Маленький опросик о симфониях!!!

Ned Howard

Well-Known Member
10 Дек 2007
1.541
1.076
113
48
Москва
www.dmitrynoskov.com
Друзья, какие симфонии 19-20 веков, вы считаете максимально соответствующими классическим понятиям - Симфония и наш ваш взгляд более точно соответствуют сонатной форме?
Спасибо! )
 
К сожалению мало знаю музыку 19-20 веков, но хотелось бы. Для меня классический пример симфонии это 5 симфония Бетховена (С точки зрение формы так красиво, если конечно можно назвать форму красивыми, и содержание...... Просто гениально Просто идеальной сочетание содержание и цикла).
Иногда я слушая не которых симфонии думаю что можно было эту идею формировать в другом форме.
ЗЫ: вообще к чему этот вопрос? подозреваю что будем ждать от NED-а Симфонию №1 так?

PSPS:То есть имеется ввиду не только сонатного аллегро, вообще всего цикла.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Ned Howard
Более точно по форме, конечно же основатели Австрийцы и Немцы, следующие за ними развивали и дополняли.
 
NeVr Studio,
Спасибо, но меня интересуют не общеизвестные понятия, тут как бы и так все ясно. Конкретно Ваши ощущения интересны.
 
Бетховен Симфония ре минор №9
Шостакович Симфония №10
но мне тяжело конкретизировать, я не теоретик
 
  • Like
Реакции: Ned Howard
наш ваш взгляд более точно соответствуют сонатной форме?
Мнээ... Ну ты, барин, и задачи ставишь! За десять дён тут одному не справиться...

1. Благо XIX век большой, так что мы успеваем захватить творчество таких композиторов как Гайдн, Бетховен, Клементи и Мендельсон-Бартольди. Любая из их симфоний от 1800-го года, кроме 9-ой симфонии Бетховена, вполне соответствуют искомому понятию. А вот дальше, за исключением Брамса (который несмотря на развёрнутость форм был вполне классицистичен), - фсё :-). И это "фсё" по очень простой причине: сонатная архитектоника перестала регулироваться кадансом и игрой настроек. Далее, с эпохи романтизма начинаются уже разные дополнительные процессы.

2. Симфония - не есть сонатная форма. Симфония - сонатно-симфонический цикл. И сонатная форма как таковая - прерогатива (за редчайшим исключением) только первых частей симфонии.

3. Послушать, а лучше с партитурой поизучать...
Вот те раз... Не знаю, что написать.

- Что вы будете? Водку или спирт?
- Ой! Я прям не знаю: всё такое вкусное :-).
 
  • Like
Реакции: Ned Howard
James Kru,
Якоб, я Вас ждал, если честно! )))
Так что жду конкретики! )) Я понимаю, что симфония это далеко не сонатная форма в чистом виде. Скорее мне хотелось бы узнать, что для слушателей, как с образованием так и без оного является эталоном симфонии. Ну предположим для рядового слушателя тут в общем все понятно, а вот мнение людей так или иначе близких к теме мне очень интересно!! :jump:
 
Последнее редактирование:
Ned Howard, тут кое дело...
Бетховен сделал симфонию "штучным производством". И вот если мы начнём смотреть где-то со второй четверти XIX века, то увидим, что каждое обращение композиторов к этому жанру связано с тем или иным новаторством. Потому действительно трудно ткнуть пальцем во что-то одно. Скажем так, есть мнение (с) (не моё), что три композитора повлияли на развитие всего симфонизма (Асафьев). То есть не сами, там, конкретно оказались популярными, а воздействовали в исторической перспективе на всё хозяйство симфонизма. Это Бетховен, Чайковский и Малер. Их бы хорошо знать целиком, тем более, что это не так и много (симфонии имею ввиду). Далее можно условно разделить кое-что на три:
Были композиторы, у которых интересы и новаторство в области симфонизма выражались именно в симфониях (и не только в них). Кроме трёх названных это и Брукнер, Брамс, Бородин, Шостакович, Мясковский, Караманов, Оннегер и др., и др.
Были композиторы - симфонисты, но их творчство было пропитано симфонизмом и в других жанрах даже в бОльшей степени. Другими словами, Рахманинов и Шуман писали замечательные симфонии, но если ты не заешь их именно симфоний, то это совсем не значит, что художественный мир, стилистика, душа и т. п. Рахманинова и Шумана тебе остались не ведомыми, если знаешь иные их сочинения. А вот с первой группой такое не пройдёт: не знаешь их именно симфоний - давай, до свидания :-).
Ну и третья группа, которая к симфонизму вообще прохладна или очень фрагментарно заходила. Это много кто: многие романтики, Григ, итальянцы, в ХХ веке полно.

Ну вот, исходя из этого, можно уже как-то от печки плясать :-).

Личные пристрастия. Что-то вспомню, что-то забуду:

4-я Брамса

1-я и 5-я Малера

2-я Сезара Франка

3-я Буцко

8-я и 13-я Шостаковича

1-я и 5-я Прокофьева

22-я и 23-я Караманова

3-я (Литургическая) Оннегера

2-я и 3-я (Севастопольская) Бориса Чайковского

Единственная Чаргейшвили

3-я и 4-я Лютославского!!! Чуть не забыл!

Эх, жалко Мессиан симфониев не писал :-).

Ну вот как-то так :-).

ЗЫ: 2-ю Хиндемита забыл! in Es, емнип, с трубой.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: spred и Ned Howard
James Kru,
Пачти са фсеми вышеабазначенными афтарами и праэзвидениями я знаком (это я так, неуча даю, что недалеко от истины :))) :holiday:
Меня вот как раз и интересуют личные пристрастия, причем пристрастия желательно обоснованные. Я как раз очень большой любитель симфонической музыки и жанра симфонии, как такового. Люблю большие полотна - они интересней, для меня лично в разрезе восприятия. Я как книжки люблю огромные, также и музыкальные произведения. И конечно, хочу замахнуться в недалеком будущем на этот жанр.
Вот и интересно стало что люди любят и почему! ))
Потому спасибо за мнение! Пробелы из вашего списка восполню в ближайшее время, благо их совсем немного )))
 
Пачти са фсеми вышеабазначенными афтарами и праэзвидениями я знаком
И шож ты, гад такой, шлангом тут прикидываешься! :-))) Я ш тебе пол-часа вспоминал\писал :-))). А ты всё и сам знаешь :-))).
 
И шож ты, гад такой, шлангом тут прикидываешься! :-))) Я ш тебе пол-часа вспоминал\писал :-))). А ты всё и сам знаешь :-))).
Так интересно ж! )))) Где совпадает, где нет! )) ОЧиння интересна, аднака )))
 
andreiKa,
Андрюх, спасибо! Но Шостаковича и Прокофьева, можно было не советовать. Шостакович ваапще мой любимейший композер ))
А вот Буцко не слышал - послушаю! )
 
Конкретно Ваши ощущения интересны.
Конкретно мои ощущения такие:

М. Балакирев - Симфония №2
А. Дворжак - Симфония №9 (!)
В. Калинников - Симфония №2 (!)
М. Мусоргский - Борис Годунов, Хованщина ( .. да, знаю, что не симфонии, но симфонизм там часто глубже иных "симфоний" других авторов)
С. Прокофьев - Симфония №6 (!!), "Александр Невский"
И. Стравинский - Сюита из балета "Жар птица" (в контексте вопроса - можно рассматривать как симфоническую поэму)
П. Чайковский - Симфония №6 (!!!)
Н. Черепнин - Сюиты из балетов "Павильон Армиды" и "Зачарованное царство"
- эти произведения я себе выделил в отдельную папку для глубокого изучения не только с точки зрения формы, но и оркестровки, которая во всех приведенных произведениях выше всех похвал.
 
  • Like
Реакции: rekkorder и Ned Howard
У Мясковского еще очень хороша (а по мне так самая его лучшая) 25 - удивительной красоты, "исповедальности" и в то же время "нетипичности" строения и формы для симфоний музыка.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Saw и Ned Howard
Я сторонник исключительно программных полотен (это очень личное мнение :) ). Причем даже не таких, в которых она скрыто присутствует, а именно симфоний с названиями или пояснениями. Поэтому любимое из пока изученного - "Шехерезада" Римского-Корсакова и 6-я "Пасторальная" Бетховена.
 
  • Like
Реакции: Ned Howard
Ну как по мне кого можно отнести к композиторам-симфонистам, которые развили этот жанр.
Бетховен 3,5,9
Малер 1,5
Брамс 2,4
Мне больше нравиться 5ая Малера это просто грандиозное сочинение, вспоминаю как я его играл. Это тяжелая работа))))
Ведь не зря длительность CD подгоняли по размеру под 9ю Бетховена!
А так если вы хотите написать симфонию и знакомы с сонатной формой(можно и не только с ней), то вперед! Сейчас мало кто пишет такие полотна!
 
  • Like
Реакции: Ned Howard
Для разнообразия женский взгляд на тему). Поскольку многим женщинам значительно труднее даётся анализ крупных музыкальных полотен (хотя, конечно, много исключений - вот, например, есть Инна Барсова, которая писала о симфониях Малера, не говоря уже о многих других замечательных женщинах-теоретиках)), но в целом, думаю, большая часть из нас всё-таки склонна воспринимать музыку только на эмоциональном-чувственном уровне. И самая сложная задача как раз прослушать симфонию целиком - просто от и до, чтобы весь час (а то и с лихвой) ты была бы захвачена музыкой). Если вспомнить все симфонии, которые я могла слушать целиком, то это Бетховен - с 5 по 9, Шуберт -8-я (такая классная и короткая). Брамс - наверное все симфонии (люблю Брамса), Дворжак - 9-я. Чайковский - 4-6. Малер - 1, 2, 4, 5. Рахманинов - 2, 3. Прокофьев - 1, 3, 5, 6. Шостакович - 5, 15. С другими совсем современными композиторами как-то не сложилось в плане крупной формы. Наверное, просто не дошли руки, уши и мозги, хотя отчасти это всё по той причине, что малые формы в наше время более популярны и востребованы.
Вам удачи в осуществлении намерений!)
 
  • Like
Реакции: Ned Howard

Сейчас просматривают