Тональность и настроение

Vitaly Zolotarev

Well-Known Member
20 Июн 2008
207
275
63
Здравия!

Насколько это верно, спорить не буду. Но мне это показалось интересным.

Кристиан Шубарт
«Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst» (1806)
До мажор – полная чистота. Его символы это невинность, простота, наивность, речь ребёнка.

До минор – декларация любви и одновременно горечь её потери. Всё томится и тоскует. Душа больна любовью.

Ре бемоль мажор – зловещая тональность, переходящее в печаль и в восторг. Она не может смеётся, а лишь улыбается. Она не может рыдать, а только изображать рыдающее лицо. Поэтому, эта тональность выражает какие-то необычные характер и чувства.

Ре мажор – триумф, победа и слава! Торжественные симфонии, марши, праздничные песни и ликующие а капеллы пишутся в этой тональности.

Ре минор – меланхоличная женственность.

Ре диез минор – предчувствие глубокого душевного страдания, нависшего отчаяния, сильнейшей депрессии, наиболее мрачного состояния души. Любой страх, каждое нерешительное вздрагивание сердца выдыхают ужас D# минора. Если бы привидения могли говорить то их речь была сродни этой тональности.

Ми бемоль мажор – тональность любви, преданности и сокровенного диалога с Богом.

Ми мажор – шумные крики радости, радостное наслаждение, полный восторг.

Фа мажор – почтительность и покой.

Фа минор – глубокая депрессия, оплакивание умершего, стоны страданий на могиле.

Фа диез мажор – триумф над испытаниями, здесь слышно эхо души которая сильно страдала и наконец преодолела все препятствия.

Фа диез минор – угрюмая, мрачная тональность. Она тянет с такой же страстью с какой собака рвёт платье. Негодование и недовольство — вот язык на котором она говорит.

Соль мажор – всё просто, идеалистично и лирично, спокойная и удовлетворённая страсть, благодарность за настоящую дружбу и верную любовь. В этой тональности можно выразить любые нежные и тёплые чувства.

Соль минор – недовольство, неудобство, тревога за проваленный план, скрежет зубов, негодование и неприязнь, антипатия.

Ля бемоль мажор – Тональность могилы, смерти, гниения, осуждения.

Ля бемоль минор – ворчание, сердце сдавленно в груди; всё даётся с огромным трудом.

Ля мажор – провозглашение чистой любви, радость отношений, надежда увидеть любимого человека вновь, юношеская жизнерадостность и вера в Бога.

Ля минор – благочестивая женственность и нежность.

Си бемоль мажор – радость любви, ясность сознания, большая надежда на лучший мир.

Си бемоль минор – причудливое существо часто одетое в покров ночи. Что-то угрюмое и очень редкое принимает приятное выражение лица. Насмешка над Богом и миром. Недовольство самим собой и всем. Подготовка к самоубийству.

Си мажор – сильно окрашенная тональность, провозглашение диких страстей, композиция самых ослепительных красок. Здесь выражены злость, гнев, зависть, ярость, безысходность и всякая тяжесть на сердце.

Си минор – терпение, спокойное ожидание своей судьбы и повиновение перед Божьим промыслом.

Тональности и их цвета по Скрябину
C – красный
C# – пурпурный
D – жёлтый
Db – пурпурный
E – небесно-голубой
Eb – телесный
F – тёмно-красный
F# – ярко голубой\фиолетовый
G – оранжевый
Gb – ярко голубой\фиолетовый
A – зелёный
Ab – фиолетовый
B – синий
Bb – розовый\стальной


Большенство песен «качают» лучше если их темп делится на четыре без остатка.​
Источник

Ещё раз хочу подчеркнуть - я не утверждаю что всё выше сказанное верно. Пробуйте и решайте сами.

Всего доброго,
Виталий.
 
Трактатец Шубарта я могу воспринимать исключительно в качестве страданий юного Вертера, ночных бдений Бонавентуры и какого-нибудь Новалиса для кучи, пылко пырящегося в окружающее его душное филистерское пространство.

Одним словом, пламенный юношеский максимализм немецких романтиков начала 19 века, живущих в ключе "Я щас застрелюсь, ибо вы все козлы!"

Полный си бемоль минор
 
  • Like
Реакции: Bernard
Большенство песен «качают» лучше если их темп делится на четыре без остатка.

А мне вот барабанщик один рассказывал что самые "качовые" бпмы - некратные двойке. Где правда???
 
Да уж... А где адаптация к современным условиям? Ля-минор - одна из главных тональностей при исполнении трехаккордовых песен под гитару в беседке.

Какая там "благочестивая женственность и нежность" :sarcastic:

Напои меня уже и целуй меня везде!!! :girl_sigh:
 
Быть может играть в Ля-миноре на гитаре просто проще? Да и как часто вы встречали дворовую гитару настроенную в 440Гц?

То что разные тональности настраивают слушателя по разному факт не раз подмеченный как классиками так и современниками. И если обладать мало мальскими знаниями психо акустики и физики сигналов то этому вполне можно найти разумное объяснение.

Подумайте сами. Всё вокруг (включая нас) это проявление тех или иных энергий. Каждый тип энергии проявляется на своей частоте. Муз. аккорд это комбинация тех или иных частот возбуждающая какое-то настроение у нас в голове. Было бы наивным утверждать что между этими комбинациями нет никакой разницы. Ну чувствуете же вы разницу между мажором и минором? По мере роста нам хочется добавлять доп. ступени. Так постепенно мы "дорастаем" до ощущения разницы между тональностями. Да, быть может вы чувствуете До мажор по другому, не так как Шубарт, но тем не менее чувствуете.

Понимаю, всё это можно списать на научный бред. Дескать нам, настоящим композиторам, ни к чему всякие там таблицы и расчёты. Вот только у научных умов, научившихся звуком стимулировать покупательский спрос в магазинах и создавших звуковое оружие, другое мнение. Эти ребята подобные знания принимают очень серьёзно.

Всего доброго,
Виталий.
 
Последнее редактирование:
А мне вот барабанщик один рассказывал что самые "качовые" бпмы - некратные двойке. Где правда???

Давным давно, когда слова "AKAI" и "сэмплер" были синонимами, попалась мне библиотека барабанных лупов. Всё бы ничего, но все они были в чётко определённых темпах 132, 136, 140 и т.д. Что меня лично очень бесило. Программы пересчёта темпа тогда были ещё в зачаточном состоянии, так что можете представить моё разочарование. Сейчас я понимаю что тот кто создавал ту библиотеку обладал знаниями побольше моих.

Разумеется, нужно делать так как вам хочется. Но знать опыт других тоже полезно. Меньше велосипедов изобретаем.

Всего доброго,
Виталий.
 
Всё вокруг (включая нас) это проявление тех или иных энергий. Каждый тип энергии проявляется на своей частоте.
Ну здрасте, приехали.
Понимаю, всё это можно списать на научный бред.
Это не научный бред, а теософский бред.
 
  • Like
Реакции: presly и indie_buter
Всё бы ничего, да вот только тональность уже примерно лет 100 как не является обязательным элементом музыкального языка.
 
Это не научный бред, а теософский бред.
Я бы сказал - субъективное восприятие.
Уж который век пытаются найти формулу Прекрасного, принципы объективного искусства - так, чтобы наверняка вот тут плакали, а вот тут впадали в религиозный экстаз, - а результаты как-то не впечатляют.

Читал об одной даме. На крестьянах своих экспериментировала. Соберёт полну залу - и ну на пианинах этюды шпилить.
Засыпали, сермяжные - в результате чего она решила, что нашла принцип умиротворения и успокоения.
Революция помешала довершить эксперимент. :SHABLON_padonak_03:
 
  • Like
Реакции: indie_buter и cherkes
Все прекрасное что есть в музыке находится в вас самих ! Ноты это декодер ваших ощущений, другого значения они не имеют ! Немое кино которое всем понятно. Именно по этому я говорил что люблю музыку которая разговаривает со слушателем (не важно какое направление). О первом посте думаю что это музыкально религиозная бредятина. Типа кармы и биоритмов ноты До, или наркотического Ля бемоль )))))))))))))) Ржака правда ?! ))))
 
Давным давно, когда слова "AKAI" и "сэмплер" были синонимами, попалась мне библиотека барабанных лупов. Всё бы ничего, но все они были в чётко определённых темпах 132, 136, 140 и т.д.

Ну, право... Не поленился откопать знаменитый акаевский диск XX-Large Classic Loops. И что же я вижу: темпы 95, 105, 115, 125, 130BPM. Никак на 4 не делятся. Как же быть с предположением, что
тот кто создавал ту библиотеку обладал знаниями побольше моих.

