Этот фильм по моему сделан главным образом для подростков с целью создания в их неокрепших умах что-то вроде философского мировозрения. Идея то, по своей сути, идет от греческих стоиков и киников, кои презрели всякого рода условности и сказали, человек де и сам несчастен и делает других несчастными, когда живет всякого рода предрассудками. Откажись от них и будешь счастлив.
Там чуть ли не каждая внутренняя темка имеет психологически здоровое разрешение.
Казалось бы, для нормального парня жениться на шалаве, потом воспитывать чужого ребенка, да еще и негра это же срам... Ни фига - парень не хуже Диогена, не париться. И его протест не злобный, типа "я назло вам, быдлу...", нет он делает это свободно... И на удивление, коммунальщики, вроде бы должны были его осудить. Ничего подобного... Люди все вокруг хорошие, советские. Как бы показывается - будешь боятся стыда, то и люди вокруг будут осуждающими, а не будешь - посмотри, какие все славные. Как поется: "От улыбки в небе радуга проснется..."
Негр-младенец это символическая тематическая перекличка с негром-саксофонистом... После "встречи" с ним он проникается джазом, после того как он видит, что его младенец -негр, это настоящая проверка, ты притворялся стилягой (читай, свободным человеком), или ты на самом деле такой. Оказалось на самом деле...
Казалось бы Фред, их главный идеолог, становиться "предателем", нет, никто даже не намекнул на это, всем все понятно, обошлось безо всякого детского сада...
Там много интересного, хоть и банального по смыслу, но довольно свежего по форме... Например, когда Фред говорит, что в Америке нет стиляг, смысл не только в том, что иллюзии кончились, но и в том, что и в плохом есть хорошее. Идеологические ограничения породили творческий всплеск и желание быть свободными...
Там многое построено на символе одежды. Вокруг очень броских стиляг ходит серая советская толпа, но она не отвратительна. Симпатичный дядька Гармаш уходит на работу в эту толпу. В конце Фред говорит, что в Америке такая же серая одежда, но главное это лейбл. Этот эпизод говорит подростку, что даже свободная Америка несвободна от своих условностей и предрассудков, которые не лучше и не хуже советских...
В фильме есть зеркальный образ Комиссар - Польза и об этом тоже можно рассказать...
То есть фильм может показаться действительно неинтересным, если смотреть на него как он выполнен технически, правдоподобен ли он и прочее, но он может быть интересным если смотреть его как некое символическое действие, определенное психологическое развитие проблемы и ее способ разрешения...