Я когда-то давно бился над строем - у меня ничего не получилось. Наверно мало бился... Например, если тоника начинала больше "строить", то доминанта уезжала в такой диссонанс, что желание отпадало... Готовые наборы (вроде Веркмейстера) - эхо обычного среднестатистического современного человека эти древние вещи отрицает (строй кажется очень расстроенным). Как настраивать? Под те аккорды, которые чаще звучат? Или как? Можете ли привести в пример более или менее удачный строй для какого-нибудь лада с отклонениями в центах от равномернотемперированного строя?
Задача создания такого хитрого синтезатора с переменной высотой нот уже успешно реализована. Этот синтезатор называется скрипка. Или, если угодно, струнный квартет. Хороший. Любой идеально чистый аккорд на струнном инструменте без ладов на грифе действительно идеально чистый. И каждая нота имеет массу вариантов в зависимости от окружения и контекста. К примеру, если я беру на скрипке соль малой октавы (пустая струна,т.е. не зажатая пальцем)+ми первой, а потом ми первой+ля первой (ля тоже открытая), то ту же самую ноту ми я ДВИГАЮ в другое место, т.е. изменяю её высоту.
Если музыкант работает в домашней тиши,за компьютером в консонансовой технике (мажорами,минорами…) и имеет развитый со Scale функцией инструмент то пусть вспомнит,что консонансы «благозвучны» при аутентичных интервалах,когда инструмент мгновенно перестраивается согласно тональности в Werckmeister III,Kirnberger и Mean tone строи.Для концертной деятельности,где нет времени на долгие поклавишные переключения нужен специальный инструмент c мгновенной перестройкой (у меня Tyros2..)
Вот пример переключения для До мажора и Ля параллельного минора:
(строи выбирайте по вкусу музыкальному слуху,в любом случае они стройнее темперированного строя Equal ):
Werckmeister III
(Данный строй играть во всех тональ-
ностях,но перед сменой тональности необходима перестройка инструмента)
C-(0 центов)
C#-(-10 центов)
D-(-8 центов)
Eb-(-6 центов)
E-(-10 центов)
F-(-2 цента)
F#-(-12 центов)
G-(-4 цента)
Ab-(-8 центов)
A-(-12 центов)
Bb-(-4 цента)
B-(-8 центов)
Kirnberger
(Данный строй играть во всех тональ-
ностях,но перед сменой тональности необходима перестройка инструмента)
C-(0 центов)
C#-(-10 центов)
D-(-7 центов)
Eb-(-6 центов)
E-(-14 центов)
F-(-2 цента)
F#-(-10 центов)
G-(-3 цента)
Ab-(-8 центов)
A-(-10 центов)
Bb-(-4 центов)
B-(-12 центов)
Mean tone
(Данный строй благодаря определённому компро-
миссу, позволяет осуществлять транспонирова-
ние мелодии в другие тональности.)
C-(0 центов)
C#-(-24 центов)
D-(-7 центов)
Eb-(10 центов)
E-(-14 центов)
F-(3 цента)
F#-(-20 центов)
G-(-3 цента)
Ab-(-27 центов)
A-(-10 центов)
Bb-(7 центов)
B-(-17 центов
Если музыкант работает в диссонансовой технике (эллипсис,кластеры,тропы…) и имеет развитый со Scale функцией инструмент то пусть вспомнит,что диссонансы «благозвучны»,когда инструмент настроен строго EQUAL(в синтезаторе к примеру),когда между тонами ровно 100 центов,тогда по Н. А. Гарбузову на практике начинает работать "зонный"эффект,когда солирующий тон благозвучен,даже если он отклоняется от своего герцового центра на -35 центов,или +35 центов....
Equal (обычный строй синтезатора)
С-0 центов
С#-0 центов
D-0 центов
Eb-0 центов
E-0 центов
F-0 центов
F#-0 центов
G-0 центов
Ab-0 центов
A-0 центов
Bb-0 центов
B-0 центов
Если Вы выбрали для творчества другую тональность,то центовые показатели после переключения в эти игровые строи будут иметь совершенно другой вид чем в первоначальном примере…
Возьмём тональность Ре мажор и параллельная ему Си минор
Werckmeister III
(Данный строй играть во всех тональ-
ностях,но перед сменой тональности необходима перестройка инструмента)
C-(-4 центов)
C#-(-8 центов)
D-(0 центов)
Eb-(-10 центов)
E-(-8 центов)
F-(-6 цента)
F#-(-10 центов)
G-(-2 цента)
Ab-(-12 центов)
A-(-4 центов)
Bb-(-8 цента)
B-(-12 центов)
Kirnberger
(Данный строй играть во всех тональ-
ностях,но перед сменой тональности необходима перестройка инструмента)
C-(-4 центов)
C#-(-12 центов)
D-(0 центов)
Eb-(-10 центов)
E-(-7 центов)
F-(-6 цента)
F#-(-14 центов)
G-(-2 цента)
Ab-(-10 центов)
A-(-3 центов)
Bb-(-8 центов)
B-(-10 центов)
Mean tone
(Данный строй благодаря определённому компро-
миссу, позволяет осуществлять транспонирова-
ние мелодии в другие тональности.)
C-(7 центов)
C#-(-17 центов)
D-(0 центов)
Eb-(-24 центов)
E-(-7 центов)
F-(10 цента)
F#-(-14 центов)
G-(3 цента)
Ab-(-20 центов)
A-(-3 центов)
Bb-(-27 центов)
B-(-10 центов
И так далее…..
(индивидуальные достройки в разумных пределах для исключения биений допускаются…).
С уважением.