----------------------------
"Буду краток." (с)В.В.Путин
1. Закон "спроса и предложения" читали? Так вот, Курц обязан своей популярностью своим качеством и уникальной нейтральностью звучания, что вкупе с мощным движком (V.A.S.T.) позволяет ему "эмулировать" звучание многих других инструментов и оставаться актуальным уже более 10 лет. А эта универсальность очень многого стОит.
Взять к примеру ту же Андромеду А6 - все, что она издает, звучит "по-Андромедовски" (попробуйте быстрый глубокий басс заделать на ней, желательно без унисонов разных). А Курц можно так заделать, что его никто не узнает - универсально хороший аппарат (сравнительно с аналогичными других марок).
2. Может не все в курсе, но Курц представляет собой мощный "VA-синтезатор" (это кроме Sample-playback). И все осцилляторы, огибающие, экстремальная модуляция (тут ваще надо ракетное училище заканчивать) работают КАК НАДО, а не с оговорками, как во многих других синтах. В многих из них, например, PITCH EG имеет глубину не более +-1 октаву, Filter Cutoff не идет дальше 15K, LFO не "крутятся" быстрее 20Hz, AMP EG "тормозит", изменения производятся не плавно с алиасингом, тайминг нестабилен и т.д. и т.п.
3. Профессиональный подход: посмотрите на операционную систему Курца. Сложно, да? Конечно, как и соответствует такому аппарату (а Вы попробуйте с первой попытки что-то сделать с ARP2600 или VCS3). НО ЗАТО все единицы измерения указаны в нужных единицах (уровни в dB, частоты в Hz, и т.п.), а не в абстрактных 0..127, и человек, поняв принципы организации ОС и саунд-дизайна в целом, может относительно легко освоиться. Вот вся эта тщательность и уделение внимания самым мельчайшим деталям и выводит Курц в выдающиеся аппараты на мой взгляд.
4. Сила (функционал и гибкость) синтеза V.A.S.T. позволило сделать Курц самым не устаревающим инструментом за последние 10 лет. Тот, кто основательно с ним проработал и понял "вкус" V.A.S.T. скажет - Курц опередил все современные инструменты на минимум на 10 лет: где еще увидим базовые DSP-волны, Noise, плюс PCM, Ring mod. (AM), FM, Sync, фильтры разных "мастей", управляемые нелинейные функции (Distortion, Shaper, Wrap), развитые генераторы функций и все это сочетающееся в разных комбинациях?
5. Совместимость. Операционная система Курца постоянно обновлялась, новые модели оставались совместимыми с предыдущими, и даже предыдущие могли читать звуки с некоторых более новых моделей. Такое часто увидишь сегодня?
Заключение. Исходя из вышеизложенного можем прийти к выводу, почему цена на Курц держится так высоко: объем усилий, затраченных разработчиками архитектуры К-серии (V.A.S.T.) и как следствие высокое качество реализованных функций + широкий функционал + относительная нейтральность (универсальность) звучания, продолжение поддержки пользователей и совместимость "сверху-вниз", и частично "снизу-вверх", отсутствие на рынке ДОСТОЙНОЙ замены, не позволяют цене на Курц падать так, как бы нам этого хотелось.
Вот, сообсно, несколько из моих соображений по поводу "феномена Курца".
Насчет полифонии Курца:
Полифония - понятие относительное. В K2000 есть целых 96 осцилляторов, из которых 24 могут играть cэмплы, остальные - это DSP (VAST) волны (saw,squ...). Так что если серьезно использовать потенциал VAST (в смысле синтез), то полифония получится больше, чем у некоторых синтов с 64 и даже 128 полифонией.
В K2500 и К2600 этих осцилляторов уже в 2 раза больше (192 / 48 PCM). В К2600 эще есть фишка "Triple-processing", когда выход одного VAST-слоя можно пускать на вход 2-го (можно каскадировать до 3-х слоев). ИМХО эту фичу можно встроить и в К2000, только видать не хотят (чисто софтовая доработка).
Так что у Курца "жирная" полифония.
И поэтому вполне реально писать целые альбомы на одном курце, как делал Рома и другие (типа Р.Майлса).
Из списка назначаемого управления:
MPress - Монофоническое послекасание
PPress - Полифоническое послекасание
1. У K2500 полифония 48 голосов, у K2000 - 24.
2. На K2500 можно установить опцию "KDFX" - четырёхшинный эффект-процессор, на K2000 нельзя.
3. Расширения для K2500 достать всё таки по проще чем для K2000.
4. Семплерная опция (не путать со встроенным семплером !) для K2500 имеет оптический выход, у K2000 не имеет, только вход. AES/EBU, Lo Z, Hi Z, у обеих опций одинаковые.
5. Некоторые считают, что K2000 звучит лучше чем K2500. По моему, если разница и есть (а она есть), то пренебрижительно незначительная.
6. Боюсь соврать, но по моему у K2000 нет длинного ribbon-controller, у K2500 есть (относится только к клавишным вариантам).
7. У K2500 блок питания помощьнее, иногда это может съиграть свою роль. Но всё же лучше использовать внешний винчестер, с отдельным питанием.
Учтите, что рековые курцы имеют по восемь выходов (четыре стереопары), а клавишные по четыре (две стереопары), это относится ко всему ряду K2xxx. Мастер-выход присутствует на всех
Операционка у K2500 обновляется с дискеты, а у K2000 только заменой микросхемы.
У Курцев до с 2000 по 2600 разные симы, в первых моделях маленькие по 30 пин, в последующих моделях
72 пиновые, но планок может быть несколько и в доке написано, что они могут быть по 8,16,32,64 мегов,
у 2661 планка памяти может быть только одна, разьем
тоже под симм только один, поскольку 64 и 128 метровых
симмов у нас на переферии с собаками не сыскать, более
того продавцы в компьютерных салонах и на рынках смотрят на тебя как на полного идиота и утверждают
что таких симмов нет вообще, ставились разные симмы
на 16 и 32 мб. Результат один сэмплер работает не правильно, грузит 2 или 3 тембра, потом сам же их и
разрушает при подгрузке следущего.
Вообще-то 2500-это тот же 2600,но без KDFX.С виду тоже самое.Ну может какие-то программы несколько по другому расставлены,ну и может кол-во семплов поменьше(точно не помню).Поставь KDFX и получится 2600(почти).У 2661 клава меньше,нет ленточных контроллеров,добавлена SmartMedia,добавлен Цифровой интерфейс ADAT I/O,отсутствует флоппи-дисковод,ну и еще всякие мелочи.Так что это еще с какой стороны смотреть что ближе.
вообще на Курце можно нарулить оргАн без единого семпла, на что я некоторое время и потратил, после чего получил весьма неплохой результат. Орган был похож на Pink Floyd -овский. Небольшая подсказка: очень помогаю шейперы, в них огромная мощь.
Задумывая эту статью, я ставил себе целью описать технологию VAST – фирменную DSP-систему Kurzweil, «сердце» рабочих станций серии K2ххх. Однако краткое введение, в котором предполагалось в общих чертах обрисовать особенности этих инструментов (а точнее, серии K26хх), все разрасталось и разрасталось, угрожая превратиться в подробное описание рабочих станций Kurzweil (при этом само описание приобретало все более восторженный тон). И действительно, рабочая станция Kurzweil – это особенный инструмент, поддерживающий определенную философию. В нем воплощены стройная логика, управляемость и гибкость, свойственные скорее компьютерным монстрам синтеза (таким, как Native Instruments’ Reaktor), и в то же время он ни на секунду не теряет в музыкальности и славится своим убедительным, объемным, мощным звуком.
Традиционно в России Kurzweil серии «K» имеет репутацию сэмплера/синтезатора/клавиатуры высшего класса со знаменитым стереороялем Kurzweil «на борту». Однако за рубежом инструменты «двухтысячных» моделей чрезвычайно популярны и среди серьезных музыкальных экспериментаторов, электронных музыкантов, и среди любителей «аналогового» синтеза. Более того, многие преданные приверженцы серии K признаются, что не могут расстаться со своими «Курцами», даже обзаведясь другими синтезаторами и сэмплерами. На форуме «K2000 Series» я встретился с таким пассажем: «Ваш Курц – это всегда «она», разве вы не знали? Я отношусь к ней, как к жещине – той, которая всегда ждет вас дома, даже если вы повеселились с экзотическими красотками («нордами» или «коргами») на стороне».
