Видеокурс по теории музыки Бориса Севастьянова

composerr

Active Member
27 Июл 2008
396
120
43
41
Харьков
bsevastyanovmusic.com
Итак!

Рад сообщить о том, что первый раздел видеообучалки по теории музыки создан.

В 1й видеоурок вошли такие темы:

1. Вступление
2. Фактура
3. Мелодия
4. Тон-полутон
5. Лад

Увы, есть пара незначительных оговорок и ошибок, но уже их переделывать не буду (где-то гитарный гриф на автомате назвал рифом, где-то не к месту употребил слово "гамма" и т.д.). На общий смысл и подачу эти ошибки не влияют. Идеала достичь невозможно.

Жду Ваших отзывов, пожеланий. Впереди ещё масса тем. И ваша помощь будет очень кстати. Возможно, что-то преподнесено слишком сложно, возможно чего-то вы не поняли. При записи следующих видеоуроков я постараюсь прислушаться к разумным пожеланиям.

Итак, удачного обучения! *APPROVE*

http://www.youtube.com/watch?v=dQZY-otbGog

6. Интервалы

http://www.youtube.com/watch?v=JY0EMPZg4Qk

7. Аккорды

http://www.youtube.com/watch?v=qAaH0_dvMXA

8. Джазовая цифровка

http://www.youtube.com/watch?v=AGXjDSBjf2c

Уточнение: на 10.15 предпочтительно обозначение уменьшённого трезвучия как Cm-5, Cmb5. Конечно, могут быть какие-то неточности ещё, т.к. в этом типе обозначений аккордов, увы, много путаницы. Подробнее в статье, указанной в конце урока.

-----

Друзья! Вышел в свет мой новый видеокурс по аранжировке!

Подробнее на сайте - http://borissevastyanov.in.ua/ru/videokurs.html
 
Последнее редактирование:
насчёт диатонический/хроматический лад вообще не по теме. дезинформация. хроматический лад - это не хроматическая гамма.
 
насчёт диатонический/хроматический лад вообще не по теме. дезинформация. хроматический лад - это не хроматическая гамма.

О хроматическом ладе я речь вообще не вёл и не буду в этом курсе (само понятие сложное и спорное, имхо). Я просто хотел на месте показать разницу диатоника/хроматика. Поэтому так и вышло - диатонические лады и хроматическая гамма. Возможно, и не суперкорректно. Что предложите Вы?
 
да просто диатоника/хроматика. хроматика - не обязательно хроматический лад. Вообще в широком смысле, хроматика - наличие хроматизмов. Что Вы собственно и демонстрируете на примере мелодии, содержащей вспомогательные хроматизмы. А хроматический лад - весьма точное определение, апеллирующее к ладам Шонберга, Римского-Корсакова и подобных.
 
да просто диатоника/хроматика. хроматика - не обязательно хроматический лад. Вообще в широком смысле, хроматика - наличие хроматизмов. Что Вы собственно и демонстрируете на примере мелодии, содержащей вспомогательные хроматизмы. А хроматический лад - весьма точное определение, апеллирующее к ладам Шонберга, Римского-Корсакова и подобных.

Лады Шёнберга и Римского - ну совершенно разные вещи. Собственно, у Шёнберга и не лад толком.

Так где Вы у меня заметили словосочетание "хроматический лад"? Я и говорю о хроматике (изначально показав хроматическую ГАММУ). О хроматизмах будет идти речь позже. Пока был просто вводный заброс по теме.
 
Да, речь о диатонических ладах а потом просто о хроматике. Ладно, пусть будет. В принципе часть дискуссии про лады тогда можно удалить
 
Из видеокурса
Все 7-ступенные лады, которые строятся путем чередования тонов и полутонов называются - диатоническими

По такому определению диатоническими будут считаться также - гармонический и мелодический минор и мажор, а это, строго говоря, не совсем так, а также любое произвольное чередование тонов и полутонов, что совсем не так.
 
Последнее редактирование:
Bernard, ну тут строго говоря тоже есть юридическая уловка - в гармоническом ладу есть полтора тона, просто чередованием тонов-полутонов его не получишь.
любое произвольное чередование тонов и полутонов
это да, сочетания до-ребемоль-мибемоль-фа-соль-ля-си и до-ре-ми-фадиез-сольдиез-лядиез-си нельзя назвать диатоническими))))
 
Из видеокурса

По такому определению диатоническими будут считаться также - гармонический и мелодический минор и мажор, а это, строго говоря, не совсем так, а также любое произвольное чередование тонов и полутонов, что совсем не так.

