аккорды в джазовой гармонии

farmonol

New Member
10 Июл 2009
62
8
0
Господа, объясните плиз двоечнику насколько уместно употребление септаккордов в неизменном виде относительно ведущей тональности и в чем тогда выражается суть конкретно взятой тональности. Непонятно? пример -
Предположим у нас тональность До минор.
Предположим я дошел в ней до седьмой ступени и беру мажорный септаккорд от ноты Си бемоль: Bb - D - F - A
= это вкусно звучит! Хотя ноты A в до миноре нет!
а если взять по правилам, т.е. по терциям относительно До -минора: Bb - D - F - G# это звучит пресно и попсово.
И так суть вопроса - менять или не менять аккорды относительно ведущей тональности в джазовой так сказать импровизации?
 
Хотя ноты A в до миноре нет!
Исходя из лада!!! а не гармонии - однозначно - ЛЯ БЕРАР будет лучше. Вообще для джаза характерны большие септаакорды( с большой септимой по краям) причём как в мажоре,так и в миноре. ЛЯ бекар мне нравиться. Используйте смело!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
Суть вопроса не понял -- играть как написано или менять гармошку? Или как гармонизировать мелодию в до-миноре?
 
ну что если я взял чистую Ля - это нарушение гармонии?
Это НЕнарушение лада - а так,как гармония действует внутри лада - то это НЕнарушение гармонии....
ЗЫ а вот посмотрите БАХА. Он часто так нарушает гармонию,что кажется что в нотах опечатки......на самом деле,если анализировать с точки зрения лада,которым он руководствуется - то никаких нарушений нет а наоборот - строжайшее следование правилам.................:vampire:
Играйте смело ля-бекар - звучит хорошо...............
 
  • Like
Реакции: farmonol
farmonol, Не путайте разные стили. В джазе основное правило - то, что вкусно звучит. и вперёд.
 
Исходя из вышесказанного , имею право, двигаясь по квинтвовому кругу брать аккорды не меняя их интервалов относительно базовой тональности, а подчеркивать базовую тональность лишь тоникой каждого взятого аккорда?
 
ну что если я взял чистую Ля - это нарушение гармонии?

Если в мелодии ля-бемоль, то как правило да, нарушение гармонии. А ля бекар в до-миноре очень часто играется, это дорийский лад. Если мелодии не противоречит, то можно добавить аромат дорийского лада этим аккордом, и даже потом вернутся в нат. минор, смотреть надо по контексту.
 
имею право, двигаясь по квинтвовому кругу брать аккорды

Имеете, если ничему не противоречит и звучит так, как надо вам и нравится слушателям. Можно доминантсептаккордами играть одними, можно sus2 например, есть примеры таких композиций. Разумеется это уже будет не в одной тональности в классическомЮ строгом понимании, но джазовые музыканты "кей" понимают шире, лишь бы вернутся туда же :))
 
Вообще для джаза характерны большие септаакорды( с большой септимой по краям)

полный бред ! характерны всякие септаккорды, как большие так и малые.
Но история джазовая начинается как раз с малых ))))
Не бери в голову.

имею право, двигаясь по квинтвовому кругу брать аккорды не меняя их интервалов относительно базовой тональности, а подчеркивать базовую тональность лишь тоникой каждого взятого аккорда?

кроме натурального лада, существуют и другие, например дорийский который Вы пытаетесь использовать, но почему то Вам совесть не позволяет :boast: Вперед ! Все можно ! Правила только для студентов первых курсов )))
В джазовой гармонии запретов нет, есть пожелания и основное - плавное движение голосов септаккордов, т.к. трезвучий в джазовой музыке нет :laugh4:

tim_ka опередил про дорийский ))
джазовые музыканты "кей" понимают шире, лишь бы вернутся туда же :))
А зачем возвращаться если не хочется )))

PS
купите (скачайте) книжки по джазовой гармонии и почитайте (по русски - Чугунов. Гармония в джазе. или Бондаренко. Основной ход джаза)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: farmonol
насколько уместно употребление септаккордов в неизменном виде относительно ведущей тональности

Уместно, можно, например, на ступенях натурального минора сыграть "неизменную" последовательность из минорных септаккордов: (ля-минор) Am7-Hm7-Cm7-Dm7-Em7-Fm7-Gm7-Am7. Параллельное движение обычное дело в джазе.

в чем тогда выражается суть конкретно взятой тональности

Влияние тонального центра в таких случаях, конечно, ослабляется в большей или меньшей степени (в зависимости от других факторов), но в общем случае тоника продолжает сохранять свою связующую и притягивающую роль центра, несмотря на то, что ступени тональности альтерируются (изменяются - повышаются или понижаются) и происходят отклонения в другие тональности.

имею право, двигаясь по квинтвовому кругу брать аккорды не меняя их интервалов относительно базовой тональности, а подчеркивать базовую тональность лишь тоникой каждого взятого аккорда?

Да.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: farmonol
лишь бы вернутся туда же :))

А зачем возвращаться если не хочется )))

А кто сказал, что не хочется :) Возвращаться - это естественно, это и оправдывает всё предыдущее движение, какими бы оно вывертами и изысками не изобиловало...
 
Возвращаться - это естественно

каждому своё, не факт что возвращаться всегда естественно ))) (хоть в каком смысле))))
Ну и конечно без упоминания о модальной музыке вообще.

можно совершить серию отклонений и модуляций в своем неквадратном построении и вернуться к повторению своего хоруса, но не обязательно в той же тональности :) Мыслим шире :) Можно вообще ничего не повторять и никуда не возвращаться и нарушить всю форму, и вообще всё нарушить ))) При желании, всё можно, главное, чтобы было логично и оправдано (кстати, а кто знает что такое логично и оправдано ? )))
 
Последнее редактирование:
Уже второй раз за последние пару дней встречается такое высказывание, (не знаю, случайно или нет): в До миноре ноты Ля нет. Мне кажется, от этого все беды. Лучше всего такое вот ложное понимание тональности как-то искоренить, да не знаю, как. Преподавательского опыта нет, объяснять не умею.
 
Ничего, нормально - не всё сразу. Нельзя начинающему осваивать музыкальный язык говорить: всё можно, любую ноту и любой аккорд. Это только дезориентирует. Постепенно от просто организованного к сложному. Вначале - тональность и один лад в ней, далее - альтерации в этом ладу, потом - разные лады одной тональности и т. д. Если с позиции гармонии - то сначала всё натуральное, потом, скажем, показать доминанту к доминанте и другие побочные доминанты, минорную субдоминанту (если о мажоре речь) и т. д.
 
Рекомендую к этой теме почитать:
Джордж Рассел "Лидийская хроматическая концепция".
 
Ничего, нормально - не всё сразу. Нельзя начинающему осваивать музыкальный язык говорить: всё можно, любую ноту и любой аккорд. Это только дезориентирует. Постепенно от просто организованного к сложному. Вначале - тональность и один лад в ней, далее - альтерации в этом ладу, потом - разные лады одной тональности и т. д. Если с позиции гармонии - то сначала всё натуральное, потом, скажем, показать доминанту к доминанте и другие побочные доминанты, минорную субдоминанту (если о мажоре речь) и т. д.
+100.
 
Господа, объясните плиз двоечнику насколько уместно употребление септаккордов в неизменном виде относительно ведущей тональности и в чем тогда выражается суть конкретно взятой тональности. Непонятно? пример -
Предположим у нас тональность До минор.
Предположим я дошел в ней до седьмой ступени и беру мажорный септаккорд от ноты Си бемоль: Bb - D - F - A
= это вкусно звучит! Хотя ноты A в до миноре нет!
а если взять по правилам, т.е. по терциям относительно До -минора: Bb - D - F - G# это звучит пресно и попсово.
И так суть вопроса - менять или не менять аккорды относительно ведущей тональности в джазовой так сказать импровизации?

Убедительная просьба вопросы иллюстрировать конкретным материалом в любом виде. Нужен контекст, иначе ответить невозможно.
Что значит "дошел до седьмой ступени"?
 
иначе ответить невозможно.

Да можно ответить.
Все можно использовать, что нравится ! )))
Конечно порядок и понимае что есть что необходим. Но для этого надо бы поизучать элементарную теорию музыки и "классическую" гармонию, хотя бы первую половину книжки.
А в творческом процессе ничего не нужно бояться и ограничивать себя.
Не надо бояться недоученных коллег, которые могут обвинить непрофессионализме (потому что именно недоученные обычно блещут знаниями и неверно все понимают). Именно общественное мнение чаще всего является причиной зажимов. Сбросьте футляр.
farmonol, Изучай музыку, ничего не бойся !

Джордж Рассел "Лидийская хроматическая концепция".
не советую, начинающего запутает окончательно !
 
Последнее редактирование:
farmonol,
Желательно в изучении джазовой гармонии следовать какой-то концепции. А Вь maj7 можно трактовать как временный тональный центр, где См7 - 2-я ступень. То есть, в джазе можно всё, что ты сумеешь объяснить. :) Но знание традиций сложно переоценить.
 
Последнее редактирование:
Очень глупо брать правила одного стиля и применять к другому. А потом спрашивать, почему не получается. В джазе ещё раз повторюсь, единственное правило - должно хорошо звучать. А так там может быть и ля-бекар и си-бекар и фа-диез. главное чтобы самому нравилось. ну можно ещё и окружающим. так стили музыкантов ведь и образовываются - одному одно нравится, другому другое.

А вот пренебрегать основами нотописания и писать
вместо Bb - D - F - Ab это уже нехорошо. Незнание это одно, а дилетантизм (нежелание узнавать и набираться всего "по верхам" это другое).
 
Да уже пусть автор "farmonol" напишет свое решение по гармонии - тогда и станет все понятно. А то тыкаем по одной ноте к аккорду...
Да, любая нота уместна в джазе и ее можно будет оправдать, как и отвергнуть, собственно. Все остальное - дело вкуса. Пока только одни предположения от автора. Будет предполагаемое решение - тогда и можно будет договорить (если автор не боится что гармонию" украдут"... Все предположения по движению к VII ступени пусть напишет нотами - тогда и станет понятно что происходит. Может это "поп" и теперь в этот "поп" нужно втыкнуть "один джазовый аккорд"... :)
 
  • Like
Реакции: pROFI
не советую, начинающего запутает окончательно !


А ещё JazzPianist...:lol:
Как так можно?
Об одной из лучших музыкантских учебных брошюрок.
Всё у Рассела понятно.
Самая правильная подсказка для не равнодушного любопытствующего.
По этой маленькой брошюрке многие требовательные музыканты,от джазменов до академистов прошлись с восторгом и благодарностью.
Там в конце есть вырезаемые с окошечками таблицы (если не ошибаюсь вторая и третья).
Вырезаешь,конструируешь а ля логорифмическая линейка.
Безупречная аккордовая подсказка.
Лучшая.
 
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn
Да уже пусть автор "farmonol" напишет свое решение по гармонии - тогда и станет все понятно. А то тыкаем по одной ноте к аккорду...

Ну вот к примеру такая вот последовательность аккордов:

Gb - C - Db - G
Ab - D - F - A
G - Ab - D - F - A - C
C - Db - G - Ab - D
 
А вот пренебрегать основами нотописания и писать Bb - D - F - G# вместо Bb - D - F - Ab это уже нехорошо.

Действительно, третья страница, а никто не обратил на это внимание.

farmonol, причем, здесь дело не столько в соблюдении правил нотописания, сколько в необходимости понимания того, что G# и Ab - это две большие разницы :) то есть разные ноты, разные сущности, волею темперации вынужденные довольствоваться одной черной клавишей на двоих. В до-миноре G# - это повышенная V ступень или вводный тон к A, а Ab - пониженная VI и вводный тон к G. Также реальная высота G# выше, чем у ее рояльного воплощения, а у Ab - ниже. И при возможности (первой же! :) их следует соответственно интонировать - G# выше, а Ab - ниже, что можно осуществлять на инструментах с не фиксированным строем (струнные, голос тромбон и т. д.).
 

Сейчас просматривают