Насыщенность спектра (1 онлайн

Levela

New Member
13 Май 2009
11
0
0
Здравствуйте! Есть ряд вопросов по насыщенности спектра, самой разобраться не удалось.

Как измерить насыщенность спектра записи музыкального произведения? Какие единицы измерения насыщенности спектра? И при каких единицах можно условно считать спектр насыщенным или ненасыщенным?

Пишу диплом, в котором пытаюсь создать принцип автоматической обработки "для чайников". Чтобы программно определялось, что можно обрабатывать эксайтером, а что нельзя (в смысле звук будет ухудшаться). Задача - научиться автоматически разделять насыщенные (звук при таких ухудшается при использовании эксайтера) и ненасыщенные спектры; а также разделять динамический диапазон до 40 Дб и выше 40 Дб.
 

Levela

New Member
13 Май 2009
11
0
0
Задача - написать диплом по специальности "Автоматизация компьютерных систем" (специальность нелюбимая, параллельно учусь на "звукорежиссера кино и ТВ"). Вот чтобы и написать диплом, и разобраться самой в психоакустике, психоакустических процессорах и прочем - выбрала такую тему. Хороший стимул, хоть тема и фиговая (сама это знаю :) )
 

x.com

И это тоже не я :)
13 Авг 2007
1.043
287
83
Приморский Край
Как измерить насыщенность спектра записи музыкального произведения?
Для музыкального произведения думаю никак, так как там временная, ДБ и частотная шкала не равномерна. Общего уравненного значения тут быть не может. БрррррБррр . Мне кажется вы изначально не верно задали вопрос. Хотя я и не имею особого образования. Но тем не менее.

P.S А разве вам на лекциях не говорили об этом? Я не думаю что можно задать студенту вопрос, изначально не подготовив к этому.
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
Чтобы разобраться с вычислением "насыщенности спектра", надо сначала определить, что это такое, т.к. термин не является общепринятым. Я бы посоветовал обратить внимание на вычисление меры тональности сигнала в аудиокодерах: спектр разбивается на критические полосы, и в каждой полосе оценивается "пиковость" спектра (т.е. тональность/зашумлённость сигнала) как отношение средней арифметической к среднеквадратичной амплитуде спектральных коэффициентов.

А вообще, вопрос о применимости эксайтера достаточно субъективен. Некоторые звукорежиссёры считают, что его надо применять только на отдельных дорожках ("ненасыщенный" спектр), а некоторые - на целом миксе ("насыщенный" спектр).
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
а что вообще значит "насыщенный " ?) чем насыщенный ?))

обертонами, четными нечетными гармониками ?
зачем его насыщать ? ))
 

02_Goliaf

Well-Known Member
31 Июл 2008
2.583
935
113
34
Белгород
Zerocool,
иКсАЙтИраМи!!!:spiteful:Профессионал, а не знаешь ))))) Озон 4 в помощь ))

Сорри за флуд, не удержался:blush:
 

Levela

New Member
13 Май 2009
11
0
0
Zerocool, ну один опытный и умный киевский звукорежиссер (преподаватель) воспользовался таким термином. Имеется в виду плотный и неплотный.
Насыщать его не нужно)) В смысле это всё произойдет с помощью эксайтера или другого психоакустического процессора, который добавит четные верхние гармоники.

По поводу применения эксайтера - да. Хорошо будет действовать на отдельные дорожки, при этом они должны быть инструментальными. Поскольку речь, обработанная эксайтером, звучит неразборчиво и не совсем прозрачно.

Спасибо, Alexey Lukin, обдумаю такой вариант.

Далее не касательно вопроса:
Уже поняла, что очень ошиблась. Но как все студенты, дотянула с выбором темы до последнего, а потом сформулировала за 2 дня (тогда ещё очень мало знала в этой области). Большой плюс, что все преподы моей кафедры автоматизации (и те, кто будут на защите) специализируются на автоматизации в целом и лёгкой промышленности в частности(как и весь университет), а не на звукорежиссуре. и я хотела изучать то, что мне интересно, вот и выбрала на свою голову, теперь расхлёбываю(.
 

