если это воплощение законов гармонии, то как понять, что можно, а что нельзя
Тимка, ты же уже получил ответ на свой вопрос. Почитай про ступени T S D на сайте palette-mct.com, там дана информация о том, в каком порядке выбирать аккорды, посмотри в учебнике по теории правила модуляции в параллельную тональность и help импровизатора (так как они немного изменили обозначения аккордов, на данном этапе это всё (!), что тебе нужно знать для работы с этой программой. Неужели так трудно почитать пол-часа и усвоить несколько простых правил? Вот, специально для тебя привожу следующие выдержки.
Существуют правила, по которым звуки одного аккорда переходят в звуки другого аккорда. Это так называемые правила голосоведения. Ниже перечислены основные правила голосоведения:
Недопустимо такое соединение аккордов, при котором все голоса движутся в одном и том же направлении.
Если при соединении аккордов, в одном из голосов образуется скачок(интервал больше терции), то все остальные голоса должны соединяться плавно, интервалами терция, секунда, прима.
Не должно быть пересечения голосов.
Голоса не должны двигаться параллельными квинтами и октавами. Эти интервалы звучат пустотно, из-за этого голоса сливаются и теряют свою индивидуальность.
При соединении аккорда, при переходе, в голосах не должен образовываться увеличенный интервал.
Предпочтительно, чтобы крайние голоса(сопрано и бас), при соединении аккордов не двигались в одном и том же направлении. Также желательно, чтобы интервал между крайними голосами не был равен квинте или октаве.
В зависимости от того, от какой ступени лада построен аккорд, он принадлежит той или иной функциональной группе аккордов. Существует три функциональные группы аккордов:
Тоническая группа.
Субдоминантовая группа.
Доминантовая группа.
Функциональная группа определяет роль аккорда в ладу.
Самым главным представителем тонической группы аккордов является трезвучие от первой ступени. Трезвучие первой ступени(T5/3) реализует функцию устойчивости, покоя, стабильности. Этот аккорд является целью любой последовательности аккордов. Аккорды субдоминантовой и доминантовой группы неустойчивы, но по-разному. Аккорды доминантовой группы содержат седьмую ступень лада, которая является самой неустойчивой ступенью лада, остро тяготеющей к разрешению в тонику. В силу этого, аккорды доминантовой группы звучат напряженно, и также остро тяготеют к разрешению в тонику. Самым выраженным аккордом доминантовой группы является трезвучие от пятой ступени(D5/3). Аккорды субдоминантовой группы звучат более мягко, менее напряженно по сравнению с аккордами доминантовой группы. Главным аккордом субдоминантовой группы является трезвучие от четвертой ступени(S5/3).
По мере развития гармонического оборота, каждый последующий аккорд имеет более напряженное звучание по сравнению с предыдущим аккордом. Отсюда вытекает основное правило, которое используется при построении последовательности аккордов: аккорды субдоминантовой группы не могут следовать за аккордами доминантовой группы.
Любая последовательность аккордов стремится к разрешению в тонику.
Трезвучия от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступеней это главные трезвучия лада. Трезвучия от 2-ой, 4-ой, 6-ой и 7-ой ступеней лада называются побочными трезвучиями.
К побочным трезвучиям субдоминантовой группы относятся трезвучия от 2-ой и 6-ой ступеней лада. Внутри каждой группы, аккорды звучат с разной степенью неустойчивости. Чем больше у аккорда общих звуков с тоническим трезвучием, тем мягче он звучит. Трезвучие от 6-ой ступени имеет две общие ноты с тоническим трезвучием. Этот аккорд звучит очень мягко. Трезвучие от 2-ой ступени наоборот не имеет общих звуков с тоническим трезвучием, этот аккорд звучит напряженнее, чем трезвучия от 4-ой и 6-ой ступеней. Напомню, в гармонической последовательности, каждый последующий аккорд имеет более напряженное звучание по сравнению с предыдущим. Отсюда можно вывести правило, которое определяет положение аккордов субдоминантовой группы относительно друг от друга в гармонической последовательности. Типично, что наиболее напряженно звучащее трезвучие от 2-ой ступени появляется в гармонической последовательности после трезвучий от 4-ой или 6-ой ступени, но не наоборот. Трезвучие от 4-ой ступени может появляться в последовательности аккордов после самой слабой субдоминанты, трезвучия от 6-ой ступени лада.
Побочные трезвучия доминантовой группы это трезвучия от 3-ей и 7-ой ступеней лада. Они тоже звучат с разной степенью неустойчивости. Степень напряженности звучания аккордов в доминантовой группе увеличивается в следующем порядке: самая слабая доминанта это трезвучие от 3-ей ступени, за ней следует главная доминанта, трезвучие от 5-ой ступени, далее, самое напряженное по звучанию трезвучие в этой группе, трезвучие от 7-ой ступени лада. В таком же порядке эти аккорды могут появляться в гармонической последовательности.
Обращение трезвучия по своему звучанию диссонансно, напряженно, поэтому в гармонической последовательности оно, как правило, следует за трезвучием в основном виде. Например, S6 следует за S5/3, но не наоборот. То же самое для септаккордов, септима между басом и верхним звуком аккорда добавляет напряженность к звучанию аккорда. Поэтому, обычно в гармонической последовательности септаккорд от N-ой ступени следует за трезвучием, построенным от той же ступени. Например, D7 следует за D5/3, но не наоборот.
T-S-D-T это шаблон, по которому строится гармонический оборот.
Гармонический оборот может быть полным, то есть содержать тонику, а также аккорды субдоминантовой и доминантовой группы, то есть полностью реализовать шаблон T-S-D-T. Например:
T5/3-S5/3-D5/3-T5/3
T5/3-VI5/3-D7-T5/3
T6-VI5/3-II5/3-D6/5-T5/3
T5/3-II6-D5/3-D7-T5/3
T5/3-T7-VI7-D7-T5/3
Гармонический оборот может быть неполным. Например, содержать только тонику и аккорды субдоминантовой группы. Из-за того, что такие обороты не содержат аккордов доминантовой группы, они звучат мягко. Например:
T5/3-S5/3-T5/3
T5/3-VI5/3-S5/3-T5/3
T6-S7-II7-T5/3
T5/3-VI5/3-S7-II7-T6
T5/3-T6-S5/3-T5/3
Оборот может содержать только тонику и аккорды доминантовой группы. Такие обороты звучат обостренно. Ниже приведены примеры таких оборотов.
T5/3-D5/3-T5/3
T6-D7-D6/5-T5/3
T5/3-T6-III7-T5/3
T5/3-III7-D7-T5/3
T5/3-D5/3-VII5/3-T5/3