Как работать аранжировщику с заказчиком

composerr

Active Member
27 Июл 2008
396
120
43
41
Харьков
bsevastyanovmusic.com
Где-то пару лет назад написал статью о том как заказчику работать с аранжировщиком. Сделано это было для того, чтобы не объяснять одно и то же каждый раз своим заказчикам (работа в основном удалённая).

Писал статью основываясь на собственном опыте. Перечитал сегодня и понял, что она требует некоторых уточнений, исправлений и добавлений (целый ряд мыслей ещё есть, но пока не вписал их). У меня своя скромная домашняя студия в Харькове, выработал за годы работы свой подход к работе, но, возможно, оторван от жизни и чего-то не учитываю...

Решил спросить вашего мнения об этой статье, чего, как вам кажется, не хватает в ней. Или наоборот, что лишнее. Я совершенно спокойно отнесусь к тому, если вы возьмёте эту статью и на её основе напишете свою. Т.е. я никоим образом не собираюсь красть чьи-то мысли и т.д. Всё это делается, ка мне кажется, для удобства работы и понимания между неопытным заказчиком и аранжировщиком (тем более через Интернет - здесь масса вопросов).

Прошу учесть, что это не договор. Т.е. если дописывать в статью положение о предоплате (его тут нет), это не должно быть в форме: "Согласно разделу 15, п.4 заказчик обязуется...." и т.д. Нет. Это форма статьи, непринуждённой беседы, пояснения...

Надеюсь, что достаточно пояснил Вам свою мысль.

ЗЫ. Если не знаете о чём писать - не пишите. Если вы не работаете в сфере создания аранжировок - не пишите. Давайте постараемся без флуда.

Теперь ссылка на статью:

http://bis-studio.org.ua/sovety/65-kak-rabotat-s-arang.html
 
Последнее редактирование:
composerr, хорошая статья.
вы не будете возражать, если я ее возьму к себе на сайт?

как дополнение(но это скорее- личные заметки, чем дополнение к написанной статье ) пока нет предоплаты (такой абзац был в статье)- не вижу смысла разговаривать с заказчиком, который заказывает в первый раз..
так как есть портфолио практически во всех стилях..заказчик слушает..нравится- работаем..нет- значит вкусы у нас колоссально разные...понять вкус заказчика можно и нужно! но! пока нет предоплаты- он может очень сильно вынести мозг...даже если его носом тыкнуть в статью, подобную вашей :)

а как только есть предоплата - он уже с большим уважением относится к заказу, ибо понимает, что безболезненного пути назад у него тоже уже нет и чем быстрее и точнее он сформулирует свои мысли- тем лучше и быстрее получится заказ.
причем, это не принуждение..что вы..это беседа, пояснения :)
за заказ без первоначальной предоплаты можно взяться только в нескольких случаях:
1)если ты уважаешь этого человека или его действия
2) если в заказе творческая составляющая настолько сильна, что это превышает нормы обычного твоего среднестатистичного заказа и этот заказ будет очень выигрышным для портфолио...
3) постоянный клиент, которому ты сильно доверяешь и по срокам никогда друг друга не подводили.

может кто что еще добавит? :)
 
  • Like
Реакции: kseile
composerr, хорошая статья.
вы не будете возражать, если я ее возьму к себе на сайт?

как дополнение(но это скорее- личные заметки, чем дополнение к написанной статье ) пока нет предоплаты (такой абзац был в статье)- не вижу смысла разговаривать с заказчиком, который заказывает в первый раз..
так как есть портфолио практически во всех стилях..заказчик слушает..нравится- работаем..нет- значит вкусы у нас колоссально разные...понять вкус заказчика можно и нужно! но! пока нет предоплаты- он может очень сильно вынести мозг...даже если его носом тыкнуть в статью, подобную вашей :)

а как только есть предоплата - он уже с большим уважением относится к заказу, ибо понимает, что безболезненного пути назад у него тоже уже нет и чем быстрее и точнее он сформулирует свои мысли- тем лучше и быстрее получится заказ.
причем, это не принуждение..что вы..это беседа, пояснения :)
за заказ без первоначальной предоплаты можно взяться только в нескольких случаях:
1)если ты уважаешь этого человека или его действия
2) если в заказе творческая составляющая настолько сильна, что это превышает нормы обычного твоего среднестатистичного заказа и этот заказ будет очень выигрышным для портфолио...
3) постоянный клиент, которому ты сильно доверяешь и по срокам никогда друг друга не подводили.

