Немного о демпинге , ценах и самооценке...

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Перепостил с дочерней темы :
Кого хотелось бы видеть в союзе:

Звукорежи , ассистенты звукорежей .
Аранжировщики всех стилей.
Владельцы и менеджеры студий звукозаписи.
Продюсеры ( музыкальные , технические , co, so , итд)
Промоутеры ( прокатчики , концертники , владельцы площадок , клубов , залов , ДС ).
Оркестровщики , супервайзеры , музрежи театров.
Композиторы ( от геймеров до неоклассиков, кино , театр и проч.) , поэты.
Инструменталисты , вокалисты.
Программеры , производители музоборудования.
Артисты и группы ...

Кого забыл - дополните ...

Входить в Союз могут любые представители постсоветского пространства .
Представительства Союза должны быть везде , где есть не менее трёх-пяти его членов.

Это конечно Нью Васюки , но не так страшен чёрт , как его малютка ...

Профсоюзом , в его обычном понимании , даже пахнуть не должно , или я сливаюсь первым .
Это Новообразование с учётом 21 го века , интернета , технологий , товаро-денежных отношений , законов рынка , АК/УК и прочая ...
 
Последнее редактирование:
Эти служебные функции не подразумевают непосредственное участие в производстве.
И иногда даже не имеют отношение к музыке.

Тогда надо из списка выкидывать прокатчиков, промоутеров и т.п.
 
О демпинге. Зашёл как-то ко мне проездом парень из Киева. И говорит - о, у тебя мониторы Клейны, о, микрофон Виолет. Удивился, первый раз вижу в своей студии человека, который знает эти названия. Он объясняет - мы в Киеве альбом пишем на студии ХХХ (не хочу указывать, известная студия с крутым сетапом), там такое видели, только модели постарше. Дал послушать трекинг - очень хорошо записанная живая команда (правда уже немного подпорчено "сведением"). Я спрашиваю - каков бюджет? Он говорит - 200 баксов за запись и сведение ОДНОЙ ПЕСНИ.:wacko3:
Парень звукорежисёр руку набивает в свободное от работы студии время. Вполне возможно, что ему это даже разрешили (когда есть работа - работаешь, в остальное время крутись как можешь). А ему что - оборудование отбивать не нужно, даже за свет платить не нужно.
 
Парень звукорежисёр руку набивает в свободное от работы студии время. Вполне возможно, что ему это даже разрешили (когда есть работа - работаешь, в остальное время крутись как можешь). А ему что - оборудование отбивать не нужно, даже за свет платить не нужно.
Было на моём веку и такое. Результат оставлял желать лучшего. А вот когда работал уже под присмотром, то и результат был на голову лучше.
Возможно ещё смысл в том что работал не уставшим. Поэтому и результат был.

Тут ещё вот какая дилемма есть. У молодых ушки свежие, в модной струе, а опыта ноль. Желание и амбиции приводят обычно к плачевному результату. У старичков и опыт, и знания и мудрость, а ушки уже подуставшие. Поэтому как вариант работать молодым ребяткам на старичков. И опыта наберутся, и в струе будут. Со временем старичков проводят с почестями в последний микс, а себе наберут молодых. И по новой.
На западе как я понял со слов друзей практически также. Например парню который сводил властелина колец было всего 25 лет. Закончил если не ошибаюсь Беркли. А учил его кто? Какой-нибудь старичок. Взаимоотношения через деньги но смысл примерно такой же. Если ошибаюсь - рекомендую лучше промолчать.

Вобщем предлагаю такую схему взять на разработку и подготовить к вооружению. А то так и будем отбиваться от мастеринка на кухне.
 
