Труд Дмитриева "Методика преподавания вокала" (миннимальный курс "Основы вокальной методики") является основным учебником по обучению преподавания вокалу во всех высших музыкальных учебных заведениях СНГ, и полностью соответствует методикам , принятым в большинстве стран мира. Это самая известная классическая так сказать, официальная методика постановки голоса, и пока что ничем себя на запятнала. А что касается Ригза...
Для того, чтобы осветить глобальные недостатки системы Ригза, надо сначала объяснить в чем она заключалась. Ригз проповедовал два постулата:
1. Пение в разговорной позиции.
2. Увеличение диапазона и свободы владения голосом за счет фальцетного (микстового) регистра.
Постулаты непоследовательны и опираются исключительно на личные наработки Ригза. Он пытался их аргументировать научно и приводил в примеры некоторые фотографии фонирующих связок и попытками доказать, что учитывая его методику работы по вышеуказанным постулаам, можно научиться профессионально петь за рекордно короткий срок.
Научные авторитеты отнеслись к работам Ригза с улыбкой - научиться профессионально петь за рекордно короткий срок - но как петь? Для манеры многотысячных госпелов, хоров Домов учителей, караоке, восьмого с боку бэк-вокала это очень подходит, для front-man это неприемлемо.
Теперь поговорим, почему. Вернемся к постулатам Риггза.
Пение в разговорной позиции. Вообще, вполне правильное рассуждение. Только к Ригзу не имеет ни малейшего отношения. 99 процентов всех известных певцов пели и поют именно в разговорной позиции, хотя и слыхом не слышали про Ригза. Любые грамотные методики считают пение и речь абсолютно родственными по механике. Об этом говорилось даже не в Италии Возрождения, а еще в Древней Греции. И мне не совсем понятно, зачем Ригз объясняет, что надо петь в разговорной позиции новичкам, которые не пели толком еще вообще. Они и так знают только разговорную позицию. А еще такой аспект, что есть люди, имеющие разговорную речь не профессионально поставленную, а гнусавую, глухую, с ярко выраженными горловыми гласными и согласными (масса диалектов русского языка). Для таких людей пение в их разговорной позиции может причинить вред.
Но это-то ладно. Украсть умную мысль у древних греков может каждый, но это бы не стало сутью методики. А ее суть есть второй постулат. Ригз утверждает, что развить диапазон и свободу пения можно за счет фальцета. Просто обычно люди не умеют им грамотно пользоваться. Стоит с помощью специальных восходяще-нисходящих распевок сгладить переход между фальцетом и голосом и укрепить фальцет (употребляя при этом термин микст), и вы готовый вокалист с голосом в две октавы. При этом на записях он демонстрирует своим голосом достаточно плотный фальцет, утверждая, что это достойная замена голосу. Ну, кому как...
Вторым постулатом он абсолютно обесценивает первый. Подумайте, вспомнив о разговорной позиции, много ли мы говорим в жизни фальцетом.
Вполне возможно, что для хора совершенно без разницы, поет ли участник громким фальцетом или голосом. А вот можно ли , находясь одному на авансцене, в состоянии максимальнейшего позитивного артистического стресса передать свою страсть зрителям фальцетом (даже если хотите микстом)? Сомневаюсь. Представьте себе Марио дель Монако в "Отелло", Фредди Меркури в "Show must", Селин Дион в "Титанике", поющих фальцетом?
Кроме всего прочего вышеуказанная техника не позволяет вокалисту уже использовать фальцет, как художественный прием, так прекрасно передающий нюансы человеческой души.
Сторонники классической методики считают, что не так уж и сложно научиться петь две октавы рабочего диапазона и голосом. Для того, чтобы на всем диапазоне сохранялась разговорная позиция, существует импеданс. О нем у Ригза ни слова.