"Headroom" и прочие профи-прелести...

разница в работе разных приборов и плагинов довольно существенная
что бы эту разницу подчеркнуть, нужно знать как. и я писал это к тому, что понимая процесс работы с тем или иным прибором, то можно сделать уподобаемый продукт и на том, что есть. а не зная как, нифега не будет даже на самом крутом аппарате.


Не вижу разницы особой
Выключили, всё тоже самое, только тише
это потому, что примеры неудачные. будете работать с композициями, где будет удачное сведение, мнение переменится.

А у каждого припасён свой мастеринг инженер.
это не возводит этих инженеров автоматически в ранг "хороших" :laugh3:
 
Последнее редактирование:
По теме топика не буду писать - Субботин все верно описал.

По поводу "у каждого лейбла свой мастеринг инженер" - оффтопик и бред.

По поводу сведения с компрессором на мастер шине - ставьте "щадящие" настройки, а не 10:1 и микс не развалится :)
 
  • Like
Реакции: ColoBack и beatalker
Мне интересно было бы узнать, в чем принципиально отличается процесс сведения, премастеринга трека в профессиональной звукозаписывающей студии от любительской домашней.
И речь идет не столько о железе (это же и так понятно)))), сколько о технологиях.

Недавно отсылал треки на лейбл, и меня заинтересовало их требование -3-5db на мастер-шине. Мне ответили - нужно поймать "headroom", т.к. это "составляющая коммерческого звучания". Что ещё за headroom? И, если не сложно, отпишитесь про другие технологии обработки звука...
Заранее благодарен за любое пояснение и мнения :wink2:

Ну человек со студии прав, в коммерческом звуке нужно чтобы был выдержан хэдрум/сцена, и очень важно чтобы не было в ней бассейна.
 
ПРО ХЕДРУМ

Вставляю свои 5 копеек по поводу хедрума после долгих поисков инфы по этой теме в инете и на основе собственных экспериментов.
Итак:

1) Избитая истина, но еще раз повторю: в любой современной DAW все обсчитывается в 32 битах с плавающей запятой, а значит есть огромный динамический запас для щадящего редактирования материала. Следовательно - можно смело забыть про перегрузки на дорожках проекта и в цепочке между плагинами, а спокойно крутить ручки как вам вздумается.
2) Чтоб небыло перегрузки на выходе ЦАП, нужно сводить весь материал к 0 дб на шкале DAW. Не знаю как в других хостах, не проверял, но в Кубэйс метка 0 на шкале канала откалибрована к реальному значению нуля звукового устройства, и если микс превышает или равен 0, то идет перегруз на ЦАП. Проверял на работе на MOTU 896 HD. Цифровой пик-метер устройства один в один повторяет значения индикатора Кубэйса. Было сомнение, что и Моту имеет какой-то запас сверху, и это не реальный ноль. Но преамп для наушников с его аналоговым индикатором показал мне точно такую же картину, пики на нем были синхронны с показаниями пикметров Кубейса и индикатора на передней панели аудиоустройства. Вывод: отметка 0 в кубике и есть 0, никакого запаса сверху для ЦАП там нет. Будет перегруз на мастере в Кубе - будет перегруз и на выходе карточки. Повторюсь: это мой личный опыт, и если есть какие-то еще соображения на этот счет - делитесь.
3) Вечный спор: уменьшать фейдеры на всех дорожках или уменьшить фейдер на мастере. Разницы - никакой!!!! Можете проверить - создать 2 микса двумя этим способоами и вычесть файлы в противофазе. Результат будет - ноль.
4) Следует уточнить: в 3-м пункет есть одно НО. Фейдер на мастере в Кубэйсе действует ПОСЛЕ цепочки плагинов, следовательно если у вас там стоит максимайзер, то будьте внимательны - Куб просто уменьшит уже отлимитированный сигнал. Поэтому если вы в мастер -секцию вставляете какие либо плагины, то лучше громкость там убавлять регуляторо Input Gain. После получения приемлемого уровня уже можно ставить лимитер. А если вы мастер-шину оставляете чистой для последующего мастеринга, то смело можете уменьшеть значение фейдера до тех пор, пока уровень не опустится к 0 дб. (кстати важное примечание. Значение 0 в максимайзере L2 мне все равно дало перегрузку на ЦАП, а значение -0,1 сразу же сняло это проблему)
5) для последующего мастеринга можно смело отдавать материал со значением 0 дб, а не -3 и -6... Потому что мастер-инженер может смело уменьшить уровень сигнала в своей DAW сам, и никаких отрицательных последствий для трека не будет. А кто сделает -3 дб - Вы или мастеринг инженер, вопрос вообще глупый. Какая разница??? Ну отошлите им материал с уровнем -3 если они уж так просят, хотя я смысла в этом не вижу. Как тут сказал один человек: "А что, уменьшить трек на -3 децибела мастер-инженеру религия не позволит?? :this:"

ну вообщем-то все.
 
По поводу "у каждого лейбла свой мастеринг инженер" - оффтопик и бред.

Наверно вы поздно начали общаться с лэйблами, сейчас им действительно уже по-барабану кто мастерит, лишь бы дешевле вышло:-) А раньше, скажем тот же Субботин, говорят обслуживал конкретно "Союз".
 
, сейчас им действительно уже по-барабану кто мастерит, лишь бы дешевле вышло:-) .

Вы говорите про Российские лейблы или про мировые?
В Европе, на лейблах, выпускающих классику, не всё так плохо вроде. Ы?
 
В Европе, на лейблах, выпускающих классику, не всё так плохо вроде. Ы?

если лейбл сам делает мастеринг у себя, то там есть обычнго для этого специальный человек, которого в профессиональном сообществе называют in house slave. Это такой малобюджетный вариант. Чаще лейбл сотрудничает с несколькими независимыми студиями, где и размещает свои заказы. В академической музыке мастеринг - в большей степени монтаж, зачастую очень сложный.
А раньше, скажем тот же Субботин, говорят обслуживал конкретно "Союз".

да много чего говорят, просто в какой-то период, когда студия начиналась, 17 лет назад, "союз" был основным заказчиком, и занимал большую часть студийного времени. Потому что было 15-20 релизов в месяц, плюс мастера для кассетных заводов. С "союзом" были другие связи - я в середине 90-х, когда они были на пике, был членом совета директоров там. Размещение заказов у меня было скорее в то время связано просто отсутствием выбора - были же я и Бабенко на рынке, и все. Ну и я, будучи "инсайдером", занимался там кучей технологических вопросов, связанных со звуком и тиражированием, с общением с зарубежными заводами - никто просто не в состоянии был предложить такого рода услуг. Да и сейчас не в состоянии. Просто они сегодня не нужны в таком объеме, появились специалисты более узкого профиля, которые хорошо знают свои участки процесса. А тогда же только начиналось все. Так что все идет своим чередом... Оффтопик, однако :)
 
А:
Вывод: отметка 0 в кубике и есть 0, никакого запаса сверху для ЦАП там нет. Будет перегруз на мастере в Кубе - будет перегруз и на выходе карточки. Повторюсь: это мой личный опыт, и если есть какие-то еще соображения на этот счет - делитесь.

B:
Фейдер на мастере в Кубэйсе действует ПОСЛЕ цепочки плагинов, следовательно если у вас там стоит максимайзер, то будьте внимательны - Куб просто уменьшит уже отлимитированный сигнал.

Цы:
Значение 0 в максимайзере L2 мне все равно дало перегрузку на ЦАП, а значение -0,1 сразу же сняло это проблему)
А) Куб может выводить - 32 бита с плавающей точкой, а любая железка ограничена 24-мя с фиксированной...

В) Разрывы идут 6 - ДО, 2 - ПОСЛЕ фейдера, т.е. смотря, где будет стоять максимайзер.

Цы) Был включен дитеринг, он гудит)) после максимайзера, поэтому и перегруз.
 
Ничего он не гудит) Точнее сомневаюсь, что причина именно в этом. Он настолько мал по уровню, что это условность которую не стоит принимать во внимание. Для того, чтобы не было клиппинга, выходной уровень максимайзера опускают на -0.5/-0.3db.

ещё раз повторю:
выходной уровень максимайзера опускают, как раз по причине последующего добавления дитеринга, в противном случае если выходной уровень будет равен 0 + уровень дитеринга = перегрузка (клипинг)

простейшая математика, сложение
1+0,0000000000000000000000000001= никуя не единица
 
Наверное, мне сюда.

В этом году столкнулся с непонятной дилеммой - последнее время мне все чаще и чаще присылают оригиналы ГОТОВЫХ фонограмм вместе с голосом уже со студии - с пиковым уровнем почему-то обрезанным под -2 -3 Дб. Я задался вопросом - что это? Зачем это? Быть может, мне делать так же? Или же это действительно, там тараканы в голове у звукоинженера? Попробовал у себя так делать - действительно, вроде бы звучит мягче. Для мягкости звучания что ли тогда получается он(и) это делают?...
И еще один вопрос: вот тут пишут что на мастере только максимайзер стоит. Так он же ведь уже ЖМЁТ ?! Смысл тогда оставлять хедрум, если максимайзер УЖЕ СЖАЛ? Или я не прав и он не жмет?
Сам я лично на мастершине ничего не использую, свожу без компрессоров, максимайзеров и эквалайзеров. Максимайзером потом давлю отдельно, под -0,1, как рекомендовал Качанко.
Так есть ли смысл снижать пики до -2 -3 Дб? Да, тут выше писали про -9, так это же просто ТИХО ведь уже будет?!
 
Последнее редактирование:
тут выше писали про -9, так это же просто ТИХО ведь уже будет?!