Вставлю свои пять копеек по теме топика.
Плох демпинг? Да, плох. Из-за специфических реалий России. А хорошим плеснутым в огонь керосином послужило... гм... не сочтите за снобизм, но - дикая безграмотность и безкультурье заказчиков и слушателей.
Произошло размывание границ ценовых (и качественных) ниш. Поясню, как это происходило. Есть студия "Студио Рекордз". Работают спецы с годами работы, потратились на качественное оборудование не ради этого самого оборудования, а для результата. Даже болтается оркестровщик с консерваторским образованием. А самое главное - есть идеи и вдохновение.
Через какое-то время напротив появляется предприимчивый вася. Понимает, что в творческой конкуренции ему мало что светит, пойти советским путем уже не выйдет (когда целовать булки секретарю парткома гораздо важнее, чем уметь сочинять, главное пролезть в союзкомп, и потом по разнарядке сверху будешь сочинять все, от песенки красной шапочки до хэви-метала). Выход нашелся: буду делать чёрти что, а недостаток ума лихо компенсирую скидочкой, благо то, что нашей публике "что водка, что пулемет", все равно ничего не разберут. Вот понаплодились тьмы всевозможных "сиська-рекордз", в которых засели специалисты по поющим трусам.
Потом эти роги и копыты финансово поднялись, причем покруче "настоящих" людей, чему удивляться вообще-то не приходится, ибо за те 2-3 недели, пока специалист будет сочинять, аранжировать, подбирать варианты, записывать, сводить и мастерить приличный продукт, вот такой вот вася успеет налабать целый чемодан дерьма. Публика глотает все.
Будь у нашего человека уши, он мог бы легко отличать нормальных специалистов, будь композитор, аранжировщик или клавишник, от ушастых фраеров. Но ушей у многих попросту нет. Как нет и.. гхм.. знания специфики (например, технологии производства того или иного медийного продукта). Очень тяжело, а порой и просто невозможно, объяснить, что на качественное звуковое постпроизводство типового выпуска телепередачи на 40 минут (какие идут на дециметровых каналах) нужно около 20 рабочих часов звукорежиссера. Следовательно - 2 дня. "Да вы чо, тут вася делает за 8! Я пошел к нему." И плевать, что этот вася чистит только диктора, а на подводки кладет, а слово "шумовой профиль" вообще отсутствует в лексиконе.

Одним словом, я, подумав, высказываюсь "за" наше объединение, озвученное в шапке темы.
И не от скаредности или желания "прижать" новичка. Просто такая площадка позволит, если хотите, повысить грамотность потребителя, и он научится ДУМАТЬ. То есть четко понимать, что если тебе предлагают аранжировку за пару сотен баксов, озвучить кино за десятку или мастеринг за 500 рублей, то тебя РАЗВОДЯТ. А если человек, скажем, сочиняет тебе спектакль на полтора сценических часа да еще и сам его аранжирует и объявит за это достойный гонорар, то это НЕ РАЗВОД. А реалии жизни.

Уж извините, если кого обидел сермяжной правдой)
 
А учил его кто? Какой-нибудь старичок. Взаимоотношения через деньги но смысл примерно такой же. Вобщем предлагаю такую схему взять на разработку и подготовить к вооружению.
Такую схему не нужно даже изобретать - есть стройная система - правда, работающая не на нашей территории (((
Она в чем-то сродни нашим курсам повышения квалификации. Если будет интересно, могу поделиться деталями, поскольку есть практический опыт общения с этой системой.
Остается только адаптировать схему к нашим условиям (если получится)...
 
Остается только адаптировать схему к нашим условиям (если получится)...

Неа. Остаётся только создать условия... (если когда-нибудь получится)
А схемы там и сами заработают.
 
Считаю, всё это лишним и не нужным. Ценовая политика должна быть гибкой. Есть оч. достойные люди, которые просто не в состоянии оплатить работу по полной. И еще, денег надо брать столько, сколько считаешь нужным, на сколько ты сам оцениваешь свою работу(знания и умения), плюс компенсация вложеных средств. Если человек считает, что его работа стоит 10 тысячь рублей, включая доморощеный мастеринг, наздоровье, если считает, что миллион, да ради Бога.... Делай лучше-бери больше!!! Никто не должен определять цены, а темболее диктовать. Лучше сосредоточиться на работе, а не на том, сколько взять денег или как и какой создать "профсоюз" и иже с ним ....... Игорь, при всём уважении!
 
Еще предлагаю поизучать опыт западных коллег - вот там есть такая организация, выдающая сертификаты, устраивающая слеты, устанавливающая стандарты - AES. (AES/EBU, к примеру - это в их честь).

http://www.aes.org/

Приезжал к нам в студию подучиться человек из Германии, прошедший 3-х летний очный курс AES - говорит, полная профанация, типа такого: изучали концертный пульт Беринджер, какие бывают DAW (не изучая сами DAW) и т.п., единственное практическое занятие было - озвучить 10-минутный кусочек фильма - выйти на улицу прописать шум и подложить его под видео. Причем, качество работы вообще не оценивалось и не контролировалось. О записи и тем более сведении рок-группы или струнного квартета даже речи не было.

