О «бросании курить»
Прежде чем говорить о бросании курить, давайте попробуем понять: зачем люди курят и почему курят именно табак, содержащий никотин.
Посмотрим как работает мозг когда никакого никотина еще нет
Мышление, память, внимание - всё это процессы обмена электрическими сигналами между клетками мозга.
Для передачи электрического импульса от одной нервной клетки к другой существуют синапсы - специальные устройства передачи сигнала. Синапс - это попросту щель между соприкасающимися отростками нервных клеток. Когда электрический сигнал подходит от одной клетки к синапсу, под воздействием электрического сигнала в щель выбрасывается специальное вещество - медиатор. Медиатор, попадая в синаптическую щель, раздражает рецепторы второй клетки - и во второй клетке возникает электрический сигнал - так происходит синаптическая передача нервного импульса.
Есть разные типы синапсов, обслуживающие разные функции организма, и использующие для передачи нервного сигнала разные медиаторы.
Нам интересен медиатор ацетилхолин: ацетилхолиновые синапсы мозга обеспечивают такие функции как движения мышц, принятие решений, концентрацию внимания и память, а так же контроль работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иными словами, ацетилхолин обеспечивает механизмы активных действий. Соответственно, прочие функции, способные помешать активным действиям, под воздействием ацетилхолина подавляются: тормозится работа пищеварительной и мочевыделительной систем.
Что делает никотин в головном мозге?
Итак, ацетилхолин передает нервный импульс через синапс от одного нейрона к другому нейрону или мышечной клетке.
Так как процессы движения жидкости в синаптической щели намного медленнее движения электрического сигнала по нервному волокну, нервные клетки обмениваются не одиночными импульсами, а пачками импульсов, а в особо важных случаях так называемыми "активациями": пачками из многих тысяч импульсов с частотой около 2000 импульсов в секунду, длительность активации может измеряться десятками секунд.
Никотин в умеренных дозах создает фоновое раздражение постсинаптической ("принимающей") мембраны, тем самым улучшая синаптическую передачу, в результате меньше пачек импульсов теряется. При избытке никотина, сам никотин может создавать импульсы на постсинаптической мембране, этим и обусловлены такие проявления передозировки никотина, как шум в ушах, увеличение яркости света в глазах и головокружение, а при более выраженной передозировке мышечные подергивания, дрожь и вплоть до судорог.
Когда человек первый раз пробует курить, никотин, попавший в кровь, с током крови попадает в мозг и улучшает синаптическую передачу. Мышцы напрягаются, кожа готовится освободить организм от избыточного тепла, возникающего при работе мышц, и заранее начинается потоотделение. Зрение и слух обостряются, при чрезмерном обострении чувств возникают иллюзии восприятия: круги или тени перед глазами, звон в ушах. Сердцебиения сначала немного урежаются, но существенно увеличивается сила сердечных сокращений и объем крови, выбрасываемый при каждом сокращении; затем благодаря компенсирующему действию других систем организма сердцебиения тоже ускоряются. Моторика желудка практически останавливается, что воспринимается чувством сытости и даже чувством тяжести в желудке, если желудок в этот момент наполнен.
Но самое главное - то, ради чего курильщики продолжают вновь и вновь тянуться за сигаретами, - обостряется внимание, ускоряется мышление, улучшается способность к запоминанию информации, увеличивается сила и точность движений.
Таким образом, никотин можно отнести к допингам, улучшающим внимание и память без общевозбуждающего действия. Но конечно же, что-то за счет чего-то: улучшая кратковременную память, никотин увеличивает объем информации, находящейся в кратковременной памяти, но не влияет на механизмы длительного запоминания; таким образом, мозг, перегруженный бОльшим количеством оперативной информации, хуже запоминает надолго. По прошествии большого времени, курильщики лучше помнят запомненное в период некурения. Упрощенно говоря, перекур помогает сосредоточиться на сиюминутном, но запомнится лучше всего сделанное перед следующим перекуром, а не сделанное сразу после перекура.
«Стиль» курения и механизмы пристрастия к курению
Я не буду утверждать что первично: "стиль" курения или механизмы, побуждающие человека продолжать курить. Важно, что стиль курения довольно четко соответствует механизму пристрастия. Это может иметь значение в том числе и для определения формы пристрастия на основании наблюдением за стилем курения, а значит и для подбора адекватной помощи бросающим курить.
Напомню некоторые особенности строения дыхательной системы человека.
Прежде, чем попасть в альвеолы для газообмена, вдыхаемый воздух проходит ротовую полость, гортань, трахею и разветвленное дерево бронхов. Суммарный объем этих органов составляет примерно 300 кубических сантиметров.
Как бы глубоко мы ни вдохнули, последние 300 мл вдоха не попадут в альвеолы и не будут участвовать в газообмене. Как бы глубоко мы не выдохнули, в этом пространстве останется около 300 мл выдыхаемого воздуха, который будет смешиваться с вдыхаемым воздухом при следующем вдохе.
Этот объем называется "мертвым объемом" потому, что в случае глубины дыхательных движений меньше этого объема, человек умрет от удушья (такое известно медицине при частичном параличе дыхательного центра).
Всех "настоящих" курильщиков, курящих "взатяжку", можно разделить на 2 принципиально разные группы: на тех, кто вдыхает сигаретный дым лишь в пределах "мертвого объема", и тех, кто более глубокими вдохами после затяжки заполняет дымом пространство газообмена.
Я хочу подчеркнуть важный момент: следует смотреть не глубину самой затяжки, а глубину вдоха после затяжки: глубину, на которую сигаретный дым вдыхается в легкие.
Первый тип курильщиков, затягивающийся не глубже "мертвого объема", выдыхает много дыма. И это вполне естественно: газообмен в трахее и бронхах минимальный, а значит, лишь малая доля веществ из табачного дыма осаждается в легких и попадает в кровь, большая же доля выдыхается при следующем за затяжкой выдохе.
Второй тип курильщиков делает после затяжки глубокий вдох и выдыхает довольно небольшое количество дыма. Что вполне понятно: в альвеолах происходит активный газообмен с кровью, и большая часть компонентов табачного дыма переходит в кровь.
Важно понимать, что при первом типе курения (курение "мертвым объемом") организм получает довольно небольшую часть никотина из дыма, а значит, и работа мозга меняется несущественно. Никотин нужен лишь как элемент процесса курения - компонент вкуса. При втором типе дозы никотина, попадающие в мозг курильщика, во много раз выше; выше настолько, что меняется обмен веществ в мозгу; с годами курения организм таких курильщиков почти полностью перестает вырабатывать собственный ацетилхолин и начинает использовать для передачи нервных импульсов никотин.
Таким образом, при первом типе курения пристрастие в основном заключается в формировании курительных стереотипов поведения; при втором типе пристрастие перерастает в метаболическую потребность: никотин становится необходимым для нормального функционирования нервной системы. На основании различия пристрастий различаются и разные формы зависимости: психологическая (поведенческая) и химическая.
Курение: «кнут» и «пряник»
Разобравшись с отдельными элементами процесса курения, мы теперь можем попробовать поговорить о курении как о едином процессе.
Важно понимать, что, как в любом целенаправленном действии, курение начинается не зажиганием спички или зажигалки и даже не доставанием сигареты с зажигалкой из кармана или сумочки, а начинается принятием решения закурить. Нередко от момента принятия решения до первой затяжки проходит ощутимый промежуток времени, необходимый для перемещения из офиса в курилку или время дождаться выхода из общественного транспорта. Еще до первой затяжки, начиная с момента принятия решения, мозг уже работает в ускоренном режиме так, словно он уже получил свою стимулирующую дозу никотина. Расходуется при этом запас ацетилхолина у курильщиков первого типа, или запас никотина, оставшийся с прошлого перекура, у курильщиков второго типа.
Я думаю, меня сейчас хорошо поймут все курильщики, пережившие задержки рейсов самолета. Всё запланированное время полета вынужденное некурение переносится более менее легко, но затем наступает сущий ад: желание курить разрастается и заполняет собой буквально все мысли.
Некурение довольно легко переносится курильщиками, но лишь до того момента, когда будет сознательно или бессознательно принято новое решение закурить, с этого момента, если не закурить, начинаются более менее выраженные эмоциональные и (как мы теперь знаем) биохимические страдания - синдром отмены никотина.
XX век и опыт помощи бросающим курить
Дабы избежать споров, я умолчу об исследованиях полезности никотина для здоровья, достаточно упоминания, что такие исследования были проведены и дали свои результаты.
Сейчас перед нами ставится задача глобального всемирного запрета курения как абсолютного зла, поэтому медицина вынуждена сосредоточиться на оказании помощи бросающим курить.
Современная медицина на основании представлений об эмоциональной и химической зависимости сформировала 2 комплекса мер помощи бросающим курить. Это программы психологической помощи и программы поэтапного снижения дозы синтетического никотина, вводимого через желудок, через слизистую полости рта или через кожу.
Программы психологической помощи оказались довольно эффективными для страдающих эмоциональной зависимостью от курения: эффективность превышает 50% от числа обратившихся за помощью. Во многом благодаря государственной поддержке программ психологической реабилитации значительно снизился процент курильщиков в США, Канаде и ЕС. В типичном виде программа представляет собой индивидуальную работу с психологом и работа в малых группах; интенсивность 2-3 полуторачасовых занятия в неделю; продолжительность до полутора-двух лет. В названных странах программа финансируется государством, направляет в программу семейный врач на основании сообщения от пациента о желании бросить курить.
Программы поэтапного снижения никотина для страдающих химической зависимостью менее успешны, их эффективность едва превосходит 10% от числа обратившихся. Основная причина неудач: маленькая скорость всасывания никотина через кожу и слизистые и выраженные побочные эффекты (химические ожоги) в месте соприкосновения никотина с кожей и слизистыми.
Еще 2 немедицинских метода достойны упоминания - от того, что их изобрели не медики, методы не стали хуже или лучше. Это "курение" кальянов и феномен Аллена Карра.
Если кальян по сути является модификацией атрибутики курения с фиксацией внимания на вкусовых ощущениях, то методика Карра более интересна. На первый взгляд, это всего лишь создание сверхценной идеи некурения путем нагнетания страха перед "наркотической зависимостью" и утратой собственной личности. Но есть в этой методике и позитивный момент: это методика отказа от принятия решания закурить, и в случае, если этот результат достигается, эмоциональная часть синдрома отмены практически не возникает.