-9 в вещании применяется из-за того, что после студии во-первых - фонограмма будет проходить один или несколько этапов кодирования-декодирования в форматы со сжатием, а во вторых, пиковые значения могут превышать -9, т.к. стандартно измерения проводятся не пиковым, а квазипиковым ИУ.
это же просто ТИХО ведь уже будет?!
громкость программы у конечного пользователя определяется положением регулятора уровня на его устройстве.
Так есть ли смысл снижать пики до -2 -3 Дб?

только в целях предохранения от возможного выброса сигнала в клиппинг. В зависимости от источника сигнала разумный выбор хидрума при трекинге может быть и больше. Стараться дотягивать до 0 dBfs при современных конверторах нет смысла.
 
  • Like
Реакции: Петя7894
Andrey Subbotin
Нет, подождите, я неправильно выразился про "тихо", давайте заменим на "маломощнее" :)
Если откинуть в сторону радиотрансляцию и определять конечную громкость ручкой регулятора, так тогда можно и фонограммы вообще лепить под -20, авось вырулят на сцене...

А почему нет смысла стараться дотягивать до 0 ? У меня, например, максимайзер настроен под -0,1, как я уже писал. Мощнее не будет? Я тогда не понимаю вообще смысл этого хедрума. Для чего оно?

Я просто хочу разобраться, почему эти товарищи присылают мне эти фонограммы с пиками под -2, -3. Хочу причину познать... Ведь они же мастеренные уже. И не для радио... Вот и думаю, что это - прихоть ихнего звукорежиссера, или же что еще...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Петя7894
тоже кстати не понял почему мастеренные под -3 присылают....

парни, а речь, часом, идет не треках прошедших через неро какую-нибудь? я тут в прошлом году делал тему: ребята умудрились издать CD с "нормализацией" на некоторых треках аж в -16 dB. Удачно скопировали студийную болванку, так сказать...

* * *

если память не изменяет, в редбуке прописан стандарт пиковых значений до -0,2 dB, сейчас стараюсь делать чуть ниже, чтобы после mp3 ни зашкаливали при декодировании.
 
  • Like
Реакции: Петя7894
в редбуке прописан стандарт пиковых значений до -0,2 dB
законченный трек делаю -0,3,тоже по причине клиппирования при кодировании в mp3...

парни, а речь, часом, идет не треках прошедших через неро какую-нибудь?
так насколько я понимаю треки не на дисках присылают,а по нэту...
 
так насколько я понимаю треки не на дисках присылают,а по нэту...

да черт их знает, может эти молодые (и не очень) дарования через айтюнс или еще что-то подобное сначала прогнать умудряются (а там где-то хитрая галочка и не отжата...).
 
Присылают именно на дисках! Половина - разжатые с mp3, смотрел ради интереса по спектру.
Быть может, действительно, какая-то "нера" ?
p.s. Про клиппирование я писал уже как-то... нет тоже смысла в нем, мне например, половину "шлака" шлют с клиппированием. Я, конечно, по привычке мастерю и пики режу, но они-то с успехом ЭТО гоняют везде... И как видим, от этого у них ничего не произошло.
 
Последнее редактирование:
Присылают именно на дисках! Половина - разжатые с mp3

ага, вот такая петрушка)

в неро есть некая опция адаптивной нормализации аудиотрэков перед записью на CD (я давно не пользовался, по памяти), которая работает по одному сатане известным алгоритмам
 
  • Like
Реакции: Петя7894
Твои слова похожи на правду :)
Быть может, они так и "мастеринг" делают, вот тогда вообще хохма будет получаться...
При случае попробую связаться с ними, если получится - потом когда-нибудь отпишусь. Хотя, в принципе, ситуация уже ясна.

Забыл добавить, что диски-то еще и не болванки. Штамповка, завод работает :) Или они их заказывают такие. Не думаю, что на заводе что-то нормализуют.
 
Последнее редактирование:
если память не изменяет, в редбуке прописан стандарт пиковых значений до -0,2 dB,

уровень ред-буком не предписывается.... Есть рекомендация "сони", старая, года 80-го - клипинг недопустимый это 4 последовательных сэмпла с максимальным значением (т.е. 3 - можно). Таким образом были откалиброваны измерители на РСМ1630. Логика была такая, что три сэмпла - это слишком быстро, и ухо отдельный клип не заметит. Им же в голову не приходило, что кто-то в 90-х будет лепить таких клипов десятки в секунду...
Половина - разжатые с mp3, смотрел ради интереса по спектру.
по спектру нельзя со стопроцентной уверенностью говорить об обратной конвертации из МРЗ.
 
  • Like
Реакции: fakeitback
Им же в голову не приходило, что кто-то в 90-х будет лепить таких клипов десятки в секунду

+1. В начале 90х на студии стоял сидюк Сони с опцией поиска пиков. Так вот, ТОГДА ноль выскакивал пару-тройку раз на весь диск...
 
  • Like
Реакции: Петя7894
+1. В начале 90х на студии стоял сидюк Сони с опцией поиска пиков. Так вот, ТОГДА ноль выскакивал пару-тройку раз на весь диск...

Да, подтверждаю, тоже точно было такое. К концу 90х проскакивал 2-3 раза за трек уже :)
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают