Я бы не смешивал понятия альбом и CD. Носитель может отмереть, форма - более живуча.
Очень интересная тема. Я об этом тоже много думал, разбираясь со своими релизами. Лично я пришел к следующим выводам (много букв!!!):
Надо разделять два крайних случая: одночастная и многочастная музыкальная форма.
1. Песня - одночастная форма. Песня самодостаточна и ее судьба не зависит от качества и содержания других песен в том же релизе (альбоме). Сейчас (а в будущем и подавно) привязка песни к конкретному альбому становится все более условной:
- в большинстве интернетных муз магазинах (типа iTunes) при поиске по имени артиста выдается отсортированный по популярности список композиций из всех альбомов, и большинство людей работают с общим "хит-парадом", иногда заходя на страницы альбомов.
- сейчас идет общая тенденция делать музыкальные клипы. При этом большинство видеохостов также группируют клипы по их популярности, а не по принадлежности к определенному альбому.
Все это приводит к тому, что песня становится штучным товаром, где усилия по промоушену фокусируются на конкретную песню/клип, а не на альбом.
2. С другой стороны, есть музыка, которая по определению состоит из нескольких частей или задумывалась как определенная последовательность музыкальных номеров. Для такой музыки альбом - единственно возможная возможность существования.
Очевиднее всего это в классической музыке (трехчастные концерты, четырехчастные симфонии и т.д.), но оставим классику в покое. В рок-поп-джаз-этно-электро музыке в эту категорию попадают концептуальные альбомы, которые обьеденены общей идеей и имеют внутренний, хоть и не всегда очевидный, сценарий, а также мюзиклы, саундтреки из фильмов и так далее.
Даже если песни из альбома не связаны между собой явным сюжетом (как в мюзиклах), часто их обьединение в альбом напрашиватся само собой. Например, "Русский Альбом" Аквариума - очень цельная вещь, выигрывающая именно от общей концепции, при том, что каждая песня представляет собой отдельный номер. Таких примеров можно привести довольно много.
Интересно, что правильно составленный альбом усиливает впечатление от вроде бы несвязанных между собой композиций. Когда я перекидывал любимую музыку на iPod, я решил удалить песню «On the run» из “Dark Side of the Moon” Pink Floyd, которая мне не очень нравится. Через неделю вернул ее обратно! Все композиции в этом альбоме настолько органично переходят друг в друга, что удаленная песня образовала дырку, которая создавала внутренний дискомфорт. Но это, скорее исключение, чем правило.
3. Концертная деятельность. Если артист/группа ведут концертную деятельность, то у них должна быть программа. Это тоже форма организации музыкального материала. Это важно и для промоушена – люди приходят послушать новую программу любимых артистов, что проще всего анансировать выпуском нового альбома.
Мое видение будущего и ближнего настоящего:
- Я думаю, что роль альбомов как сборников разрозненного материала будет резко падать (за редким исключением концептуальных релизов).
- Скорее всего у артистов будет формироваться лист «Best of…», постоянно обновляемый по успехам продаж или прослушиваний. Т.е. все вещи будут отсортированы по успешности/популярности и этот рейтинг и будет предлагаться слушателям на точках раздачи музыки. Для ознакомления люди будут слушать самый топ списка, а в случае интереса к музыке – двигаться вглубь материала.
Вот такое у меня IMHO.
Павел