Ну, попалась вам одна библиотека, в которой темпы делились на 4. Но не стоит отдельный случай представлять как закономерность и тем более искать скрытый тайный смысл или того круче - заговор чьих-то умов...

Таблицами разными лично я пользуюсь, поскольку не настолько настоящий композитор, :biggrin: но не стоит ИМХО, уподобляться ученым города Лапуту... Если бы музыка сводилась к таблицам и расчетам, создавать шедевры было бы проще пареной репы.

И так уже тысячи "продюсеров" вместо того, чтобы СЛЫШАТЬ, пялятся при создании своей нетленки в спектроанализаторы и прочие приборы объективного контроля... И передают друг другу как сокровище настройки плагинов...
 
Последнее редактирование:
как часто вы встречали дворовую гитару настроенную в 440Гц?


Т.е. во дворах процветает разгул под гитару только из-за отсутствия тюнера?

И если удастся добиться, чтобы Ля первой октавы равнялось 440Гц, во дворе мигом воцарится "благочестивая женственность и нежность"??? :wizard:
 
В догонку на джинглы еппловские заглянуть на темпы. С темпами как-то не сложилось - однозначно. Иначе дирижеры без метрономов были бы "никакие".
С интервалами - можно по дискуссировать.
По поводу цвета - наш светотехник на "заре осветительства" (1982г.) в филармонии по пьяне также видел все исключительно в цвете... ну до очень бело-го.
А как быть вообще со строем "А 432"? Может тогда и цвет работает? :)))

Не являясь крайним скептиком, но что-то попахивает здесь средствами для "розовых очкофф". Может есть стимуляторы для восприятия "оных цветовых гамм"? Так это вредно!
Да и материал то, времен "гонки за ведьмами" и их черными кошаками...:girl_hospital:
 
вот ещё с какого то "чакро индийского сайта" :

СОЛЬ - СОЛНЦЕ цвет красно-золотой, (страсть)

ЛЯ - ЛЯМКИ цвет розовый, низ живота (удовольствие)

СИ - СОЛДАТ цвет жёлтый, диафрагма (воля)

ДО - ДОМ цвет зелёный, область сердца (любовь)

РЕ - РАДОСТЬ цвет голубой, горло (самовырожение)

МИ - МИР цвет синий, лоб (ум, логика)

ФА - ФАНТАСТИКА цвет фоилетовый, макушка (интуиция)
 
Для инструментальной музыки теоретически может подойдёт эта философия. А как быть, если вокалисту подходит именно Ре бемоль мажор – зловещая тональность... , а нужно спеть по характеру, как в Ре мажор – триумф, победа и слава?
 
  • Like
Реакции: LogicS
Мне кажется, само выражение музыкальной мысли интуитивно находит себя в нотно-частотном спектре, без всяких флажков и заборов, что, мол, тут должно быть всё, что грустно, тут весело и т.п. На мой взгляд, познавая теорию и практику следует внимательнее вслушиваться в свои внутренние ощущения и стараться не привязывать себя к штампам и шаблонам, кто бы ни был прародителем оных.
Согласен с Nik_i - для некоторых вокалистов приходится транспонировать и, самое смешное, ничего в окрасе восприятия от этого не теряется, а иной раз, и приобретается. :paint3:
 
Не являясь крайним скептиком, но что-то попахивает здесь средствами для "розовых очкофф". Может есть стимуляторы для восприятия "оных цветовых гамм"? Так это вредно!

А вот тут вы неправы. Уже писал об этом, не поленюсь повторить. Феномен цветового восприятия тональностей детально описан в совершенно шедевральной книге учёного с большой буквы, нейролога Оливера Сакса Musicophilia: tales of music and the brain.

Так вот, это действительно имеет место среди людей с абсолютным слухом, что само по себе является физиологическим свойством, и никак не тренеруется. Всего около 5% людей обладает абсолютным слухом, и только часть из них видят тональности как цвета. Но они при этом описывают произведение переигранное в другой тональности как картину, нарисованную другими цветами, для них это довольно невыносимо :)

Уж простите им что они не такие как вы, они не виноваты, это всё природа-матушка :)

Сам же я совершенно однозначно убеждён что разные опорные частоты способны генерировать разные настроения. Убеждён потому что играю на однонотных инструментах типа варгана и диджериду. У меня они есть в разных нотах. От смены ноты, настроение музыки, сыгранной, собственно, на одной ноте, меняется радикально, то есть абсолютно. Это чувствуется так остро, потому что череп резонирует с инструментом, а при передаче через воздух чувствительность конечно ослабляется, но сути это не меняет.