Но! Говорит, что выхода нет - если хочешь в Европе найти работу в области звука, практически маст хэв этот сертификат AES.

По идее, в России должны быть ее члены - надо бы у них порасспрашивать что там да как. По крайней мере, читал, что Ирина Алдошина читала доклады на их конференциях.
 
Возможно стоит взять что-то полезное из вот этой системы-http://dtf.ru/ Форум давно уже стал больше чем форум,скорее сообществом,почти закрытым и почти элитарным,попасть в которое и выгодно и достойно.
 
Сейчас на выставках AES даже выпить не с кем, одни ботаники.
выставки, собственно, умерли. Во всяком случае, европейские - в Лондоне в прошлом году было десяток стендов, в основном дистрибьюторов,а не производителей. Живут комитеты по стандартизации, но они мало привязаны к съездам. Очень выросла и стала реально интереснее студенческая секция. Научная часть сворачивается потихоньку - докладчики, в основном, те же студенты и аспиранты, либо фирмы-производители, которые рассказывают о своих технологиях, просто реклама (как и их "мастер классы" в России).

Сертификат AES кроме возможности зайти в любую студию с улицы, ничего не даёт. Чтобы остаться там нужно быть очень хорошим специалистом.

Он и этого не дает :) Есть организации другого типа, например http://www2.aprs.co.uk/ - заметьте,это не организация отдельных специалистов, это организация, объединяющая сервисы, предоставляющие услуги профессиональной звукозаписи. Ни у каких организаций нет и не может быть возможностей реального влияния на ценообразование, оставьте вы эти мечтания. Для этого нужен достаточно высокий уровень монополизации, который в этой области недостижим в принципе.
 
Эта организация практически умирает.

Раз даже такой монстр умирает, то это печально. Тем более в раю (на Западе).


Тогда можно перенять что-либо из опыта, скажем, ассоциации крупье или сомелье...

В общем-то, почему бы и нет, с сомелье есть сходство - штучная эксклюзивная профессия, которой надо учиться 10-20 лет.

Есть, правда, у звукачей и арранжеров одна общая беда и черта - сейчас каждый второй в стране "звукорежиссер", "аранжировщик" и "продюсер". Поэтому можно переносить опыт довольно-таки напрямую. Да и, звукорежиссеры все-таки тоже планируются к принятию в ассоциацию Игоря, тут просто прямой перенос опыта. А сомелье, скачав паленый "Фрукт" не станешь.
 
music-music,

Запад - это не рай:)
AES и то, что хотим сделать мы - по сути две большие разницы.


Andrey Subbotin,

Андрей, кое что сделать можно. Влиять на весь рынок, безусловно, не получится. Но на его часть - надо попробовать.
 
Да ладно, все эти организации умирают ровно по той же причине, почему умирает любой другой тип взаимодействий – а именно потеря связи с реальностью, инертность и неспособность создать новые бизнес-схемы, соответствующие текущей действительности.

есть сходство - штучная эксклюзивная профессия, которой надо учиться 10-20 лет.
Это заблуждение, хотя бы по той причине, что профессия «сомелье» не зарегистирована в реестре, официальных программ обучения нет, а есть только коммерческие курсы подготовки, 3-4 месяца — и вы сомелье. Так что реальность слегка отличается от мечт. Хотя с тезисом я согласен, в каком-то смысле. Например, в том, что профессионалы в любых отраслях должны не только быть статическим сосудом знаний и умений, но и развиваться соответственно развитию технологий и рынка, иначе происходит потеря квалификации, даже несмотря на то, что общие принципы деятельности могут оставаться прежними.

Это не всё, конечно, что нужно сказать, но тут и так сказано слишком много всего в этой теме.
 