может кто что еще добавит? :)

Спасибо за комментарий. Используйте, копируйте статью как Вам будет угодно. Если поставите на мой сайт ссылочку - будет ещё лучше :-)

На счёт предоплаты - да, это обязательный пункт. Писал статью когда ещё не понял её крайней необходимости. Пары кидков хватило, чтобы у меня вправился мозг! :victory:
 
ок, спасибо.

я на днях еще подумаю..мож еще чего дополню в статье..ща просто спать сино хотца :)
 
что за подбор гармонии аранжировщик попросит дополнительную плату.

А почему так? Это разве не входит в общюю сумму создания песни/аранжировки?

ЗЫ Я не заказчик.
 
Спасибо за комментарий. Используйте, копируйте статью как Вам будет угодно. Если поставите на мой сайт ссылочку - будет ещё лучше :-)

На счёт предоплаты - да, это обязательный пункт. Писал статью когда ещё не понял её крайней необходимости. Пары кидков хватило, чтобы у меня вправился мозг! :victory:

Если не секрет, каков размер предоплаты вы предпочитаете? 100%, 50%?
 
А почему так? Это разве не входит в общюю сумму создания песни/аранжировки?

ЗЫ Я не заказчик.

В создание аранжировки - нет, не входит. Песни - да, входит. Приносят ведь по-разному. Одно дело - песня нормально напета под самограйку или гитару, вся гармония ясна, другое дело - когда неровно, неритмично напета мелодия, и гармония не очевидна, надо придумывать несколько вариантов, согласовывать... Это не имеет прямого отношения к аранжировке, это имеет отношение скорее к композиции. И это отдельная работа.
 
  • Like
Реакции: Maxim Kashtanov
Если не секрет, каков размер предоплаты вы предпочитаете? 100%, 50%?

Я лично работаю так. Делаю небольшой набросок. Если заказчику нравится - 50% предоплата. Затем доделываю, согласовываю, высылаю в заниженном качестве. Когда работа принята - получаю остальные 50% и отдаю работу в хорошем качестве.
 
  • Like
Реакции: Jolla и mashpit
А как регламентировать кол-во правок? Как на практике это происходит?
 
Лучше наверное запиковать, есть даже специальный плаг для этого (по-моему, Voxengo Beep)

Да, я и написал в статье, что с джинглами (бипами и т.д.) А программу посмотрю, спасибо за наводку.
 
А как регламентировать кол-во правок? Как на практике это происходит?

Очень интересный вопрос. Честно говоря, по окончании работы оговариваетя, что правки возможны в течении недели, не более двух-трёх, незначительные (которые не влияют на общее звучание, характер аранжировки). А вот в процессе создания.... ууууф. Смотря какой заказчик. Иногда ну совсем непонятно, что требуется. Иногда человек склонен к бесконечным экспериментам.... Как это регламентировать? Это должно влиять на цену, думаю, т.к. занимает массу времени и нервов. Но какой самый оптимальный механизм - пока не выработал. Кто как считает?
 
теоретически- здесь можно подойти двояко (трояко? пункта- то три!:))..
1)если цена названа заказчику- будь добр, оговори все нюансы перед ее обьявлением.
менять цену после ее обьявления- некорректно. здесь заказчик платит за результат.
2)или бери почасовую оплату,
3)или оговоривай, что сколько стоит и предлагай заказчику в виде сметы..пусть сам выбирает, за что он согласен платить!
например: если все действа возложены на исполнителя, а заказчик сам не знает, чего хочет- оговори сумму каждого нового эксперимента.
 
Последнее редактирование:
теоретически- здесь можно подойти двояко (трояко? пункта- то три!:))..
1)если цена названа заказчику- будь добр, оговори все нюансы перед ее обьявлением.
менять цену после ее обьявления- некорректно. здесь заказчик платит за результат.
2)или бери почасовую оплату,
3)или оговоривай, что сколько стоит и предлагай заказчику в виде сметы..пусть сам выбирает, за что он согласен платить!
например: если все действа возложены на исполнителя, а заказчик сам не знает, чего хочет- оговори сумму каждого нового эксперимента.

Прекрасно! Только пункт два мне непонятен. Каждый человек работает в своём темпе, кто-то быстр как молния, кто-то - тугодум. Результат при этом может быть одинаков. Тем более, как отследить "часы" при работе по Интернету?

