Микротюнинг, темперирование и альтернативные строи

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.772
5.647
113
56
Калуга
работаю на G5 с Лоджиком 7.2, но вопрос помещаю здесь, потому что он кажется имеет большее отношение к теории музыки.

После давних обсуждений тут вопроса, мол якобы у крутых буржуев каждая песня играется темперированной под конкретную тональность (не помню кто это говорил), решил тоже поэкспериментировать. Сам много пел в хоре, потому на слух очень четко различаю, где пианино с равномерным темперированием фальшивит

А как дошло до практики, сказалась моя не особая муз. грамотность, я больше технарь. Потому, если кто с этим сталкивался, плиз поможите.

Собственно вопросов три:

1. Лоджик вываливает схем темперирования (Song settings - Tuning - Fixed temperament) штук сто на выбор: Arabian empirical, 1/4 comma meantone with equal beating fifths . И тд и тд... На слух все звучат по-разному и фальшиво :). И лоджовый мануал как-то невнятно обо всем этом говорит, по крайней мере я не врубаюсь. Мож в форумах кто видел буржуйских обсуждение, или дополнительная справочная инфа есть где-то по этой теме?

2. В Лоджике в настройках темперирования (Tuning) надо указать Root Key для сонга в виде буквы: C, C#, D... и тд. А ведь песня почти никогда не бывает в одном миноре или мажоре. Вот скажем если у меня песня в ля-миноре с переходом из минора в параллельный мажор, что нужно ставить в качестве Poot Key, A или C?

3. В каких клавишных инструментах имеется функция темперирования. Хотя бы пара моделей.

Извините если глупые вопросы, но больно хочется разобраться.
 
Originally posted by Methafuzz+--><div class='quotetop'>QUOTE(Methafuzz)</div>
1. Лоджик вываливает схем темперирования[/b]
Originally posted by Methafuzz@
В каких клавишных инструментах имеется функция темперирования. Хотя бы пара моделей.
да помоему во всех синтах, но практически использовать темперирование под каждую ноту - это высший изврат, классическое темперирование от C, остальное что можно выбрать - лады а не темперирование.
<!--QuoteBegin-Methafuzz

2. В Лоджике в настройках темперирования (Tuning) надо указать Root Key для сонга в виде буквы: C, C#, D... и тд. А ведь песня почти никогда не бывает в одном миноре или мажоре. Вот скажем если у меня песня в ля-миноре с переходом из минора в параллельный мажор, что нужно ставить в качестве Poot Key, A или C?
лоджика нет, но Root Key обычно указывается для того чтобы диезы и бемоли при ключе правильно отображались в Score. в зависимости от тональности.
 
вопрос немного в другом.

Если взять и настроить в инструменте октаву, кварту и квинту без биений, то сделать это удастся только в одной тональности. При переходе в другую, инструмент начнет грубо фальшивить. Это было серьезнейшей проблемой много лет. И только Бах кажется придумал равномерное темперирование, то есть несколько настройка инструмента производится не совсем точно (фальшь как бы равномерно размазывается по всему строю), но зато инструмент в любой тональности играет более-менее точно. И эту схему мы имеем до сих пор как стандарт настройки клавишных.

Но в вокале и безладовых инструментах все по-другому. Вот скажем если хороший вокалист возьмет гитарный тюнер и будет в него петь, то увидит, что он поет не совсем в точной настройке, некоторые ноты выше а некоторые ниже принятой музыкальной сетки.

А на обычной гитаре темперирование невозможно, поэтому почти все гитаристы фальшиво поют )))
 
В до-мажоре знаков при ключе нет, но вокалист поющий в этой тональности должен чуть завышать ми, соль и си.
 
Originally posted by pROFI
Ну наконец-то и о МУЗЫКЕ.
Спасибо за подробное объяснение сути процесса.
Вопрос такого толка - где обо всём этом можно почитать (желательно со звуковыми примерами)???
 
hххp://www.lucytune.com/midi_and_keyboard/pitch_bend.html

ну вот что я нарыл, только как этим воспользоваться пока не врубаюсь все равно. Моск не справляется. :/

Да, под минус петь это одно (и то лажают), а вот с хором, когда надо спеть что-то минут на десять и остаться в той же тональности... Это просто каторга. Но длительная практика затачивает слух, это отмечено.

