на самом деле, самая большая проблема работы в наушниках. эта здоровье ваших ушей.
уши дело тонкое и опасное. может быть всё отлично, а потом бах и проблемы.
так, что я бы не советовал долго сидеть в наушниках.
Почитав форум и архив soundonsound и выпив нефильтрованного пивка, решил написать небольшой туториал о нюансах сведения в наушниках.
1. Прописные истины
О том, что нельзя сводить в наушниках, и почему нельзя этого делать, написана уже не одна страница, и не только на нашем форуме.
Вкратце:
При прослушивании звука на мониторах, если мы жестко панарамируем сигнал влево/вправо, мы всеравно слышим звук обоими ушами. Например, если сигнал спанормаирован до упора влево, то правое ухо все равно слышит его, но с небольшой задержкой (обусловленной разницей расстояний между левым и правым ухом, и с изменениями в спектре (так называемый "теневой эффект"). При прохождении сигнала через нашу голову, в некоторой степени подавлятся частоты примерно выше 2кГц.
Отсюда вывод-мы слышим сигнал не строго одним ухом, следовательно, наш мозг локализует его не 100% влево/вправо, а под углом, под которым расположены мониторы (около 45 градусов).
При прослушивании в наушниках, если мы спанорамируем сигнал жестко влево, мы и будем слышать сигнал только лишь левым ухом. В правое ухо сигнал не поступит, мы будем слышать сигнал строго слева, причем очень "точечно", чего не бывает в природе. Наш мозг за тысячелетия никогда не слышал такого сигнала, поэтому звук локализовывается очень странно (точнее, как будто он не в пространстве, а внутри нашей головы).
Именно этот эффект мешает сводить в наушниках.
2. Если мы знаем недостатки, мы можем их в некоторой степени устранить.
Итак, зная различия в физике восприятия звука между наушниками и мониторами, можно создать некоторую модель звучания мониторов, применив ее к наушникам.
В этом нам поможет Crossfeed and EQ for headphones
Смысл прост до безобразия.
Сигнал одного канала подмешивается с некоторой задержкой и ослаблением ВЧ к другому каналу согласно настройкам, произведенным для ваших наушников.
3. Практика
Скачиваем
http://www.ohl.to/audio/downloads/crossfeed_eq.zip
В архиве три файла, Сама standalone программа, vst плагин и файл лицензии.txt
Распаковываем содержимое в папку с vst плагинами. Запускаем экзешник.
Левая часть интерфейса содержит органы управления воспроизведением тестового сигнала (можно проиграть wav или выбрать один из предложенных тестовых сигналов).
Ниже, байпас плагина (crossfeed on/off) и байпас дополнительного эквалайзера (EQ on/off).
В правой части - схема прохождения сигнала между каналами с управлением частотой, с которой начинается ослабление (F) и громкостью подаваемого в противоположный канал сигнала исходного канала.
Настройка плагина состоит в том, что мы:
1. Панорамируем сигнал в крайнее левое или правое положение регулятором LR pan.
2. Фэйдером в левой части программы (db) поднимаем сигнал до тех пор, пока локализация тестового сигнала не будет примерно 45градусов в сторону канала, в который мы спанорамировали сигнал.
3. Крутим частоту F для достижения более "натурального" эффекта локализации.
4. Подстраиваем эквалайзер в правой части программы для достижения более натурального эффекта (я им не пользовался).
В аттаче пример музыкально произведения, богатого художественной ценностью, сначала не обработанного данным плагин, затем обработанного.
Слушать, конечно же, в наушниках.
PS По мере отпускания пива и накопления опыта работы с программой статья будет дополняться.