Сейчас в линейке 26хх три клавишных инструмента и один рэковый. Это 2600S – 76 полувзвешенных клавиш; 2600XS – 88 полновзвешенных клавиш, 2661 – 61 пружинная клавиша и 2600Rs – 3U рэковый корпус. К моделям 2661 и 2600Rs можно прикупить фирменный ленточный контроллер, который встроен в 2600-е «клавиши». Кроме того, 2661 значительно легче классических моделей и поддерживает цифровой интерфейс ADAT, карты SmartMedia и банки General MIDI. В дальнейшем под именем «K2600» мы будем подразумевать всю 2600-ю серию.
Кроме рояля гордость Kurzweil – орган KB3, встроенный в Kurzweil классический Hammond B3 (включаемый как отдельная функция со своими настройками). Интересно, что он использует по два постоянно работающих осциллятора на каждую клавишу, поэтому органу просто не может не хватить полифонии!
Программируемые ползунки в этом режиме играют роль регистров, что здорово добавляет реалистичности инструменту. Орган, так же, как и все остальное в K2600, тщательно проработан: регулируется даже такой параметр, как степень протечки конденсаторов у старых «хэммондов», которая весьма заметно отражается на звуке.
Фирма Kurzweil известна своей плотной поддержкой пользователя и постоянными обновлениями, которые не дают ее продукции устареть. Это не только новые звуки и расширение памяти, но и обновление операционной системы, улучшение алгоритмов и т.д. Упомянутый KB3, например, уже обещано «апгрейдить» регулярно. Из других особенностей марки отмечу размеры ленточного контроллера (60 сантиметров, это полных три октавы) и его гибкость: его можно разделить на три программируемых зоны, также он может принимать за «ноль» отметку в середине, а может – ту точку, которой изначально коснулся палец. Кроме того, его маленький собрат рядом с колесами модуляции чувствителен к силе нажатия. Помимо встроенных органов управления (упомянутые ленты, восемь ползунков, 10 программируемых кнопок и традиционные aftertouch, pitch и modulation) имеются входы для четырех педалей и breath-контроллера. Важным преимуществом серии K2хх всегда была поддержка почти всех форматов звуковых библиотек: .wav, AIFF, Roland 7хх, Akai (от S900 до S3000) и Ensoniq (ESP и ASR), не говоря уже о совместимости со старыми библиотеками Kurzweil. Вместе с подключенными через SCSI внешними жесткими дисками это позволяет использовать на K2600 практически все те сэмплы, которые вы так долго и упорно собирали и даже те, о которых ни вы, ни в Kurzweil никогда не слышали.
Пересказ характеристик K2600 можно продолжать очень долго. Отметим, что по сравнению с сериями K2000 и K2500 герои сегодняшней статьи – продукты скорее эволюции, нежели революции, что не мешает им быть удобнее, мощнее, продуманнее, а также отвечать всем современным требованиям по качеству звучания (8 цифровых выходов K2661 позволяют получать на выходе 24-битный сигнал) и по набору возможностей.
Приступим
Интерфейс K2600 разбит на 8 режимов, дабы не смешивать море возможностей K2600 в одну кучу.
Среди них можно выделить 4 основных: «программный» (Program mode), «исполнительский» (Setup mode), редактор обработок (Effects mode) и секвенсер (Song mode). Последний отличается весьма солидной, близкой к компьютерным секвенсерам функциональностью (например, включена возможность «скидывать», сэмплировать партии, фрагменты или целые композиции в сэмплерную память (RAM track), в том числе для разгрузки полифонии или обработки эффектами). Вопреки привычному значению слова «setup» для компьютерного пользователя Setup mode позволяет редактировать исполнительские пресеты, настраивать клавиатурные зоны и т.п.
Так называемый Live-режим, дающий возможность использовать K2600 для обработки и микширования внешних сигналов, включается через выбор соответствующего пресета (программы в терминологии Kurzweil).
Г.Р.О.М.А.Д.ьЁ.
Наиболее интересный режим работы с Kurzweil – Program mode – уже породил за рубежом целую прослойку «программистов», для которых архитектура VAST оправдала свое название (vast - обширный, безбрежный, громадный) и стала полем для бесконечных звуковых экспериментов. Авторитетные англоязычные музыкальные издания оценивают DSP-систему VAST как наиболее совершенную систему волнового синтеза из существующих на рынке, – а ведь первая ее версия появилась еще в 1992 году.
Попробуем познакомиться поближе с этой громадиной. Итак, VAST, или Variable Architecture Synthesis Technology. Изменяемая архитектура? Действительно, ядро VAST – набор из 31 DSP-алгоритма, которые, в свою очередь, состоят из DSP-«кирпичиков» (осцилляторы, фильтры и т.д., всего 60 разновидностей).
Алгоритм имеет дело с сэмплами, «разложенными» по нотам и/или velocity. Сочетание «раскладки» (keymap) и алгоритма называется «слоем» (layer). В «программу» (program), то есть готовый инструмент, может входить до 32 «слоев» (рис. 1).
Вот пример. Берем keymap «sawtooth wave» (то есть пилообразный сигнал, сэмплированный и разложенный по клавиатуре) в качестве Layer (слоя) 1, keymap «Church Bell» (церковный колокол) в качестве Layer 2, а keymap виолончели в качестве Layer 3. Слегка отстраиваем страничку AMP (усиление) для достижения баланса и – без того мрачное сочетание агрессивной «пилы» с насыщенной «курцвайлевской» виолончелью (тут встроенный банк сэмплов инструмента просто выше всяких похвал) подчеркивается кладбищенским ударом колокола при атаке. Но само по себе это сочетание звучит неорганично.
Идем дальше. Посмотрите на рис. 1. В каждом алгоритме – от 3 до 5 функций (на рисунке это прямоугольные блоки) и 5 управляющих входов (вертикальные стрелки). Сигнал идет «слева направо», а какую функцию подставить в средний блок/блоки, вы выбираете сами. «Сверху», для управления, можно подставить не только физические контроллеры, но и LFO, A(ttack)D(ecay)S(ustain)R(elease)-огибающие, внешний MIDI-источник и даже фирменные «управляющие уравнения» FUNs.
Попробуем сделать наш странноватый гибрид еще страннее. Для слоя с пилообразным сигналом подберем «кирпичик», делающий высокие частоты агрессивнее, виолончель сделаем глуховатой и неестественной, «срезав» высокие, и вбросим еще один «кирпичик» – Shaper, который добавит немного шума и искажений, извлекаемых модуляцией исходного сигнала. Также «пиле» просто-таки полагается управляемый фильтр (назначим изменение частоты среза на один ползунок, а резонанса – на другой); частота фильтра будет слегка изменяться и в зависимости от velocity – мы об этом позаботимся. Теперь звук начинает «жить». Поиграв немного с другими функциями, навесив на «слои» обработки блока эффектов KDFX, можно получить монолитный, характерный, гибкий инструмент даже из такого нелепого на первый взгляд сочетания. Что касается более прозаичных способов применения VAST, в руководстве пользователя K2600 приводится пример, в котором встроенный инструмент Trumpet (труба) усовершенствуется: ему придается вибрато (с помощью LFO), которое включается примерно через секунду после начала звука (с помощью огибающей ADSR). Кроме того, ноты, взятые fortissimo, обладают подчеркнутой атакой (так называемый stab), и тон после него будет слегка «опадать», как у реальных трубачей.
На рис.2 изображен самый простой алгоритм №1. На рис. 3 – №23 и № 25 (вертикально расположены варианты заполнения ячеек алгоритма). Посмотрите на сложный путь сигнала: он разделяется и приходит на выход в двух версиях.
Обратите на это внимание: некоторые DSP-блоки действитель- но создают собственный сигнал, параллельный основному, ко- торый затем можно слегка модулировать для достижения «жирного», «пробивного» звука.
Подсчитаем наши активы: инструмент способен одновременно просчитывать 16 программ, а разложить по клавиатуре K2600 можно 8 программ сразу. Представьте себе восемь программ, в каждой из которых по 32 слоя, а в каждый слой, в свою очередь, «заряжено» по несколько сэмплов (ведь упомянутый сигнал, порождаемый DSP-алгоритмом, не отнимает голосов полифонии)! Любители звукового «мяса» вряд ли потребуют добавки...
Продолжить тему впечатляющих чисел можно, упомянув о системе «тройной модульной обработки» (Triple Modular Processing), впервые воплощенной в серии K2600. Эта функция позволяет объединить три (!) слоя VAST в последовательную линейку. Простые вычисления показывают, что при этом количество комбинаций DSP-блоков стремится к бесконечности. Создатели K2661 утверждают, что это число находится в районе 30 миллиардов, – и спорить с ними желания не возникает.
Вычислительная мощность системы VAST огромна. Она позволила реализовать в K2600 такие функции, как Live-режим и 24-полосный вокодер. Это как бы сэмплирование в реальном времени – едва пришедшие непосредственно на вход K2600 звуки сразу становятся сэмплами в основании архитектуры VAST, и она работает как своеобразный «эффект-процессор»!
Тут стоит упомянуть о существенном недостатке системы VAST, точнее, о недостатке при ее реализации в существующих инструментах: это пользовательский интерфейс! Количество возможностей K2600 настолько велико, что временами возникает ощущение, что им будет тесно на любом экране, даже компьютерном. Что уж говорить о довольно небольшом подсвеченном дисплее 2600-х моделей... Спасает только железная логичность операционной системы Kurzweil, которая поможет преодолеть краткие моменты ступора перед многочисленными сокращениями. К тому же, как в любом действительно профессионально сработанном инструменте, в K2600 воплощено множество различных удобных мелочей, так важных для быстрой работы.
Стоит отдельно упомянуть о фирменном модуле эффектов KDFX, который позволяет комбинировать эффекты в любом сочетании, предлагая для этого пять шин – четыре разрыва и один посыл. Сами эффекты звучат превосходно и подвергаются настолько тонкой настройке, что оставляют позади многие отдельные эффект-процессоры. Комбинация эффектов, привязанная к конкретным источникам, называется в терминологии K2600 «студией» (Studio) и сохраняется точно так же, как программы VAST.
В режиме Live KDFX так же «гостеприимен», как VAST, и позволяет обработать в реальном времени любой внешний сигнал.
К сожалению, количество «слотов» под одновременно выполняемые эффекты, мягко говоря, не безгранично, что можно отнести к недостаткам K2600.
В итоге K26хх удается доказать свое право называться «рабочей станцией». Почти неограниченные возможности этих инструментов в области сэмплирования и синтеза, с одной стороны, и могущественный Live-режим, позволяющий K26хх с легкостью принять на себя задачи обработки внешних сигналов и их микширования, с другой, соединены в рабочих станциях Kurzweil изящно и без ущерба друг другу. Мало того, каждую из этих функций по отдельности станции K2600 выполняют лучше, чем большая часть специализированных устройств других фирм. Нет никаких сомнений, что основную заслугу в этом несет уникальная, непрерывно развивающаяся система VAST.
Рабочая станция серии K26хх – это настоящий инструмент для настоящего музыканта. Освоить ее возможности непросто, однако чем больше времени проводишь с ней наедине, тем больше возможностей она раскрывает. Это один из тех инструментов, которые пробуждают воображение и стимулируют творчество, одновременно устраняя препятствия на пути вдохновения и вручая музыканту мощные средства вырази тельности.
Хорошей иллюстрацией многоликости Kurzweil K2600 может стать музыкант Майк Гарсон. Этот пианист-виртуоз с классическим образованием и пристрастием к джазу вот уже 40 лет преподает фортепиано, его произведения включены в дипломную программу университета Южной Калифорнии. В то же время Майк с 1972 года записывает и концертирует с Дэвидом Боуи, успел поработать с такими разными людьми, как Трент Резнор из Nine Inch Nails и Seal. Этот человек, девиз которого – импровизация и смешение стилей, сейчас использует в своей работе четыре инструмента Kurzweil – K2600, K2661, PC2x и процессор эффектов KSP8.
Надеюсь, мне удалось вкратце описать вам «завоевывающую награды» (если перевести на русский любимое американцами словечко «award-winning») начинку Kurzweil K26хх, и прежде всего систему VAST. Но ведь звуки-то на страницах журнала не передать! Поэтому возьму на себя смелость посоветовать – приглядитесь к своему Kurzweil повнимательнее, возможно, в нем скрываются новые, неизвестные пока еще вам возможности.
Если же под рукой «Курца» не оказалось (что неудивительно – цена Kurzweil всегда соответствовала его качеству; впрочем, в последнее время она значительно снизилась и за рубежом, и в Москве), зайдите, к примеру, в магазин «Мир музыки» на Маяковской – тугая фортепианная клавиатура, необычные контроллеры и масса интересных инструментов во встроенном банке сделает даже короткое знакомство с K2600 увлекательным и приятным.
Аюр Сатанов Данная статья была опубликована в журнале "Шоу-мастер"