Лучше поздно чем раноМастеркласс это громко сказано, но с мыслями соберусь и как я это себе представляю отпишу...мастеркласс по фазировке![]()


Почему всё-таки надо двигать мультимикрофонные треки? Имхо ключевой момент тут такой - если мы ушами слышим инструмент из некой локализованной области пространства, а микрофонами из разных, причём в достаточной степени удалённых друг от друга, областей - второй вариант вряд ли будет естественным, звуковой образ будет более размазанным. Эдакий десяти- и более ухий монстр с ушами на проволочках в метрах друг от друга имхо всё же не существует в реальности

Сперва необходимо определиться с полярностью сигнала. Иногда бывает так, что некоторые треки мультитрека имеют разную по отношению друг к другу полярность, например когда микрофоны смотрят друг на друга (snare top и snare bottom), либо просто перепутана фазировка в микрофонах/шнурах/где-то ещё... В таком случае полярность "неправильных" треков необходимо инвертировать. Что же брать за некую (условно) правильную полярность? Имеет смысл посмотреть на волну в заслуживающих доверие мультитреках и семплах, и сделать у себя в точности так же

Далее поступаем следующим образом: выделяются стереопары (overheads, rooms, pzms и т.п.) и отдельные группы подсветочных микрофонов (kick in/out/sub, snare top/bottom/out и т.п.), и производится фазировка внутри этих групп. Проверяем полярность - не должно быть явных инверсий как в стереопарах, так и в группах, при необходимости инвертируем "неправильные" треки. Затем осуществляем точную фазировку, при этом ключевым элементом (лицом) ударной установки будем (условно) считать малый барабан - нынче он как правило в центре и по нему удобно фазировать группы и установку в целом. Находим в оверхэдах, румах и т.п. парах отчётливый (желательно отдельный) удар по рабочему, и визуально по форме волны (а также прочими методами, о которых будет сказано ниже) выравниваем треки. Как правило подвинуть необходимо совсем чуть-чуть, в пределах полупериода/периода (зависит от постановки микрофонов), при этом за основу (условно, опять же, ибо не сильно принципиально) берётся более ранний звук и к нему притягивается более поздний по времени. В группах подсветочных микрофонов (бочка, рабочий) - выравниваем все треки по ударам инструмента группы. Далее каждую из всех этих стереопар и групп уже двигаем исключительно как единое целое (дабы не нарушить внутреннюю фазировку пар и групп).
При последующей фазировке (уже сфазированных внутри себя) стереопар и групп я ориентируюсь (условно, опять же) на группу оверхэдов, как самую близкую стереопару к рабочему - относительно неё уже выравнивается всё остальное. Подставляем к оверам группы рабочих, бочек, томы (причём каждый том подставляется индивидуально, ориентируясь на удар конкретного тома и отображение его в оверах), медь и комнатные стереопары. С треками меди немного сложнее, из-за более высокочастотного характера звучания меди ориентироваться по форме волны становится проблематично, и поэтому выравнивание производится не столько визуально, сколько по коррелометру и на слух, и имеет некую эмпирическую составляющую. При этом весьма помогают отдельные удары по закрытому хэту, а также по райду и прочим тарелкам непосредственно в купол - они имеют более ярко выраженную атаку, по которой можно синхронизировать эти самые удары с их отображением в оверхэдах. С треками и парами общих микрофонов как правило проблем не возникает (если только микрофоны не совсем за дверью были

Как производится контроль фазы:
- визуально по волновым формам,
- с помощью коррелометра,
- на слух по тембру и локализации КИЗ в пространстве.
Для контроля по коррелометру и на слух испытуемые дорожки необходимо примерно уравнять по громкости, и разнести по крайним положениям панорамы - в крайне левую и правую точки. При совпадающей фазировке показания коррелометра будут стремиться к единице, а ушами будет слышен максимально низкий и плотный тембр без явных искажений, локализованный в центре панорамы (именно для коррелируемых элементов звучания, то бишь если фазируем по рабочему - то он и будет таковым плотным и сфокусированным, а какие-нибудь другие элементы могут оказаться не в фазе (коррелометр даже может уходить в красный сектор), как та же бочка, которая пролезает в треки рабочего относительно оверхэдов).
Ещё нюанс - разные микрофоны на разных расстояниях весьма по разному воспринимают один и тот же инструмент, это необходимо учитывать. Уравняв к примеру по фазам атак, тело в разных треках может оказаться в явном разнофазе - тут уже только ушами слушать и принимать решения.
Как же всё это звучит, и стоит ли игра свеч? Во вложении два трека с одинаковым миксдауном, разница исключительно в фазировке. В микшере всё одинаково, то бишь ничего нет - примерно выставлены только панорамы и балансы, никакой эквализации/компрессии, в одном случае мультитрек звучит как есть со студийной сессии, в другом - фазировка всех треков выровнена по вышеизложенной технологии (по времени процесс занял в данном случае не более 10 минут). Думаю, где какой все угадают без особого труда (ну или по имени файла