И мне кажется это совершенно естественным, так как это физический процесс - колебания воздуха разной частоты физически взаимодействуют с организмом.

Вы же почувствуете себя по-разному если лупить вас палкой 320 раз или 440 в промежуток времени? А если дотрагиваться пальцем? То, что колебания воздуха не так чувствительны ничего не меняет в сути процесса.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: DimitryAS и Ilya Prokhorov
Здесь вопрос такого рода - Абсолютность vs Относительность. И тот и другое существует. И, видимо, существует в некоем соотношении, а не в противоречии и отрицании одного другим.

Теоретизировать интересно, но проще и логичней обратить свое внимание на реальную практику. Насколько, например, изменится художественный посыл песни 'Yesterday' Пола Маккартни будучи транспонирован несколькими полутонами выше или ниже? Что-то безусловно изменится. Но какого порядка будет это изменение? Изменит ли оно само произведение, его художественное содержание? Превратятся ли "почтительность и покой" Фа-мажора в "гниение, смерть и осуждение" Ля-бемоль мажора?

Отсюда возникает второй вопрос Дух vs Материя. Кто (что) определяет смысл месседжа? Мысль (дух) человека или физические свойства материального мира (частота колебаний, условия их распространения)?
 
А вот тут вы неправы. Уже писал об этом, не поленюсь повторить. Феномен цветового восприятия тональностей детально описан в совершенно шедевральной книге учёного с большой буквы, нейролога Оливера Сакса Musicophilia: tales of music and the brain.

Так вот, это действительно имеет место среди людей с абсолютным слухом, что само по себе является физиологическим свойством, и никак не тренеруется. Всего около 5% людей обладает абсолютным слухом, и только часть из них видят тональности как цвета. Но они при этом описывают произведение переигранное в другой тональности как картину, нарисованную другими цветами, для них это довольно невыносимо :)

Уж простите им что они не такие как вы, они не виноваты, это всё природа-матушка :)

Сам же я совершенно однозначно убеждён что разные опорные частоты способны генерировать разные настроения. Убеждён потому что играю на однонотных инструментах типа варгана и диджериду. У меня они есть в разных нотах. От смены ноты, настроение музыки, сыгранной, собственно, на одной ноте, меняется радикально, то есть абсолютно. Это чувствуется так остро, потому что череп резонирует с инструментом, а при передаче через воздух чувствительность конечно ослабляется, но сути это не меняет.

И мне кажется это совершенно естественным, так как это физический процесс - колебания воздуха разной частоты физически взаимодействуют с организмом.

Вы же почувствуете себя по-разному если лупить вас палкой 320 раз или 440 в промежуток времени? А если дотрагиваться пальцем? То, что колебания воздуха не так чувствительны ничего не меняет в сути процесса.
Вот, я вот думаю...
Ну вот напишу я сейчас подробное опровержение по поводу популяризаторства Сакса, по поводу "пяти процентов" абсолютников безвинно страдающих от сползания или залезания на тон ниже\выше хора, по поводу природы-матушки и по поводу того, как я себя почувствую, если меня лупить палкой...
Ну и зачем мне это писать, если оппонентам интересно лишь высказаться, а вовсе не разобраться в вопросе, и уж тем более быть "переубежденными"? ("Переубежденными" в кавычках потому, что предшествовавшее "убеждение" не имеет под собой никаких логических оснований, а лишь желание верить в предмет "убежденности".)
Так что, ну его нафиг. Даже "спасибо" не скажут.
 
  • Like
Реакции: Bernard
Ну и зачем мне это писать, если оппонентам интересно лишь высказаться, а вовсе не разобраться в вопросе, и уж тем более быть "переубежденными"?

Разобраться в вопросе может быть и неинтересно, но почитать, что напишут другие - интересно :) Пишите...
 
А вот тут вы неправы. Уже писал об этом, не поленюсь повторить. Феномен цветового восприятия тональностей детально описан в совершенно шедевральной книге учёного с большой буквы, нейролога Оливера Сакса Musicophilia: tales of music and the brain.

