Ну вот, выкроил с трудом 3 часа на эксперименты...
Собрал схему похожую на ту что в # 50, сгенерировал в Sound Forge спадающий сигнал после резкого подъема (первый рисунок) и медленно растущий и потом медленно спадающий сигнал с частотой 1000 Гц и уровнем - 0,5 дБ (второй рисунок), подал сигнал на вход макета и снял в двух точках - прямо с операционника (классический оптокомпрессор) и после лампы (совместный вариант). В качестве оптрона использовался древний советский ОЭП12.
Как видно из рисунков характер реакции на первом и втором выходах отличается на начальном участке, но в обоих случаях видно что из-за медленной реакции лампы получается приличный выброс на начальном участке, после чего сигнал падает и стабилизируется. Компрессия, особенно во втором случае получается весьма приличная, но выброс вначале даст при записи искажения, почему я и пристроил ко второму выходу еще и простейший лимитер на резисторе и двух германиевых диодах. Получилось существенно лучше, но диоды добавили и компрессии (третий рисунок). Если развернуть осциллограмму (последний рисунок), то видно что германиевые диоды весьма мягко ограничивают и округляют сигнал, но начальный участок сигнала хотя и уменьшается по амплитуде и при некотором запасе по уровню записи предотвратит цифровую перегрузку, тем не менее аналоговая перегрузка происходит и во втором случае... ибо пока лампа не нагрелась операционный усилитель имеет чересчур большое усиление...
Выводы:
1. Конечно режимы усиления, уровень входного сигнала которые я использовал поставили схему в весьма жесткие условия, ибо на данном этапе меня интересовало может ли схема спасти АЦП от перегрузки и как все реагирует на экстремальные перепады уровня, а также имеет ли смысл совместное использование и компресси на фоторезисторе и на лампе. Терять здесь нечего, ибо из дополнительных элементов требуется во втором случае только один резистор, а характер компрессии мне показался лучше при совместном использовании.
2. Оптроны на базе лампы и фоторезистора в данный момент вроде уже и не выпускаются, так что ориентироваться на них можно только для одноразового варианта, при условии что у вас такой оптрон уже есть из старых запасов... Так что в дальнейшем я думаю сконцентрироваться на компрессоре на базе одной лампы накаливания, ибо их еще вроде выпускают... но и вариант на ОЭП12 еще поковыряю, хотябы для сравнения, в крайнем случае можно совместить фоторезистор и лампочку. Однако необходимо в чисто ламповом копрессоре решить проблемму защиты лампочки, ибо использовать предварительный усилитель в предельных режимах означает получить большие искажения, а если сделать рабочими более низкие уровни напряжения, при перегрузке по уровню на лампочке окажется напряжение превышающее в 2-3 раза номинальное, что может привести к перегоранию нити накаливания. Для защиты можно попробовать закоротить ее двумя стабилитронами на 6,2 В или светодиодами (4 или 6 шт, в зависимости от падения напряжения), а затем срезать превышение (при насыщении лампы) германиевыми диодами. Надо пробовать.
3. Диодный пик-лимитер показал себя весьма неплохо и в этом направлении еще нужно поработать
4. Невобходимо подобрать точные коэффициенты усиления операционника, колличество и тип диодов в лимитере, короче сбалансировать схему так чтоб диоды (и защитные у лампы и в лимитере) ограничивали только нерабочую зону компрессора и спасали АЦП от перегрузки, а эта нерабочая зона достигалась бы только при сигналах на входе явно превышающих номинальные. А далее подавать уже не контрольные синусоиды а живые записи - голоса, гитары и т.д. Но до этого еще надо дожить... это другой этап работы.
Народ из нашего КБ, где вы? Подключайтесь!