Lead Vocal - проблемы, решения, фишки, хитрости и опыт!

industry

Member
19 Авг 2003
363
7
18
51
Ребята, поделитесь хитростями и методами записи и создания Lead - вокалов.

Какая обработка используется, приемы , фишки , хитрости ?
Как его правильно записать ?

Речь идет о рок музыке - как вписать вокал в микс - придать ему мощности и положения в середине пространства перед слушателем , так чтобы слышны были все нюансы в голосе.

Понятное дело - разговор долгий, но мы не торопимся :)
Если есть ссылки на описание проблемы в сети - кидайте, будем общаться!

Спасибы!
 
хорошее либо заглушенное помещение + качественный микрофон + качественный предусилитель с лимитером !слегка! + качественный АЦП + компрессия в контексте + дилей + неееемного ревера.
 
самая главная фишка - эт вокалист, с хорошим звукоизвлечением ;)
 
sperva doooolgoe muchenie s voice tweakerom... ;)

a potom nu, naprimer ya delayu tak:
1. EQ. ubirajy nenujnie chastoti (tipa vsjo chto naxoditsya nije 80hz, slegka ubirayu v promejudke 150-200hz, nu, skajem na 2,5-3,5 db).
2. Compressiya. v 90% sluchaev ispolzuju compressori ot waves. chasto renessance vox ili renessance comp.
3. uje zavisit ot vokala. mojno akuratno poeksperimentirovat s antares mic modeller, ya ljublju inogda pomenyat sound CAD Equitec100 na AKG C12, tolko vsjo eto delat nado akuratno! ne stavte saturator lampi bolshe chen na "2".
4. EQ again! dobavlyaem chastoti po vkusu. ;) nemnogo (2-3 db) 3500hz (dlya razborchivosti) i 16khz (dlya prozrachnosti i vozduxa, primerno na 3-4 db). esli vi v mic modellere poigrali s saturatorom lampi, to budte bditelni, chtob izlishne ne podcherkivat "S" i "SH" v vokale.
vsyo eto veshaetsya na kanal v insert. dobavlyaetsya chorus, echo i rever cherez aux shini.
nu, i sekret firmi! :) !!!! (TOP SECRET) !!
na otdelni aux veshaetsya compressor i aux return stavim na "0". potom akutarni podnimaem uroven vozvrata. tak mojno uplotnit slabi golos, ili dobitsya plotnosti pri soxranenii realnoi dinamiki ispolneniya! :))
nu, vrode vsyo...
 
  • Like
Реакции: gatornitis
Badagon
да, upward compression - это конечно новьё ;) ты еще про настройки компрессора, который на посыле не сказал :)

там ставится малое время атаки и порог срабатывания ~-50дБ, а еще, если компрессор делает задержку, как напр RCL, нужно её компенсировать, если этого хост не делает, а то звук убъешь.
вообще это спорная штука... но мне нравится.

радикальной эквализации лучше не делать, ведь она фазу извращает по-страшному. это особенно слышно, когда НЧ, например обрезаешь. очень слышно. звук бубнить начинает сразу. вывод - эквалайзер нахрен... ну, или не больше +-6 дБ :)

dmrecords
это главное. тогда можно забыть и про диэссер и про автотюн и про эквалайзер по большей части. :)
 
Badagon
Смотри какое чудо может сотворить кнопочка "ТРАНСЛИТ". Пользуйся пожалуйста, а то глаза сломать можно читать такой текст.


Сообщение Badagonа
сперва доооолгое мучение с воице тщеакером...

а потом ну, например я делаю так:
1. ЕЪ. убираёй ненуёние частоти (типа всёо что находится ниёе 80hз, слегка убираю в промеёудке 150-200hз, ну, скаёем на 2,5-3,5 дб).
2. Цомпрессия. в 90% случаев исползуёу цомпрессори от щавес. часто ренессанце вох или ренессанце цомп.
3.  уёе зависит от вокала. моёно акуратно поекспериментироват с антарес миц моделлер, я лёублёу иногда поменят соунд ЦАД Еъуитец100 на АКГ Ц12, толко всёо ето делат надо акуратно! не ставте сатуратор лампи болше чен на \"2\".
4. ЕЪ агаин! добавляем частоти по вкусу.  немного (2-3 дб) 3500hз (для разборчивости) и 16кhз (для прозрачности и воздуха, примерно на 3-4 дб). если ви в миц моделлере поиграли с сатуратором лампи, то будте бдителни, чтоб излишне не подчеркиват \"С\" и \"Ш\" в вокале.
всйо ето вешается на канал в инсерт. добавляется чорус, ечо и ревер через аух шини.
ну, и секрет фирми!  !!!! (ТОП СЕЦРЕТ) !!
на отделни аух вешается цомпрессор и аух ретурн ставим на \"0\". потом акутарни поднимаем уровен возврата. так моёно уплотнит слаби голос, или добится плотности при сохранении реалнои динамики исполнения! )
ну, вроде всйо...
 
Badagon
Фуууух, еле дочитал. :(
Надеюсь ты только свой голос так обрабатываешь.
Господа, призываю вас не давать таких конкретных рекомендаций, как "поднять такую то частоту на столько то децибелл", если только вы не про конкретный материал говорите. Ну как вы можете оценить, что надо добавлять/убавлять, если говорите об абстрактной переменной?
 
Badagon , зануда

А зачем необходим voice tweaker ?

Проверьте пожалуйста - может я в чем то не так делаю
вот ставлю такую цепь плагинов

в моно процессинг
Autotune 4.12
Antares Mic Modeller ( из Октавы 319 в например Audiotechnica или Neumann)
Waves Q10
Rvox

затем сенд на стерео трек
Voxengo Pristine Space - импульс лампового компрессора типа Charisma
Waves Super Tap-2 Delay - тут дилеи по каналам
Waves TrueVerb - небольшой ревер

Голос все равно получается не очень - в чем может быть ошибка в плане расклада плагинов ?
Конечно на пустом месте сейчас трудно чтото показать - я планирую в ближ. время положить трек сюда на обсуждение, но пока хотелось бы разобраться.
Если дилеить вокал - то как я понял тут советуют сами дилеийные хвосты компрессить и обрабатывать дополнительно - можно по подробнее, пожалуйста.

и какими пресетами из указанных плагинов например дилея и ревера можно воспользоваться ? верить ли тем что у вавеса по дефолту приложены ?
 
industry
что в голосе не нравится? может рано еще трэк вокальный плющить, а с вокалистом поработать? не достаточно широко рот открывал, не те резонаторы работали и т.п.
 
dmrecords

да, бяда в том, что вокалиста естественно нет, ни профессионального, ни любительского уровня - поэтому требуется записать так чтобы было приемлемо для микса - ну скажем так чтото типа демо - выжать из голоса все что можно.
Песенки у нас это хобби, но оно давно перевалило за грань просто игры на компе в rebirth и frooty loops.

Петь придется мне , нигде не учился - вот пытаюсь хотябы набросать трек - мож потом найдется вокалер грамотный и запишет нам треки.
Хотя до этого рано, ибо весь материал старый не правильный - мы будет делать новый, сейчас задача нарулить пресеты и звучание приемлемое.
Уже примерно пол года вообще ничего не сочиняем, сидим над звуком.

Мы запишем треки и я выложу - скажете что не так, и вот интересно насколько вообще правильно я делал цепочку на вокальном треке.
Заодно и ошибки пения подскажете если что.
 
SergEx
vo pervix, latinskimi bukvami pishu, tak kak chtoto u menya translit baraxlit (vtoroi den uje! :( ). pridyotsa vam esho raz ispolzovat ego samomu...
potom. ya svoi vokal ne obrabativaju, t.k. ya ne poju (ne to chto sluxa i golosa net, a ottogo chto sovest ne pozvolyaet. ;) ).
vi menya izvinite, no obrabativayu vocal ya v studiju, gde uje shestoi god rabotayu zvukorejissorom... esli bi mai raboti ne nravilis klientam, dolgo tam menya nikto ne ostavilibi. :)
a pro chastoti eto ne ya pridumal, eto osnovnie "problematichnie" chastoti vsex tipov vokala, vot nachinat chashche vsevo nado ot nix. i esli obratili vnimanie, tam ya pisal db ne sovsem tochnie, da i to tolko potomu, chtob poyasnee virazit sut deistviya.

he! a knopochka "translit" deistvitelno zdorovo porabotal! esli obrabotat vokal pochitav stroki s posta povishe, tochno interesnaya xrenovina poluchitsya! :D
 
зануда
nu, upward compression ya ispolzuju redko, tolko v ultrasovremennom dance ili tipa tavo.
esli bez nevo nikak, inogda delayu tak: dubliruyu kanal vocala i na etom novom kanale stavlyu bolee zhostki compressor. a potom podbirayu balans mejdu originalom kompressirovannim klonom. tak delali isho v 70-ie. a schas modno cherez aux delat.
a vot nashchot radikalnoi ekvalizacii chtoto ne ponyal, prichom tut fazovie iskajeniya? ya vocal vsegda mono pishu, na 1 kanal, processori v insert toje v mono rejime rabotayut, a stereo poluchaju cherez aux. posle etovo EQ ne trogayu, vot i fazovie iskajeniya ne strashni! ;)
 
~Badagon

upward compression - что это? это смешивание сильно сжатого сигнала с оригиналом? обьясни ещё раз так как это было бы не через пульт.
 
Badagon, у моно-сигнала тоже есть фаза ;)

я не обрезаю НЧ у вокала, например, потому что это приводит к бубнению непонятному... это слышно. лучше на мой взгляд оставить немного мусора или дубль еще один сделать, чем эквалайзером трек портить.
 
Badagon
Возможно я не понятно объяснил.
Попробую по другому.
Голоса все разные. Разные не только в плане диапазона (хотя этого уже достаточно для невозможности применения одних настроек EQ для разных голосов), но и тембрально. И артикуляция у всех разная. А область высоких частот вообще в руссском языке самая тяжелая для звукорежиссера. Так что коль ты говоришь о конкретных настройках, то говори "для такого-то вокала".
А лучше не приводить примеры, а объяснить чего откуда берется, чтоб человек читающий мог сам в этом разобраться, а не копировать чужие работы (возможно ошибочные). Иначе в эквалайзерах делали бы пресеты "вокал от Парсона" и т.п. Как собственно и в компрессорах, и ревербераторах, и др.
Хотите сделать мастеринг у Боба Каца за 50 баксов? Купите его универсальный пресет и ваша песня будет звучать не хуже. :D
Вам же не приходит в голову на вопрос "как правильно свести песню?" отвечать - установите уровень рабочего барабана на -4дб, уровень скрипок на -12дб, и так по всем инструментам.
Давайте лучше разберем по диапазонам частот, какие на что влияют. Это будет правильнее ИМХО. И это даст возможность человеку самому понять процессы, происходящие при кручении ручек. А такой опыт лучше всяких пресетов.
 
  • Like
Реакции: hanafka
Вокал- сложная штука, конечно. Но разобраться можно. Самая большая проблема- много "С" на большинстве микрофонов. Как показывает практика, хорошо звучат только sidechain- деессеры Для них общее только минимальное время атаки и затухания, всё остальное каждый раз разное. Фильтры для управляющего компрессором трека лучше пользовать те, которые оказывают минимальное воздействие на фазу- экспериментируйте. Мне хватает встроенного в нуенду Q. Смело задирайте эквалайзером всё,что режет уши, и отправляйте на side.
После деессера надо осветлить вокал, на вкус. Можно попробовать эксайтеры, можно покрутить эквалайзер. Я делаю так- беру шельф низких и немного придавливаю всё, что ниже, к примеру 8 кГц . Разумеется, всё зависит от вокала. Область 150-200, как подмечено ,убирается- но делается это затем, чтобы 1- отдалить голос, 2- убрать лишнюю кашу из вокала,3-исправить кривой баланс микса. А можно и наоборот- в тех инструментах, которые пересекают вокал в этой области, убрать те же 200 герц. Тогда вокал останется толстым и на своем месте в пространстве. Общее правило для любой эквализации- если надо придавить частоту, делайте это узкой полосой, если поднять- широкой. Многие софт эквалайзеры работают приятней на слух, если пользоваться только шельфами, например давить низким от 500 и поднять низким от 100, получится провальчик в середине.
Очень важна для читаемости голоса полоса в районе 3000 Гц. Можно попробовать приподнять, если не хватает
Решите, в каком мечте пространства (близко-далеко) должен быть вокал. Подъём высоких и присутствие 150-300 Гц его приближает, наоборот- отдаляет. Все широкие обработки- рум например, в сильном стерео- приблизят, длинный холл почти моно- отдалит.
Я для приближения иногда пользуюсь дилеем . Левый канал 4 мс, правый 17 мс, никкого фидбека, подмешать по вкусу.
И ещё- компрессор для вокала должен не плющить голос, а добавлять ему интимности, приближать( это я про основной вокал) . Тут нужно много экспериментов. Я нашёл себе лучший, но это для кримвейр. D-Comp называется.
Короче говоря, общих правил нет, рекомендую удачно найденный набор обработок бережно сохранить, чтобы велосипед не изобретать каждый раз.
 
  • Like
Реакции: hanafka и rst
jo0hn, Badagon

Спасибо огромное!! Я в эти выходные постараюсь записать вокал и выложить минус и необработанный вокал для уже более РЕАЛЬНОГО обсуждения, так чтобы можно было про все его герцы и децибелы прояснить, как просит модератор.

jo0hn - мы сейчас как раз пыхтим над тем чтобы наконец-то нарулить звучание - так чтобы все треки и все инструменты до линии звучали, все пресеты их сохраняем, записываем уровни и положения ручек которые не поддаются saving и потом чтобы не возвращаться к этим , как ты точно сказал "велосипедам"...

Мы нарулили минус - звучит вполне убедительно - такого звука у нас не было никогда.
Правда рецепт не собственный, (ну а что делать когда нет рядом звукоинжеренов с образованием) - надеюсь что вскоре мы сможем наконец-то начать нормально сочинять музыку и совершенствовать игру и технику на инструментах, нежели убиваться и печалиться по плохому звуку...
 
зануда
конечно, но я подумал что говориш о мононесовместимости.
а вот я всегда убираю мусор ниже 80hz (если вокал женский, то ниже 100hz).

SergEx
>Давайте лучше разберем по диапазонам частот, какие на что влияют<
я про ето и писал. подробности о частотах уже вивесил в аттачменте.

>область высоких частот вообще в руссском языке самая тяжелая для звукорежиссера<
hе! а ти ещо грузинский представь себе! ;)
 
industry
"Мы нарулили минус - звучит вполне убедительно - такого звука у нас не было никогда.
Правда рецепт не собственный"

А что за рецептик то?????
 
Итак, господа, пробил час!:contract:

Мы сделали минусовку на всем известную композицию "How you remind me"
не менее известной группы Nickelback.:rupor:

Заява, есесьно, не слабая - ну уж рулить если звук то уж рулить на приличное.
Целью этого эксперимента было желание получить качественное звучание для дальнейшего собственного творчества, а никак не желание переплюнуть Ницкельбацк.:smoker:

Нас всего двое работало ( home project ) над миксом поэтому может не все очень гладко...:beer:

Вокалиста "как у них" нет - я спеть не смог - другой диапазон по тональности,
поэтому пел басист.
Большая просьба, не обсуждать качество пения, артистизм, умения вокалирования и прочих нюансов исполнения - речь в данном случае идет о том как вписать вокал в этот минус.

К делу...

В ДАМПЕ ЛЕЖАТ 3 файла:

MINUS.rar, VOCAL.rar , Soundcheck.rar

192 к.бит, примерно 4.8 мегов каждый файлик

Тут лежат соответственно минус и вокал. Вокал необработанный трек - только автотюн на нем.
Нам необходимо чтобы ктото из профи - на деле показал как можно все впихнуть умело, грамотно отэквализировав, и скомпрессовав , дать ревер, дилеи, эксайтеры и т.д. все что вообщем надо.:confused:

Желательно нарулить применяя плагины от Waves - или еще какие на Ваш взгляд удобные вам, можно юзать импульсы и т.д. - вообщем полная свобода творчества.

Итог - получение цепочки эффектов, с пресетами для каждого плагина.
Выкладывайте свои версии пожалуйста ввиде rar или zip, т.к. у меня забанен mp3 и wma


В дампе наш вариант обработки Soundcheck.rar - для сравнения и не пустословного участия ! :yees:
 
Положил ЗАНОВО в дамп - копии в rar формате.
КАЧАЙТЕ ИЗ ДАМПА!!!

Если у кого то проблемы с закачкой - можно создать почтовый ящик на mail.ru и положить туда треки.
А пароли скину всем заинтересованным в процессе!
 
Господа - сам лично скачал все из ДАМПА - все файлы ОТЛИЧНОГО КАЧЕСТВА!
Без битых архивов!

Создал почтовый ящик с этими примерами - пишите мне на мыло - скину пароль
или форвардну вам на почту!
 
sphere

Хорошо - не вопрос смогу и треками положить.
Треки необработанные класть - я правильно понял?

Там получается их 10 - это почти 50 мегов...
Vocal - 1 трек моно
Clean Guit - 2 трека , каждый стерео - 1 чистый чесом и 1 с хорусом переборчик.
Dist Guit - 2 трека стерео- ( можно положить в стерео влево и вправо - в один трек ?)
Bass - 1 трек стерео
Kick - 1 трек стерео
Snare - 1 трек стерео
Hi hat - 1 трек стерео
Crash & Splash - 1 трек стерео

такой расклад ?
 
да, вокал уже есть:)
только мне кажется надо будет 2 ящика почты создать... в один не поместится...
 
Завтра притащу все треки необработанные, положу на майл.ру
там самый качественный ящик у меня. Его обьем можно при необходимости раздуть.

Если есть сам оригинал песни Никеля - то можно ориентироваться по нему, но так как тембры может не совсем один в один - то может придется их чуть чуть делать по своему. Хотелось бы не потерять мощь и напористость в звуке.

Я надеюсь, что прослушав наш демо трек общий и получив заинтересованность, ты теперь имеешь представление о тембрах.
 
надо еще итервалы вокальные прописывать вокалисту,в оригинале он поет в интервал в некоторых местах уже с того момента как вступает ритм и в припевах тоже обязательно
 
это сложно нам, т.к. этот вокал то с трудом спел басист, а вытянуть еще какие то фишки довольно таки маловато опыта.

содрать один в один не требовалось - нам бы звук нарулить и премлемо вокал впихнуть в микс - а сочинять мы будем свои песни в своих тональностях - а то как никель в До тяжело мне.

Вот песенку Call on me из Waves - я пою без проблем.
 

Сейчас просматривают