Едва ли? Я не сказал полутонов, тонов и полутаротонов :) А в целом - можно было бы говорить и том, что диатонические лады образуются квинтами и т.д., но это были бы уже дебри. А так - назовите мне диатонический семиступенный лад не подпадающий под формулировку "строится из тонов и полутонов"?
 
RomanD, согласен по приведенному определению гармонический не будет считаться диатоническим, но остальные-то - получается будут :)
 
Из видеокурса

По такому определению диатоническими будут считаться также - гармонический и мелодический минор и мажор, а это, строго говоря, не совсем так, а также любое произвольное чередование тонов и полутонов, что совсем не так.

А где у меня слова "любое" и "произвольное"?
 
К моей формулировке можно разве что добавить что-то типа - "в рамках октавы, не менее октавы".

Друзья! Не ищите у меня того, чего нет. Откуда-то нашли "хроматический лад", о котором я не обмолвился даже. Нашли "любое произвольное", при этом даже не вдумавшись в мою формулировку и подписав под неё гармонический мажор... хм...

Вообще, я предполагал, что раздел "Лад" может вызвать полемику и вопросы. Что ж, если есть конкретные вопросы, а лучше - пожелания и советы - как лучше что-то сформулировать и т.д. - будет конструктивнее. Хотя, свои формулировки я старался выверять, подловить на чём-то, надеюсь, будет непросто :) Хотя, и на старуху.....
 
Последнее редактирование:
А так - назовите мне диатонический семиступенный лад не подпадающий под формулировку "строится из тонов и полутонов"?

Диатонические семиступенные лады, действительно, строятся из полутонов и тонов. Но вы сказали совсем другое:

Все 7-ступенные лады, которые строятся путем чередования тонов и полутонов называются - диатоническими

По приведенному определению под диатонический лад попадают звукоряды, который привел RomanD

до-ре-мибемоль-фа-соль-ля-си

до-ре-ми-фадиез-сольдиез-ля-си
 
По приведенному определению под диатонический лад попадают звукоряды, который привел RomanD

до-ре-мибемоль-фа-соль-ля-си

до-ре-ми-фадиез-сольдиез-ля-си

И то верно. Что-то нужно добавить... Или убрать слово "все" в начале? Заменить на "многие". Или добавить про тоны и полутоны, расположенные "определённым образом". Под определённым образом будет подразумеваться как раз квинтовая природа диатоники в сложенном виде. Как-то так. Хм... В курсе я ещё буду говорить о ладах, хотелось бы этот момент прояснить до конца.

Спасибо за коррективы.
 
Последнее редактирование:
composerr, упоминать про семь тонов располагающихся по квинтам будет, действительно, перебором для начинающих изучать муз. грамоту, но вот просто перечислить семь диатонических ладов будет, мне кажется, уместным.
 
composerr, упоминать про семь тонов располагающихся по квинтам будет, действительно, перебором для начинающих изучать муз. грамоту, но вот просто перечислить семь диатонических ладов будет, мне кажется, уместным.

Я в самом начале кучу ладов не хотел приводить. Перебор. Тут с мажором и минором разобраться бы... Суть курса в том, что бы возвращаться к одному и тому же на новом уровне. К ладам тоже будет возвращение. Заговорим о видах мажора и минора, и о диатонических ладах и о пентатонике.
Вот на этой формулировке, признаю, прокололся. Начинающий этого прокола пока не заметит. А в продолжении курса буду немного иначе формулировать, исправлю.

Или сделаю в саааааамом конце курса исправления. Типа - "Замеченные опечатки".
 
  • Like
Реакции: Bernard
composerr, не переживайте за неточности, критику и даже за несправедливые придирки - делайте свое дело и все будет хорошо.
 