Anonimouse

New Member
14 Апр 2010
15
7
0
Самый насыщенный спектр - это шум.
Правда, они бывают тоже разные, по степени "насыщенности".
Самый равномерный - белый. Энергии во всех октавных полосах равны.
Музыка, приятная для слуха, тяготеет к розовому шуму - энергия каждой октавной полосы меньше предыдущей на 3дБ.
Вроде так, насколько я помню.
Как все это автоматизировать с помощью компьютерных систем, я незнаю, так как надо учитывать, что музыка не статична, как шум.
Были программы автоматического мастеринга (не помню название), но все равно ничего особо хорошего она не делала.
Я бы выбрал другую тему диплома, пока не поздно.
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
02_Goliaf
иногда лучше молчать )
серьезно :%)
вместе с озоном , "эксайтирами " и т д :)


Levela

термины "плотность , насыщенность" - применительно к звуку, это мифология )))
если рассматривать с научной точки зрения ,..там где одно очумелое ушко
услышит "насыщенность " другое услышит кошмарный свист переэксайтирования) тем же озоном
и как результат - загубленную фонограмму ,

а вы должны именно с этой точки зрения рассматривать я так понимаю ..
кстати да , предыдущий оратор правильно заметил - самый насыщенный сигнал это шум :)


и 99 процентов применения всех энхансеров,эксайтеров - это попытки восстановления несуществующих частот, в убитых ,(неправильно записанных , испорченных исходниках " но никак не улучшение чего либо )
и все начинающие звукорежиссеры пытающиеся "улучшить" "насытить" свой микс таким способом , гарантированно его изуродуют)

для той же субъективной "теплоты " и "насыщения " ,..- применяются совсем другие приборы - , ухудшайзеры) ,
и имя им "сатураторы " :))

применительно к вашей теме
автоматизация сатурации по анализу ачх ?)

т есть анализ фурье , fft - потом сатурация "неблагоприятных " с точки зрения ачх - фрагментов
с учетом постоянно изменянющейся динамики это невозможно )

те же FFT EQ кальки в духе Voxengo curve EQ - ,TC assimilator - работают адекватно только в случае - максимально приближенных исходников т есть , к примеру попытка сьема АЧХ - с разных гитарных партий - будет заведомо провальной
если сыграть одинаково - возможно получить 60 -80 процентное сходство )все из за динамической неоднородности

но мы говорим тут только об АЧХ
а представьте если мы будем эту же технологию реализовывать с честными нечетными гармониками ..

,по моему все таки нужно сменить тему ))
 
  • Like
Реакции: arkaine и tekknik

Levela

New Member
13 Май 2009
11
0
0
вот я как раз такой звукорежиссер и есть)) начинающий, меньше года учусь.

вообще я не знаю, как дошла до жизни такой))
но тема звучит:"Разработка принципов оценивания и формирования психоакустических характеристик аудио-сигналов".
Поняла из постов, что то, что я хотела сделать - нереально. А вешать лапшу на уши профессорам, не разбирающихся в звуке - как-то неправильно...
Так что если кто-нибудь проникнется, может подкинет тему для размышлений, в какую сторону двигаться в рамках озвученной темы?..
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
Поняла из постов, что то, что я хотела сделать - нереально.
Как раз вполне реально, если программировать умеете.

Если вас устраивает вот такое определение:
Самый насыщенный спектр - это шум.
то вычисление степени тональности в критических полосах - это то, что вам нужно. А дальше, вычислив "плотность/насыщенность" спектра в каждой полосе и в каждый момент времени, вы можете управлять параметрами эксайтера для достижения нужного эффекта.
Художественная ценность такой обработки - под вопросом, но желаемого эффекта вы достигнете.
 
Последнее редактирование:

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
Разработка принципов оценивания и формирования психоакустических характеристик аудио-сигналов".


так название темы уже аудифильско криминальное ))
"принципы оценивания аудиосигналов ")

особенно исходя из сути современной звукорежиссуры вообще - а современная звукорежиссура это в большинстве случаев именно психоакустический обман , - создание впечатлений о том чего нет :)
 

Levela

New Member
13 Май 2009
11
0
0
так название темы уже аудифильско криминальное ))
ыыы...говорила же, что придумавалось в каком-то помутнении рассудка, а формулировалось человеком далеким от этого, и закрепилось в ректорате ещё месяца 3 назад... и "принципы оценивания характеристик".

а можно определение "степени тональности"?
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
Alexey Lukin

вы не согласны с утверждением о том что эксайтер это скорее медпомощь в крайних случаях - нежели рациональное средство облагораживания фонограммы ?)
я говорю чисто о практике )

не сочтите за камень в ваш огород как одного из разаработчиков озона , но как пример

в этом самом озоне , небезизвестный пресет "commercial " уничтожает практически любой нормально записанный голос , :)
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
"тональность " еще хуже ) это вообще понятие из элементарной теории музыки :)

к звуку точно не имеющее никакого отношения :)
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
стоп, граждане ))

"тональность , - ладовая система на определенной высоте "
это я на на первых курсах кулька учил как отче наш

я что то пропустил ?