Не поленился и зачёл. Сакс описывает цветовое восприятие тональностей как частный случай синестезии - явления, при котором различные чувственные восприятия причудливо ассоциируются друг с другом. И если в одном случае речь идёт о невесть откуда взявшихся ассоциациях цвета и тональности у абсолютника, в другом случае речь идёт уже о более осмысленных ассоциациях другого абсолютника, который сам объясняет, что тональность си-бемоль, как очень распространенная у духовиков, ассоциируется у него с желтым цветом меди :) Со следующей девушкой еще круче - она не абсолютница, а синестезия распространяется у нее на буквы, таким образом, тональность приобретает для нее цветовой окрас, когда она узнает - песня в тональности D, тогда она начинает казаться ей, допустим, зелёной. На вопрос, как окрашена тональность, расположенная на черной клавише между D и E она отвечает - никак :):):)

По всей видимости, ученый не обладает данными, позволяющими сделать вывод о существовании даже двух человек с синестезией, чьё "цветовое видение" тональностей совпадает. Корни таких редких ассоциаций также не исследованы (одна из возможных версий, улыбнитесь - детское пианино в спаленке будущего композитора, у которого клавишки были разноцветными :)

Насколько, например, изменится художественный посыл песни 'Yesterday' Пола Маккартни будучи транспонирован несколькими полутонами выше или ниже?

Согласен, что тональность в данном случае важна в минимальной степени.
 
Последнее редактирование:
Насколько, например, изменится художественный посыл песни 'Yesterday' Пола Маккартни будучи транспонирован несколькими полутонами выше или ниже? Что-то безусловно изменится. Но какого порядка будет это изменение? Изменит ли оно само произведение, его художественное содержание?

Для людей с абсолютным, цветным и некоторыми другими типами слуха всоприятие этой песни могло бы измениться значительно ...

Но здесь важно понимать, что записать песню в другой тональности точно так же не получится, поэтому объективно это сравнить вряд ли удастся ...

Превратятся ли "почтительность и покой" Фа-мажора в "гниение, смерть и осуждение" Ля-бемоль мажора?

Зависит от автора, кто-то в ля-миноре мыслит до-мажором, кто-то отрицает любые рамки и т.п. Кроме того, уже понятно, что тембры инструментов и аранжировка в целом влияют значительно на "почтительность и гниение" )))
 
Если я правильно помню, хрестоматийная Наташа Ростова имела опцию воспринимать цвет людей. Пьер Безухов, например, казался ей голубым :wink:
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Вообще, спор, если говорить по существу, не о том различаются ли между собой тональности (они различаются, но ровно настолько насколько они различаются и не более того :) Спор о том что делает музыку.

---------

Но здесь важно понимать, что записать песню в другой тональности точно так же не получится, поэтому объективно это сравнить вряд ли удастся ...

То есть, повторно исполненная тем же артистом та же песня будет отличаться для восприятия в степени не позволяющей объективно оценить влияние изменения тональности? Следовательно, влияние смены тональности таково, что легко затушевывается "погрешностью" (неповторностью) исполнения, не так ли?
 
Сам же я совершенно однозначно убеждён что разные опорные частоты способны генерировать разные настроения... И мне кажется это совершенно естественным, так как это физический процесс - колебания воздуха разной частоты физически взаимодействуют с организмом.

Не означает ли это, что неживое материальное тело способно генерировать настроения? Причем человеческие настроения!
 
...играю на однонотных инструментах типа варгана и диджериду. У меня они есть в разных нотах. От смены ноты, настроение музыки, сыгранной, собственно, на одной ноте, меняется радикально, то есть абсолютно...

Вот, интересное замечание А. Шнитке, экспериментировавшего на синтезаторе Мурзина, возможно, отчасти имеющее нечто общее с радикальностью вашего восприятия от смены основного тона.

"И я убедился, что погружаясь в глубины обертонного спектра вплоть до 32-го обертона и далее, слух проникает в бесконечный, но замкнутый мир, из магнетического поля которого нет выхода, Становится невозможной не только модуляция в другую тональность, но и не возможно взять второй основной тон, потому что уловив первый и вслушиваясь в его обертоны, слух уже не может себе представить никакого другого тона. Он довольствуется первым тоном и микрокосмосом его обертонов; таким образом, второй тон становится ошибкой по отношению к первому."
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
я вот подумал...а если в песне модуляция? или даже ДВЕ??? или на соляк отклонение куда-нибудь? а как быть с BELLE и т.д.?????
 

Сейчас просматривают