В натуральном миноре, например, этот аккорд часто используется (как заимствованный из гармонического минора)
Некорректно. Как только мажорную доминанту взяли, так минор
стал гармоническим, речь о заимствовании вести нельзя.
Не ныряя глубоко в теорию. Тональная система «предназначена» для перехода из тональности в тональность. Для того, чтобы закрепиться в новой тональности (почувствовать её как новый устой) по ходу музыкальной истории был выделен полный гармонический оборот TSDT. Причём минор был ради этого модифицирован, так как натуральная VII ступень (низкая в миноре) не очень-то тяготеет на целый тон, да ещё и вверх, к тонике. Как только мы слышим этот оборот в полном или усечённом виде (или в виде каданса К64-D7-T, или просто D7-T), то мы утверждаем основную или побочную
тональность.
В модальной (ладовой) музыке этого семантически выделенного оборота нет. (Семантически — с особым значением утверждения тональности или структурирования формы кадансом). Похожая последовательность аккордов может встретиться, но семантически она не выделена из общего потока («банан это просто банан»). В чисто модальной музыке (в основе таки мелодической, а не гармонической) просто нет нужды повышать VII ступень. Мелодия сама, по своей мелодической логике, стремится к тонике, а аккорды только поддерживают её более-менее произвольным порядком.
То в чисто модальной. А в нечисто модальной — можно смешивать что угодно, Голливуд разрешает. Тональность всё равно вырождена в современной лёгкой и киномузыке. Просто помните, что оборот D7 - T и дорийский лад это как бы разные палитры. Берёшь напряжённую близкой к тонике седьмой ступенью доминанту — убиваешь чистоту и некоторую (на современное ухо) флегматичность древнего лада. Любого лада, не только дорийского.
Характерный ход для дорийского лада: от VI вниз к V. Шестая
повышенная в мелодическом миноре идёт вверх, а Шестая
высокая в дорийском ладу — вниз (по контрасту с инерцией наших слуховых привычек).