центре городе и специальный магазин музтоваров). Правда наиболее качественные продавались из под полы с барыжной наценкой.
У нас только совковые или стран соцлагеря в лучшем случае. Настоящей "фирмы" в магазинах отродясь не было, по крайней мере у нас в городе.


Их привозили моряки, дипломаты.
И гастролирующие югославы, у которых был доступ к "ненашим" дивайсам и они частенько барыжили походу гастролей.


негде было играть и за это не платили.
Я в 20 лет зарабатывал в кабаке больше, чем вся моя семья включая бабушкину пенсию. Но большая часть денег уходила на инструменты, которые действительно стоили немеряно.

негде было записываться.
У нас в городе многоканальной записи не было нигде. В лучшем случае писались наложением на двух бобинниках.
 
Эээ
А такие мифы есть?
Репбаза - либо ДК, либо какой-нито институт, в качестве арендной платы - Антонова на праздник спеть, про Абрикосовую и Виноградную.
Инструменты - "ЛидСтар", "Диаманта" и подобное.
Студии - да были. При любом серьёзном театре, например.
Чужие буржуйские записи - таки да. Не проблема, хотя и дороговато, если говорить о "винилах".
С деньгами проблемнее. Либо кабаки, либо спекуляция теми же инструментами.
Нормально было.
 
Эээ
А такие мифы есть?
Репбаза - либо ДК, либо какой-нито институт, в качестве арендной платы - Антонова на праздник спеть, про Абрикосовую и Виноградную.
Инструменты - "ЛидСтар", "Диаманта" и подобное.
Студии - да были. При любом серьёзном театре, например.
Чужие буржуйские записи - таки да. Не проблема, хотя и дороговато, если говорить о "винилах".
С деньгами проблемнее. Либо кабаки, либо спекуляция теми же инструментами.
Нормально было.


Ну я это и говорю. А то вижу - народ молодой забывает или не знает. Вот и освежаю в памяти...
 
У нас только совковые или стран соцлагеря в лучшем случае. Настоящей "фирмы" в магазинах отродясь не было, по крайней мере у нас в городе.



И гастролирующие югославы, у которых был доступ к "ненашим" дивайсам и они частенько барыжили походу гастролей.



Я в 20 лет зарабатывал в кабаке больше, чем вся моя семья включая бабушкину пенсию. Но большая часть денег уходила на инструменты, которые действительно стоили немеряно.


У нас в городе многоканальной записи не было нигде. В лучшем случае писались наложением на двух бобинниках.


Да. Фендеров в продаже не было, но были Мюсимы и Диаманты - вполне приличные гитары. Я до сих пор юзаю Лидстар 2 и чешский бас-рикенбеккер - и клёво вполне. Даже со временем звучать стал:))))

Студии тогда и на западе были проблемой - многоканальники стоили бабла немерянно, но они были. Во первых четырёхканальники чешские, таскамовскими 8 канальниками комплектовались театры и радио, 24 канальниками региональные телестудии и Мелодия...

В любой Мелодии стояли Отари, Таскам, приличные пульты и реверы, типа рев5, рев 1 или сони....

Я знал клубы в Казахстане и Омской области, где были микрофоны Нойманн, Шур 58, в доме культуры Набережных Челнов имелся Минимуг и родес пиано, в Мурманске - видел вурлитцер, целую кучу роландов аналоговых и два гибсона и т.д...
 
если в городе имелся комитет по телевидению и радиовещанию, как правило он был оснащён биговским комплектом как минимум, имелись отличные по акустике аппаратные и тон-залы для записи оркестров...если нужна была фирменная аппаратура - в кабаках было всё что надо...нельзя было только одного - вступить в Союз Композиторов :pioneer_smoke:
 
если в городе имелся комитет по телевидению и радиовещанию, как правило он был оснащён биговским комплектом как минимум, имелись отличные по акустике аппаратные и тон-залы для записи оркестров...если нужна была фирменная аппаратура - в кабаках было всё что надо...нельзя было только одного - вступить в Союз Композиторов :pioneer_smoke:

И то можно было. Надо было прогнуться или занести бабла, много и кому надо. Но тоже не всем можно было.
 
не было импортных инструментов хорошего качества

да уж были,но скок это стоило:girl_mad:
Купили как то Крумар у "Машины Времени" - за 11тыр.,а нулевая шестерка тогда стоила - 12.
А вот с местом для (как теперь говорят для "репы")репетиций ,эт да. Живу в мал.городе, но в каждом техникуме, в институтах-на каждом факультете, даже в училище связи в каждой роте...
и насчет заработка(конечно шара иль кабак), но в месяц выходило раза в 3 боля, чем когда институт закончил и пришел на завод, поэтому (когда сынок родился) и ушел назад в кабак.
 
Вот в Питере Штудер 12-ти канальный и маг 10-ти дорожечный Ампекс в Капелле,там была студия Мелодии....
Это год 82-83..помнится сам там бывал,были знакомые (Юрий Морозов...кто знает!)....
Ну у Тропилы был.....самопал - многодорожечник.
 
да уж были,но скок это стоило:girl_mad:
Купили как то Крумар у "Машины Времени" - за 11тыр.,а нулевая шестерка тогда стоила - 12.
А вот с местом для (как теперь говорят для "репы")репетиций ,эт да. Живу в мал.городе, но в каждом техникуме, в институтах-на каждом факультете, даже в училище связи в каждой роте...
и насчет заработка(конечно шара иль кабак), но в месяц выходило раза в 3 боля, чем когда институт закончил и пришел на завод, поэтому (когда сынок родился) и ушел назад в кабак.

Ну были инструменты. Дорогие - да. Но эти инструменты и сегодня стоят как та шестёрка, если не дороже:)))))
Крумар тех времён или штатовский фендер - он и сегодня за штуку стоит если в хорошем состоянии.

Про заработки скажу так - я делал в год до 10-12 000. Штуку в месяц примерно. Это были гигантские деньги по тем временам.
Мои друзья делали в месяц в кабаке по 300 минимум только на чаевых, плюс жратва, зарплата около 140, сигареты, алкоголь и девушки:)))))
И это был дохлый кабак-забегаловка. Если же сюда посчитать отдельно свадьбы ( каждую субботу) - то тоже наверняка поштуки имели в итоге... Разумеется кто хотел. Ленивцы и в то время были и нытики....
 
Да честно говоря , еще в 90 нормально было(хоть это ужо и не Совок).КАк то за новогодние праздники срудил себе на роланд и жене на шубу:-)),ну и еще кушали,жили.
Сейчас уже лет 10 как соскочил с кабака-сам не "мониторю", но народ плачет-хреново стало(город Новочеркасск).
А сколько раньше на аппарате можно было поднять, у нас ваще "город мастеров", кто динамики, кто "пищалки", я концы клепал, потом завалили Китаем.
 
serj33music, Crumar - клавишка, кажется итальянская. Модели - Performer (струнные и брасс) и Multiman (еще и пианко+harpsichord).

Фото с ним есть, но на Ебее можно найти и лучшего качества, как и описание. Стоил от 7 до 11 тышш деревянных.


штатовский фендер - он и сегодня за штуку стоит если в хорошем состоянии.

Да и поболее - зависит в основном от дерева. У меня приятель в Штатах работает в гитарном отделе - говорит, из новых инструментов единицы достойные попадаются, а старый может и на трешку потянуть, даже со стертыми ладами и колками...
 
serj33music, Crumar - клавишка, кажется итальянская. Модели - Performer (струнные и брасс) и Multiman (еще и пианко+harpsichord).

Фото с ним есть, но на Ебее можно найти и лучшего качества, как и описание. Стоил от 7 до 11 тышш деревянных.




Да и поболее - зависит в основном от дерева. У меня приятель в Штатах работает в гитарном отделе - говорит, из новых инструментов единицы достойные попадаются, а старый может и на трешку потянуть, даже со стертыми ладами и колками...

Я свой за две евро продал.
 
http://www.vintagesynth.com/misc/crumar_orch.php
грязноватый, но очень такой солнечный стринг... не думаю. что есть смысл брать сегодня.

Да сотку можно дать как за интерьер, а две - если рабочий... Ностальджи :)))

Хотя стринги вермоновские не хуже были по звуку:))) Даже наш совковый - электроника - тоже вполне клёво:)))
 
Интересно, а что нужно было продать (почку, квартиру) молодым музыкантам, чтобы записаться на "мелодии" году этак в 83м ?:laugh1:

Был естественный отбор - тех кто не умел играть и петь - вообще не подпускали, а из тех кто умел - пускали только тех, кто ещё и официально был где нибудь зареген - или в филармонии или в госконцерте или ещё где, а туда даже по знакомству брали только тех, кто что-то но умел. Абсолютных бездарей практически не было..
Но и желающих записаться - очереди на года. Таких тоже было много - а студий мало. Поэтому очередь, нереальные сроки записи - это всё повышало квалификацию. Партию в студии записывали ЦЕЛИКОМ и часто с первого захода. По неделям дома репетировали перед студией. Поход в студию - как сегодня поход к Путину на приём..Важно до невозможности.
Важнее только запись для центрального тв..
 