24 страницы обсуждений за неделю. Тема реально наболела.
Вот сейчас наблюдаю за классическим процессом демпинга в одной студии.
Артистка - из реальных звёзд 90-х, не стеснённая в финансах (имеет параллельный бизнес).
Студия - достаточно известного человека, с богатой историей.
Задача - освежить те же хиты 90-х. Т.е. все ходы и форма снимаются на 100% только современными звуками и приёмами.
Первоначально оговаривается сумма за трек, начинается работа. Делаю 4 аранжировки, на две прописывается вокал, бэки, делается сведение. С превеликим боем за 2 песни выплачиваются деньги...
И тут начинается. "...а может мы цену сбавим? ...мы же хотим у вас 12 песен писать, ...а что-то под ваши фонограммы как-то не комфортно петь, ...да за такие деньги мы найдём в Москве тысячу предложений (деньги причём не такие уж и большие для статуса этой певицы)... и т.д, и т.п."
В итоге за уже сделанные остальные 2 аранжировки вносят предоплату С УЧЁТОМ ещё не обговоренной скидки. Сижу - наблюдаю за развитием событий...
Второй пример - делаю аранжировку ещё для одной очень известной певицы. Первоначально обговаривается сумма. Работа сделана - просит подождать с деньгами, мол нет пока на оплату... Ну ладно, жду, с кем не бывает. Недели три прошло - звонок, вечером директор заедет, деньги привезёт, но.... обговоренной суммы нет, есть на 100 баксов меньше))) При всём при этом дама пишется и сводится на ОЧЕНЬ известной и дорогой студии отнюдь не за 1000 рублей в час.
Фамилии сознательно не назову.
По первому случаю. Что делать владельцу студии? Время он под неё разгрёб, людей озадачил, поиском клиентов на время, уже запланированное под запись, не озадачивался, плюс аренду помещения никто не отменял, да и жить на что-то надо, хотя он и зарабатывает собственными концертами.
По второму случаю. Понятно, что я забрал деньги, которые мне привезли, посчитав, что лучше не портить отношения с певицей (я с ней уже лет 7-8 работаю периодически). Но сам факт откровенного демпинга оставил неприятный осадок.
И это всё в Москве и в ценовом диапазоне выше среднего. У артистов тупо нет денег. Записи альбомов не окупаются вообще никак. Компании издатели на грани банкротства (знаменитый "Союз" уже больше года, как не существует). Почти год назад писал альбом одному весьма известному коллективу. До сих пор выпустить не могут, хотя в прежние годы их альбомы продавались издателям на корню с полной окупаемостью всех затрат (но это мировая тенденция). Концертируют считанные единицы из самого высшего эшелона, либо на уровне творческих вечеров артиста с заполняемостью залов в 150-200 человек. Группу музыкантов вывезти на гастроли практически невозможно. Один перелёт с проживанием куда-нибудь на Урал может превысить гонорар артиста, а если едешь на билетные концерты, то как бы вообще в минус не уйти. Корпоративное движение после кризиса постепенно сошло не "нет". Работы в клубах - практически никакой. Последний случай - приехали работать в клуб. Посетителей - ноль, администратор на звонки не отвечает. Постояли 20 минут, развернулись по домам.
Как итог - народ в Москве наелся, никого и ничего не хочет, новых имён по пальцам пересчитать (и то исключительно продюсерские проекты), на экранах одна и та же премьер-лига, в провинцию выехать нереально. И главное, что все понимают, что пробиться в этой стране можно только подставляя "зад".
 
а может мы цену сбавим? ...мы же хотим у вас 12 песен писать

Кстати, я придумал на это шикарный прием в переговорах - говорю "да, конечно, без проблем, с удовольствием сбавим, раз у вас большой заказ и цена просто обязана быть оптовой! Разумеется, вы понимаете, что оптовая сделка подразумевает единовременную оплату всей партии - приносите завтра деньги за весь альбом по скидочной цене". Возразить нечего и платят без скидки по одной песне.


да за такие деньги мы найдём в Москве тысячу предложений

Обычно это хитрость - я всегда отвечаю на это "да, конечно, без проблем, сейчас очень много кто делает намного дешевле, конечно, идите к ним". А как правило намерения идти к другим нет и это просто уловка в переговорах, то никто и не уходит. Просто попытались цену сбить, не вышло - ну и ладно, делают по заявленной.

Еще приемчик как этот аргумент отбить - говорю "да, без проблем, как разгребем тогда работу по нормальным ценам и будет окошко, сделаем для вас". Убиваем двух зайцев - если действительно много работы, то тратим время на дорогие заказы, а если это была уловка и на самом деле клиент не готов ждать, "когда у вас появится окно", платит по нормальному ценнику.
 
