Подготовка трека к разным "форматам"

Dmytro_ua

Well-Known Member
10 Ноя 2006
3.952
1.674
113
Київ, Україна
Ребята, много раз сталкиваюсь с подобными заявлениями:

подготовка аудиотрека к техническому формату радио, телевидения, концертной фонограммы, для тиражирования на CD (DVD) и т.п.

Объясните, пожалуйста, требования к этим форматам.

(если жестких требований нет, то хотя бы приблизительную разницу - на что обращать внимание).
 
Dmytro_ua,
Ну, особых требований нет, НО ТВ - чаще всего по звуку моно. Каким образом они из твоего стерео трека получат моно - х.з. Некоторые умудрялись каналы миксить в противофазе, очень часто берут только один канал. Тут уж лучше самому сделать моно микс, ну и, возможно, ужать посильнее.
На нормальном радио обычно есть человек, который приводит к нужному виду треки, но и тут нужно учитывать, что обычно в радио-формате треки до 4-х минут (упрощенно), и лучше самому сократить длинный трек.
Для концертой фонограммы - возможно меньше жать и сужать стереобазу - далеко не все слушатели находятся в центре звукового поля и при широкой стереобазе часть информации им может быть не слышна.
 
  • Like
Реакции: RomanD и Dmytro_ua
1. На радио лучше делать "недожатые" треки, т.к. все равно будут жать или если трек нормально раскачан, то его не будут дожимать (как бывает - на всякий случай)? :mega_shok:
2. Концертная версия может быть моно или суженное стерео более распространено?
 
Ребята, поделитесь знаниями, кто действительно разбирается в этих делах, т.к. догадки оно ведь совсем мало чем может помочь.. :unknw:
 
Раньше трудился на тв..
Да, всю музыку складывал в моно в "кул едит" на 2 канала..Если "цифра" на монтажках, то в 48 кГц..
А вообще - этим занимаются звукари, переконвертят как им нужно будет..Качество, естесственно, предпочтительней .wav чем .mp3..но не критично))
Для тиража на CD - своя кухня..Занимаются этим мастеринг-студии..Мы отсылали треки, их порядок и названия..Затем получали диск и шли с ним на завод..Сейчас не вспомню-то ли на заводе делали мастер-диск, с которого печатается тираж, то ли со студии уже приходил мастер-диск..
Радио..Здесь идет речь скорее о длительности композиции..Качество-CD.
(хотя сомневаюсь, что всё, что крутится на радиостанциях-взято с "настоящих" "законных" дисков..радиоработники, разубедите?)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Dmytro_ua
1. На радио лучше делать "недожатые" треки, т.к. все равно будут жать или если трек нормально раскачан, то его не будут дожимать (как бывает - на всякий случай)?

Лучше делать так, чтобы они там ничего уже не смогли с ним сделать ! :-)
Кроме вкл. и выкл.


Концертная версия может быть моно или суженное стерео более распространено

Обычное стерео с разреженной аранжировкой и более "сухим" саундом- при миксе все ревера -> -4дб
 
  • Like
Реакции: Dmytro_ua
1. На радио лучше делать "недожатые" треки, т.к. все равно будут жать или если трек нормально раскачан, то его не будут дожимать (как бывает - на всякий случай)?


Лучше делать так, чтобы они там ничего уже не смогли с ним сделать ! :-)
Кроме вкл. и выкл.

Зачастую весь тракт на радио(ФМ-станции) пропущен через компрессор и прочую отстроенную обработку.И никто там включать-выключать его не будет-темболее регулировать.
Поэтому для радио эфира не нужно увлекаться RMS так как хорошую компрессию еще раз помножат и засерут.(Ярый признак плохого сведения-Петросов-Кайфуем)Его и так на аппарате скручивать приходится(АЧХ-перегруз).А по радио ваще кал.Он сам себя забивает.
Ну а для местного канала укв-радио(которое проводное) наоборот приходится специально дорабатывать звук.Потому как всеравно гымно получишь.(Старые тетки и дядьки работают на старом оборудовании):biggrin:
 
  • Like
Реакции: Dmytro_ua
Нужно различать требования собственно по звуку, и требования по музыкальной форме.

По звуку важно понимать, что происходит с вашей фонограммой на радио, что с ней сделает эфирный процессор. Читать тут http://www.masteringonline.ru/articles/chto-proishodit-s-fonogrammoy-na-radio/

По форме формальных требований нет, обычно "до 4 минут", но на практике пожеланий достаточно много. Лучше, чтобы не было длинных инструментальных проигрышей, сократить длинное вступление, кода лучше "точкой", а не фейдом, время - 3.30. Есть еще всякие "индивидуальные особенности организмов" ((с) ЮИБ) - например, ПД одной московской станции терпеть не может саксофон, и трек с саксофонным соло обречен :)

Технически - для ТВ 16 бит, 48 кГц, макс уровень -9 dBfs, но они, собственно, сами сделают. Для радио - 16 бит, 44.1 кГц

Вещание на радио ведется из мрз с потоком 256 - 320. Но кодирование надо им оставлять, сами не делайте.
 
"...Но там не должно быть цифрового лимитирования и клиппинга. Оставьте кратковременные выбросы уровня нетронутыми. Дайте вещательному процессору сделать свою работу. Результат в эфире будет таким же громким, как и у перекомпрессированной фонограммы, но в нем будет больше чувства, прозрачности и жизни."

Andrey. Не могли бы вы ответить на больной вопрос, уже тысячу раз обсуждавшийся, - за счет чего реклама на радио звучит субъективно громче музыкального материала? По логике статьи получается, что рекламный материал должен быть меньше зажат??
 
за счет чего реклама на радио звучит субъективно громче музыкального материала?
Так голос ведущего часто звучит громче их обоих. :)
Там, где мало музыки но много голоса - при том же РМС будет звучать громче.
 
Коллеги, не против, если я эту тему перенесу в раздел Мастеринг?

ИМХО, будет более адресно.
 
  • Like
Реакции: greennoise
Andrey. Не могли бы вы ответить на больной вопрос, уже тысячу раз обсуждавшийся, - за счет чего реклама на радио звучит субъективно громче музыкального материала? По логике статьи получается, что рекламный материал должен быть меньше зажат??

ну громкость определяется не только RMS, а еще и спектром.
 
Andrey Subbotin я всегда замечал что после некиего наращивания рмс перестает быть громче субъективно. Т.е. -12 может звучать громче -9 -8 .. это как то тоже с частотной составляющей микса связано или с разборчивостью? какой рубеж этот как вы считаете?
 

Вложения

Последнее редактирование:
сигнал с большим количеством искажений будет субъективно восприниматься громче при равном RMS. а предел есть, но численно его назвать невозможно - это сильно зависит от фонограммы, иначе говоря, каждый трек имеет собственный "потенциал для сжатия"
 
по поводу искажение - да. это понятно - относительно работы таких сатураторов как окфорд инфлятор и проч.
но я то как раз картинку замечаю наоборот - чем чище сигнал и РАЗБОРЧИВЕЕ, тем он громче звучит, не смотря на то что рмс не -9 а -12. начинаешь прибавлять - доходит до -9 -8 и все - порог, дальше только хочется ручку на контроллере моников потише делать, что само по себе смысл увеличивать рмс теряет

и типо второй момент как я понял вы озвучили: с большей стреднечастотной составляющей меньший рмс сигнал все равно громче на слух, чем ужатый но с приобладанием баса (например яма бочка-бас или яма стринги-пэд)
 
Последнее редактирование:
и типо второй момент как я понял вы озвучили: с большей стреднечастотной составляющей меньший рмс сигнал все равно громче на слух, чем ужатый но с приобладанием баса (например яма бочка-бас или яма стринги-пэд)

Да, кривые равной громкости... чем больше середины - тем больше орет.
 
А почему, если не секрет? С меня обычно требуют для радио мп3 320кб\с 44100.

на станции должна существовать определенная процедура, прописанная во внутрикропративном стандарте, по которой процесс проходит - они там всякие тэги прописывают для базы данных, у некоторых уровень меняют. Потом, есть всякие исключения - "европа плюс" вещает wav 16-44, "шансон" - мпег2.
 
  • Like
Реакции: Alex_HS
да, надо отметить, что на цифровом ТВ вещании (а это, по сути, все сегодняшнее вещание) схема процессора может чуть отличаться - нет фазовращателя, и нет формирователя ксс. Но выводы все равно применимы.
 
ну громкость определяется не только RMS, а еще и спектром.

???. Не понятно. Растолкуй пожалуйста. Как с этим спектром бороться. Я его всегда использовал для убирания всякой бяки. Но ни как для RMS.

З.Ы. Андрей, ну это уже не в тему, прости. А что из аппарата у тебя осталось после Азовки по сей день? И с чем ты расстаться не можешь?
 
а чего растолковывать? вроде все сказали... если хотите очень громко - убивайте низ. Чем больше середины - тем громче :)

да многое осталось - вся кладовка забита. Не люблю продавать приборы, на которых долго работал. Они же живые :) А что сейчас использую - список на сайте есть.
 
А при чём здесь тогда спектрограмма? А просто по волне нельзя определить, что да как? Кирпич, он и есть кирпич. Часто приходится расколбашивать эти кипичи. Будь они прокляты!!!

З.Ы. Спасибо, успокоил мою душу. Андрей, из всего девайса, что у тебя был, я бы отметил, красненький - такой. Что стоял по правую руку на столе. Его эквалайзер всегда был в букве V. Кажется 3 полосы, или 4. ВЕЩЬ!!! Самая актуальная прибамбасина.
Он жив ещё?

З.Ы. З. Ы. Прости, я запамятывал, а провода у тебя были, кажется МОНСТРЫ?
 

Сейчас просматривают