Сводим в наушниках

  • Автор темы Автор темы S.Panin
  • Дата начала Дата начала

S.Panin

Senior
25 Окт 2006
3.064
1.534
113
на самом деле, самая большая проблема работы в наушниках. эта здоровье ваших ушей.
уши дело тонкое и опасное. может быть всё отлично, а потом бах и проблемы.
так, что я бы не советовал долго сидеть в наушниках.


Почитав форум и архив soundonsound и выпив нефильтрованного пивка, решил написать небольшой туториал о нюансах сведения в наушниках.

1. Прописные истины

О том, что нельзя сводить в наушниках, и почему нельзя этого делать, написана уже не одна страница, и не только на нашем форуме.
Вкратце:
При прослушивании звука на мониторах, если мы жестко панарамируем сигнал влево/вправо, мы всеравно слышим звук обоими ушами. Например, если сигнал спанормаирован до упора влево, то правое ухо все равно слышит его, но с небольшой задержкой (обусловленной разницей расстояний между левым и правым ухом, и с изменениями в спектре (так называемый "теневой эффект"). При прохождении сигнала через нашу голову, в некоторой степени подавлятся частоты примерно выше 2кГц.
Отсюда вывод-мы слышим сигнал не строго одним ухом, следовательно, наш мозг локализует его не 100% влево/вправо, а под углом, под которым расположены мониторы (около 45 градусов).
При прослушивании в наушниках, если мы спанорамируем сигнал жестко влево, мы и будем слышать сигнал только лишь левым ухом. В правое ухо сигнал не поступит, мы будем слышать сигнал строго слева, причем очень "точечно", чего не бывает в природе. Наш мозг за тысячелетия никогда не слышал такого сигнала, поэтому звук локализовывается очень странно (точнее, как будто он не в пространстве, а внутри нашей головы).
Именно этот эффект мешает сводить в наушниках.

2. Если мы знаем недостатки, мы можем их в некоторой степени устранить.
Итак, зная различия в физике восприятия звука между наушниками и мониторами, можно создать некоторую модель звучания мониторов, применив ее к наушникам.
В этом нам поможет Crossfeed and EQ for headphones

crossfeed.png


Смысл прост до безобразия.
Сигнал одного канала подмешивается с некоторой задержкой и ослаблением ВЧ к другому каналу согласно настройкам, произведенным для ваших наушников.

3. Практика
Скачиваем
http://www.ohl.to/audio/downloads/crossfeed_eq.zip
В архиве три файла, Сама standalone программа, vst плагин и файл лицензии.txt

Распаковываем содержимое в папку с vst плагинами. Запускаем экзешник.
Левая часть интерфейса содержит органы управления воспроизведением тестового сигнала (можно проиграть wav или выбрать один из предложенных тестовых сигналов).
Ниже, байпас плагина (crossfeed on/off) и байпас дополнительного эквалайзера (EQ on/off).
В правой части - схема прохождения сигнала между каналами с управлением частотой, с которой начинается ослабление (F) и громкостью подаваемого в противоположный канал сигнала исходного канала.

Настройка плагина состоит в том, что мы:
1. Панорамируем сигнал в крайнее левое или правое положение регулятором LR pan.
2. Фэйдером в левой части программы (db) поднимаем сигнал до тех пор, пока локализация тестового сигнала не будет примерно 45градусов в сторону канала, в который мы спанорамировали сигнал.
3. Крутим частоту F для достижения более "натурального" эффекта локализации.
4. Подстраиваем эквалайзер в правой части программы для достижения более натурального эффекта (я им не пользовался).

В аттаче пример музыкально произведения, богатого художественной ценностью, сначала не обработанного данным плагин, затем обработанного.
Слушать, конечно же, в наушниках.

PS По мере отпускания пива и накопления опыта работы с программой статья будет дополняться.
 

Вложения

  • Head.rar
    Head.rar
    167,1 KB · Просмотры: 154
аттач странный, первый фрагмент спанорамирован вправо... видимо, пиво пока сильней:girl_drink3:
пропусти плз фрагмент какой-нить фирмовой записи через плаг, нормально его накрутив... пока не охото качать)) Даже не стока неохото, скока хочется в слепую послушать, чтоб на гуи не обманываться
 
Последнее редактирование:
С настройками че-то непонятки. Как определить где более натуральный эффект, где нет, где 45 градусов, где не 45?.. Можт мне кажется, что 45, а на самом деле там все 70? На дефолте вообще нет никакой разницы... Уже то, что самому настраивать нужно настораживает, могли бы сделать так как должно быть, а то каждый понастраивает фиг знает че...
 
НУ наконец! Надо бы данный плагин у нас на 6-й источник скинуть. Я предлагал давно такой плагин написать. У меня когда-то нечто подобное железное было. Правда его использование неявно, сравнивать надо не "с ним" и "без него", а "с ним и в наушниках" и с мониторами.
 
  • Like
Реакции: S.Panin
а то каждый понастраивает фиг знает че...

Настраивать надо постепенно, сравнивая результат с мониторами, хотя конечно настройку организовать достаточно сложно... хорошо если есть 2 разных выхода
 
аттач странный, первый фрагмент спанорамирован вправо
так там весь смысл в этом и есть, первый фрагмент спанорамирован вправо без плагина, второй фрагмент так же, но с плагином. Читайте же что вначале написано.
пропусти плз фрагмент какой-нить фирмовой записи через плаг
с трафффиком исходящим напряг.
С настройками че-то непонятки. Как определить где более натуральный эффект, где нет, где 45 градусов, где не 45?.. Можт мне кажется, что 45, а на самом деле там все 70?
пипец! Настраиваешь под себя, и только под себя! Если для тебя нет разницы на слух 90, 70 или 45 градусов, то лучше и не начинать этой штукой пользоваться.
Уже то, что самому настраивать нужно настораживает, могли бы сделать так как должно быть, а то каждый понастраивает фиг знает че...
Угу. пресеты и волшебные кнопки. В двух ручках и то запутались. Скорее даже в одной.
Да и прочитать
http://www.ohl.to/about-audio/audio-softwares/crossfeed-and-eq/
не помешает. Там даже говорится, что для закрытых и открытых ушей совершенно разные настройки.
 
sunet, честно говоря, когда стартовал эту тему, думал как раз о Вас. Вы вроде бы в факе как раз эту тему затрагивали.

Правда его использование неявно, сравнивать надо не "с ним" и "без него", а "с ним и в наушниках" и с мониторами.
Да, именно так. Но даже тот аттач, который я приложил, уже демонстрирует явные преимущества плагина. Кто их не слышит - или не знает чего хочет услышать, или хз...
Да и, опять же. Данный аттач обработан настройками именно для моих ушей (закрытые beyer DT250), для других скорее всего надо настраивать отдельно.
open headphones may need different parameters settings because they already have some intra-aural crossfeed by construction (contrary to closed headphones). By the way, this natural crossfeed may be one of the reasons for open headphone to sound more "airy".
 
Я слушал сейчас в beyer DT231 и явно слушать приятнее, естественнее. Многое конечно зависит от материала.
 
По идее любой материал должен звучать как в мониторах. А ведь мониторную картинку формирует еще и отражуха помещения... Разработчикам вкрячить еще туда встроенный IR блок, и наваять пресетов типа (к примеру) AKG K-44 => Finnvox Control Room)) и стричь капусту с несчастных обладателей мультимедийных ушей))) и гулких хрущевок
Это я пока иронизирую, а потом посмотрим))) вдруг получится у них - это ж замечательно

Настраивать надо постепенно, сравнивая результат с мониторами, хотя конечно настройку организовать достаточно сложно... хорошо если есть 2 разных выхода

все правильно. 2 выхода не обязательно. Снимая наушники, включать байпасс
 
Последнее редактирование:
Спасибо,вещь незаменимая,сам вынужден буду ей пользоваться,интересно,это единственная программа по данной специализации?Ксожалению в английском не особо силён,может быть где то можно скачать пресеты под разные модели наушников?
 
Если уж совсем никак самому покрутить, попробуйте:
Hi Loss contra : high frequency are more attenuated by the head than lows, so attenuation value is between 0 and - 40 dB (default is - 10dB).
F is frequency cutoff of the Hi shelf contralateral filter : value ajustable between 500 and 2000 Hz (default is 700 Hz)
 
По идее любой материал должен звучать как в мониторах. А ведь мониторную картинку формирует еще и отражуха помещения...
а это уже негативная сторона применения мониторов. без неё на практике должно быть лучше
 
Вообще, ребят, если тема интересна, я могу перевести и весь "мануал" к данному плагу. Можно превратить это в некоторое подобие ФАКа по извечному вопросу.
Но, если это нах не нужно, то я и заморачиваться не буду, потому что я леньтяй!
 
  • Like
Реакции: SAXjr и TRAX
Я бы был очень рад,если что в моих силах могу помочь
 
а это уже негативная сторона применения мониторов. без неё на практике должно быть лучше

да как бы и не совсем...
иначе все бы делали безэховые студии, не так уж это и сложно (по крайней мере проще, чем сделать хорошую ровную акустику помещения)
 
был я как-то в заглушенной акустической лаборатории в Останкино. Жуткое, скажу вам, ощущение, когда вокруг полная тишина и нет отражений.
 
Пока не густо с заинтересовавшимися.
Парни, ну подсыпьте постов(штоб загустело)!:clapping:
Неужели так мало заинтересованных?
У меня вот, в домашних условиях, не особо часто есть возможность с мониторами пообщаться,в основном - или на небольшой громкости, или в наушниках. Хотя может у большинства проблем и нет:sad:
Было бы очень интересно попробовать.
 
я б тож перевод почитал..
а то с английским неочень.. =(


Настройка плагина состоит в том, что мы:
я его ещё не крутил, но вопрос задам сразу:
его надо вешать на каждый канал который планируется панаромировать?
или на мастер вешать?..
 
Вот интересно - но по моим наблюдениям музыкальная индустрия движется семимильными шагами в сторону LowEnd - и сведение в наушниках для прослушивания в наушниках более чем актуально.
 
Большая часть перевода официального мануала. Осталось перевести два пункта - 5) Setting the EQ parameters и 6) Other Functions (но уже сейчас можно смело использовать плагин!). Как переведу, отредактирую шапку и приведу в как можно более удобоваримый формат.

Crossfeed and EQ для наушников

Этот плагин предназначен для того, чтобы помочь Вам найти наилучшие настройки для эквализации и crossfeed наушников, адаптированые для ваших ушей.
Далее, вы можете использовать эти параметры с iRiver, iPod, или на системе домашнего прослушивания. Для тех, кто использует RockBox (http://www.rockbox.org/), его crossfeed базируется на одной и той же структуре и параметрах, поэтому вы можете попробовать свой софт и использовать одинаковые настройки на ваем "RockBoxed" плеере.
Не бойтесь фэйдеров и кнопок на плагине, просто прочтите эту страницу.

1. Что такое crossfeed
При обычном прослушивании через мониторы, левое ухо получает сигнал от левого монитора, а затем через несколько миллисекунд, оно получает сигнал из правого монитора.
При прослушивании в наушниках, вы можете получить только левый сигнал в левом ухе.
Иногда это вызывает дискомфорт, особенно тогда, кагда диски являются "псевдо стерео": моно с инструментами, спанорамированными в крайние положения стереополя. Так, crossfeed заключается в том, чтобы направить в противоположное ухо (контралатеральное ухо) другой сигнал, задерженный и фильтрованный (точно так же, как мониторы будут направляют сигнал вокруг головы). Большинство песен записаны только для колонок, они должны использовать crossfeed.
Crossfeed необходимые только применять ТОЛЬКО при прослушивании в наушниках!
Правда на Binaural записях (записанные с микрофонов на манекене или реальной голове) следует избегать использования crossfeed.
Вот некоторые типичные треки, которые действительно нуждаются в crossfeed:
большинство альбомов Beatles (Dear Prudence from White album, Lucy in the sky from Sergent Pepper’s, Strawberry Fields,…)
Bowie, Space Oddity
The Doors LA Woman
Simon and Garfunkel, many tracks
Gerard Manset, La mort d’Orion
Pink Floyd, Dark side of the moon
Keith Jarret, Survivor’s suite
Большинствоальбомов 60-х/70-х

2. Скачайте и установите stand-alone модуль:
http://www.ohl.to/audio/downloads/crossfeed_eq.zip
Немного помощи по инсталляции и функциях можно найти здесь:
http://www.ohl.to/about-audio/audio-softwares/tips-and-faqs/
Просто запустите exe файл, выберите генератор или wav файлом и проиграйте.
Если Вы не слышите звук, вы должны настроить звуковой движок в программе (input and output и device/wave).

3. Настройка crossfeed
Установите volume на низкое значение
Установите генератор на wav и проиграйте любимую музыку
Настройте volume на комфортное значение
Теперь установите pan влево/вправо и кликните кнопку "on/off the crossfeed"
Поиграйте с frequency F and level и настройте звук так, чтобы он шел на 30/45 градусов от центра (как из монитора), а не нахождился в вашей голове.
В нескольких словах: вы не услышите разницы с моно записью, но отметите огромную разницу в звуке, идущем только из одного канала. Сrossfeed на большинстве оказывает тонкий, но приятный эффект "дополнительного пространства".
После этого, как Вы можете точно настроить другие параметры, а также эквалайзер.

4. Больше о параметрах crossfeed
Немного объяснений:
Ipsilateral - сигнал с одного канала идет в соответствующее (то же) ухо.
Contralateral - сигнал с одного канала идет в противоположное (другое) ухо.
Hi Loss contra - высокие частоты больше ослабляются головой, чем низкие, так что ослабление регулируется от 0 до - 40 дБ (по умолчанию - 10dB).
F - полка среза ВЧ в сontralateral сигнале: настраивается от 500 до 2000 Гц (по умолчанию составляет 700 Гц).
Delay - задержка между ipsilateral и contralateral сигналами.
Примечание: в этой программе, сумма IPSI и Contra составляет +3 дБ для коррелированных сигналов и 0dB для некоррелированными сигнал. Музыка - где-то между ними, и может быть небольшое увеличение баса (от 1 до 2 дБ), поскольку записи в целом больше коррелирует в низких частотах.
Вы можете скорректировать это полкой низких частот в секции EQ (около -1,5дБ на 500Гц). Я обычно не используют эту поправку, даже когда я пробую коррелированный шум, я не чувствую необходимости в компенсации.

Найдите ваши лучшие настройки:
Начните с bonger (тип генератора), находящегося только с одной стороны, слева или справа от вас.
Сравните с включенным и выключенным crossfeed. Когда crossfeed отключена, похоже, что одно ваше ухо оглохло.
Включите crossfeed и обратите внимание, как звуковая сцена "открывается".
С входным сигналом слева вы должны настроить параметры так, чтобы звук с "левого центра", как будто там стоит монитор.
Поиграйте с четырьмя параметрами в серой части плагина. Сначала поиграйте с сзадержкой. Попробуйте различные значения mix, потом значения частоты. Вернитесь к тонкой настройке задержки. Потратьте немного времени. Помните, что crossfeed значительно улучшает некоторые записи, но может иметь менее заметный эффект на других!
Другой рекомендованный тест - это использование файла "Frère Jacques" из "SQAM listening" (http://www.tnt.uni-hannover.de/project/mpeg/audio/sqam/) (проигрывайте только одну сторону для настройки crossfeed).
Настройте параметры для лучшего эффекта "Выхода из головы".
Кроме того, заботьтесь о высоте - это означает, что звук не должен идти сверху или снизу, а на той же высоте, что и ваша голова. Это может занять довольно много времени, чтобы получить наилучшие результаты. Но, я думаю, что оно стоит того. "Пространственность" значительно улучшиться: crossfeed, обычно, помогает избегать типичного чевства "звука в голове".

Примечания:
- Открытые наушники могут потребовать другие параметры настройки, так как они уже имеют некоторый эффект crossfeed, обусловленный их открытостью (в отличие от закрытых наушников). Кстати, это может быть одной из причин, по которым звук открытых наушников более "легкий, воздушный".

- С или без crossfeed, тембр не должны реально меняться, проверьте это прослушиванием некоррелированным розовым шумом (выставьте генератор).
Если сравнивать различные процессы crossfeed, используя коррелированный и некоррелированный розовый шум, должна быть очень слышна разница тембров при применении crossfeed и без него.
 
на самом деле, самая большая проблема работы в наушниках. эта здоровье ваших ушей.
уши дело тонкое и опасное. может быть всё отлично, а потом бах и проблемы.
так, что я бы не советовал долго сидеть в наушниках. :wink:
 
  • Like
Реакции: SAXjr, TRAX и S.Panin
А вот это, Phone Cuts™, с твоего разрешения, я прилеплю в самое начало шапки!
 

Сейчас просматривают