Удалить фон 50 Hz

apunctum

lazy
22 Июл 2007
688
915
93
Москва
Требуется почистить запись 60-х годов с STM-бобины.
Имеется суровый сетевой фон, записанный на ленту (в паузах исчезает).
Чем бы вы посоветовали его прижать с минимальной потерей качества?
 
То есть всё-таки не тупо фильтром убивать.
Audition я обычно и использую, интересно, что ещё может быть. RX попробую сегодня.
Кстати, с WaveArts Master Restoration Suite кто-нибудь знаком?
 
tarzan, заточен то он заточен, а вот результат что то мне не очень.....
Блин, точно весна! Стихами уже постить начал:laugh3:
 
Понял, с WaveArts пока связываться не буду.

**********************************************

Из пачки X Waves использовал X-Crackle, он мне очень понравился, а X-Click, наоборот, очень грубым показался, но то был винил. X-Hum пощупаю сегодня, thanks.
 
Фон можно удалять как набором режекторных фильтров (X-Hum, Algorithmix, RX Hum Removal - все они примерно одинаково работают), так и с помощью широкополосного шумодава (RX Denoiser, Audition, X-Noise). Если шумодав хороший, то он будет работать чище, чем набор фильтров; не будет искажать сигнал на часотах, перекрывающихся с фоном. В RX можно настроить шумодав на подавление только тональных составляющих шума, т.е. фона.
 
Попробуйте фильтры из Adobe Audition.
Effects - Filter and EQ.
Есть даже специальные пресеты в FFT Filter, Notch Filter и Scientific Filter.

Было дело, убирал 50 Гц - результат практически идеальный.
 
То что чистка испортит и сам звук, это я думаю понятно каждому, чудес не бывает. Надо пробовать несколько вариантов, в частности Waves Q10 имеет настройку для этого и с моей точки зрения справляется с задачей неплохо. Только надо учесть что частота может не быть точно 50 Гц, ибо возможно некоторое отклонение скорости пленки. Так что надо захватить все частоты разом и сместить их на 50 герц (первая частота, остальные станут на гармоники), а затем подвигать немного влево-вправо и уточнить частоту. Затем надо подвигать режекцию вверх-вниз, добиваясь компромисного звучания. После фильтрации, если есть пауза в которой фон такой же как на фонограмме, то следует попробовать и автоматические подавители. Для лучшего результата следует искать компромисс между фильтрацией, подавлением и остаточным фоном
 
Я обычно реноватором такие вещи вычищаю. Там все наглядно видно и можно точно выставить необходимую полосу частот.
 
apunctum, хорошую рекомендацию дал sunet,
только виной отклонения частоты фона от 50гЦ может являться не флаттер лентопротяжного механизма, вызывающий девиацию скорости - его величины ничтожны при исправном механизме.
Но может быть другая причина - частота в наших сетях редко бывает равной 50гЦ. А когда в 90х рухнула единая энергетическая система СССР, частота падала до 43гЦ, а порой и до 41гЦ. Это вызывало не только неполадки аудиотехники, но и аварии промышленных механизмов, иногда с тяжелыми последствиями.

Так что фон будет в каком-то диапазоне, может, и не статичном.
 
А почему реноватор не подойдет? В режиме вертикальной интерполяции?
 
Согласен, вертикальной интерполяцией можно закрасить гармоники, шаг за шагом. Но зачем, если есть автоматизированные денойзеры и фильтры? Реноватор в первую очередь сделан для лечения кратковременных помех.
 
Для начала запись должна быть оцифрована в формат aif, wav или mp3. Из перечисленного предпочтительнее wav. Не лишина смысла и разрядность оцифровки, которая должна соответствовать максимальной (если музыка пологает быть высококачественной) для вашего программного продукта посредством которого предпологается выполнить очищение от 50-и герцовой помехи.
Берете эквалайзер (к примеру Sony Track EQ), делаете четыре режекторных фильтра с минимально возможной шириной режекции: 50Гц, 100Гц, 200Гц, 400Гц. И обрабатываете свою запись. Результат услышите сами!
 
>Но зачем, если есть автоматизированные денойзеры и >фильтры?
Если в фонограмме на 50 Гц в некоторых местах будет присутствовать полезный сигнал, то фильтр его тоже отрежет, а интерполятор - нет. Про денойзеры - не знаю. По мне - так это дело вкуса, стоит попробовать и реноватором и денойзером и фильтром и выбрать что нравится, благо это не так уж и долго.
 
