Светланов, а его невзлюбил из-за Болеро Равеля за то, что он просто в конце просто загнал. Всё убыстрял и убыстрял темп.
была книга у меня "М.Равель" в красной обёртке...утерял её лет 20 назад ..
там был описан случай - попытаюсь передать своими словами:
когда после концерта, где исполняли Болеро, друзья увидев продолжающего сидеть в кресле Равеля напомнили ему, что пора подняться на сцену, подойти к дирижеру и пожать ему руку, Равель нахмурившись наотрез отказался, пояснив это тем, что дирижер фатально убыстрял темп произведения с самого начала вплоть до конца ...
В конце концов друзья уломали маэстро, да и зал весь ждал традиционной процедуры ...
Пожав руку дирижеру, Морис всё таки указал дирижеру на крайне нежелательную интерпретацию его музыки на что тот ответил с сильным итальянским акцентом примерно так:
- Фы, ни черта не смыслите ф своей мусыке.
Это был неподражаемый Тосканини ! ))
- Прошло много лет с тех пор и все, насколько я осведомлен, крупные дирижеры мира, придерживаются именно такой интерпретации,
- по-ходу развития постепенно наращивают темп произведения Болеро.
---
Мой самый любимый композитор если говорить о симфоническом оркестре - М.Равель.
Люблю все его фортепианные концерты. Особенной прелестью обладает концерт для левой руки - написанный для друга-пианиста потерявшему в пер.мировой правую руку. Виртуозная педалировка создаёт иллюзию двух рук!
далее.... Могила Куперена, сонатина Фа-диез минор и много ещё чего ...
Но! Исполнять произведения Равеля, особенно фортепианные, вещь адско-трудная, трудная не технически, а из-за наличия в его музыке зыбкого мира нереальных ощущений. Надо быть очень осторожным при выборе исполнителя - ведь можно и не полюбить если слушаешь в первый раз и человек неосведомлен.
На мой взгляд, одним из мягко говоря посредственных исполнителей произведений Равеля, является Корто, который слывет в мире как лучший Равелист.
Равель дал пищу для размышления многим выдающимся джазовым пианистам второй половины XX века, кстати и собаку его звали Джаз ))
Маэстро жил на заре появления замечательного жанра. Если не ошибаюсь номером, то его второй концерт для фоно пронизан джазовыми элементами.