Просто попытался писать хор потреково с МИДИ сопровождением, и вот столкнулся с промблемой. Вроде есть функция в лоджике, а как с ней работать неясно. Всякие арабские лады лесом идут, понятно, но вот хотя б один рабочий вариант.
 
Originally posted by supersonic
Да, интересно было бы пример послушать, до и после...
Да,да,послушать было бы очень интересно,тем более я кое-что о этом слышал,правда там говорилось о единичных случаях,а не о повсеместной практике,да и далеко не всегда возможно применение данной технологии.
 
А обычный рояль настроен немного фальшиво, представь себе. Но если его настраивать по слуху, то это удастся сделать только для одной тональности. А в других он будет лажать еще больше.
 
Есть таблица частот равномерно-темперированного строя (она есть и на этом форуме). Каковы тогда будут частоты нот, отстроенные, допустим, точно и без фальши в тональность ля-мажор? Где это можно узнать?

П.С. Вот вижу в КОНТАКТЕ, прилагающемся к EWQL Symphonic Silver, варианты микротюнинга, в том числе и Werckmeister..
 
точные частоты для ля-мажора будут разные в разных схемах темперирования.

по моей ссылке если сходить, там есть несколько способов быстрой перестройки инструмента. В том числе и с помощью MIDI pitch bend. Но разбираться с этим еще надо.

там кстати есть еще прослушивалка аккордов. Listening room
 
А вот еще прекрасные ссылки:

Для начинающих хорошая статья по вопросу:
h__p://emusician.com/mag/emusic_microtuning/

И мега-энциклопедия "Encyclopedia of Microtonal Music Theory" с обширными статьями по каждому термину, которых там много:
h__p://tonalsoft.com/enc/encyclopedia.aspx
 
Originally posted by Methafuzz
А обычный рояль настроен немного фальшиво, представь себе. Но если его настраивать по слуху, то это удастся сделать только для одной тональности. А в других он будет лажать еще больше.
...к тому же на каждую клавишу стоит по три струны, каждая из которых расстроена относительно другой. А если их настроить идеально в унисон - будет совершенно невыносимый звук.
 
стерли тему... Я не собираюсь пререкаться с администрацией, более того двумя руками поддерживаю, что нужно вести себя корректно, но все же...

Пожалуйста, друзья, те кто "не слышит разницы" и "имхо считает что это ерунда", не пишите здесь. Ваше мнение понятно и имеет под собой почву, но дайте, блин, единомышленникам пообщаться хоть тут. :) Может и до примеров дойдет со временем, когда сумеем грамотно с этим инструментом разобраться.

кстати у меня сайт хермодовский что-то не грузится... :(
 
Да, про квинту помню очень хорошо. Еще когда орган "Юность" первой модели настраивался при помощи отвертки и по слуху, долго не мог его настроить. А потом прочитал, что оптимальная настройка - по квинтовому кругу, чтобы биения были 1 раз в секунду. И сразу все сошлось. Это и было первое знакомство с темперированием. :)
 
четыре дня среди знакомых проводил опрос на эту тему.Опрашивал концертирующих музыкантов,аранжировщиков,композиторов-многие из моих знакомых обладают абсолютным слухом,но,вразумительных ответов так и не получил.Действительно,как сказал в стёртой теме ЭССЕ,в курилках говорят о другом,а поскольку я сам в этих курилках уже 30 лет(надо бросить курить к чёртовой матери),то уверяю вас все после окончания учебных заведений помнят только о РТ.Ну и фиг с ними со всеми.Профи,у вас ведь есть нормальные примеры использования данной технологии,поделитесь.Я больше чем уверен,что вы не просто так так возвращаетесь к этой теме.Интересно ведь.
 
Ладно, не будем о неприятном, а то и эту сотрут. :) Чувствую себя немного неудобно, ведь с моей подачи все это продолжилось...

ув. pROFI, вот вы мне скажите такую вещь. Я пытаюсь разрулить строй своих рабочих инструментов и не очень получается. Потому что пользуюсь в основном семплерными библиотеками, а они отсемплированы по разному, поэтому привести все к одному знаменателю пока не выходит, разъезжается всё.

Я полагаю что в случае отдельно взятого инструмента (того же Тайроса) в нем наверное это учтено, то есть его внутренние тембры так отсемплированы, что учитывают возможность альтернативного интонирования (Веркмейстер к примеру). А вот Вы не пробовали темперировать еще какие-то источники звука, внешние семплеры, VSTi или что еще? Или придется так: отстроить один источник, потом прописать его на трек в виде файла, и так далее по очереди?

Добавлено Fri Dec 8 03:30:26 2006 :
К слову, у меня есть еще внешний синтюк Roland JV-1080, пытался его перестроить. Есть там возможность табличной подстройки, примитивная правда, но не суть важно. Так вот, по моим предпочтениям получается нечто совсем отличное от Веркмайстера :))

Причем еще это от тембра зависит, есть на нем ревер или хорус и тд. Многие патчи состоят из нескольких голосов, расстроенных относительно друг друга, так что их не настроить в принципе. Тонкая это штука, и не везде ее можно применить. Но отдельные проблески мне оч. нравятся, особенно небьющие квинты и терции. Аккорд не "рычит" как раньше, а становится каким-то "монументальным". :)
 
После окончания рождественско-новогодней лихорадки всё-таки сам всё проверю,поэксперементирую,так сказать.Пока отписал своим друзьям и знакомым в Америку и Канаду,может они чего узнают.Я думаю,для работающих в стиле world-music,эта тема более чем актуальна.
 
Originally posted by pROFI
Внешними модулями можно командовать миди плагиной Микротюн,что в Кубе.Там есть секция где выставляются внешние или софтовые синты.Надо экспериментировать(знаю,что не все VST управляются).
Я имел скромную практику только со своей \"железякой\"
Есть ещё программы:

http://algoart.com/microtone.htm

http://www.xs4all.nl/~huygensf/scala/
Разбирайтесь.
это ПиСи, я на маке и в Лоджике. Ну ладно, я уже направление уловил. В Лоджике огромное количество скрытых резервов. Попробую через MIDI Pitch Bend

Originally posted by pROFI
А с сэмплерами набитыми разношёрстными,расстроенными в разные стороны звуками вообще старайтесь не связываться.Мой друг Уэйн всегда морщится и приговаривает:cэмплами играют только симплы(т.е. нежно говоря простоватые).
Samples for simples :). Буду серьезно чистить свои закрома в ближайшее время. Но боюсь что совсем от семплов мне не избавиться. Электронику я терпеть не могу, в основном пользуюсь именно семплами традиционных поп-рок инструментов. Может имеет смысл перейти на какую-нибудь "фирменную концепцию" типа Garritan Personal Orchestra, в которой все компоненты по крайней мере разумно согласованы. Вы пользовались когда-нибудь GPO, или может есть что-то более достойное?

Originally posted by pROFI+--><div class='quotetop'>QUOTE(pROFI)</div>
(не поленитесь сравните тон сэмпла с тоном хотя бы синтезатора).[/b]
Дык, уже... Но всё ж на ФМ дудках не сыграешь :)

Originally posted by pROFI@
А эффекты вообще забудьте,когда работаете.Добейтесь чтобы всё звучало без них.Как бы не хотелось воткнуть какой-нибудь хорус.
это я конечно знаю. Я имел в виду, что есть тембры с уже намешанными эффектами. Вот с ними уже ничего не нарулишь, наверное надо от них избавляться

<!--QuoteBegin-pROFI

К примеру если вы вместо ДО мажора(C.E.G)возьмёте заменяющий его кластер,на основе одной из двух целлотоновых гамм(C.D.E).
Или любое из шести звуков созвучие этой целлотоновой гаммы(используйте два синта:в одном кластер,в другом расстройку тонов.).При басе До это будет чистейшее до мажорное созвучие,более чистое чем,если бы мы примешали ноту соль(которая \"минорит\" мажор) к до и ми.
знаете, а я этот прием уже применял раньше, совершенно бессознательно, именно ради ощущения "светлой мажорности". теперь вот теоретическую базу подвели :). Очень интересно.

Добавлено Fri Dec 8 12:19:50 2006 :
Вот я балда, тут же Pavlius уже писал, что в EWQL есть микротюнинг. Значит наше дело правое. :)
 
Originally posted by Methafuzz
А обычный рояль настроен немного фальшиво, представь себе. Но если его настраивать по слуху, то это удастся сделать только для одной тональности. А в других он будет лажать еще больше.
Обычный - то есть, с реальными струнами - рояль, впрочем, как и любой другой струнный инструмент, можно настроить только единственным способом - и "тональность" тут не причем.