Последнее редактирование:
Что делать владельцу студии?
По первому случаю. После слов «да за такие деньги мы найдём в Москве тысячу предложений» нужно сразу же реагировать посылом, это попытка прогиба, оставлять без реакции нельзя. Если оставить без реакции — прогиб будет засчитан, исправить его можно только следующим образом: ультимативно заявляется, что за следующие аранжировки оплата будет на том же уровне, который был обговорен изначально, предоплата вносится без всяких скидок, по графику, работы выполняются по графику, сразу после получения предоплаты. Если идет речь об «оптовой работе» — пусть и предоплата будет внесена оптом, сразу за 12 песен, со всеми соответствующими вашими контрактными условиями.

А правильная реакция на все попытки прогиба — либо жестко ограничивать любые такие попытки строгим «нет», показав сразу кто сам себе хозяин, либо умеренная утилизация нет, здесь этот способ не подойдет.

По второму случаю — то же самое, что с первым, но круче, тут вообще без слов обошлось, просто вас кинули. На этот факт нужно просто корректно указать, что, мол, произошла ошибка, в сумме не хватает 100 баксов, и тд тп. И да, решать только вам, с какими клиентами работать. Если вы получаете что-то от работы с такими клиентами, то оцените это, и сравните с потерями. Оценить возможно, а дело, в любом случае ваше.

То, что вы описываете в последнем абзаце, по сути — это очень хорошо, кормушка упала и разбилась, скоро и супертоп начнет хныкать о том же, люди наконец-то решили отказать в поддержке рублем разного рода сброду. Правда вместе с ними будут подкошены многие, ну, на войне как на войне. Да, подставлять зад — не поможет, наверное, лишь временная отсрочка от неизбежного.

http://www2.aprs.co.uk/about - хорошо написано
Ага, здесь со 140-го по 520-й (округлил) пост то же самое написано, только у нас больше конкретики. Там, извиняюсь, какие-то лозунги сплошные, ни фактов, ни инструкций.

music-music, ага, мы одновременно одно и то же говорим. Согласен с последними двумя.
 
меня тоже давно интересует впрос:
Почему ни кто не указывает размер своего гонорара. Только кричим что мало. Может пора ветку такую сделать. Было бы легче общаться меж собой )))))))))) и предмет разговора был бы предметней )).
 
Вчера рассказал клиенту про тему , объяснил , что он может ( гипотетически ) зайти на некий сайт , отслушать аранжировщиков , инструменталистов и выбрать для своего проекта . Чел был в восторге , готов платить , идея понравилась ... Очень хочет , чтобы его песни лежали на "облаке" , и всегда была возможность скачать , воспроизвести итп ...
 
зайти на некий сайт

У дизайнеров-фрилансеров есть такой сайт - можно поизучать опыт http://freelance.ru/ . В смысле технической организации сайта. Ибо опыт в применительном смысле надо поизучать как не надо делать - ибо как раз весь шлак и собирается на этом сайте. А я бы хотел бы, чтобы это был элитный клуб из небольшого числа специалистов, куда пионеру вход закрыт.


Почему ни кто не указывает размер своего гонорара.

Я указал где-то на первых страницах еще :) Илья Прохоров тоже.
 
Последнее редактирование:
И опять же повторюсь, здесь тема про сайт тоже поднималась, именно про фриланс тему, но только я приводил в пример odesk.com, ценимый чуть выше. И там есть раздел мьюзик продакшна.
По поводу цен — я так вообще под хайдом расписал все известные мне вилки цен в моем городе, в том числе и те, с которыми приходится работать мне лично. Просто тема большая, читайте внимательнее, уже многие вопросы по кругу всплывают бесконечно.
 
знаменитый "Союз" уже больше года, как не существует
мнэээ... слухи о смерти больного несколько преувеличены. Вчера сдал 51-й сборник. Он, как обычно впрочем, ужасен :)
И тут начинается. "...а может мы цену сбавим? ...мы же хотим у вас 12 песен писать, ..
мы не торговля, здесь опт не работает. Это в рознице ты тупо считаешь, сколько можно поднять денег за сколько времени, а тут 12 фонограмм оптом займут столько времени, сколько займут по одной.

обговоренной суммы нет, есть на 100 баксов меньше))) При всём при этом дама пишется и сводится на ОЧЕНЬ известной и дорогой студии отнюдь не за 1000 рублей в час.

