Vitalizer - включает в себя своеобразный "психоакустический эквалайзер" и так называемый Surround-Processor. Последний представляет собой достаточно тривиальный расширитель стереобазы, хорошо всем знакомый, и, видимо, его рассмотрение здесь не имеет большого смысла. А вот на эквалайзере целесообразно остановиться поподробнее.
Он состоит из двух частей, действующих практически независимо одна от другой. Общее у них только то, что, помимо отдельных регуляторов на различные полосы спектра, есть и общий регулятор Process, устанавливающий глубину влияния сразу всех темброобразующих цепей на обрабатываемый сигнал. Это достигается благодаря тому, что применен так называемый "параллельный" принцип построения тракта обработки. При этом различные частотные составляющие сигнала эффектов сначала суммируются между собой, и только затем добавляются к исходному сигналу. (О параллельном принципе мы расскажем подробнее в одном из следующих номеров).
Итак - регулятор НЧ Bass. Его отличие от обычных - это то, что, во-первых, он работает только "в плюс", т.е. на подъем, независимо от того, куда он повернут от нулевого положения, вправо или влево. Во-вторых, в зависимости от направления вращения этого регулятора, сигнал НЧ-составляющих подмешивается к исходному сигналу то синфазно, то противофазно. Естественно, что во втором случае сначала происходит ослабление НЧ, и только при дальнейшем вращении этого регулятора в том же направлении - начинается подъем НЧ. Очевидно, что результирующая АЧХ при этом будет существенно отличаться от получающейся в первом случае.
Кроме различия в АЧХ, проявляются и различия в ФЧХ. Во втором случае (сложение с противофазой) - фаза результирующего сигнала на низких частотах отстает (запаздывает) от соответствующей фазы во входном сигнале, что в ряде случаев может использоваться для корректировки временного положения в общей звуковой картине звучания отдельных инструментов, имеющих преимущественно низкочастотный спектр. Т.е. можно несколько "раздвинуть", к примеру, звучание бас-гитары и большого барабана, или наоборот, совместить их, исходя из того, что в данный момент вам необходимо.
Регулировка тембра на средних и высоких частотах в виталайзере осуществляется двумя регуляторами - Mid-High Tune и Harmonics.
Первый из этих регуляторов - это регулятор тембра по ВЧ, однако весьма необычный. Дело в том, что, в силу особой конструкции виталайзера, при установке общего регулятора Process в максимальное положение - результирующая АЧХ приобретает плавный, пологий спад в направлении от низких частот к высоким, т.е. чем выше частота входного сигнала, тем более он ослабляется на выходе. Правда, максимальная величина этого ослабления невелика, и составляет около 6 дБ. Упомянутый же регулятор Mid-High Tune позволяет поднимать самые высокие частоты, начиная от частоты около 20 кГц, и... вниз! Единственный момент, который делает работу со всеми виталайзерами несколько непривычной - это то, что регулятор Mid-High Tune установлен "с точностью до наоборот".
Т.е. крайнее левое его положение соответствует подъему самых верхних частот, а крайнее правое, наоборот - самых низких.
Этот регулятор, по сути, представляет собой электронный аналог резонансного контура, настроенного на частоту 24 кГц. И изменение полосы частот, в которых осуществляется коррекция АЧХ, производится путем изменения добротности этого контура, а не частоты его настройки. При высокой добротности осуществляется подъем только наивысших частот звукового спектра, который лишь чуть затрагивается достаточно узкой резонансной кривой этого контура. При снижении добротности (повороте ручки Mid-High Tune в сторону более низких частот) - полоса "захватываемых" этим контуром частот расширяется вниз, и осуществляется подъем не только наивысших составляющих спектра, но и более низких.
Таким образом, при использовании этого регулятора удается поднять самые верхние частоты, и одновременно - ослабить уровень "верхней середины", которая столь часто нам досаждает во многих отечественных записях. Кстати, сильно удивленные этим нередким и весьма своеобразным дефектом наших звукозаписей, западные звукорежиссеры даже придумали особый термин для его обозначения - "русские 6 кГц"! Пожалуй, это - единственный термин, которым отечественная звукозапись обогатила международный профессиональный лексикон...
Однако мы несколько отвлеклись. Второй регулятор виталайзера - ручка Harmonics. Это регулятор уровня выходного сигнала встроенного в виталайзер эксайтера, подмешиваемого в общий сигнал эффекта. Вообще-то этот эксайтер - один из самых простейших, и кроме регулятора уровня имеет только регулятор частоты настройки, совмещенный конструктивно с ручкой регулятора Mid-High Tune.