Существует т.наз. эффект Рэйлсбека, который описывается кривой Рэйлсбека: если нанести на график измеренные точным прибором отклонения частот основных тонов, соответствующих каждой клавише, от значений, соответствующих равномерной темперации (корень 12 степени из 2), то получится характерная кривая. которая и получила имя свое первооткрывателя.

Внешний вид к.Р таков: в середине (в райне 440 Гц) тоны очень мало отклоняются от горизонтали (от равномерной темперации). Впрочем, это и понятно - потому, что именно в этой точке строй привязывается к метроному. В обе стороны от центра (А1) прогресивно нарастает отклонение - причем, верхние тона в сторону завышения, а нижние - в сторону занижения относительно математически рассчитанного значения по закону равномерно темперированного строя. Через пару октав отклонения достигают очень больших значений! Кроме того, само отклонение не случайно и подчиняется строгому закону: величина этого отклонения очень точно апроксимируется неким квадратичным законом (квадрат номера клавиши, отсчитываемой от "нулевой" - А1).

Причем, для каждого экземпляра фортепиано к.Р. имеет свой вид - и только при такой настройке этот конкретный инструмент звучит чисто. Любые попытки отойти от "персональной" кривой приводят к фальши в звучании. Потому нет никакой возможности настроить инструмент иначе, чем в соответствии с законом, описанным Рэйлсбеком - для фортепиано существует единственно возможный строй, основанный на равномерной темперации, то есть, на абсолютной равнозначности ВСЕХ нот.

Сама же физическая природа явления связана с нелинейностью колебаний реальных струн - именно законы колебаний реальных струн порождают законы, управляющие строем.

ХИНТ: после открытия Рэйлсбека появились попытки настравивать электроорганы по этой кривой, взятой у какого нибудь распальцованного стэйнвея - мол, в этом состоит секрет "живого звучания".
Получалась полная фигня! Электроорган может звучать стройно только лишь при нулевых отклонениях тонов от математического идеала. И на то есть вполне конкретные физические причины.
А из этого следует, что попытки необджуманной игры со строями заведомо обречены на провал.

ХИНТ2: сам характер того или иного строя диктуется в первую очередь акустическими свойствами инструментов, характерными для той музыкальной культуры, в которой этот строй зародился - настройка инструментов (темперация) является функцией их акустической первоосновы, а строй является следствием следующего порядка.

:umnik
 
Тогда интересно, а как дело обстоит в сэмплерных пианинах.

Вот замечал, что в Plugsound пиано категорически не строит. Писал как-то проект, настроил по Плагсаунду гитару и бас, все сыграли замечательно, потом пришел клавишник свою партию играть - ну никак. Тонический аккорд строит, как гармония уходит, начинается лажа. Искали долго, проверяли все - гитара с басом записанные строят идеально, засада именно в пианине. Дома запустил синусы по нотам и ахнул - там такие биения, мама не горюй :yikes

А вот скажем в Grand 2 есть два варианта настройки. Equal tempered и Concert Grand. Я так понял, что последний для сольного исполнения, а первый для работы в аранжировке?

Просто если посмотреть на эту курву Райлсбака

800px-Railsback2.png


не понятно, как же тогда фоно строит с остальными инструментами в аранжировке, там же аж до 30 центов строй расходится. :dontknow Просто я живое фоно никогда не писал, не приходилось, а сэмплы пользовал как есть, не задумывлся...

С чисто фортепианными произведениями понятно. А как же тогда рояль живой в современную поп-музыку пишут, чтобы он со всем остальным строил?
 
Originally posted by supersonic+--><div class='quotetop'>QUOTE(supersonic)</div>
Тогда интересно, а как дело обстоит в сэмплерных пианинах.[/b]
Хреново-с...

<!--QuoteBegin-pROFI

Ув.DrPest,
огромное спасибо за информацию.
Век живи,век учись
Тема эта всплывала в дискусииях в русаудиопро - имет смысл порыть ее там на предмет неповторения здесь длинных постов :)
 
Originally posted by pROFI
\"...Тема эта всплывала в дискусиях в русаудиопро...\"

Точнее бы адресочек,плз.
http://www.rusaudiopro.ru/

Тема древняя - лет несколько тому как. Потому придется покопать глубоко.
Кое-кто, а конкретно, Никола Иванов :) даже делал обработку и выкладывал ее отдельно.

Я на нее наткнулся вчера - когда набрал в гуле "кривая Рэйлсбека". Так, что этот путь тоже пройди - на нем есть перлы...

Чао!

ЗЫ: в русаудиопро мне больше нравится ходить через почтовый интерфейс, а не через web.
Так, что можешь выбрать и прописать конференцию себе в ньюсах: news:news.rusaudiopro.ru
 
Originally posted by DrPest
Прежде, чем разбираться, как глиссандо в звучании струнного инструмента влияет на его настройку, отметим, что закон отклонения гармоник от математического значения октавы описывается так называем законом \"эн квадрат\" - то есть, расстройка конкретной гармоники квадратично зависит от ее номера. И четвертая гармоника вдвое дальше убегает, чем вторая. А шестая - в девять раз больше, чем вторая (!). Еще раз напомню, что разбег этот зависит от громкости.
Получается, что настройка мензуры для щипковых-смычковых это и той же оперы? Струну приходится занижать, чтобы компенсировать высящие гармоники?
 
Originally posted by DrPest+--><div class='quotetop'>QUOTE(DrPest)</div>
А обычный рояль настроен немного фальшиво, представь себе. Но если его настраивать по слуху, то это удастся сделать только для одной тональности. А в других он будет лажать еще больше.
Обычный - то есть, с реальными струнами - рояль, впрочем, как и любой другой струнный инструмент, можно настроить только единственным способом - и "тональность" тут не причем.

Существует т.наз. эффект Рэйлсбека, который описывается кривой Рэйлсбека:[/b]
мы говорим о немного разных вещах. Совершенно верно, фортепиано это инструмент с очень сложными зависимостями строя от многих факторов (от высоты звука, силы удара и тд - согласен). Да еще на ноту приходится несколько струн, расстроенных относительно друг друга. Поэтому кривая Рэйлсбека - действительно единственный способ грамотно настроить реальный рояль. В равномерно темперированном строе. Да, согласен с уточнением, что это РТ с неким "прибабахом", но все же в основном она. А раз так, значит каждый, даже настроенный по Рэйлсбеку рояль лажает, это органическое свойство РТ, цена универсальности. Хорошие скрипачи, духовики и вокалисты слышат эту лажу. Но не будешь же его перестраивать по-новому для каждого произведения. Об этом была речь.

Я говорю о том что слышу. Сколько раз мне приходилось спорить с "темперированными" вокалистами, которые лажали и при этом рвались доказывать свою правоту при помощи пианино (пусть и хорошо настроенного) :). Я говорю, ну давай споем как я прошу, подтяни в этом месте интонацию, просто ради эксперимента. Спели, получилось действительно красивее. Чешут в затылке... :)


Originally posted by DrPest
Причем, для каждого экземпляра фортепиано к.Р. имеет свой вид - и только при такой настройке этот конкретный инструмент звучит чисто. Любые попытки отойти от \"персональной\" кривой приводят к фальши в звучании. Потому нет никакой возможности настроить инструмент иначе, чем в соответствии с законом, описанным Рэйлсбеком - для фортепиано существует единственно возможный строй, основанный на равномерной темперации, то есть, на абсолютной равнозначности ВСЕХ нот.
настроить инструмент музыкально точнее чем РТ можно. Однако квинтовый круг настроенный музыкально точно, без биений, не сходится, возникает ошибка (ее в иностранной литературе называют comma). Поэтому во всех 12 тональностях инструмент звучать одинаково точно не будет. А как же без этого реальному роялю. Необходим некий компромисс. Умением выстроить этот компромисс и славятся хорошие настройщики.

Originally posted by DrPest
Электроорган может звучать стройно только лишь при нулевых отклонениях тонов от математического идеала.
Да настраивал я их... Математический идеал это корень 12 степени из двух. Это и есть РТ по определению. Но это не совсем стройно. Квинта при таком строе будет бить с частотой 1 герц.

Добавлено Sat Dec 9 05:37:16 2006 :
Да, разумеется, ув. Dr.Pest, за такую грамотную информацию огромное спасибо. Вот о том что субъективная музыкальность строя каждого инструмента зависит от его спектра, я раньше не думал. Но это наверное уже тема для научной работы.

А что касается того как писать рояль в студии, наверное лучше всего для этого не пользоваться семплерными библиотеками, а приобрести какую- нибудь дорогую Ямаху. Там эти пробемы со строем наверняка решены.
 
Originally posted by supersonic+--><div class='quotetop'>QUOTE(supersonic)</div>
Получается, что настройка мензуры для щипковых-смычковых это и той же оперы? Струну приходится занижать, чтобы компенсировать высящие гармоники?[/b]
Конечно - струна есть струна. И гитара, и арфа, и мандолина...

У духовых органов свои фишки в нелинейности спектра - физика столба воздуха отличается. Но это тоже сказывается на строе...

Добавлено Sat Dec 9 06:43:58 2006 :
<!--QuoteBegin-Methafuzz

мы говорим о немного разных вещах. Совершенно верно, фортепиано это инструмент с очень сложными зависимостями строя от многих факторов (от высоты звука, силы удара и тд - согласен). Да еще на ноту приходится несколько струн, расстроенных относительно друг друга. Поэтому кривая Рэйлсбека - действительно единственный способ грамотно настроить реальный рояль. В равномерно темперированном строе. Да, согласен с уточнением, что это РТ с неким \"прибабахом\", но все же в основном она. А раз так, значит каждый, даже настроенный по Рэйлсбеку рояль лажает, это органическое свойство РТ, цена универсальности. Хорошие скрипачи, духовики и вокалисты слышат эту лажу. Но не будешь же его перестраивать по-новому для каждого произведения. Об этом была речь.
Фишка рояля, а равно и оргАна в том, что они реально имеют ценность только в равномерно-темперированном строе - потому, что он "оркестрион", то есть полифонический инструмент с "оркестровым" строем, звучащий в очень широком диапазоне одномоментно.

Специфические настройки на определенный лад - и связанный с ним органически строй темперации - имеют смысл только для сугубо мелодических инструментов, которым не приходится одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент. Там можно их строить в натуральный звукоряд, в котором консонансы чистые.

Рояль и орган появились только в результате догих и мучительных поисков компромисса - причем нужно было примирить именно широту звучания "оркестрионов" с проблемами неравноценности аккордов в натуральных звукорядах. И удалось это сделать при помощи равномерной темперации на 12 полутонах. Были же инструменты с 17 и 24 нотами в октаве - у них было гораздо лучше с точностью консонансов, но играть на них намного сложней...
Originally posted by Methafuzz
Я говорю о том что слышу. Сколько раз мне приходилось спорить с \"темперированными\" вокалистами, которые лажали и при этом рвались доказывать свою правоту при помощи пианино (пусть и хорошо настроенного) :). Я говорю, ну давай споем как я прошу, подтяни в этом месте интонацию, просто ради эксперимента. Спели, получилось действительно красивее. Чешут в затылке... :)
Ну, это классическая проблема состроения мелодии и аккомпанемента :)
Универсального рецепта тут нет - где-то что то придетчся похерить ради улучшения другого.
Originally posted by Methafuzz
Да, разумеется, ув. Dr.Pest, за такую грамотную информацию огромное спасибо. Вот о том что субъективная музыкальность строя каждого инструмента зависит от его спектра, я раньше не думал. Но это наверное уже тема для научной работы.
:)
Так я это в материалах акустической конференции, имевшей быть место в СССР где то в конце 70-х для себя и выдернул. Я в тот момент активно занимался синтостроем - и этот материал был просто ошеломляющим. Я тогда с его помощью сделал очень качественные электро-барабаны - в мировую практику это вошло только лет через пять - все эти 303, 309 :) :)
У всех умкало-бумкало - у меня играло :)
 
Originally posted by supersonic+--><div class='quotetop'>QUOTE(supersonic)</div>
Получается, что настройка мензуры для щипковых-смычковых это и той же оперы? Струну приходится занижать, чтобы компенсировать высящие гармоники?[/b]
я тюнерами сравнительно недавно стал пользоваться )) и в начале не понимал, что за фигня, когда гитару настраиваешь идеально по тюнеру, каждую струну, она звучит не хорошо, фальшивенько! поэтому некоторые струны у меня всегда чуть ниже чем по тюнеру, пришел к этому экспериментальным путем .. :biggrin
<!--QuoteBegin-Methafuzz

субъективная музыкальность строя каждого инструмента зависит от его спектра
Это хорошо видно на гитаре с дисторшен, особенно в низких строях ))
 

Сейчас просматривают