"У Баскова нет души". (1 онлайн

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

vlad2

New Member
25 Май 2004
112
5
0
Андрей Архангельский: У Баскова нет души.
Присвоение певцу Николаю Баскову звания народного артиста России есть продолжение 150-летней политики государства в области массового искусства.

Под словами «народная культура» у нас давно уже понимается некий эрзац, навязываемый народу – в качестве его культуры. Забава эта старинная: еще в ХIХ веке писатель Ушинский, например, занимался адаптацией русских народных сказок: заменял в них «плохие» финалы на «хорошие» (как в сказке «Теремок»). Попутно брались и за песни; русские народные – настоящие, примерно ХII-ХIII веков – казались просветителям, опять же, слишком жестокими и натуралистичными, и их заменили на безобидные «во поле березки» и «калинки-малинки».

«Если бы я был пришельцем, по голосу Баскова я бы сразу понял всё про последние 15 лет существования страны»

Так «слишком народная культура» подменялась псевдонародной: власть и интеллигенция все время переверстывали, «апгрейдили» ее: одни – для внутренних российских нужд, другие – под общечеловеческие ценности. Часто – с искренним желанием сделать народ «добрее», «любезнее», «культурнее» и т. д. В советские годы принципы этой эрзац-культуры ничуть не изменились – просто в ушах у нее повисли дополнительные идеологические сережки. На службе у этой культуры состояли в советские годы целые полки ряженых – целые ансамбли песен и плясок, а также отдельные выдающиеся исполнители.

Николай Басков есть в своем роде вершина эрзац-культуры – он вобрал в себя всё самое сочное от каждой эпохи «окультуривания народа». Одновременно он очень точно соответствует массовым представлениям о прекрасном. Например, принципам застольного этикета: кто поет громче, кто «дольше тянет» – тот и поет лучше. Также Басков воплотил ждановскую мечту о стирании границ между академической культурой и народной, заручившись поддержкой всех: и народа, и партии с правительством, и Монтсеррат Кабалье.

Как речь говорящего и письмо пишущего, так же и свойства голоса певца: сила, высота, благозвучность, подвижность, а в особенности тембр (неповторимая индивидуальная окраска) и тон (эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса) – саморазоблачительны, они могут рассказать о человеке очень многое. Речь в данном случае не о способности брать столько-то октав, а о том, какие культурные ассоциации этот голос вызывает.

Тон голоса Баскова – очень интересный материал для исследования. Первая ассоциация – с голосами теледикторов советского времени. Наум Коржавин писал, что дикторов Гостелерадио отбирали, кроме прочих критериев, по «степени задушевности в голосе». Об успехах надо было не просто говорить – нужно было петь! Создавать атмосферу непрекращающегося, струящегося информационного счастья. Эта «задушевность» в голосе у Баскова – врожденная, она заложена как бы самой природой. Этот голос словно бы учел все поправки, пожелания, требования и чаяния всех цензурных комиссий за все 70 лет советской власти.

Он своего рода реинкарнация идеального советского голоса, такая, в духе Сорокина, биологическая разработка «Мистер стопроцентная задушевность». О таком свойстве многие мечтали, но никому не удавалось его достичь в чистом, беспримесном виде (по-видимому, это за гранью человеческих возможностей). Даже у самых «государственных голосов» – Кобзон, Лещенко, Зыкина – всегда было «второе дно»: подразумеваемое, нюансы, оттенки, которые они голосом умели передавать. У Баскова нет «второго дна», нет нюансов: он как-то умудряется всё петь одинаково задушевно.

Кобзона за глаза обидно называли «граммофоном» (за то, что он мог петь любой репертуар: и «Мурку», и про комсомол, и про Россию, и про войну). Казалось, что Басков с его манерой не сможет быть убедителен ни в одном жанре в ХХI веке, но очень быстро выяснилось, что именно таким голосом сегодня и можно петь всё: и попсу, и патриотическое, и Онегина.


Басков наилучшим образом воплощает народное представление о певце – не об оперном или эстрадном, а вообще о Певце как о некоем былинном герое (фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)
Между тем это и есть – подлинный «голос новой России»: если бы я был телепатом-пришельцем из другой цивилизации, мне достаточно было бы услышать голос Баскова, чтобы понять всё про последние 15 лет существования страны. Для разрозненного и отчужденного как никогда народа самым приемлемым вариантом массового искусства является самый «кокошный», самый вымороченный, самый лубочный стиль – потому что всем пофигу, а поскольку внешние приличия соблюдаются, претензий ни у кого нет. Это все равно как нарумяненные девки лужковской Москвы, которых выгоняют в праздники с караваями символизировать «тепло столицы» – при гнетущем холоде и отчужденности самой столицы.
Вот и в голосе у Баскова ничего нет «внутри», в его голосе нет души – при явном, настырном, неотступном желании внушить нам, что весь он только из «души» и состоит.

Причем Басков маскирует это внутреннее бездушие каким-то чрезмерным внешним «теплом» (пафос – слишком скупое определение в данном случае: оно не передает всей прелести). У кого-то он тщательно скопировал эту «теплоту души»: то ли у советских артистов, то ли у коммивояжеров. Он как-то догадался, что именно это рекламное «тепло» и «добро» и является единственным приемлемым для сегодняшнего общества вариантом – за неимением настоящих. В его тоне слышатся и отголоски рекламы – с ее соками добрыми и богатырскими пивами, и «мы отбираем только лучшие зерна – для вас!», и «абонент не отвечает, перезвоните позднее» в мобильных телефонах… В общем, это в полной мере собирательный голос – из интонаций, манер, вообще, из всей палитры звуков 2000-х.

Зато Басков наилучшим образом воплощает народное представление о певце – не об оперном или эстрадном, а вообще о Певце как о некоем былинном герое, типа Микулы Селяниновича. Он поет не потому, что не может не петь, – он поет, не задумываясь, как птица. Если он задумается, он тотчас же превратится в мерцающее облако. Впрочем, нет: он превратится, конечно же, в конфетти. В блестки.

«Душевность» манеры Баскова сравнима с «душевностью» рекламных агентов. В том, как они улыбаются, нет, как говорится, «ничего личного» – это такая работа, но поскольку «душевность» у Баскова обнаруживается во всем, в каждом жесте – ее уже очень трудно отделить от самого Баскова. Можно было бы сказать – маска, но это даже не маска. Маска есть у того, кто притворяется другим, а Баскову, условно говоря, нечем притворяться. Он – всё и одновременно ничто: он растворяется во всем и поглощает всё. Искренен ли Басков как певец? Можно ответить так: он неискренен до такой степени, что его неискренность перестает быть заметной.

Тон Баскова интересен и своей «дайджестивностью»: он – словно выжимка, подборка всех распространенных звуковых ассоциаций, выражающих «русскость». Для моей бабушки, например, которая живет вдали от России и которая скучает по России, – для нее Басков является единственным связующим звеном со всеми знаками русской культуры сразу. Знаком духа, знаком широты, знаком академизма, знаком некоторой народной игривости и в то же время серьезности, знаком вечной жалости и знаком беспечной радости – и все это вместе является единственным воплощением, осуществлением России. Причем России идеальной, такой, какой она предстает только на расстоянии – без заусенцев, без боли, с сахарной пудрой.

Голос Баскова вобрал в себя эти знаки с такой прилежностью, довел эту «узнаваемость» до такого совершенства, что в нем не осталось ничего не то что «своего» (Басков как продукт постмодерна не имеет ничего своего по определению, он весь состоит из чужого) – в нем нет также и ничего «лишнего», никакой даже «ошибки», никакой родинки или шрамика нет.

Именно это его стремление к идеальной узнаваемости и мешает ему стать полноценной оперной звездой – оперной личностью. Зато на эстраде Басков прижился очень хорошо. Он, без шуток, является идеалом для эстрады.

Благодаря своим врожденным и приобретенным способностям Басков может стать главным патриотическим голосом страны – компромиссным вариантом между, допустим, Хворостовским (который слишком сложен для масс) и, скажем, группой «Любэ» (которая хороша для внутреннего пользования; а вот Баскова не стыдно и за границей показать). В эстраде, судя по всему, наступают новые 1970-е – когда даже патриотическому дискурсу нельзя отдаваться слишком, когда ничему нельзя отдаваться целиком. Басков удачнее всех подходит для этой роли: в нем есть и необходимый запас академизма, он коммуникабелен, он органично чувствует себя и в общении с народом, и с властью; наконец, он, не жалея, раздает свой голос людям – что ценилось в России всегда не меньше таланта.

Присвоение ему звания народного артиста – вполне естественное продолжение традиций «культуры для народа». Петь опять будем стоя.:sarcastic:
 

dist

New Member
24 Сен 2005
3.101
1.007
0
56
Киев
www.realmusic.ru
А что? Мегазачот, я считаю))) Особенно "Одновременно он очень точно соответствует массовым представлениям о прекрасном. Например, принципам застольного этикета: кто поет громче, кто «дольше тянет» – тот и поет лучше."
 

arkaine

Active Member
13 Сен 2007
640
128
43
Учитывая глобальную озлобленность, возникшую вследствии кризиса - нельзя. :)

Спасибо за очередную положительную и познавательную тему.
 

kosmostar

New Member
7 Июн 2004
311
47
0
а для кого эта статья?
ну поёт Басков и поёт, мне лично не нравится, т.к. имхо фигня какая-то
по тому, что я слышал, я тоже не считаю его выдающимся, только дальше то что?
да не слушайте, если не нравится, вот и всё
 

Вложения

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.380
30.966
113
45
Belgorod
а вы кстати заметили что у нас на ТВ фирмы практически нет ?

а знаете почему ,?)

потому что станет сразу всем очевидна разница между нашими дутыми "звездами " клубящимися там под шум собственных ресниц и настоящими исполнителями ))
это вполне сознательная политика)
 

Electro-Nick

Дружбист
23 Июн 2005
5.395
910
113
52
Москва, улица Дружбы
soundcloud.com
Баского не слышал ничего не могу сказать кром е того, что лицо его на рекламах не внушает доверия

а статья с одной стороны интересная, а с другой толи заказная, толи продолжение вечной диссидентской (нигилистской) темы,

лубки надоели, но трынтежь высоколыбый ивокруг да около тоже подприелся

короче хз, но читать было интересно
 

shuco

Active Member
26 Ноя 2005
439
109
43
58
Новосибирск
Баского не слышал ничего не могу сказать
Не верю... Он пиля везде... Не в ящике так в маршрутке, не в маршрутке так из какого нибуть ларька... Слышал у какого то мудня ринг тоном... Ужос нах:hang1:
 

Electro-Nick

Дружбист
23 Июн 2005
5.395
910
113
52
Москва, улица Дружбы
soundcloud.com
Не верю... Он пиля везде... Не в ящике так в маршрутке, не в маршрутке так из какого нибуть ларька... Слышал у какого то мудня ринг тоном... Ужос нах
телевизора нет радио не слушаю не люблю грузит, мог конечно случайно слушать в магазине или кафе, не зная что он
я просто всю эту тему говнопотака общественного радио и телевидиния для себя давно прикрыл :hunter:
а вот лицо его на плакатах города видел, тут уж никуда не денешся
 

Floyd

STOP WAR
28 Сен 2005
4.934
1.675
113
56
EU
а разве апсиралово пусть и не тех кто вам по душе ещё не запретили здесь?
 

Dmitry Diamond

Well-Known Member
13 Сен 2004
1.521
417
83
Питер
www.facebook.com
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Сабжевая статья интересна. Всегда считал Баскова уродом по музыкальной части. Но статья затрагивает ряд аспектов, над которыми я ранее не задумывался... Не со всеми глобальными выводами автора могу согласица наверно, но вот то, что настоящую русскую народную музыку подменили всякой псевдонародной хренью - это точняк. И ещё в статье не раскрыта тема пидорности баскова. Ибо на самом деле Басков не такой бездушный, не такой безчувственный как кажеца - он просто чувствует иначе, понимает иначе - по-пидорски. А нам не понять его понимания и чувства музыки, ибо мы-то не пидоры (я надеюсь). А у баскова при всей разнице в технике и всякой там уникальности есть в манере исполнения что-то такое же, как например у шуры или моисеева. А вот фирменные пидоры - это не пидоры а геи. Элтон Джон например поёт совершенно нормально без этой пидоразности в манере. Но всё-таки пидорский вокал (тема пидорского вокала кстати уже гдето поднималась ранее на форуме) - не чисто российское явление, я думаю, на западе такие клоуны как басков тоже встречаются. Но их известность в основном локальна.

упоминание мною пидоров прошу никого не расценивать как оскорбление на половой почве. басков, не абижайся - я не со зла.
 
29 Янв 2006
2.876
1.312
113
47
Batumi
www.evgeniyskripkin.ru
Да у него ж народный голос! Мы всё раньше с женой удивлялись, как его в оперу с таким голосом понесло? А так в жизни перец прикольный. Я ему песню продал когда-то))
 

Freddy Kruger

Banned
9 Мар 2006
2.636
205
0
62
Моscow
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
А чего вы к Коле прицепились? В конце-концов каждый зарабатывает деньги, как умеет. Лично для меня Коля кончился сразу, как только появился, со своей бездарнейшей пародией на "Посвящение Карузо".
Такие статейки я пролистываю сразу, от них веет нескончаемой тоской и явной ангажированностью (что называется жёлтой прессой). Но у неё есть интересная лейт мотивная мысль. Отождествление Баскова, как лицо нынешней России. Вот с этим не поспоришь.
 

olegsound

Moderator
4 Май 2004
5.762
2.657
113
48
Украина, Львов
Когда-то, в средние века у некоторых схоластов была популярна тема "Есть ли душа у женщин", позже появилась тема "Есть ли душа у чёрных", теперь на повестку дня выходит "Есть ли душа у Баскова?":sarcastic:
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
19.709
28.323
113
57
Москва
и явной ангажированностью (что называется жёлтой прессой
ХЗ, в моём понимании "жёлтая пресса" - это типа "Басков пришёл на тусовку в трусах в горошек".:sarcastic:

а разве апсиралово пусть и не тех кто вам по душе ещё не запретили здесь?
ИМХО, это не апсиралово, а просто вещи названы своими именами.
 

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Floyd,
vaxa, в статье вроде бы опускания не производится. Мне например было всегда интересно, каким образом скажем дальние знакомые могли ходить на его концерты и искренне им восхищаться. Я этого просто и честно не понимал. После прочтения многое встаёт на свои места.
 

Phone Cuts

Well-Known Member
7 Сен 2004
10.182
1.294
113
45
Toronto, Canada
www.fonkatz.com
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Закрываемся.

это последняя тема, в которой я не раздал БАН всем зачинщикам за подобные темы.




просто вещи названы своими именами.
обсуждение личности артистов у нас запрещено. хотите обсудить конструктивно его творчество, манеру пения - пожалуйста. а обсуждать человека, запрещено. есть душа, нет душа...завидите себе чат и там обсирайте кого угодно.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)