mini-введение в синтез для новичков
Это небольшое mini-руководство я написал для помощи новичкам и модераторам, чтобы было куда их отсылать.
Для начала рекомендую ознакомится с уже существующими материалами:
Дмитрий ПОПОВ «Как устроен синтезатор» (1995)
Серия статей от Gordon Reid для журнала Sound On Sound (на английском языке):
Gordon Reid - Synth Secrets
Synth Secrets: Фильтры и фаза (перевод Voodoo)
Тема с рабочим переводом (сделанным Voodoo & Nerve) книги Simon Cann "How to make a noise":
HTMAN (Eng/Rus)
А так же:
Мой бредовый Synthesis Tutorial!
Ну и конечно, в первую очередь, с руководством пользователя синтезатора. Каждый уважающий себя производитель включает туда отдельную главу об общей теории синтеза (рекомендую Clavia Nord Lead, Waldorf Q, Access Virus, Novation).
wiki: Синтезатор
Не смотря на обилие функций, ручек, рычажков и лампочек на панели, все компоненты отвечающие за получение звука в синтезаторе можно условно разделить на две группы:
1) Непосредственно участвующие в звукообразовании (в конечном итоге они формируют такие характеристики звучания как высота, громкость и тембр).
2) Модуляторы (сами они ничего не генерируют, но могут изменять доступные им для управления параметры у первой группы).
Части синтезатора непосредственно участвующие в звукообразовании имеют несколько параметров доступных пользователю для управления. Например, высота (pitсh) у генератора, точка среза (cut off) у фильтра и т.д.
Объяснить работу модуляторов проще всего на классическом примере с CD-плеером.
Каждый плеер обычно имеет ручку громкости. Поворачивая ее по часовой стрелке мы увеличиваем уровень сигнала, против - уменьшаем. Таким образом, вращая ручку мы изменяем значение параметра «громкость» усилителя, т.е. модулируем его самым простым для нас способом - с помощью нашей собственной руки (извините за возникающие ассоциации с рукоблудием). И это не удивительно, так как модуляция это и есть процесс изменения одного или нескольких параметров сигнала другим процессом. Обычно скорость и величина этих изменений небольшая и они служат для «оживления тембра». В этом и состоит один из важнейших принципов построения звука: каким бы сложным тембрально не был сигнал, но если он статичен и в нем не происходит никаких изменений, он будет звучать слишком плоско и примитивно.
Вместо того чтобы изменять параметр вручную, можно конечно воспользоваться модуляторами (например огибающей). Собственно для того чтобы добавить в звук «движения» они и существуют. В отличие от самостоятельного изменения параметра (что можно скорее отнести к исполнительскому приему), в этому случае появляется возможность очень быстрого и в то же время точного изменения нужного параметра. Такое изменение в звуке будет иметь уже самое непосредственное отношение к формированию тембра и воспринимается нами как его неотъемлемая составляющая (например, быстрый переходный процесс в атаке воспринимается в некоторых случаях как наиболее характерная особенность звучания инструмента, отличающая его от других).
Но модуляторы имеющиеся в синтезаторе дают еще больше возможностей для взаимодействия исполнителя и инструмента. Синтезатор как вы поняли является еще и исполнительским инструментом и в нем предусмотрены механизмы для управления запуском огибающих, а так же других модуляторов (например LFO). Так, обычно с момента нажатия клавиши для каждой отдельной ноты с помощью триггеров запускается своя огибающая (но это можно изменить).
Тут немного информации об особенностях распределения голосов и триггерах
Теперь немного мыслей по поводу огибающей типа ADSR - attack (атака), decay (спад), sustain (поддержка), release (затухание).
wiki: ADSR-огибающая
Хочется указать на распространенную ошибку в понимании принципа ее работы (на примере огибающей громкости сигнала). Иногда стадию затухания (release) ошибочно определяют как время затухания с уровня установленного sustain и до нуля (как ни странно раньше встречались и такие определения). Для лучшего понимания проще разделить сменяющие друг друга стадии огибающей на две части: 1) ADS - пока нажата клавиша; и 2) R - когда клавиша отпускается.
В зависимости от времени удержания клавиши и величины значений атаки и спада не до всех стадий может дойти очередь. Нота может оборваться не только на стадии поддержки, но и спада и даже атаки, после чего сразу начнется стадия затухания. Это хорошо иллюстрирует старый трюк, когда короткие нажатия на клавиши дают долгий звук, а при более длительном удержание клавиши громкость наоборот быстро спадает до нуля.
Рис. Полное прохождение стадий ADS-R огибающей на длинных нотах
(значение release в этом случае не используется, так как уровень sustain уже равен 0)
и неполное AD-R на коротких.
Как вы поняли все дело в настройке огибающей: короткий decay и длительный release, + нулевой sustain. Громкость в стадии атаки дойдет до своего максимума и если прервать выполнение последовательности ADS уже в самом начале стадии decay, то мы получим длительное затухание начиная с почти максимального уровня. И наоборот, при удержании клавиши уже в конце стадии decay звук быстро упадет до уровня sustain (0) и больше мы ничего не услышим, в том числе ничего не даст и release, потому как падать уровню больше некуда.
Материал пока в неполном виде, но по мере сил будет дополнен и исправлен.
Это небольшое mini-руководство я написал для помощи новичкам и модераторам, чтобы было куда их отсылать.
Для начала рекомендую ознакомится с уже существующими материалами:
Дмитрий ПОПОВ «Как устроен синтезатор» (1995)
Серия статей от Gordon Reid для журнала Sound On Sound (на английском языке):
Gordon Reid - Synth Secrets
Synth Secrets: Фильтры и фаза (перевод Voodoo)
Тема с рабочим переводом (сделанным Voodoo & Nerve) книги Simon Cann "How to make a noise":
HTMAN (Eng/Rus)
А так же:
Мой бредовый Synthesis Tutorial!
Ну и конечно, в первую очередь, с руководством пользователя синтезатора. Каждый уважающий себя производитель включает туда отдельную главу об общей теории синтеза (рекомендую Clavia Nord Lead, Waldorf Q, Access Virus, Novation).
wiki: Синтезатор
Не смотря на обилие функций, ручек, рычажков и лампочек на панели, все компоненты отвечающие за получение звука в синтезаторе можно условно разделить на две группы:
1) Непосредственно участвующие в звукообразовании (в конечном итоге они формируют такие характеристики звучания как высота, громкость и тембр).
2) Модуляторы (сами они ничего не генерируют, но могут изменять доступные им для управления параметры у первой группы).
Части синтезатора непосредственно участвующие в звукообразовании имеют несколько параметров доступных пользователю для управления. Например, высота (pitсh) у генератора, точка среза (cut off) у фильтра и т.д.
Объяснить работу модуляторов проще всего на классическом примере с CD-плеером.
Каждый плеер обычно имеет ручку громкости. Поворачивая ее по часовой стрелке мы увеличиваем уровень сигнала, против - уменьшаем. Таким образом, вращая ручку мы изменяем значение параметра «громкость» усилителя, т.е. модулируем его самым простым для нас способом - с помощью нашей собственной руки (извините за возникающие ассоциации с рукоблудием). И это не удивительно, так как модуляция это и есть процесс изменения одного или нескольких параметров сигнала другим процессом. Обычно скорость и величина этих изменений небольшая и они служат для «оживления тембра». В этом и состоит один из важнейших принципов построения звука: каким бы сложным тембрально не был сигнал, но если он статичен и в нем не происходит никаких изменений, он будет звучать слишком плоско и примитивно.
Вместо того чтобы изменять параметр вручную, можно конечно воспользоваться модуляторами (например огибающей). Собственно для того чтобы добавить в звук «движения» они и существуют. В отличие от самостоятельного изменения параметра (что можно скорее отнести к исполнительскому приему), в этому случае появляется возможность очень быстрого и в то же время точного изменения нужного параметра. Такое изменение в звуке будет иметь уже самое непосредственное отношение к формированию тембра и воспринимается нами как его неотъемлемая составляющая (например, быстрый переходный процесс в атаке воспринимается в некоторых случаях как наиболее характерная особенность звучания инструмента, отличающая его от других).
Но модуляторы имеющиеся в синтезаторе дают еще больше возможностей для взаимодействия исполнителя и инструмента. Синтезатор как вы поняли является еще и исполнительским инструментом и в нем предусмотрены механизмы для управления запуском огибающих, а так же других модуляторов (например LFO). Так, обычно с момента нажатия клавиши для каждой отдельной ноты с помощью триггеров запускается своя огибающая (но это можно изменить).
Тут немного информации об особенностях распределения голосов и триггерах
Теперь немного мыслей по поводу огибающей типа ADSR - attack (атака), decay (спад), sustain (поддержка), release (затухание).
wiki: ADSR-огибающая
Хочется указать на распространенную ошибку в понимании принципа ее работы (на примере огибающей громкости сигнала). Иногда стадию затухания (release) ошибочно определяют как время затухания с уровня установленного sustain и до нуля (как ни странно раньше встречались и такие определения). Для лучшего понимания проще разделить сменяющие друг друга стадии огибающей на две части: 1) ADS - пока нажата клавиша; и 2) R - когда клавиша отпускается.
В зависимости от времени удержания клавиши и величины значений атаки и спада не до всех стадий может дойти очередь. Нота может оборваться не только на стадии поддержки, но и спада и даже атаки, после чего сразу начнется стадия затухания. Это хорошо иллюстрирует старый трюк, когда короткие нажатия на клавиши дают долгий звук, а при более длительном удержание клавиши громкость наоборот быстро спадает до нуля.
Рис. Полное прохождение стадий ADS-R огибающей на длинных нотах
(значение release в этом случае не используется, так как уровень sustain уже равен 0)
и неполное AD-R на коротких.
Как вы поняли все дело в настройке огибающей: короткий decay и длительный release, + нулевой sustain. Громкость в стадии атаки дойдет до своего максимума и если прервать выполнение последовательности ADS уже в самом начале стадии decay, то мы получим длительное затухание начиная с почти максимального уровня. И наоборот, при удержании клавиши уже в конце стадии decay звук быстро упадет до уровня sustain (0) и больше мы ничего не услышим, в том числе ничего не даст и release, потому как падать уровню больше некуда.
Материал пока в неполном виде, но по мере сил будет дополнен и исправлен.
Последнее редактирование: