Планы

  • Автор темы Автор темы _Alexx
  • Дата начала Дата начала
<div class='quotetop'>Цитата(Deeman @ Aug 16 2007, 01:27 AM) [snapback]482099[/snapback]</div>
Меня всегда интересовал вопрос. Если два одинаковых динамика в поле - один за 10м от микрофона, другой за 30м - создают (каждый) вблизи микрофона давление, допустим в 50 дб (то есть второй динамик громче должен играть, т.к. дальше), то что, спектр звука, снимаемого с первого и второго динамика будет одинаков? Или же тот, что дальше, будет играть несколько отлично от первого?
[/b]

От расстояния зависит.

Проводились такие эксперименты: если у человека за спиной в метре от него играет музыка, а потом отвезти колонку дальше назад и адекватно компенсировать потерю громкости, то человек не в состоянии разобрать, где играет музыка, рядом или в 10 метрах. Кажется, что на том же месте (вне помещения, конечно).

Но. Как раз где-то на расстоянии от 15-20 метров начинает ощущаться завал высоких.

Так что, в 10ти метрах можно создать такое же давление с примерно идентичным спектром, как и в метре от слушателя. А вот в 30ти уже нельзя. Будет так же громко, но глуше.
 
Из «Основ психоакустики» Ирины Алдошиной:

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Глубинная локализация (оценка расстояния до источника)

Чувствительность слуха к расстоянию до источника имеет жизненно важное значение - гудок автомобиля, находящегося сзади близко или далеко, должен вызывать разную реакцию. Однако именно это свойство слуховой системы изучено явно недостаточно. Среди основных факторов, определяющих оценку глубины можно выделить следующие:
- уменьшение уровня звукового давления с расстоянием - на низких частотах, где длина волны большая (* *5-15 м), любой источник можно считать точечным, и звуковые волны вокруг него - сферическими. В сферической волне площадь поверхности увеличивается пропорционально квадрату расстояния, и соответственно давление падает обратно пропорционально расстоянию, то есть на 6 дБ при каждом удвоении расстояния.

Многочисленные эксперименты по смещению источника и оценке кажущего расстояния до слухового образа (выполненные в заглушенной камере и на открытом пространстве) показали, что, при удалении источника-громкоговорителя на расстояние от 1 до 10 м, слуховой образ у экспертов (заглушенной камере при отсутствии визуального контроля) также смещался в этом же направлении, но имело место отставание слухового образа от реального источника - чем дальше, тем больше.
Ощущение удвоения расстояния до звукового объекта возникало только при уменьшении уровня звукового давления на 20 дБ (а не на 6 дБ, как при объективном измерении). При этом точность локализации была не очень велика: ошибка для широкополосного сигнала (щелчки, часы и т.д.) составляла от 3,5 до 30 см при изменении расстояния от 1 до 8 м. Если при увеличении расстояния повышать напряжение на громкоговорителе так, чтобы уровень звукового давления у слухового канала эксперта не менялся, то способность определять расстояние до источника (глубинная локализация) исчезает.
Таким образом, при отсутствии визуального контроля в условиях свободного поля, когда отраженные сигналы поглощаются (например, в заглушенной камере или в свободном пространстве), уровень звукового давления в месте расположения эксперта является решающим признаком, по которому и оценивается расстояние до источника.
При больших расстояниях (больше15 м) начинает сказываться затухание, зависящее от расстояния, проходимого звуковой волной. При этом высокочастотные составляющие затухают быстрее, и спектральный состав сигнала при удалении источника меняется (тембр становится "темнее"). Кроме того, на распространение звука оказывает влияние влажность воздуха и направление ветра на открытом пространстве.
Следует отметить, что возможности слуха по определению глубины расположения источника ограничены, имеется "акустический горизонт".
На близком расстоянии (менее 3 м), на глубинную локализацию начинает оказывать влияние также дифракция на ушной раковине и голове, то есть сказываются разности уровней интенсивностей (выше1500 Гц) и временные задержки (ниже 1500 Гц), как и в предыдущих случаях.
При этом на близких расстояниях меняется спектральный состав при смещении звукового источника за счет дифракционных эффектов, то есть меняется тембр ("тускнеет" при приближении к источнику).
Таким образом, при изменении расстояния до источника меняется одновременно громкость и тембр, что и служит различительными признаками.
Общая точность глубинной локализации не очень велика, при смещении широкополосного звукового источника от 50 до 150 см ошибки составляют 15-30%.
Существенную роль для глубинной локализации играет личный опыт, если слушателю знаком сигнал, а если он имеет возможность сделать визуальную оценку, то точность глубинной локализации многократно увеличивается.

Точность глубинной локализации звукового источника значительно повышается в закрытом реверберирующем помещении. Роль реверберации в оценке удаленности источника, например, распределения музыкантов по глубине оркестра, исключительно велика. При перемещении звукового источника по глубине меняется отношении энергии прямого звука к энергии отраженного (реверберационного) звука, что помогает точнее определить расстояние до источника. Важнейшее значение имеет также разность по времени между прямым звуком и приходом первых отражений и соотношение их по уровням.
Приближенно, глубинную локализацию в помещении можно оценить следующим образом:

ff.jpg


где a - коэффициент поглощения, S -площадь поверхности, Ерев/Епр - отношение плотностей отраженной и прямой энергии.
Субъективное ощущение "акустики зала" определяется целым рядом параметров, некоторые из них прямо связаны с пространственной локализацией:
Пространственное впечатление (камерность, интимность, близость) - определяет для слушателя кажущийся размер пространства. Разные стили музыки требуют разных его значений. Композитор (звукорежиссер, исполнитель и др.) должен иметь в виду этот параметр, иначе будет несоответствие стиля музыки размеру помещения (например, звучание органа в маленькой комнате), что очень четко ощущается слушателями.
Пространственное впечатление определяется разницей во времени между прямым звуком и первыми отражениями. В залах с "интимной" акустикой эта разница составляет для слушателей в центре зала 15-30 мс. Если эти отражения имеют похожие спектр и огибающую, и их громкость не выше прямого звука, то в пределах этого времени они не воспринимаются как отдельные отражения, а помогают в улучшении локализации прямого звука, в том числе глубинной. Малая разница во времени прихода первых отражений характерна для музыкальных комнат XXVIII столетия, средняя - для концертных залов 19 века, большая - для соборов.[/b]
 
<div class='quotetop'>Цитата(Deeman @ Aug 16 2007, 01:27 AM) [snapback]482099[/snapback]</div>
Книги - здеся. :) [/b]
за ссылку спасибо, фундаментальная бибиотека, может пригодиться. Ну, я надеюсь, туда лазить нет необходимости по вопросу отличия низких частот от высоких, уже популярно всё объяснили?
<div class='quotetop'>Цитата(Deeman @ Aug 16 2007, 01:27 AM) [snapback]482099[/snapback]</div>
Что учтено в хороших реверах? Вернее, какой алгоритм конкретно?[/b]
алгоритмы мэтров индустрии, Lexicon 480/960, TC5000/6000, которые уже много лет занимаются этим вопросом. Из недорогих Powercore VSS и тд. Там и заводские пресеты очень качественные, и много параметров настройки, если хочется чего-то особенного накрутить. При желании учитываются параметры отражающих поверхностей и затухание высоких в воздухе и тд и тд.
<div class='quotetop'>Цитата(Deeman @ Aug 16 2007, 01:27 AM) [snapback]482099[/snapback]</div>
Под отражениями что понимается? Приходящий от стен звук? Или соотношение времён задержек? Первое на положение источника не влияет. Влияет второе.[/b]
Влияет всё, что слух воспринимает и мозг распознаёт. Всё вместе, и времена и спектры.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Таким образом, при отсутствии визуального контроля в условиях свободного поля, когда отраженные сигналы поглощаются (например, в заглушенной камере или в свободном пространстве), уровень звукового давления в месте расположения эксперта является решающим признаком, по которому и оценивается расстояние до источника.[/b]
Мне этот вывод кажется странным. Ибо, если я слышу 20 дБ от часов и 20 дБ от поезда, то это означает, что они находятся на одинаковом расстоянии?? :o

<div class='quotetop'>Цитата</div>
алгоритмы мэтров индустрии, Lexicon 480/960, TC5000/6000,[/b]
Я не то имел ввиду. Я имел ввиду приблизительную схему работы этого алгоритма. То есть, где там задержки, где там фильтры, как реализовано гипотетическое помещение.. Впрочем, это всё не важно.
 
звуковой спектр часов и поезда очень разный. Мозг уже это "знает" из житейского опыта, и потому 20 дБ того и другого (кстати это очень-очень тихо, уровень шумов профессионально заглушенной студии) будут восприняты и оценены человеком тоже по разному.

Структуры алгоритмов так просто не раскрываются, это крутой секрет. На этом люди деньги делают.
 
В данном контексте те частоты, длина волны которых много больше размеров излучателя, являются низкими и распространяются сферически. Те, у которых значительно меньше, будут направлятся излучателем, совершенно, по-моему, верно. Не смотря на то что у алдошиной не написано, что низы не падают с расстоянием, но это, видимо, от близкого к идеальному точечного источника. От нормальной колонки или инструмента будут падать. Послушайте бренчание гитары у подростков во дворе - там ни басов ни верхов. А подойдешь - все есть.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Deeman @ Aug 16 2007, 05:20 PM) [snapback]482363[/snapback]</div>
Мне этот вывод кажется странным. Ибо, если я слышу 20 дБ от часов и 20 дБ от поезда, то это означает, что они находятся на одинаковом расстоянии?? :o
[/b]

Вы ввели ещё одно неизвестное в уравнение, поэтому оно и стало странным. Речь идёт о локализации определённого звука. Т.е. или часы или поезд. Или сэмплы NI AP, как в первом вопросе. Перципиент-эксперт должен быть знаком с источником, иначе получается задача с большим числом неизвестных (тоже, кстати, решаемая, на основании опыта).
 
<div class='quotetop'>Цитата(tim_ka @ Aug 16 2007, 10:26 PM) [snapback]482451[/snapback]</div>
Не смотря на то что у алдошиной не написано, что низы не падают с расстоянием, но это, видимо, от близкого к идеальному точечного источника. От нормальной колонки или инструмента будут падать. Послушайте бренчание гитары у подростков во дворе - там ни басов ни верхов. А подойдешь - все есть.
[/b]
написано же у нее, звуковое давление падает на 6 дб с удвоением расстояния. Это даже и от точечного источника. Кстати, если использовать рупор, то давление падает всего на 3 дб с удвоением расстояния, так как мощность излучается направленно. Этим активно пользуются в концертной акустике.

У акустической гитары самая низкая нота 80 Гц, это волна с длиной около 4 метров. Раз размеры излучателя (деки) значительно меньше длины волны, как здесь уже писали, низкие частоты будут существовать только в ближней зоне, четверть длины волны - около метра. То же самое относится и к "нормальным колонкам"
 
<div class='quotetop'>Цитата(Methafuzz @ Aug 17 2007, 12:08 AM) [snapback]482500[/snapback]</div>
У акустической гитары самая низкая нота 80 Гц, это волна с длиной около 4 метров. Раз размеры излучателя (деки) значительно меньше длины волны, как здесь уже писали, низкие частоты будут существовать только в ближней зоне, четверть длины волны - около метра. То же самое относится и к "нормальным колонкам"[/b]
Здрасте, приехали.. Дык значит всё-таки низкие частоты пропадают раньше чем высокие, да? :rolleyes:
 
блин :) У них одинаковые свойства. А разница, которую мы слышим, зависит от особенностей излучателя.

Гитара - это сложный источник, низкие частоты излучает дека, а высокие - струны (упрощенно говоря). Поскольку у гитары эти излучатели неэффективные (они меньше длины волны), и низы и верха существуют только в ближней зоне, как у наушников. Остаются средние 3 кГц, которые тоже затухают, но их слышно достаточно далеко из-за повышенной чувствительности к ним слуха.
 

Сейчас просматривают