Именно из за дефицота профистудий и больших ограничений на запись, в совке родилась культура самиздата.
Люди писались на домашние бобинники или даже кассетники и потом это распространялось народной волной перезаписей.

Процесс выглядел так:
Несколько человек скидывались или находили пару достойных бобинников, тащили в репу пульт, лучшее оборудование которое могли найти. Потом играли и как правило записывали минус на две дорожки одного магнитофона, потом пускали минус и сверху писали вокал и соляки, и всё это писали на второй магнитофон. Потом делали копии фонограмм, тиражировали кассеты и пускали в народ. Музыки было не так много как сейчас, она была явлением и больше чем музыка и всё свежее хорошо рас ходилось. Если песни были окей - то через год, два группа становилась легендой того или иноиго мас штаба. После чего поднабравшись опыта пыталась легализоваться....
 
Настоящей "фирмы" в магазинах отродясь не было

Таки да. Запад валютный шел только по разнарядке Минкульта - в Москву-Питер, по столицам республик и в некоторые областные филармонии - для коллективов супермэтров.

Самым распространенным, пожалуй, был комплект Dynacord.

А вообще каналы открывались самые невообразимые...

Например, в Ереване перед открытием (!) сгорел новейший Дворец молодежи, нафаршированный аппаратом мечты. Все сгорело, инструменты и аппарат списали, как положено.

А через некоторое время весь Союз наводнила музтехника, причем по ценам почти демпинговым. :sarcastic: Пришлось Комитету разыскивать инициативных реализаторов погибших сокровищ...

В Москве подвал одного из ДК был под завязку забит товаром в ассортименте хорошего Music Market'a - благодаря возможностям и связям одного из прославленных советских артистов...

Стабильные поставки обеспечивали югославы и поляки, причем тур начинали с 4-5 гитар в стойке, а последний концерт доигрывали на взятых на вечер советских или братских дровах :laugh2:

Цены, конечно, были для рядовых граждан за пределами воображения - 500-600 рупий за Shure565, 600-1200 за примочки класса Electroharmonix, 1000-1200 за пару динамиков Celestion G12, 3000 за приличное весло, 5000 за Roland501, 5000-12000 за клавиши...

Правда, и заработки были приличные. Музыканты из сочинской Жемчужины на выходной летали пообедать в Ригу или Таллин (отдых - это смена обстановки :laugh2:)

Да и в филармониях начали закручивать гайки только в начале 80х, да не успели...

А до того - положенную квартальную норму 3х22 палки вырабатывали быстро, и можно было отскочить на чес по периферии. Работа на износ - до 5 концертов в день (без фанЭры), но учитывая поясные коэффициенты, надбавку за стадион (была двойная) и прочие ухищрения, игра стоила свеч - и не геморройных!

За нетрудовые (???!!!) доходы бдительное государство пыталось карать, в первую очередь - администраторов. Ходила шутка - толковый администратор должен иметь судимость.

А помимо основной деятельности, советский шоубиз открывал параллельные широкие возможности для инициативных будущих капиталистов. Схемы за истечением срока давности можно рассекретить :laugh2:

Например, музыкант садится в самолет (за казенный счет - халява, сэр!) и летит из столицы, скажем, в Оренбург. Он берет с собой несколько пар финских женских сапог, косметику, парфюм и т.п. В Оренбурге все это реализуется, на выручку приобретаются знаменитые пуховые платки, которые летят в Сибирь, где превращаются в меховые шапки, которые становятся в Астрахани черной икрой, которая в Сухуми меняет цвет на жизнерадостно-цитрусовый, по которому так тоскуют за Полярным кругом...
 
Настоящей "фирмы" в магазинах отродясь не было

Таки да. Запад валютный шел только по разнарядке Минкульта - в Москву-Питер, по столицам республик и в некоторые областные филармонии - для коллективов супермэтров.

Самым распространенным, пожалуй, был комплект Dynacord.

А вообще каналы открывались самые невообразимые...

Например, в Ереване перед открытием (!) сгорел новейший Дворец молодежи, нафаршированный аппаратом мечты. Все сгорело, инструменты и аппарат списали, как положено.

А через некоторое время весь Союз наводнила музтехника, причем по ценам почти демпинговым. :sarcastic: Пришлось Комитету разыскивать инициативных реализаторов погибших сокровищ...

В Москве подвал одного из ДК был под завязку забит товаром в ассортименте хорошего Music Market'a - благодаря возможностям и связям одного из прославленных советских артистов...

Стабильные поставки обеспечивали югославы и поляки, причем тур начинали с 4-5 гитар в стойке, а последний концерт доигрывали на взятых на вечер советских или братских дровах :laugh2:

Цены, конечно, были для рядовых граждан за пределами воображения - 500-600 рупий за Shure565, 600-1200 за примочки класса Electroharmonix, 1000-1200 за пару динамиков Celestion G12, 3000 за приличное весло, 5000 за Roland501, 5000-12000 за клавиши...

Правда, и заработки были приличные. Музыканты из сочинской Жемчужины на выходной летали пообедать в Ригу или Таллин (отдых - это смена обстановки :laugh2:)

Да и в филармониях начали закручивать гайки только в начале 80х, да не успели...

А до того - положенную квартальную норму 3х22 палки вырабатывали быстро, и можно было отскочить на чес по периферии. Работа на износ - до 5 концертов в день (без фанЭры), но учитывая поясные коэффициенты, надбавку за стадион (была двойная) и прочие ухищрения, игра стоила свеч - и не геморройных!

За нетрудовые (???!!!) доходы бдительное государство пыталось карать, в первую очередь - администраторов. Ходила шутка - толковый администратор должен иметь судимость.

А помимо основной деятельности, советский шоубиз открывал параллельные широкие возможности для инициативных будущих капиталистов. Схемы за истечением срока давности можно рассекретить :laugh2:

Например, музыкант садится в самолет (за казенный счет - халява, сэр!) и летит из столицы, скажем, в Оренбург. Он берет с собой несколько пар финских женских сапог, косметику, парфюм и т.п. В Оренбурге все это реализуется, на выручку приобретаются знаменитые пуховые платки, которые летят в Сибирь, где превращаются в меховые шапки, которые становятся в Астрахани черной икрой, которая в Сухуми меняет цвет на жизнерадостно-цитрусовый, по которому так тоскуют за Полярным кругом...
 
А были ли "концертные чесы" в нынешнем их понимании году в 75-84 (т.е. в доперестроечных) ? Я так понимаю, что, поскольку зарабатывать таким образом было нельзя в частном порядке, все концерты организовывались под эгидой минкульта и т.д и значительный процент шел туда. Как примерно распределялись полученные средства ? И как организовывались (с финансовой точки зрения) концерты зарубежных исполнителей, хотя бы того же Ванклиберна :biggrin:
 
Хотя стринги вермоновские не хуже были по звуку:))) Даже наш совковый - электроника - тоже вполне клёво:)))
Нифига, внешнее сходство тембра только. А вот внутри остального коллектива эти инструменты вели себя очень по разному и в этом плане Вермоны с Электрониками сливали Крумару по полной. Приходилось играть на всём, был владельцем Крумара тоже (перформер был моим первым личным фирменным инструментом).
 
500-600 рупий за Shure565
я 800 отдавал за б\у.

Например, музыкант садится в самолет (за казенный счет - халява, сэр!) и летит из столицы, скажем, в Оренбург. Он берет с собой несколько пар финских женских сапог, косметику, парфюм и т.п. В Оренбурге все это реализуется, на выручку приобретаются знаменитые пуховые платки, которые летят в Сибирь, где превращаются в меховые шапки, которые становятся в Астрахани черной икрой, которая в Сухуми меняет цвет на жизнерадостно-цитрусовый, по которому так тоскуют за Полярным кругом...
По этому поводу даже анек ходил про еврейский оркестр. На репе один дирижёр объясняет подобный расклад. Один музыкант тянет руку: а можно вопрос - инструмент с собой брать?:smile:
 
А были ли "концертные чесы" в нынешнем их понимании году в 75-84 (т.е. в доперестроечных) ? Я так понимаю, что, поскольку зарабатывать таким образом было нельзя в частном порядке, все концерты организовывались под эгидой минкульта и т.д и значительный процент шел туда. Как примерно распределялись полученные средства ? И как организовывались (с финансовой точки зрения) концерты зарубежных исполнителей, хотя бы того же Ванклиберна :biggrin:

Я и описываю ситуацию до перестройки. После неё уже был капитализм...
Опишу ситуацию на своём опыте.
Год 1983-ий, лето, вернее август. Я после строй отряда в институте (это отдельная история), где мы с командой достаточно порепетировали.
Еду с друзьями в Туапсе или рядом. Находим пансионат( вообще-то ранее договаривались), нам дают коттедж с 2-3 комнатами и пансион на человек 4-6.. Т.е. еда и жильё на берегу моря в обмен на 5 раз играть на танцах в этом пансионате- в основном каверы на совковые хиты или италодиско. В субботу-воскресенье играем за деньги - 50 копеек за вход. Человек сто всегда было. С полтиника отдавали десятку двум местным за охрану, ещё десятку - заведующему по культуре пансионата... Оставалось 25-30. Этих денег хватало на бухло. Весь месяц - как в раю. По сути - олл-инклюзив в обмен на полтора часа музыки. Иногда играли свои вещи.

Вторая ситуация. Мы и одна команда договариваемся с известным нам админом на турне по танцплощадкам по побережью.
Даёт по чирику ( десять рублей) за концерт на нос., плюс проживание плюс еда. Итого - 40 рублей на группу, четыре кровати в номере без удобств( на этаже) плюс талоны на питание в столовке. Начинаем турне в Батуми, заканчиваем в Севастополе. Каждый день играем в пансионатах передвигаясь вперёд на километров - 10-20... Играем так концертов сто. В программе хиты совка, плюс свои вещи плюс зарубежная эстрада. Часа на два, иногда три.
Кроме того - продаю записи. Подходят после концерта люди, покупают кассеты с записями Тото Кутуньо, Челентано - я их записывал дома на совковые кассеты ( стоимость - 4.50) - а продавал по 7-8.. Или фирменные соньки или тдк - по 15 рублей за кассету ( стоимость в магазине 9 руб)
Приезжаю домой - за два-три месяца - около двух, иногда трёх тысяч - этого хватит на год....
Это частником. .
В совке существовала целая сеть нелегальной концертной деятельности - всё как надо - афиши, гастроли, транспорт, баблос наликом и т.д...
Ставка народного артиста 50 руб. Ставка солиста 20-25 рублей, простого инструменталиста - 15. В день некоторые умудрялись по 4-5 концертов в выходные и по два-три в будни. За гастрольный тур - не менее 100 концертов. Четыре тура в год - итого до 400 концертов в год.
Ленивые артисты - и то умудрялись до сотни концертов в год делать. Страна то громадная, пока всю объедешь с одной программой - лет 5 надо... А ещё творческие вечера, тв, радио, РАО, зарплата, доплата, командировочные.
Скажу так - группа уровня "Землян" - была в середине 80-х в таком шоколаде, что сегодня мало кому поверится...
 
Последнее редактирование:
Люди писались на домашние бобинники
Помню-помню..Репетируешь, а потом объявляется день Ч-Запись! Все трезвые и нарядные)) Долго отстраивали уровень, пробовали дублей несколько..все живяк естесственно-не дай боже-кто-то чего-то не выучил, не подготовился..Записывали через пульт Карат..Как правило часов за 4-6 записывался альбом песен так на одиннадцать) После тут же покупалось нечто горячительное( обычно это была брага) и начиналось прослушивание-обсуждение и копирование)))
(я рос в поселке на урале)
Наш руководитель группы занимал при ДК должность худ.рук. детского муз. кружка..Это и позволяло нам там находиться и заниматься своим творчеством..
Инструменты..Помню перепало от каких-то людей и диаманта бас и ямаха rx 11 (или 15) эл.барабаны и самая гордость моя была-ямаха псс270..с маленькими клавишами, с автоаккомпониментом, с динамиками и которая работала от Батареек!!! после поливокса это был штык для меня! (мне было где-то лет 11-13..полик был тяжелым)
когда ездили с концертами по деревням и селам-все помню говорили-ага!! это у вас этот синтезатор сам все играет!!))-хотя играли всегда живьем, даже на роктоне(эл.барабаны с блинами)..- а мы ходили после концерта и показывали людям, как играет сей чудо инструмент))
эх..детство золотое!..
пс..сорри если офф)
ппс..это конец 80-х, начало 90-х..
 
классная тема
спасибо ребяты
я по возрасту этого не застал
помню только туры на автобусе по воинским частям и академ-городкам
но долго эта холява не продлилась ибо време пошло другое
 

Сейчас просматривают