Может будет желание перевести небольшую статью
http://www.lostinmusik.net/?p=1646 ?
перевел! держи.
Искусство Большого Звука – Мастеркласс с Томасом Пентоном
На этой неделе в гостях у нас продюсер Томас Пентон, и он расскажет нам, как создавать действительно громкие треки! За почти 25 лет музыкального продюсирования Томас прошел путь от создания хип-хоп битов до пронзительной жужжащей в ушах электрохавки и возбуждающего трансика. Кроме того он работал с крутейшим музыкальным оборудованием, о котором вам плебеям можно разве что только мечтать, попадал в топы продаж цифровых магазинов, получал поддержку от Tiesto, Marco V, Paul Oakenfold и внушительного списка топовых джедаев, исколесил много стран, гастролируя по всему миру со своей музыкой.
Отличительной чертой современной танцевальной музыки является её чудовищная громкость. Если песня не громкая, то ее никто не станет играть! А все потому, что танцевальные треки сводятся вместе друг с другом, и (объясняя простым языком) если громкость трека, который сводится слабее предыдущего, это отрицательно скажется на общей энергетике и драйве.
Я знаю множество людей, которые считают что выжимать громкость из треков до самых яиц очень пагубным и вредным занятием сродни онанизму. Но дело в том, что если вы хотите создавать мейнстримовую клубную музыку, то это нужно знать обязательно. Если вы еще не в курсе, то это ключевой навык, который вы должны освоить, чтобы выжать из своего звука как можно больше мощи. Независимо от того, хотите ли вы написать гимн для грядущего фестиваля или освоить некоторые классные фишки, которые используют профи, применив их в своем арсенале, вам стоит это прочитать.
1.Том, твои бочки дох*я громкие, расскажи в чем секрет такой ох**нной пробивности их в миксе?
Сначала я подготавливаю семпл бочки, обрезаю все ненужное, далее я вставляю его в проект DAW (в формате 24bit) на свой канал. Обычно я навешиваю параметрический эквалайзер, Oxford Inflator (для большей пробивности) и иногда SX Limiter чтобы придать им чуть-чуть дополнительного щелчка (установите release на 10 и input +6dB), это должно хорошенько сбавить скорость затухания громкости и удержать его на уровне 0dB. Затем я беру аудиосемпл бочки и копирую его, укорачиваю скопированный семпл настолько, чтобы оставался слышен только щелчок (атака). Затем опускаю громкость лимитера до -4dB. После этого проигрываю оба семпла одновременно, бочка теперь играет на пределе своей громкости и атака вообще по самые яйца мочит. Ну и , естественно, я делаю сайдчейн большинства других аудиодорожек, чтобы ничто не играло громко в первой четверти длительности бочки, чтобы отчетливо все слышать в миксе.
2. А вот еще кстати в твоих треках мощный звук раскачивающегося баса. Поведай нам секрет, как ты обрабатываешь басовую линию?
Ну я использую много бейслайнов с 16ми нотами, чтобы как раз было это ощущение раскачки баса, но обычно они играются, как восьмые ноты. Например я использую глубокий суббас (обычно я использую Нексус) и играют восьмые между ударами бочки. И никогда не играют одновременно с бочкой. Только семпл бочки проиграл и тут же сразу проигрывается суббасная нота. Это позволяет басу играть достаточно отчетливо. Но иногда это звучит как раскачка 16ми нотами – это играет вторая басовая линия. Поэтому я применяю вторую басовую линию (Nexus или Predator или Z3) 16ми, но предварительно эквализирую, урезая все в диапазоне 20Гц-125гц из нее. В то же время первая басовая линия дает ощущение мощных басовых частот. Затем добавляю третью басовую линию , она может быть со стереорасширением, дисторшном, фильтрами или дополнительной эквализацией (чтобы убрать все частоты ниже 125герц.) Это хорошо разделяет их. Затем я группирую все заполняющие бейслайны вместе (это бейслайны 2 и 3ий) и добавляю oxford inflator в групповой секции этих каналов, чтобы поднять их на уровень 0dB. Также замечу, что каждый бейслайн трек должен иметь те же динамические эффекты в инсерте, что и бочка (в нашем случае это эквалайзер и Inflator в Лимитер).
3. Практически во всех твоих ремиксах твои лиды просто аццки уделывают лиды оригинальной версии трека. В чем фишка такого громкого и крутого звучания?