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/47890

определения тональности из разных словарей .
тут ничего применительно к звукорежиссуре я не прочитал
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
вы не согласны с утверждением о том что эксайтер это скорее медпомощь в крайних случаях - нежели рациональное средство облагораживания фонограммы ?)
я говорю чисто о практике )
Нет, не согласен. Спросите хоть у Лонга. Всё зависит от целей и вкуса: эксайтер - вещь гибкая. Вот например искажения магнитной ленты - тоже создают гармоники, но ведь их используют не в качестве медпомощи, а в погоне за нужным тембром.

Кстати, "commercial" - переводится "реклама". Я не знаю, что это за пресет - не пользовался ими и не создавал. Думаю, названия довольно условные.


"тональность " еще хуже ) это вообще понятие из элементарной теории музыки :)
к звуку точно не имеющее никакого отношения :)
Я хотел добавить, что "тональность" в данном случае - это не понятие из теории музыки (tonality), но поленился :)
Это именно психоакустический термин (tonality), означающий пиковость спектра или наоборот его зашумлённость. Вычисление тональности является одним из основных этапов работы психоакустических моделей.
 
Последнее редактирование:

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
Alexey Lukin но британская энциклопедия и прочие бегло просмотренные сайты опять же говорят
о "tonality" в исключительно музыкальном аксепте

,где же прочитать то ?


" Вот например искажения магнитной ленты - тоже создают гармоники, но ведь их используют не в качестве медпомощи, а в погоне за нужным тембром."
так это уже совсем другой коленкор - это сатурация магнитной ленты :) а не эксайтинг ,

опять терминологическая путаница ?
 

Levela

New Member
13 Май 2009
11
0
0
это сатурация магнитной ленты
а можно вкратце про сатуратор? по принципу действия? вернее КАК он это делает? пока в интернете ничего внятного не нашла...
Alexey Lukin, а подскажите, пожалуйста, стоит ли тогда разделять динамический диапазон?
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
Alexey Lukin простите сразу не увидел вашу ссылку)
прочитал о tonality index

видимо ОЧЕНЬ узкоспециализированный термин если даже поиск по гуглу не выдал ничего похожего сразу...

спасибо за информацию,и за пополнение пробела в знаниях :)
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
Levela если совсем просто - сатурация - намеренное внесение искажений в сигнал , сюда входят и гармоники , и шум ,...и искажения (distortion )

в основном это делается чтобы избавиться от выхолощенности и черезмерной "чистоты " при современном цифровом микшировании
для достижения "аналогового " "теплого " звучания .
присущего традиционным методам звукозаписи
 

Alexey Lukin

Well-Known Member
11 Июн 2003
1.983
1.446
113
42
audio.rightmark.org
Это специфический термин из области аудио-компрессии, в словарях его не найти. Вот неплохой глоссарий: "Sonic Compression - Glossary", вот книжка по этой теме: "Audio signal processing and coding - Perceptual entropy", вот краткое объяснение: "Why do we need tonality estimation?"


так это уже совсем другой коленкор - это сатурация :) а не эксайтинг,
опять терминологическая путаница?
Это очень похожие процессы. По поводу терминологии лучше обратиться к Лонгу.
 
  • Like
Реакции: arkaine

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
Alexey Lukin теоретически воможно похожие -один процесс является составляющий частью другого
однако я говорю как практик -
в практике звукорежиссера это совершенно непохожие процессы,..как и на ухо , так и в области применения
 

DmitryYa

Real Member
18 Фев 2005
1.429
455
83
Saint Petersburg, Russia
"Разработка принципов оценивания и формирования психоакустических характеристик аудио-сигналов"
Это как раз то, чем занимаются разработчики всякого рода кодеков сжатия как то: mp3, ogg и пр. Есть много литературы на эту тему, найти её легко.
Это всё так, для определения направления...
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.516
31.187
113
46
Belgorod
level ,

сатурация плавно "расплющивает" верхушку волны, поднимая за счет освободившегося места участки низкой громкости и увеличивая ощущение плотности звука. при этом , добавляются специфичные гармоники в разных типах сатурации разные tube, tape,analog , соотвественно тут можно провести парралель с эксайтером

но опять же - ушами этот эффект слышится совершенно по разному )

так же точно между сатурацией и вейвшейпингом тоже можно провести прямую параллель
принципы похожи :)
но одно не заменяет другое и не может ):
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)