Менять цену после объявления некорректно - согласен полностью. Иногда даже в ущерб себе, но цену держи. С другой стороны, в самом начале работы редко представляешь себе во что это выльется. И первоначально озвученная цена может стать смехотворной по мере поступления проблем. При этом объяснить заказчику что да как - сложно, ибо он заложил такие-то деньги, сделал предоплату и т.д. У меня бывали конфликтные ситуации со сложными заказчиками, в конце концов досигали консенсуса, но это очень сложно.

п.3 мне представляется самым оптимальным. Сразу оговариваем сроки, эксперименты (если человек не предоставляет референс а "ищет звук", то это сразу должно быть на порядок дороже, к примеру).

Только что с концерта, полабал на ф-но, тряхнул стариной, и послеконцертной застольной "программы"... Не совсем сосредоточен. Т.е. временно прекращаю мыслить :-)

Адью!
 
Хочу добавить, когда впервые приходит заказчик, надо попросить, Чтобы принёс свои ранние записи. Надо знать его голос, диапазон и манеру пения.
Редко кто приносит ноты, расписанную гармонию или домашнюю запись под самоиграйку, гитару на заказ. Хорошо, если придет нормальный певец. Чаще; придёт,
что то напоёт, потом объясняет помогая руками, чего он хочет. при этом говорит, что он известный (композитор). Техническая сторона по изготовлению аранжировок в основном у всех схожая.
А предоплату надо брать сразу перед началом работы. Образец аранжировки полезно отдать моно файлом сжав до 56 кбит/с. Использовать его будет невозможно.

Статъю открыть не смог, выходит ошибка.
 
Каждый человек работает в своём темпе, кто-то быстр как молния, кто-то - тугодум. Результат при этом может быть одинаков. Тем более, как отследить "часы" при работе по Интернету?

данный пункт более действенен при работе лично, не через инет. т.е. заказчик сидит рядом, выносит мозг и платит за это почасово :)
либо все закладывается в смету типа " изменение двух звуков- 3 часа. цена одного часа.."и т.д. :)
т.е. сам прикидываешь обьем работ по времени и от этого отталкиваешься при обьявлении цены или дополнительной цены, если работа идет не на результат, а на время эксперимента.
 
ссылка, как и сам сайт, увы, не открываются(


Я лично работаю так. Делаю небольшой набросок. Если заказчику нравится - 50% предоплата. Затем доделываю, согласовываю, высылаю в заниженном качестве. Когда работа принята - получаю остальные 50% и отдаю работу в хорошем качестве.
аналогично, на мой взгляд это оптимальная система. Портфолио это конечно важно и необходимо, но, как уже говорилось у каждого заказчика в голове звучит своя музыка, и не всегда получается её услышать. А тут человек сразу понимает с кем работает (на одной ли мы волне) и в будущем возможно обратится ещё не раз (в этом случае можно уже и предоплату брать).


Лучше наверное запиковать
Я предпочитаю всё-таки заниженное качество, ибо оно в меньшей степени влияет на эмоциональное восприятие работы, а для непросвящённых заказчиком это очень важно. По этой же причине я стараюсь делать набросок максимально насыщенным и кульминационным - припев, соло перед кодой...

Про количество правок в другом топике кто-то предлагал их строго ограничивать заранее в пределах трёх, если не ошибаюсь. Это тоже очень правильно, ибо действительно бывают работодатели, которые будут мучить вас по поводу каждой нотки и в итоге процесс затянется не на одну неделю (и не факт что в конце вас не кинут).
 
Статью можно прочитать тут:

http://vkontakte.ru/topic-8756093_21621299

и продолжение тут

http://vkontakte.ru/topic-8756093_21621303
вот засада, я вконтекте забанен(
может кто-нибудь отконвертит в pdf и зальёт куда-нибудь? сайты не вечны, а материал думаю полезный, наверняка в будущем ещё кому-нибудь понадобится
 
вот засада, я вконтекте забанен(
может кто-нибудь отконвертит в pdf и зальёт куда-нибудь? сайты не вечны, а материал думаю полезный, наверняка в будущем ещё кому-нибудь понадобится

Статья небольшая, попробую вставить её сюда под хайдом.

View hidden content is available for registered users!
 