Все дело в слоях. Для меня главное мое оружие это Нексус. Я люблю его ,потому что это ромплер и он очень хорош в диапазоне средних частот. Я проигрываю несколько нот, чтобы найти и вычленить несколько хороших пресетов из банков инструментов и останавливаюсь на каком-то одном из них. Затем копирую миди- дорожку с тем же миди-сигналом и вставляю, но уже другим патчем. Затем иногда делаю третью дорожку , тот же миди, но на нем использую еще более «яркий” по звучанию синт (Gladiator 2). Все три дорожки вместе играют очень громко, заходя за порог в 0dB. Поэтому я объединяю их в новую групповую секцию и добавляю Инфлятор к групповой секции, опуская до 0dB. Еще кое-какие фишки..на Нексусе есть отличный параметр «щелчка/пробивности» позволяющий хорошо скомпрессировать синтезаторные стеки. Кстати Используйте стереорасширители (Ozone) и и панорамируйте каждую дорожку супротив других, чтобы фазы немного различались меж собой на каждой дорожке. Это дает еще большую детализацию в миксе. И еще….каждая Синтовая Лид дорожка должна содержать те же эффекты что и бочка (как упоминалось ранее).
4.У тебя есть ограничения по количеству одновременно играемых звуков?
Если трек запикивает в высшей точке, обычно это значит, что в том месте где-то 45-65 дорожек играют одновременно. Там включено все – и перкуссия и эффекты и так далее. Тем не менее, я считаю, что никогда не стоит ограничивать себя ни в чем – делайте то, что вам по нраву!
5.В чем секрет хорошей аранжировки Пентона?
Я люблю тишину. Я бы с радостью каждый брейкдаун заканчивал тишиной. Но на деле, я просто аккуратно опускаю динамику, а затем постепенно превращаю ее во что-то сносящее крышу. Ну и как всегда, множество слоев и звуковых эффектов, синтовых стеков, чтобы все ах***тельно качало.
6.И после постройки такой грандиозной «аудиостены», что лучше всего применить, чтобы продолжить нарастание энергии, в то время когда бит снова возвращается?
После брейка песня должна стать еще более динамичной и полной, нежели была до этого. Я не люблю после брейков ослаблять энергетику. Поэтому можно добавить новых лидов в брейке, которые продолжат развивать тему в треке после брейкдауна. Возможно какие-то гармонические изменения, побольше хай-хетов. И еще, я не люблю делать слишком длинные брейки. Народу это быстро наскучивает, поэтому максимум 32 такта , затем возвращайтесь снова к ритму.
7. Скажите, а как вы сводите клэпы с бочкой без искажений?
Да здесь , опять-таки, все дело в эквализации. Я стараюсь обрезать все, что лежит ниже 125Гц из клэпов и снейров. Каждый снейр/клэп должен быть жестко компрессирован, в Inflator’е и второй лимитер чтобы было еще громче. Обычно я накладываю 2-3 слоя снейров и клэпов вместе и группирую их в один. Иногда со стереорасширением или панорамированием. И уровень громкости должен быть на 2-5дб меньше бочки.
8.Над какой частью трека ты работаешь , когда приходит время расставлять уровни громкости?
Я слежу за каждой деталью и строю все «по ходу дела». Я не свожу трек после «постройки» его аранжировки. Обычно все самые мощные звуки (бочка, бас, лиды, перкуссионная группа и.тд.) имеют пики в районе 0dB.
9.Когда ты делаешь экспорт в финальный микс, какой уровень громкости на мастер-секции?
Теперь я делаю по другому, нежели раньше. С самого начала и до конца продакшна мастер канал стоит на 0 dB. На мастер-секции меня висит Oxford Limiter (input ставлю -8dB и выключаю функцию Auto Gain). Получается достаточно плавное лимитирование трека при проигрывании и экспортации в финальный микс.
10. ты практически все время работаешь с музыкой в наушниках, ты тестишь свои треки на выступлениях и корректируешь их потом?
Да, бывает. Уже 4 года я делаю весь продакшн и мастеринг в наушниках (Sony 7506). Я также мониторю треки на каких-нибудь отстойных колонках. Обычно в их роли выступают колонки моего МакБук Про (упс! ). Если все звучит отлично и там и там, тогда можно релизить. И еще я свожу трек с какими-нибудь другими хорошо спродюсированными треками, чтобы сверить уровни и частотный баланс. И иногда возвращаюсь в проект , чтобы сделать поправки.
Сложно сказать…некоторые артисты выпускают замечательный трек сегодня, а завтра могут выпустить полную лажу. Поэтому я обычно нахожу то, что звучит достаточно хорошо и свожу для контроля звучания.
11.Окей, назовите один плагин, который реально помогает сделать треки громкими?
Как и упоминал уже Oxford Inflator или Sausage Fattener. Оба работают достаточно схоже. После их сравнения, мне показалось, что Inflator работает с диапазоном низких частот лучше (но S.F. на порядок дешевле). S.F. работает больше как компрессор, привнося больше задержки в звучание и больше яркости. Оба просто конфетка!
-------
Теперь вы вооружены знаниями и сможете «выжать» весь кач из ваших битов, синтов и перкуссии. Вы можете ознакомиться с творчеством Пентона на фейсбуке, саундклауде ит.д.