Авторское право на классику?

Kornelius

Member
9 Окт 2006
85
10
8
65
Санкт-Петербург
Говорили мне как-то умные люди, что мол авторские не отчисляяются, таким композиторам, как Бах, Моцарт и т.д. Так как родственники правообладателей учитываются до определенного периода времени, а не вечно.
Так ли это?
Если так, то какой временной период определен в законе?

Хочется поработать с классикой, сделать оранж Маллера или Стравинского всей мощью современных синтезаторов и т.п.

Но эти ребята творили-то недавно, считай всего пол века прошло...
или придется соскочить на Вагнера?
Вот такая у меня небольшая проблема. Может кто подскажет из самых умных.

И еще, какие неприятности у меня возникнут, если я создам одно произведение, в состав которого войдут различные части симфоний разных авторов, да еще и глубоко переработанных оранжировкой (местами до неузнаваемости)...грубо говоря, вольная интерпретация.

Возможно ли это сделать коммерческим продуктом?

Заранее благодарю за помощь.
 
По Баху и тд - самому композитору не платишь, но есть патент на исполнение. Типа если ты сделал запись, то если кто ее будет использовать (в кино например) - тебе типа должен.
По новым классикам точно не помню: толи 50, толи 75 лет. Но проще в РАО позвонить, тебе там все подробно расскажут.

ЗЫ
Если что уточнишь, напиши тут плиз. Всем полезно будет.
 
  • Like
Реакции: Kornelius
А откуда идет отсчет? От смерти правообладателя или от первого исполнения произведения (или последнего?) Что является точкой отсчета?
 
Kornelius, от смерти последнего соавтора произведения 70 лет. Интересующие тебя композиторы наверняка обходились без соавторов, так что выжидаешь 70 лет после смерти композитора и - вперёд))
 
  • Like
Реакции: Kornelius
Kornelius, все так, но подумай, не возникнет ли вопрос о нарушении авторских прав на Страшном Суде.:feminist_en:
 
Согласно международному праву - 70 лет со дня смерти автора.
С год назад как-то читал в инет-новостях, что этот срок собирались не-то сократить, не-то увеличить, но окончательным вердиктом приводилась цифра 50-лет, после смерти автора... :cray:
 
Я тоже про 50 слышал. Однако в РАО (как уже написал) - довольно любезно разговаривают по телефону, и отвечают на ЛЮБЫЕ, самые тупые вопросы.
Довольно удобно.
 
Я тоже слышал и про 50 и про 70. Насколько помню — было 50, потом, когда стало подходить время освобождать первые не то кинематографические, не то звукозаписанные произведения — продлили до 70.
Будет 70 лет подходить — еще продлят :)
 
А если я выпускаю такой продукт, но проект позиционирую, как некоммерческий....Выкладываю материал в инете для свободного скачивания (бесплатно) и при этом не выпускаю материал на каких-либо носителях и этот материал не звучит на живых концертах...
Что меня ждет в этом случае?
Должен ли я отчислять что-либо автору или его правоприемнику?
 
Если не прошло 50 лет или 70 лет (сейчас - не разберешь), - то да. Выложенное в интернет - еще не означает "не коммерческое использование". Или договориться с композитором или "правоприемниками"...
 
Почитал закон http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM
и конкретно статью 27 http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM#st27

Из чего следует, что Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти и если произведение издалось или прозвучао впервые через 30 лет после смерти автора,
то срок 70 лет начнет исчислятся именно с момента первого издания.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: digisystem
Вот еще нашел интересный материал http://copyright.ru/ru/faq/consult/1/
правда это публикации 2001 года, но тоже интересно. Вот что на этой странице отвечает юрист по вопросу авторских прав:

Для того чтобы не нарушить прав автора, Вам необходимо выяснить, охраняются ли еще его имущественные авторские права на произведения, которые Вы собираетесь использовать. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее по тексту Закон) имущественные авторские права (права на использование и получение за это вознаграждения) действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (ст. 27 Закона). Нужно иметь в виду еще тот факт, что из этого общего правила существуют исключения (например, если произведение было опубликовано после смерти автора, то срок его охраны начинает течь с момента опубликования, а не с момента смерти автора). Если срок охраны произведение еще охраняется, то необходимо заключить договора либо с самим автором либо с его правопреемником (наследником). Если срок охраны уже истек и произведение перешло в общественное достояние, то при его использовании Вам достаточно будет указать имя автора. В частности Рихард Вагнер умер в 1883 году, соответственно, его произведения по общему правилу уже не охраняются. Густав Маллер умер в этом году, поэтому для использования его произведений необходимо обратиться к его наследникам. В отношении исполнений зарубежных симфонических оркестров сложилась следующая ситуация. В связи с тем, что Россия еще не присоединилась к Международной конвенции об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций их имущественные права на территории России не охраняются (за исключением воспроизведения исполнений), и Вам тоже будет достаточно указать название оркестра при использовании его исполнения. Что касается музыки из советских фильмов, то срок охраны произведения определяется в каждом конкретном случае.

--------------------------------------------------------------------------------

Как мы видим в 2001 году срок был 50 лет !!!
Да, кому-то сильно повезло, успел поработать с интересным материалом.
А я так мечтал об Альпийкой симфонии Рихарда Штрауса...Придется подождать еще 11 лет.

О Стравинском и тем более Маллере, я уже и мечтать не могу...
 
Последнее редактирование:
75 (!) лет после смерти автора.
по крайне мере, именно эта цифра используется в концертной практике в Европе, чтобы тобой не интересовались по поводу авторского права...
Ваше личное дело, что Вы делаете с произведениями авторов, чье авторское право ушло в так сказать общественное достояние. Вот подробнее http://ru.wikisource.org/wiki/Викитека:Общественное_достояние
 
кому принадлежат права на Стравинского ? какой компании/корпорации ? кому платить за право использования ?


И как выяснить каму принадлежат права на переигранную музыку ? например Московский или Лондонский оркестр переигрывает Вагнера или Баха. делают запись концерта. Где концы искать ? кому платить ?
 
кому принадлежат права на Стравинского ? какой компании/корпорации ? кому платить за право использования ?


И как выяснить каму принадлежат права на переигранную музыку ? например Московский или Лондонский оркестр переигрывает Вагнера или Баха. делают запись концерта. Где концы искать ? кому платить ?

Смотря что Вам у Стравинского надо. Например лицензию на "Петрушку" Вы можете взять здесь http://www.boosey.com/pages/cr/composer/composer_main.asp?composerid=2708&

Однако сама запись (тот же Лондонский), правообладатель записи указан на диске - DECCA, EMI, SONY, Дойче Граммафон... посмотрете на диске, потом зайдите на их сайт в раздел licensing
 
  • Like
Реакции: Financial mafia
А если я выпускаю такой продукт, но проект позиционирую, как некоммерческий....Выкладываю материал в инете для свободного скачивания (бесплатно) и при этом не выпускаю материал на каких-либо носителях и этот материал не звучит на живых концертах...
Что меня ждет в этом случае?
Должен ли я отчислять что-либо автору или его правоприемнику?

Насчет интернета не знаю, а вот в случае выхода произведений на носителях отчисляет не исполнитель, а тот кто издает (лейбл), за исполнение на живых выступлениях отчисляет организатор мероприятия, но не исполнитель.
 
И как выяснить кому принадлежат права на переигранную музыку ?

Впервые ли изданное или переигранное - нет никакой разницы. Произведение принадлежит правообладателю (автору ли, наследникам, его издательству и т.д.). На диске владелец авторских прав обычно указан рядом со значком (с).

И если вы хотите использовать произведение, то Вам (точнее Вашему лейблу) надо получить разрешение у владельца авторских прав. А кем оно переигрывалось для Вас не имеет значения.

А если Вы хотите частично использовать чью-то запись (например, как семплы в своей музыке), то нужно получить разрешение и у владельца авторских прав произведения и у владельца записи (т. н. смежных прав).

А записью произведения (master tape'ом), как правило, владеет лейбл, выпустивший диск. Владелец записи указан на диске рядом со значком (p).
 
Кстати отсюда интересный вывод следует. Несмотря на то, что классические произведения, в общем-то, уже давно оказались в общественном достоянии, столь же общественного варианта для прослушивания быть не может. Так или иначе это было кем-то исполнено и/или записано :)

Единственное, что даёт нам состояние общественного достояния (йоу), так это возможность самостоятельно исполнить и записать. Так что если потребуется в своей работе использовать классику, то её надо сыграть самому.

Впрочем, на 100% я не уверен. 95 где-то.
 
Ответ от экспертов

Позволю себе процитировать специалиста по авторскому праву (если необходимы информация - стучитесь в личку):

Что касается вопроса о переработке произведений, перешедших в общественное достояние. Тема эта оказалась коллизионной и спорной!

Такой вывод : исключительные имущественные права с истечением срока действия АП прекращаются, произведение можно перерабатывать (но с указанием имени первичного автора, право на имя охраняется бессрочно).

Но тут появляется узкое место - как отличить переработку от нарушения права на неприкосновенность. Последнее также бессрочно и даже наследники или управляющие организации не вправе выдавать разрешения на "прикосновенность".

Буквальное толкование ГК говорит о том, что при нарушении права на неприкосновенность НОВОГО произведения не создается, вносятся изменения, сокращения, дополнения в старое. При переработке же создается новое произведение. В частности, обработка и аранжировка прямо указаны, как вид переработки. Но грань все равно очень тонкая.

Получается, что банальная обрезка вальса до размера рингтона (что мы видим сплошь и рядом) нарушает право на неприкосновенность. Но тут строгость закона компенсируется отсутствием санкции и субъектов, уполномоченных преследовать нарушителей. РАО, кажется, до Баха не добралось пока.

Общий совет:
В общем, перерабатывайте классиков с указанием их авторства - это можно.
 
Bernard, эта фраза из переписки, не имеет отношение к теме, а только к договору, который мы обсуждали... Если кратко - возможность автора воспользоваться трудом классика, и провести "незначительную переработку"... Здесь получается, что классик немного поступается свои правом на прикосновенность...
 
Может не совсем в той теме пишу. Но меня интересует такой вопрос - песня "Варшавянка" (вихри враждебные веют над нами...). Песня 1905 года примерно, можно ли ее использовать в ролике? Или на нее действует какой то закон об авторстве?

"В зависимости от редакции текста и от гражданской позиции поющего она поднимала на бой и российский пролетариат, и служила гимном антирусского восстания поляков. А несколько лет назад "Варшавянка" вообще стала официальным гимном польской столицы."

Буду очень признателен. А еще было бы неплохо если есть ресурс какой-то в нете, чтобы можно было проверять песни...
НА "можно" и "не можно".
 
Автор музыки к песне "Варшавянка" -
Станислав Монюшко (1819-1872)

Проверить в реестре rao: поиск "Варшавянка"

Данное произведение в общественном достоянии - использовать можно.
 
  • Like
Реакции: Balint
jazzfan,
а где это "проверить в реесте рао"??? подскажите пож-та.
Нашел сайт РАО. Там в реестре произведений нашел песню эту. А как понять что она в общественном достоянии???
 
Последнее редактирование:
Ребята так как там с классикой, так и не понял можно ли её использовать и не парится? А то тут ролик информационный ролик для трансляции в общественном транспорте просят слепить, вот думаю что к чему.
 
А то тут ролик информационный ролик для трансляции в общественном транспорте просят слепить, вот думаю что к чему.

По авторским правам в отношении произведения проблем не будет, однако, есть еще владельцы прав:
1. Кто-то это произведение исполнил (дирижер, аранжировщик, оркестр) - смежные права на ИСПОЛНЕНИЕ
2. Кто-то это произведение записал (студия, концертный зал, лэйбл) - смежные права на ФОНОГРАММУ
3. Аранжировщик сделал авторское переложение произведения для оркестра в п.1 - АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ПЕРЕРАБОТКУ

Итого:
классику можно использовать, если, грубо говоря, взяли инструменты и за собственный счет исполнили и записали это произведение.

Иначе, как минимум:
У вас должно быть разрешение на использование ФОНОГРАММЫ и ИСПОЛНЕНИЯ данного классического произведения

Какая ответственность может наступить если вы взяли запись с какого-нибудь купленного CD или скачали фонограмму в сети?
1. Административная ответственность
2. Уголовная ответственность

Подробнее
 

Сейчас просматривают