Может быть кто-нибудь остановится и прочтёт:
Гармония 21 века/Эллипсис.
(моё цитатное изложение автора статьи Дмитрия Низяева)
Цель этой темы:
Всем нам более изобретательно подходить к гармонизации своей продукции(обязательно см.ссылки).
Эллипсис.
В гармонии этим словом обозначается явление, когда неуйчивое созвучие разрешается в другое неустойчивое. Вернее, когда разрешение неустойчивого аккорда не приносит устойчивости. При этом каждый отдельно взятый голос аккорда может даже двигаться в "правильном" направлении, куда его влечет естественное тяготение, но устойчивости все равно не достигается. Например, если взять самый обычный доминантсептаккорд вместе с его разрешением в тонику
(послушать harmony1,посмотреть в нотах harmony1,см.ссылки),
и включить в состав тоники дополнительный тон септимы, так, чтобы образовался новый доминантсептаккорд, то получится, что, вроде бы все голоса доминанты пошли по своим тяготениям, однако после разрешения неустойчивость сохранилась. Потому что во втором аккорде снова присутствует диссонанс септимы. Доминанта разрешилась в другую доминанту
(послушать harmony2,посмотреть в нотах harmony2,см.ссылки)
Другой пример с разрешением доминанты: тоже голоса идут, казалось бы, в тех направлениях, куда им хочется, но не совсем, как бы это сказать, на те расстояния. Во-первых, септима в сопрано опускается на тон, вроде бы в минор
(послушать harmony3,посмотреть в нотах harmony3,см.ссылки)
Потом, альт переходит в си-бемоль, как и в предыдущем примере. Тенор оказывается на соль-бемоле, чем добавляет в аккорд новый диссонанс, создает новую неустойчивость. А бас будто бы ничего и не замечает, шагает от "соль" к "до", как ни в чем не бывало. А в результате, разрешив нашу доминанту, мы никакого удовлетворения не имеем и нам снова хочется брести дальше, к той тонике, которой мы не дождались. Таких "фокусов" можно выдумать немало.
Вот еще одно разрешение той же доминанты
(послушать harmony4,посмотреть в нотах harmony4,см.ссылки)
А кстати, невредно еще вспомнить, что недавно "пройденные" нами двойные доминанты звучат и устроены в-общем так же, как и доминанты, а значит, с ними тоже можно выделывать эти "обманные движения". Кроме того, есть еще один прием, который легко проделать с двойной доминантой. Называется он "дезальтерация". По аналогии со словом "дезинфекция" или "дезактивация", это означает "снятие альтерации". Ведь двойная доминанта по природе не что иное как альтерированная, искаженная субдоминанта, в ней обострены тяготения звуков. Ну, а дезальтерируя ее, мы снимаем эти напряжения, но не разрешаем аккорд в положенную ему доминанту
(послушать harmony5,посмотреть в нотах harmony5,см.ссылки),
а временно уводим его в сторону
(послушать harmony6,посмотреть в нотах harmony6,см.ссылки)
Это можно использовать как для продления музыкальной мысли, так и для неожиданности, сюрприза.
Технология эллиптической гармонизации несложна. Можно вчерне набросать, я думаю, три подхода: Во-первых, Вы можете прямо в лоб вести аккордовую последовательность задом наперед, строго навстречу естественным тяготениям. Способ это грубый и его можно применять только в коротких сочетаниях, может быть, в два-три аккорда, иначе вся гармонизация будет звучать сумбуром. Во-вторых, Вы можете сознательно подбирать различные неустойчивые созвучия в данной или близкородственной тональности и сочетать их друг с другом произвольно. А чтобы это не звучало бессмыслицей, постарайтесь располагать голоса таким образом, чтобы они не делали больших скачков, чтобы не передвигались на резкие интервалы, вроде тритона или увеличенной секунды, и позаботьтесь, чтобы каждый отдельный голос двигался каждый раз приблизительно в том направлении, куда имеет тяготение в данном текущем созвучии. Тогда мелодическая гладкость и плавность создаст у слушателя обманчивое впечатление, будто аккорды прилично и правильно состыкованы. В этом самая главная прелесть эллипсиса: сочетание антилогичных последовательностей с ясным впечатлением, будто все идет гладко. Ну, и в-третьих, Вы можете использовать и совсем не связанные тональностью аккорды, совсем произвольные. Главное, чтобы они были неустойчивы. Тут надо оговориться вот о чем. Понятие неустойчивости можно понимать по-разному. С одной стороны устойчивость - это отношение аккорда к тонике. С другой - особенно, когда (вот, как часто бывает в эллипсисе) основная тональность отсутствует, потеряна, забыта, когда следуют друг за другом созвучия совсем не родственные, устойчивость приобретает иной смысл.
Вы знаете уже, что существует немало аккордов, содержащих в себе сильные диссонансы. Такие аккорды даже и без участия в какой-либо тональности неустойчивы. Ну, например, мажорное трезвучие, взятое отдельно, без окружающей его музыки, очень смахивает на тонику. Оно самодостаточно и устойчиво. Однако в тональности такое же трезвучие может оказаться неустойчивым - например, если это трезвучие седьмой ступени минора или четвертой - мажора. Оно будет требовать разрешения, Ваши уши это почувствуют. А такое созвучие, как, скажем, уменьшенный септаккорд, содержащее в себе увеличенные секунды, тритоны да еще уменьшенную септиму (диссонанс на диссонансе!) - будет неизбежно неустойчивым в каких угодно условиях, даже и без тональности совсем. Оно неустойчиво по природе, оно режет слух.
Так вот, эллиптически можно гармонизовать музыкальный материал, даже если он совсем лишен устоя, тоники. Просто подбирайте созвучия, неустойчивые от природы. И, разумеется, так же следите, чтобы голосоведение оставалось сглаженным. При слушании такой музыки у человека временами все же будет возникать в голове намек на какие-то тональности или даже их переплетение, можно даже подыграть ему, вкрапляя в Вашу гармонизацию иногда чистое трезвучие.
Чтобы примерно понимать, о чем идет речь, послушайте среднюю часть концерта Вивальди "Осень" (из цикла "Времена года")
(послушать Vivaldi,см.ссылки). Это - сплошной поток эллиптической гармонизации. Вы все время ждете тоники, пытаетесь расслабиться - а музыка все не дает Вам передышки, уплывает из-под пальцев бесконечно, бесконечно... (на самом-то деле эта бесконечность занимает меньше двух минут!). Попытайтесь уловить на слух, затем рассмотрите в midI-редакторе ноты - этот небольшой экзерсис почти целиком гармонизован эллиптически соединенными уменьшенными септаккордами, разными видами доминант и разбавлен небольшим количеством трезвучий, как бы маленьких временных тоник. Однако общая непрерывная неустойчивость, это балансирование на канате, поддерживается композитором настолько бережно, что даже заключительное мажорное трезвучие часто ощущается как доминанта, оставленная без разрешения.
Учиться у великих - эффективно и приятно. Великих невозможно поймать на небрежности. Обратите внимание, например, на голосоведение в этом сочинении. Ведь все очень ровно, гладко, даже, я бы сказал, как-то сонно. Никаких скачков, голоса "ползают на животе". Басовый голос до такой степени обездвижен, что то и дело практически превращается в органный пункт, в изваяние...
Эллиптическое соединение созвучий может сослужить Вам хорошую службу, если требуется лишить слушателя опоры под ногами, заставить его недоумевать - это следствие переменчивости тональности. Если я попросил бы каждого из вас проанализировать последний пример и набросать его гармонию буквенными обозначениями - наверняка у всех вас получатся неодинаковые решения. Почти все аккорды здесь неоднозначны и допускают различные трактовки, в зависимости от того, как каждый из вас ощущает тонику в каждый момент, какой их аккордов Ваше сознание воспринимает устойчивым.
С уважением.
P.S.
Вспомним,как мы гармонизировали "Однозвучно гремит колокольчик"в одной из тем,используя элементы Эллипсиса.И ведь что-то получалось(см.ссылку).
Гармония 21 века/Эллипсис.
(моё цитатное изложение автора статьи Дмитрия Низяева)
Цель этой темы:
Всем нам более изобретательно подходить к гармонизации своей продукции(обязательно см.ссылки).
Эллипсис.
В гармонии этим словом обозначается явление, когда неуйчивое созвучие разрешается в другое неустойчивое. Вернее, когда разрешение неустойчивого аккорда не приносит устойчивости. При этом каждый отдельно взятый голос аккорда может даже двигаться в "правильном" направлении, куда его влечет естественное тяготение, но устойчивости все равно не достигается. Например, если взять самый обычный доминантсептаккорд вместе с его разрешением в тонику
(послушать harmony1,посмотреть в нотах harmony1,см.ссылки),
и включить в состав тоники дополнительный тон септимы, так, чтобы образовался новый доминантсептаккорд, то получится, что, вроде бы все голоса доминанты пошли по своим тяготениям, однако после разрешения неустойчивость сохранилась. Потому что во втором аккорде снова присутствует диссонанс септимы. Доминанта разрешилась в другую доминанту
(послушать harmony2,посмотреть в нотах harmony2,см.ссылки)
Другой пример с разрешением доминанты: тоже голоса идут, казалось бы, в тех направлениях, куда им хочется, но не совсем, как бы это сказать, на те расстояния. Во-первых, септима в сопрано опускается на тон, вроде бы в минор
(послушать harmony3,посмотреть в нотах harmony3,см.ссылки)
Потом, альт переходит в си-бемоль, как и в предыдущем примере. Тенор оказывается на соль-бемоле, чем добавляет в аккорд новый диссонанс, создает новую неустойчивость. А бас будто бы ничего и не замечает, шагает от "соль" к "до", как ни в чем не бывало. А в результате, разрешив нашу доминанту, мы никакого удовлетворения не имеем и нам снова хочется брести дальше, к той тонике, которой мы не дождались. Таких "фокусов" можно выдумать немало.
Вот еще одно разрешение той же доминанты
(послушать harmony4,посмотреть в нотах harmony4,см.ссылки)
А кстати, невредно еще вспомнить, что недавно "пройденные" нами двойные доминанты звучат и устроены в-общем так же, как и доминанты, а значит, с ними тоже можно выделывать эти "обманные движения". Кроме того, есть еще один прием, который легко проделать с двойной доминантой. Называется он "дезальтерация". По аналогии со словом "дезинфекция" или "дезактивация", это означает "снятие альтерации". Ведь двойная доминанта по природе не что иное как альтерированная, искаженная субдоминанта, в ней обострены тяготения звуков. Ну, а дезальтерируя ее, мы снимаем эти напряжения, но не разрешаем аккорд в положенную ему доминанту
(послушать harmony5,посмотреть в нотах harmony5,см.ссылки),
а временно уводим его в сторону
(послушать harmony6,посмотреть в нотах harmony6,см.ссылки)
Это можно использовать как для продления музыкальной мысли, так и для неожиданности, сюрприза.
Технология эллиптической гармонизации несложна. Можно вчерне набросать, я думаю, три подхода: Во-первых, Вы можете прямо в лоб вести аккордовую последовательность задом наперед, строго навстречу естественным тяготениям. Способ это грубый и его можно применять только в коротких сочетаниях, может быть, в два-три аккорда, иначе вся гармонизация будет звучать сумбуром. Во-вторых, Вы можете сознательно подбирать различные неустойчивые созвучия в данной или близкородственной тональности и сочетать их друг с другом произвольно. А чтобы это не звучало бессмыслицей, постарайтесь располагать голоса таким образом, чтобы они не делали больших скачков, чтобы не передвигались на резкие интервалы, вроде тритона или увеличенной секунды, и позаботьтесь, чтобы каждый отдельный голос двигался каждый раз приблизительно в том направлении, куда имеет тяготение в данном текущем созвучии. Тогда мелодическая гладкость и плавность создаст у слушателя обманчивое впечатление, будто аккорды прилично и правильно состыкованы. В этом самая главная прелесть эллипсиса: сочетание антилогичных последовательностей с ясным впечатлением, будто все идет гладко. Ну, и в-третьих, Вы можете использовать и совсем не связанные тональностью аккорды, совсем произвольные. Главное, чтобы они были неустойчивы. Тут надо оговориться вот о чем. Понятие неустойчивости можно понимать по-разному. С одной стороны устойчивость - это отношение аккорда к тонике. С другой - особенно, когда (вот, как часто бывает в эллипсисе) основная тональность отсутствует, потеряна, забыта, когда следуют друг за другом созвучия совсем не родственные, устойчивость приобретает иной смысл.
