Привет!
Хочется обсудить способы решения творческих проблем в отношениях между заказчиком и аранжировщиком. Выслушать мнения с обоих сторон.
Я достаточно много работаю с аранжировщиками, осуществляя свои музыкальные проекты. Практически всегда работа идет через океан, по сети и телефону. Т.е. за чайком вместе не посидеть. А жаль И каждый раз в начале работы над очередной композицией, возникает вопрос: "Как лучше обьяснить аранжировщику, что именно требуется сделать?" Опыт показывает, что если задача поставленна нечетко, результат оказывается далек от желаемого, что приводит к длительным задержкам, куче переделок, и финансовым напряженностям.
Поделюсь своим подходом:
1. Естественно, проще всего дело идет, когда я делаю первичную аранжировку сам. Тогда стартовая точка очевидна: набор инструментов, основные партии, настроение...
2. Если в качестве начальной версии имеется только клавир, то лучшим вспоможением являются:
- Конкретные примеры из уже изданой музыки. Если очевидных аналогов не наблюдается, я использую для поиска примеров iTunes. Там хорошо организован поиск, есть демки, покупаю 3-7 композиций с похожим звучанием, и надеюсь, что сработает. И иногда действительно работает
- Пишу максимально подробное описаниание, что требуется: настроение, набор инструментов, ... Это достаточно полезная информация, хотя слова, слова...
- Хорошо, если удается найти образ, который передает хотя бы часть задумки. Например, однажды помогло удачно придуманное название композиции.
3. Рискованный ход: дать талантливому аранжировщику возможность самому предложить решение вещи. По моему опыту ~ в 60% случаев результат превосходит ожидание, и это офигительно приятно. Но иногда оказывается, что то, "что доктор прописал", не подходит совершенно. Это непростой вариант, когда время и силы затрачены, а результата нет. И переубедить человека, который уже сформировал образ вещи в своем сознании, что делать нужно по другому очень трудно. Самый забавный (не для меня) прикол был, когда супер вокалистка, записывавшая вокальную партию в режиме свободной вариации на заданную тему, пропустила полностью второе проведение темы, мотивировав, что и так звучит хорошо! В итоге, аккомпамент есть, а вокала, ради чего все и затевалось, в половине вещи _вообще_ нет!
Работающее решение: предагать сделать первый набросок не длиннее 8 тактов. Чтобы в случае промаха, было бы не так жалко потраченных усилий.
Что еще может работать? А?
Творческие проблемы. Слава богу, мне посчастливилось работать с талантливыми музыкантами и просто очень хорошими людьми. Так что человеческих проблем не возникало не разу. Пока везет
Что мешает больше всего (по возрастающей):
1. Подход "Я незаконченных вещей не показываю!"
Ну не быват в мире телепатов! Я лично не встречал. Этот подход чреват риском, что человек из самых лучших побуждений потратит кучу времени и сил, сделает аранжировку чтобы услышать, что все это, конечно, очень хорошо, но... не годится. Обидно бывает, когда аранжировка действительно хорошая, но не такая как надо. Например, сделална в другом стиле! Этот момент может возникнуть в ситуации 3 (см. выше). Времени жалко, человека огорчать не хочется, но если цель не достигнута... Способа преодолеть не нашел. Только пережив эту ситуацию несколько раз, вырабатывается понимание того, что показать набросок - это нормальнsй рабочий процесс. При первой работе с незнакомым человеком, специально оговариваю право на бесплатную и существенную переделку в ситуации, если черновики "принципиально" не показываются.
2. Невыполненние обещаний.
Мы взрослые люди. Есть настроение, вдохновение и пр. А бывает, что их нет. Но должна быть элементарная ответственность за свои слова. Лучше пообещать меньше и сделать больше, чем наоборот.
3. Я понимаю, что требуется, а аранжировщик - нет.
Крайне дурацкая ситуация, когда никак не обьяснить очевидную (вроде как) вещь. Ладно, если просто вкусы разные, "а мне по-другому больше нравится", с этим всегда можно разобраться, в конце концов, "...тот и заказывает музыку". Хуже, если аранжировщик просто не чувствует вещи и того, что ты просишь его сделать. Т.е. просто работает вслепую, "ты сказал сделать бас так, я сделал". Обычно ситуация проясняется. Правда скорее поздно, нежели рано. Если терпения хватает у обоих.
4. Самое хреновое.
Хуже всего, когда я сам не могу вразумительно сформулировать, что именно требуется Все, вроде бы есть: мелодия, форма, стиль ясен, решение в воздухе крутится, а в руки не дается. Аранжировщик не может помочь, ибо что делать, когда непонятно что именно делать? Увы, практика показывает, что принцип сваливания проблемы с больной головы на здоровую - "сделайте мне красиво" - не работает. Лучше переждать, пока не появится конкретная идея, чем заниматься тягомотиной, что и это не так и то не так. Впрочем, если долго мучится, что-нибудь получится. Вот образец вещи, которая делалась в несколько подходов, в течении года(!), по мере понимания чего хочется, которое (понимание), так и не пришло: http://forum.rmmedia.ru/index.php?showtopic=33503
Мои 2 cents. Надеюсь, что тема будет продолжена.
PF
Хочется обсудить способы решения творческих проблем в отношениях между заказчиком и аранжировщиком. Выслушать мнения с обоих сторон.
Я достаточно много работаю с аранжировщиками, осуществляя свои музыкальные проекты. Практически всегда работа идет через океан, по сети и телефону. Т.е. за чайком вместе не посидеть. А жаль И каждый раз в начале работы над очередной композицией, возникает вопрос: "Как лучше обьяснить аранжировщику, что именно требуется сделать?" Опыт показывает, что если задача поставленна нечетко, результат оказывается далек от желаемого, что приводит к длительным задержкам, куче переделок, и финансовым напряженностям.
Поделюсь своим подходом:
1. Естественно, проще всего дело идет, когда я делаю первичную аранжировку сам. Тогда стартовая точка очевидна: набор инструментов, основные партии, настроение...
2. Если в качестве начальной версии имеется только клавир, то лучшим вспоможением являются:
- Конкретные примеры из уже изданой музыки. Если очевидных аналогов не наблюдается, я использую для поиска примеров iTunes. Там хорошо организован поиск, есть демки, покупаю 3-7 композиций с похожим звучанием, и надеюсь, что сработает. И иногда действительно работает
- Пишу максимально подробное описаниание, что требуется: настроение, набор инструментов, ... Это достаточно полезная информация, хотя слова, слова...
- Хорошо, если удается найти образ, который передает хотя бы часть задумки. Например, однажды помогло удачно придуманное название композиции.
3. Рискованный ход: дать талантливому аранжировщику возможность самому предложить решение вещи. По моему опыту ~ в 60% случаев результат превосходит ожидание, и это офигительно приятно. Но иногда оказывается, что то, "что доктор прописал", не подходит совершенно. Это непростой вариант, когда время и силы затрачены, а результата нет. И переубедить человека, который уже сформировал образ вещи в своем сознании, что делать нужно по другому очень трудно. Самый забавный (не для меня) прикол был, когда супер вокалистка, записывавшая вокальную партию в режиме свободной вариации на заданную тему, пропустила полностью второе проведение темы, мотивировав, что и так звучит хорошо! В итоге, аккомпамент есть, а вокала, ради чего все и затевалось, в половине вещи _вообще_ нет!
Работающее решение: предагать сделать первый набросок не длиннее 8 тактов. Чтобы в случае промаха, было бы не так жалко потраченных усилий.
Что еще может работать? А?
Творческие проблемы. Слава богу, мне посчастливилось работать с талантливыми музыкантами и просто очень хорошими людьми. Так что человеческих проблем не возникало не разу. Пока везет
Что мешает больше всего (по возрастающей):
1. Подход "Я незаконченных вещей не показываю!"
Ну не быват в мире телепатов! Я лично не встречал. Этот подход чреват риском, что человек из самых лучших побуждений потратит кучу времени и сил, сделает аранжировку чтобы услышать, что все это, конечно, очень хорошо, но... не годится. Обидно бывает, когда аранжировка действительно хорошая, но не такая как надо. Например, сделална в другом стиле! Этот момент может возникнуть в ситуации 3 (см. выше). Времени жалко, человека огорчать не хочется, но если цель не достигнута... Способа преодолеть не нашел. Только пережив эту ситуацию несколько раз, вырабатывается понимание того, что показать набросок - это нормальнsй рабочий процесс. При первой работе с незнакомым человеком, специально оговариваю право на бесплатную и существенную переделку в ситуации, если черновики "принципиально" не показываются.
2. Невыполненние обещаний.
Мы взрослые люди. Есть настроение, вдохновение и пр. А бывает, что их нет. Но должна быть элементарная ответственность за свои слова. Лучше пообещать меньше и сделать больше, чем наоборот.
3. Я понимаю, что требуется, а аранжировщик - нет.
Крайне дурацкая ситуация, когда никак не обьяснить очевидную (вроде как) вещь. Ладно, если просто вкусы разные, "а мне по-другому больше нравится", с этим всегда можно разобраться, в конце концов, "...тот и заказывает музыку". Хуже, если аранжировщик просто не чувствует вещи и того, что ты просишь его сделать. Т.е. просто работает вслепую, "ты сказал сделать бас так, я сделал". Обычно ситуация проясняется. Правда скорее поздно, нежели рано. Если терпения хватает у обоих.
4. Самое хреновое.
Хуже всего, когда я сам не могу вразумительно сформулировать, что именно требуется Все, вроде бы есть: мелодия, форма, стиль ясен, решение в воздухе крутится, а в руки не дается. Аранжировщик не может помочь, ибо что делать, когда непонятно что именно делать? Увы, практика показывает, что принцип сваливания проблемы с больной головы на здоровую - "сделайте мне красиво" - не работает. Лучше переждать, пока не появится конкретная идея, чем заниматься тягомотиной, что и это не так и то не так. Впрочем, если долго мучится, что-нибудь получится. Вот образец вещи, которая делалась в несколько подходов, в течении года(!), по мере понимания чего хочется, которое (понимание), так и не пришло: http://forum.rmmedia.ru/index.php?showtopic=33503
Мои 2 cents. Надеюсь, что тема будет продолжена.
PF