Если в фонограмме на 50 Гц в некоторых местах будет присутствовать полезный сигнал
И, думаю, 50Гц, а то и выше, надо слушать, можно смело резать, т. к. в 60-х годах с такими частотами, я про полезный сигнал, не эксперементировали...
Или там действительно есть такие субы? Имеется ввиду в той записи, что сейчас надо почисить?
 
Всем спасибо большое, до дела пока не дошло - решили оцифровать исходники получше.

И, думаю, 50Гц, а то и выше, надо слушать, можно смело резать, т. к. в 60-х годах с такими частотами, я про полезный сигнал, не эксперементировали...
Или там действительно есть такие субы? Имеется ввиду в той записи, что сейчас надо почисить?

На том, что мне давали, пик фона находится в районе 52-53Гц, там же нижние ноты контрабаса, правда, их мало.

Фон, думаю, лучше всё-таки резать фильтром, в конце концов, фон суммируется с полезным сигналом, а не полностью вытесняет его, если попариться с настройкой фильтра, получается хорошо. Ноты в районе первой гармоники, если что, можно потом подредактировать отдельно.
А вот денойзеры меня огорчают, характер звука меняется заметно. Другое дело, широкополосный шум, видимо, тоже придётся резать, без них не обойтись, скормить им заодно и фон? Посмотрим, когда будут файлы.
 
apunctum,
Кинь отрывок материала, что надо чистить...

Да я бы с радостью.
Хозяин-коллекционер против, даже короткие фрагменты в открытом доступе засвечивать не хочет.
А хозяин - барин, как известно.

Спектрограммы - другое дело.
Красная - низ, подозрительно чисто 0-20Гц, и граница, как по линеечке.
Зелёная - весь диапазон, верх изгрызли чем-то.
Видать, кто-то трудился уже когда-то.
 

Вложения

  • DOUBT_K_.JPG
    DOUBT_K_.JPG
    52 KB · Просмотры: 15
  • DUOBT_LOW_END_K_.JPG
    DUOBT_LOW_END_K_.JPG
    55,6 KB · Просмотры: 16
Зеленая картинко говорит о том, что фонэра кагбе побывала в мр3 с переменным битрейтом , и мясо из котлет уже не восстановишь, разве генератором гармоник.
Красная же говорит о том, что помимо фонищи, которую легко вырезать вавесом, есть типо рокот (источник коего винил либо разбитый ЛМП магнитофона, а скорей всего оба вместе), а также постоянка, что тоже легко режеццо, линейно-фазовым эквалайзером либо ФФТ. Там полезного сигнала уже нету.
 
Странно это всё очень. МП на СТМ бобине. Правда, только одна песенка только такая.
Это не мог быть шумодав какой лихой?
Если таки в мп3 не побывало, то резкий срез ВЧ, изредка "пробиваемый" ударными (спектрально богатыми) звуками, может говорить о том, что таки да, мог быть некий пороговый шумоподавитель (что маловероятно, если лента оригинал 60-х), либо ненастроен азимут, либо головка изношена.

постоянка
Это что имеется в виду?

Близкая к 0 Гц составляющая. Либо намагниченность механического тракта (что скорей всего), либо проблема с электрическим трактом (высохшие конденсаторы, или банально коммутация).
 
Если таки в мп3 не побывало, то резкий срез ВЧ, изредка "пробиваемый" ударными (спектрально богатыми) звуками, может говорить о том, что таки да, мог быть некий пороговый шумоподавитель (что маловероятно, если лента оригинал 60-х), либо ненастроен азимут, либо головка изношена.

Не, дело в самой записи, другие песенки с той же бобины этим не страдают.


Близкая к 0 Гц составляющая. Либо намагниченность механического тракта (что скорей всего), либо проблема с электрическим трактом (высохшие конденсаторы, или банально коммутация).

Это-то да, переделывают, пока не видел, что получается.
 
Странно это всё очень. МП на СТМ бобине. Правда, только одна песенка только такая. Это не мог быть шумодав какой лихой?
Если mp3 не было после бобины, значит, он был до бобины.

Странные у вас спектрограммы какие-то: все с разными цветами. Строили бы их в RX...
 

Сейчас просматривают