  • Like
Реакции: leliwe@mail.ru
Отличный материал. Все очень доходчиво, лаконична и по существу. Ждем продолжения. Будут ли затронуты вопросы по гармонизации мелодии, подбор аккордов, построение басовой линии? Меня, например, очень интересуют принципы построения дополнительной мелодии в аранжировке, которая как бы обыгрывает основную мелодию (обычно вокал). Знаю что для этих целей можно использовать ноты играющих на данном промежутке аккордов, но пока ничего путного у меня не выходит. Может существуют какие-нибудь дополнительные каноны... Типа как в одноголосой мелодии, где неустойчивые ноты лада тяготеют к устойчивым и если их своевременно чередовать, то в любом случае получается приемлемая для восприятия мелодия. Может и здесь есть какая-то закономерность. Извиняюсь если выражаюсь не совсем адекватно в смысле муз-терминологии и т п. Опыта еще маловато.
Огромное Вам спасибо в любом случае.
 
Последнее редактирование:
присоединяюсь к предыдущему посту. доходчиво, лаконично и по существу. музобразования не имею, хотя нахватался всего очень много. благодаря удачному имхо изложению материала вся куча знаний, имеющих отношение к этой части, чудным образом структурировалась, и стало понятно как это все применять на практике, что собственно и требуется. надеюсь, что так и дальше будет )). а еще я думаю, что если сильно ковыряться в каких-то упрощениях, неточностях и делать все по науке, то получится очередной академический курс, интересный только профи в части поболтать.
 
Отличный материал. Все очень доходчиво, лаконична и по существу. Ждем продолжения. Будут ли затронуты вопросы по гармонизации мелодии, подбор аккордов, построение басовой линии? Меня, например, очень интересуют принципы построения дополнительной мелодии в аранжировке, которая как бы обыгрывает основную мелодию (обычно вокал). Знаю что для этих целей можно использовать ноты играющих на данном промежутке аккордов, но пока ничего путного у меня не выходит. Может существуют какие-нибудь дополнительные каноны... Типа как в одноголосой мелодии, где неустойчивые ноты лада тяготеют к устойчивым и если их своевременно чередовать, то в любом случае получается приемлемая для восприятия мелодия. Может и здесь есть какая-то закономерность. Извиняюсь если выражаюсь не совсем адекватно в смысле муз-терминологии и т п. Опыта еще маловато.
Огромное Вам спасибо в любом случае.

Спасибо за отзыв.

Касаемо гармонизации, линии баса, построения контрапункта - это уже по части композиции в бОльшей степени. Краешком постараюсь коснуться этих вопросов, т.к. они довольно обширные и серьёзные. В будущем курсе композиции они будут обязательно рассматриваться подробнее.
 
присоединяюсь к предыдущему посту. доходчиво, лаконично и по существу. музобразования не имею, хотя нахватался всего очень много. благодаря удачному имхо изложению материала вся куча знаний, имеющих отношение к этой части, чудным образом структурировалась, и стало понятно как это все применять на практике, что собственно и требуется. надеюсь, что так и дальше будет )). а еще я думаю, что если сильно ковыряться в каких-то упрощениях, неточностях и делать все по науке, то получится очередной академический курс, интересный только профи в части поболтать.

Спасибо. Рад, что помог структурировать знания. На счёт "делать всё по науке" согласен, ковырться не стОит, однако всегда хочется быть по возможности максимально корректным, хотя бы чисто для собственного морального удовлетворения :)
 
Спасибо, интересно, познавательно, вспомнил что забыл.
Все кто ворчит идите и сделайте сами такое вдео.!:SHABLON_padonak_03:
 
Способина экранизировать?)))

А кстати было бы круто, еще бы современным языком, с "йо паца слуший сюды", ну вобщем для диджеев. Уверен что имело бы успех, и даже коммерческий.
 
Было бы здорово, если бы каждый специалист своего дела вносил посильную лепту в плане вспоможения жаждущим творить, но не имеющим должных знаний и возможностей для их приобретения (имею в виду средства и годы обучения в спец учреждениях). Делиться опытом понятным для всех языком - это тоже талант и не малый. Думаю такой энтузиазм можно только приветствовать и расценивать как пример для подорожания.
Делай добро людям и оно к тебе рано или поздно вернется.
 
Делиться опытом понятным для всех языком - это тоже талант и не малый. Думаю такой энтузиазм можно только приветствовать...

Абсолютно согласен.

... и расценивать как пример для подорожания.

А вот здесь большинство предпочло бы - удешевления :)))
 

Сейчас просматривают