типичная тема - когда все уже сделано, у тебя, по сути, нет выхода, особенно если материал уже отдал. Если не отдал - то требование оплатить все обычно проходит, особенно если аванс уже был. Но, в целом, без юридического оформления договора, все держится на взаимной порядочности и репутации. Да и по договору, думаю, будет затруднительно получить что-то, если клиент заявит, что его не устроил результат.



У артистов тупо нет денег. Записи альбомов не окупаются вообще никак.

не совсем... записи не окупаются прямыми продажами носителей. Но у профессиональных артистов есть работа, им нужны эфиры, в которых будут звучать фонограммы, им нужны записи в сети просто в поддержку своей концертной деятельности. Не надо привязывать процесс создания фонограммы к продажам физических носителей.

Но сам факт откровенного демпинга оставил неприятный осадок.
это не демпинг, это развод в чистом виде. Сам попадаюсь периодически...
 
Многие же пользуются услугами интернет-магазинов? Вот вам пример - заполняешь форму -заказ , скачиваешь образец договора , перечисляешь деньги , ждешь исполнения заказа , едешь поешь-играешь , куда скажут ... кайф?

PaulVadim , опт не катит ))
 
, опт не катит ))
Ага, я в таких случаях привожу пример с грузчиками, которые тока что рояль затащили по лестнице на 9 этаж, типа, мужики, а можно до кучи ещё один на 12-й, тёще , всё равно вы здесь?
 
Про первый случай.... (а именно оптовой работы)
Предложение сделано не мне, а владельцу той студии, с которой я работаю в этом проекте как приглашённый аранжировщик.
Я-то как раз буду отказываться от дальнейшего понижения цен, потому как работа и так оплачивается по нижнему пределу.
Как уж там решит дело с певицей студия - мне всё равно. Пусть ужимают свои доходы в таком случае, либо ищут другого аранжировщика.
 
Многие же пользуются услугами интернет-магазинов? Вот вам пример - заполняешь форму -заказ , скачиваешь образец договора , перечисляешь деньги , ждешь исполнения заказа , едешь поешь-играешь , куда скажут ... кайф?
не та область. В рознице ты просто ищешь где дешевле, потому что товар тот же. Наш "товар" неидентичен, так что такая аналогия не работает. Мы не продаем товары, мы продаем услуги. И цена определяется кучей факторов - известностью, репутацией, модностью-востребованностью, загрузкой в данный момент... К сожалению, профессионализм в этом ряду стоит далеко не на первом месте. Ксожалению, во многих случаях клиент не может оценить результат полученной работы. К сожалению, клиент часто считает что "сведение" - это просто такой товар, оно везде одинаковое, надо просто поискать где дешевле, как когда выбираешь айфон в интернет магазине... К сожалению, "хорошим" в клиентской среде, в основном,считается то, что становится популярным - если он слышал работы по радио, ценник выше, даже если эти работы полное говно.
 
Последнее редактирование:
Не сочтите за лесть и никому не в обиду, камрады, но самые трезвые и мудрые посты в этой теме НМВ - от Субботина.

Мне кажется, ассоциация должна выполнять информационно-коммуникативно-координаторскую функцию, перераспределяя работу (возможно, в большей степени - аутсорсинг) - в первую очередь в интересах ЗАКАЗЧИКА, у которого появится возможность выбора из услуг достойного качества.

Возможно предоставление возможности обучения и повышения квалификации - такие практические услуги могут оказывать люди с заслуженной репутацией - а на РММ таких немало, и предоставление альтернативы "курсам" типа Всеволода Рылова и ему подобным было бы весьма полезным делрм.

Что касается влияния через ассоциацию на ценообразование - попытки жесткой регуляции цен НМВ ничего не дадут, слишком штучный наш товар, и цена его определяется огромным количеством факторов с большой вариабельностью...

Поставить целью борьбу с демпингом? Так ведь многие участники этой темы и без этого не демпингуют, уважая свою профессию.
Кроме того, обитатели этого форума находятся в разных "весовых категориях" в силу множества причин... В силу этого введение единых тарифов НМВ опросту невозможно. Тем более, даже один и тот же человек может выполнять схожую работу по разным расценкам - товар-то не серийный...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Сейчас просматривают