Вокал- сложная штука, конечно. Но разобраться можно. Самая большая проблема- много "С" на большинстве микрофонов. Как показывает практика, хорошо звучат только sidechain- деессеры Для них общее только минимальное время атаки и затухания, всё остальное каждый раз разное. Фильтры для управляющего компрессором трека лучше пользовать те, которые оказывают минимальное воздействие на фазу- экспериментируйте. Мне хватает встроенного в нуенду Q. Смело задирайте эквалайзером всё,что режет уши, и отправляйте на side.
После деессера надо осветлить вокал, на вкус. Можно попробовать эксайтеры, можно покрутить эквалайзер. Я делаю так- беру шельф низких и немного придавливаю всё, что ниже, к примеру 8 кГц . Разумеется, всё зависит от вокала. Область 150-200, как подмечено ,убирается- но делается это затем, чтобы 1- отдалить голос, 2- убрать лишнюю кашу из вокала,3-исправить кривой баланс микса. А можно и наоборот- в тех инструментах, которые пересекают вокал в этой области, убрать те же 200 герц. Тогда вокал останется толстым и на своем месте в пространстве. Общее правило для любой эквализации- если надо придавить частоту, делайте это узкой полосой, если поднять- широкой. Многие софт эквалайзеры работают приятней на слух, если пользоваться только шельфами, например давить низким от 500 и поднять низким от 100, получится провальчик в середине.
Очень важна для читаемости голоса полоса в районе 3000 Гц. Можно попробовать приподнять, если не хватает
Решите, в каком мечте пространства (близко-далеко) должен быть вокал. Подъём высоких и присутствие 150-300 Гц его приближает, наоборот- отдаляет. Все широкие обработки- рум например, в сильном стерео- приблизят, длинный холл почти моно- отдалит.
Я для приближения иногда пользуюсь дилеем . Левый канал 4 мс, правый 17 мс, никкого фидбека, подмешать по вкусу.
И ещё- компрессор для вокала должен не плющить голос, а добавлять ему интимности, приближать( это я про основной вокал) . Тут нужно много экспериментов. Я нашёл себе лучший, но это для кримвейр. D-Comp называется.
Короче говоря, общих правил нет, рекомендую удачно найденный набор обработок бережно сохранить, чтобы велосипед не изобретать каждый раз.