ПРО ХЕДРУМ
Вставляю свои 5 копеек по поводу хедрума после долгих поисков инфы по этой теме в инете и на основе собственных экспериментов.
Итак:
1) Избитая истина, но еще раз повторю: в любой современной DAW все обсчитывается в 32 битах с плавающей запятой, а значит есть огромный динамический запас для щадящего редактирования материала. Следовательно - можно смело забыть про перегрузки на дорожках проекта и в цепочке между плагинами, а спокойно крутить ручки как вам вздумается.
2) Чтоб небыло перегрузки на выходе ЦАП, нужно сводить весь материал к 0 дб на шкале DAW. Не знаю как в других хостах, не проверял, но в Кубэйс метка 0 на шкале канала откалибрована к реальному значению нуля звукового устройства, и если микс превышает или равен 0, то идет перегруз на ЦАП. Проверял на работе на MOTU 896 HD. Цифровой пик-метер устройства один в один повторяет значения индикатора Кубэйса. Было сомнение, что и Моту имеет какой-то запас сверху, и это не реальный ноль. Но преамп для наушников с его аналоговым индикатором показал мне точно такую же картину, пики на нем были синхронны с показаниями пикметров Кубейса и индикатора на передней панели аудиоустройства. Вывод: отметка 0 в кубике и есть 0, никакого запаса сверху для ЦАП там нет. Будет перегруз на мастере в Кубе - будет перегруз и на выходе карточки. Повторюсь: это мой личный опыт, и если есть какие-то еще соображения на этот счет - делитесь.
3) Вечный спор: уменьшать фейдеры на всех дорожках или уменьшить фейдер на мастере. Разницы - никакой!!!! Можете проверить - создать 2 микса двумя этим способоами и вычесть файлы в противофазе. Результат будет - ноль.
4) Следует уточнить: в 3-м пункет есть одно НО. Фейдер на мастере в Кубэйсе действует ПОСЛЕ цепочки плагинов, следовательно если у вас там стоит максимайзер, то будьте внимательны - Куб просто уменьшит уже отлимитированный сигнал. Поэтому если вы в мастер -секцию вставляете какие либо плагины, то лучше громкость там убавлять регуляторо Input Gain. После получения приемлемого уровня уже можно ставить лимитер. А если вы мастер-шину оставляете чистой для последующего мастеринга, то смело можете уменьшеть значение фейдера до тех пор, пока уровень не опустится к 0 дб. (кстати важное примечание. Значение 0 в максимайзере L2 мне все равно дало перегрузку на ЦАП, а значение -0,1 сразу же сняло это проблему)
5) для последующего мастеринга можно смело отдавать материал со значением 0 дб, а не -3 и -6... Потому что мастер-инженер может смело уменьшить уровень сигнала в своей DAW сам, и никаких отрицательных последствий для трека не будет. А кто сделает -3 дб - Вы или мастеринг инженер, вопрос вообще глупый. Какая разница??? Ну отошлите им материал с уровнем -3 если они уж так просят, хотя я смысла в этом не вижу. Как тут сказал один человек: "А что, уменьшить трек на -3 децибела мастер-инженеру религия не позволит?? :this:"
ну вообщем-то все.