Вы знаете уже, что существует немало аккордов, содержащих в себе сильные диссонансы. Такие аккорды даже и без участия в какой-либо тональности неустойчивы. Ну, например, мажорное трезвучие, взятое отдельно, без окружающей его музыки, очень смахивает на тонику. Оно самодостаточно и устойчиво. Однако в тональности такое же трезвучие может оказаться неустойчивым - например, если это трезвучие седьмой ступени минора или четвертой - мажора. Оно будет требовать разрешения, Ваши уши это почувствуют. А такое созвучие, как, скажем, уменьшенный септаккорд, содержащее в себе увеличенные секунды, тритоны да еще уменьшенную септиму (диссонанс на диссонансе!) - будет неизбежно неустойчивым в каких угодно условиях, даже и без тональности совсем. Оно неустойчиво по природе, оно режет слух.
Так вот, эллиптически можно гармонизовать музыкальный материал, даже если он совсем лишен устоя, тоники. Просто подбирайте созвучия, неустойчивые от природы. И, разумеется, так же следите, чтобы голосоведение оставалось сглаженным. При слушании такой музыки у человека временами все же будет возникать в голове намек на какие-то тональности или даже их переплетение, можно даже подыграть ему, вкрапляя в Вашу гармонизацию иногда чистое трезвучие.
Чтобы примерно понимать, о чем идет речь, послушайте среднюю часть концерта Вивальди "Осень" (из цикла "Времена года")
(послушать Vivaldi,см.ссылки). Это - сплошной поток эллиптической гармонизации. Вы все время ждете тоники, пытаетесь расслабиться - а музыка все не дает Вам передышки, уплывает из-под пальцев бесконечно, бесконечно... (на самом-то деле эта бесконечность занимает меньше двух минут!). Попытайтесь уловить на слух, затем рассмотрите в midI-редакторе ноты - этот небольшой экзерсис почти целиком гармонизован эллиптически соединенными уменьшенными септаккордами, разными видами доминант и разбавлен небольшим количеством трезвучий, как бы маленьких временных тоник. Однако общая непрерывная неустойчивость, это балансирование на канате, поддерживается композитором настолько бережно, что даже заключительное мажорное трезвучие часто ощущается как доминанта, оставленная без разрешения.
Учиться у великих - эффективно и приятно. Великих невозможно поймать на небрежности. Обратите внимание, например, на голосоведение в этом сочинении. Ведь все очень ровно, гладко, даже, я бы сказал, как-то сонно. Никаких скачков, голоса "ползают на животе". Басовый голос до такой степени обездвижен, что то и дело практически превращается в органный пункт, в изваяние...
Эллиптическое соединение созвучий может сослужить Вам хорошую службу, если требуется лишить слушателя опоры под ногами, заставить его недоумевать - это следствие переменчивости тональности. Если я попросил бы каждого из вас проанализировать последний пример и набросать его гармонию буквенными обозначениями - наверняка у всех вас получатся неодинаковые решения. Почти все аккорды здесь неоднозначны и допускают различные трактовки, в зависимости от того, как каждый из вас ощущает тонику в каждый момент, какой их аккордов Ваше сознание воспринимает устойчивым.
С уважением.
P.S.
Вспомним,как мы гармонизировали "Однозвучно гремит колокольчик"в одной из тем,используя элементы Эллипсиса.И ведь что-то получалось(см.ссылку).