У меня такая схема :

1) 50% предоплата.
2) Заказчик по возможности напевает песню под метроном и гармонию на ф-но или гитаре. Или же это делает сессионная вокалистка или вокалист.
3) Под напетое делается аранжировка
4) Отправляется не менее 85% готовой аранжировки с пре-мастерингом и голосом заказчика или сессионного вокалиста
5) Согласовывается, дорабатывается, утверждается
6) Записывается чистовой голос
7) Остальные 50% оплаты
8) Сведение, мастеринг
9) Отправляется заказчику по инету или передается на диске

Никаких запикиваний или плохого качества. Заказчику нужно всегда показывать работу в товарном виде и чтобы ничего не приходилось додумывать. Шанс, что вашу аранжировку примут сразу, повышается во много раз если вы отправляете почти завершённую работу в хорошем качестве. Я никогда сначала не отправляю минус. В идеале нужно показывать аранжировку с черновым голосом заказчика.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Zvuk-Ach
У меня такая схема :

1) 50% предоплата.
2) Заказчик по возможности напевает песню под метроном и гармонию на ф-но или гитаре. Или же это делает сессионная вокалистка или вокалист.
3) Под напетое делается аранжировка
4) Отправляется не менее 85% готовой аранжировки с пре-мастерингом и голосом заказчика или сессионного вокалиста
5) Согласовывается, дорабатывается, утверждается
6) Записывается чистовой голос
7) Остальные 50% оплаты
8) Сведение, мастеринг
9) Отправляется заказчику по инету или передается на диске

Никаких запикиваний или плохого качества. Заказчику нужно всегда показывать работу в товарном виде и чтобы ничего не приходилось додумывать. Шанс, что вашу аранжировку примут сразу, повышается во много раз если вы отправляете почти завершённую работу в хорошем качестве. Я никогда сначала не отправляю минус. В идеале нужно показывать аранжировку с черновым голосом заказчика.

Отличная схема!

Правда, не всегда можно получить удобоваримый вариант голоса, необходимого темпа и т.д. Если человек любитель или человек, не умеющий ничего толком записать или ещё что-то, не умеющий петь ритмично и удерживаться в одной тональности... без минусовки... И он где-то в другом городе...

Вы скажете - такому человеку не нужно петь? Согласен полностью, но он хочет петь и платит деньги. Почему бы не поработать?

За сессионника платить он может отказаться, а пойдёт к тому, кто будет делать аранжировку без предварительной ровной и чистой версии голоса.

Или человек может петь на диктофон под самограйку или гитару. Отдельно голоса не будет.

Одним словом - не всегда это возможно, увы. А в идеале - отличная схема, как вариант.
 
Сразу делать аранжировку на 85% я опасаюсь.
Даже определившись с мелодией, гармонией и стилем, промахнутся с тональностъю и особенно с темпом для меня черевато.
Я работаю в ПТ и внешними железными модулями и секвесорами, где могут быть гармонические лупы, а также прописываю некоторые треки в аудио формате.
Потом изменить, особенно темп, очень большая проблема.
Поэтому сначала делаю наброски в стандартном миди файле с мелодией, где легко можно изменить темп и тональность.
Когда с заказчиком полностью согласую проект, начинаю делать аранжировку.
Предупредив, за изменения потом темпа и тональности придется значительно доплачивать.
После записи чистового голоса свожу и мастеренгую.
И после остальной доплаты отдаю материал. На аудио СД, МД, либо в WAV формате на флешке или диске, хоть МП3, какой пожелает.
По инету работаю редко.
 
За сессионника платить он может отказаться

Ну в любом случае аранж надо под голос делать иначе для меня это дилетанизмом каким-то отдаёт.

Да, я лет десять назад когда ещё только начинал, практиковал делать аранж без голоса, но с годами пришел к выводу что хрень это всё. Для себя решил, что только с голосом. Иначе по другому воспринимается всё и стараешься сделать законченное инструментальное произведение вместо того чтобы делать аранжировку под голос. Мотив, наигранный на ф-но, не очень помогает.

Заказчика не обязательно ставить в известность по поводу оплаты сессионника, а включать сразу в стоимость. Я уверен, можно найти сессионника за небольшую плату на постоянной основе, тем более не в Москве. Например, при стоимости аранжа в 500$ ничего не случится если добавить ещё 30-40 баксов за сессионника и пол часа студии.

Было бы желание.

P.S.
а пойдёт к тому, кто будет делать аранжировку без предварительной ровной и чистой версии голоса.

Есть такие, кто студию выбирает по месту расположения и пару станций метро за пределы кольцевой линии для него уже критично. Это просто не мой клиент в таком случае. Как правило, это запись поздравлений для всяких праздников и прочая хренотень.

Если заказчик заинтересован именно в вас, как в аранжировщике, то к другому не пойдет. А если ему всё равно, кто будет делать звук, то заказчику можно посочувствовать и с такими лучше не работать.

Имейте уважение к себе и не бойтесь, что заказчик вдруг уйдёт от вас. У вас должны быть свои принципы работы, которые не нужно нарушать. У меня, например, это предоплата и обязательно должен быть записан чей-нибудь голос для аранжировки.

Делайте хорошо свою работу и создайте комфортные условия прежде всего для себя, тогда вас оценят. Нельзя под всех подстраиваться.
 
Забыл дописать, начиная аранжировку, предлагаю пропеть в начатый проект, работать на много легче и понятнее.
 
Забыл дописать, начиная аранжировку, предлагаю пропеть в начатый проект, работать на много легче и понятнее.

Я чаще всего сам для демки и напеваю, это безусловно помогает. Иногда - пишу аранж, затем подставляю голос и довожу до ума аранж уже с голосом.

В целом - я полностью согласен с предложенным подходом, однако он не может быть универсальным для всех. Кто-то начинающий, кто-то продвинутый, кто-то с большим опытом и возможностью выбирать. Т.е. предложенная Вами схема не универсальна (таковой и не может быть в принципе). На счёт уважать себя - абсолютно согласен.

Пришёл за последние пару лет к 2м выводам:
- брать предоплату безо всяких оговорок (но в моём случае после небольшоно бесплатного наброска - это как камертон, который показывает совпадает ли мой подход и видение с видением заказчика)
- не работать с заведомо проблемными заказчиками (имею в виду тех, кто любит тянуть резину месяцами). Ранее приходилось с такими работать и сложно было жутко. Сейчас на них уже выработалась чуйка. Если вижу первые признаки их занудства - падаю на мороз (занят, нет времени, не мой стиль - всё что угодно)

В остальном остаюсь довольно гибким. Кстати, поэтому у меня любят писаться разные люди (я тут о записи голоса). Пускай у меня студия домашняя, но я стараюсь живо участвовать в процессе, подсказать где могу (многие звукачи занимаются только нажатием кнопки старт и стоп, что в принципе и входит в их прямые обязанности). Так что тут и от характера зависит очень.

Да, ещё! На счёт дилетантизма создания аранжировки без голоса - можно и возразить. А как писались целые оперные партитуры? Как писались партитуры песен для советских певцов? Максимум что - под ф-но прогоняли... И без компьютера писали... Я бы сказал, что неумение написать адекватную аранжировку без голоса-заготовки упирается скорее в непрофессионализм. Безусловно, удобнее писать с ним, но это уже от лени :-)

Сам регулярно пишу аранжировки и на компе и для живых оркестров, ох, чувствую разницу...
 
  • Like
Реакции: alkie и Slava V
А как писались целые оперные партитуры?

Но там же совсем другой подход, не привязанный к частотной вертикали и панораме. Там как раз достаточно мотива на ф-но.

Как писались партитуры песен для советских певцов? Максимум что - под ф-но прогоняли... И без компьютера писали...

Звук, как правило, отвратный у советских песен. Если сравнить Битлз по звучанию того времени и советские песни, то это две большие разницы как говорится. Хотя здесь дело абсолютно не в наличии записанного вокала)

Я бы сказал, что неумение написать адекватную аранжировку без голоса-заготовки упирается скорее в непрофессионализм

Это просто неудобно.
 
Но там же совсем другой подход, не привязанный к частотной вертикали и панораме.

Звук, как правило, отвратный у советских песен. Если сравнить Битлз по звучанию того времени и советские песни, то это две большие разницы как говорится. Хотя здесь дело абсолютно не в наличии записанного вокала)

Я говорю о песнях в сопровождении оркестра (это не инструментальный набор битлов) и вовсе не о звуке (звукозаписи). Как раз аранжировки там профессиональные будь здоров! :-) Специфика там иная - оставить место для голоса, используя средства оркестра и не имея возможности повернуть ползунки volume или pan. И не имея возможности заменить тембр инструмента. Т.е. надо было безошибочно выбирать палитру. Это дорогого стОит. Ну, собственно, топик не об этом! :-) Это уже вопрос философский.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: RockMeister
Полностъю согласен, под голос работать на много удобнее.


[Как работать заказчику с аранжировщиком]

Как мне кажется, под такой заголовок обсуждать эту тему должны заказчики.
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают