«Ambient, в переводе с английского - окружающее, обволакивающее. Амбиент как материя возник буквально ниоткуда. У него нет особой даты возникновения, так же как и нет точного определения ambient - музыки.
Однако многие музыковеды сходятся на мнении что неоценимую роль на становление амбиентной музыки как стиля, сыграли в начале 70-х годов, всем известные Tangerine Dream и Brian Eno. История гласит следующее - Eno попал в больницу, где провёл достаточно длительное время прикованным к постели, и в какой-то из моментов он обнаружил, что в результате то ли усталости, то ли ослабленности из-за болезни, что его внимание было какое-то рассеяное. Совершенно неожиданно он осознал, что воспринимает шумы за окном его палаты как какую-то музыку - отголоски звуков города сплелись в подобие мелодической структуры. Он стал с этим экспериментировать - прислушивался, смешивал в воображении ещё с чем-то.
После выписки из больницы, он вернулся к работе, и стал экспериментировать с магнитофоном. Он выставлял микрофон во двор, носил его с собой и записывал разнообразные звуки окружающей среды, но не дождь, не гром и т.п., это уже делалось, а именно какие-то отголоски протекающей жизни.
Всё это он обрабатывал, микшировал и сводил. Полученные саундскейпы вылились в конце концов в серию работ под названием Ambient. Так в 70-х годах, в музыке появился термин ambient.
Ambient как материя присутствует почти в каждой современной электронной записи и сильно укоренился практически во всех современных стилях.
Все, что мы называем атмосферной, психоделичной музыкой - все так или иначе сильно привязано к амбиенту. Элементы этой культуры присутствуют даже в таких резких стилях, как (industrial) или, допустим, (hard trance).
Однако, в чистом виде ambient присутствует в музыке очень редко, и музыканты малоизвестны - вряд ли кто-либо знает таких, как Lull, Panasonic, ранний Delerium, Steve Roach, Robert Rich, Pete Namlook, Vond и иже с ними. Самое большое заблуждение в данном случае - брать за точку отсчета музыку таких проектов, как Enigma, Pink Floyd, то есть музыку, в основе которой лежит другая музыкальная культура.
Безусловно стоит различать классический и электронный эмбиент. По-крайней мере то что создал Brain Eno справедливо считать классическим эмбиентом. В силу того что данный текст посвящен электронной музыке, то стоит больше уделить внимания именно электронному эмбиенту. Который как это ни странно, почти совсем не похож на то что придумал Brian Eno. Если прародитель использовал шумы из окружающей его жизни и не много звуков акустических инструментов, то современный эмбиент это слошное использование электроники. Если вы слышите медленную, спокойную и обволакивающую электронную музыку при полном отсутствии ритма, то с очень большой вероятностью ее можно отнести к эмбиент музыке. Тягущие электронные пассажи могут вырисовывать мелодию. Шумовые саундскейпы могут дополнять общую картину для создания специальной музыкальной атмосферы. Отдаленные бульканья, обрывки фраз, ревеберации, все это очень часто присутсвует в эмбиент музыке.
С полной уверенностью можно сказать, классическому, чистому амбиенту присущи:
1. Наличие очень медленного, неявного ритма, или полное отсутствие последнего.
2. Использование звуков природы, или "псевдоприроды", то есть модели окружающей слушателя среды, так или иначе напоминающей о природе.
3. Отсутствие мелодии как таковой, или ее непостоянность и постоянная "текучесть".
4. Упор на басовые звуки и полное отсутствие резких "движений" и звуков.
5. Длинная продолжительность композиции . от 10 минут и выше. Встречаются перлы и на 45, и 90 минут.
6. Отсутствие вокала, хотя часто используются речевые сэмплы и разного рода "повествования".
Следует заметить, что электронному амбиенту вообще чуждо вообще что-либо земное - музыка на 100% синтезированная, причем без цели синтеза живого звучания. Эта музыка самая тяжелая для восприятия и самая "мертвая" из всего ambient'a. Вообще, чем "мертвее, синтетичнее и безжизненнее" музыка, тем сильнее она связана с ambient'ом. Встречаются такие понятия, как например, "суицидный эмбиент" (проект Vond, например) - который ставит эксперименты над человеческой психикой, навязывает свою идею. А вообще-то такая музыка зачастую ненавязчива - как обычное созерцание спокойной природы. Главное - она всегда рисует некую картину, пусть даже и абстрактную или неяркую - будь то картина космоса, земли, другой планеты, другого времени. Очень важен тот факт, что слушать ambient - занятие сугубо личное. Человек должен слушать и осознавать музыку наедине со своим источником звука. И главное - чтобы создать и воспринять атмосферу музыки, нужно быть к этому готовым на 100%, иначе ничего, кроме раздражения, эта музыка вызвать не сможет. Хотя это зависит от психики слушателя и от его фантазии, потому как амбиент по сути призван вызывать у слушателя почти визуальные ассоциации.
И, наконец, следует сказать, что "бесформенная музыка" - известный прием в дополнение чего-то визуального - будь то какая-то выставка, инсталляция, перфоманс, спектакль, кино. Причем идеологической несущей в разных случаях бывает как музыка, так и визуальная материя, а лучше, когда они выступают на равных правах.
На популярность ambient сильно повлияли так называемые environmental recordings (теперешние "звуки природы" для медитации и релаксации) и саундтреки к фильмам. Всё что мы имеем теперь для понятия ambient - бесформенная музыка, бесформенное ее определение, бесформенная история, прошлое и бесформенное будущее.
Из тех кто создаёт и развивает эту музыку в наши дни, особенно стоит отметить лейбл Fax Records, во главе которого стоит Pete Namlook (Pete Kuhlmann). Этот лейбл собрал в свои ряды не малое количество талантливых музыкантов, занимающихся на самом деле самой разной музыкой. Pete Namlook успел практически со всеми ними сделать совместные альбомы (Terre Thaemlitz, Geir Gennsen, Johan Sharp, Tetsu Inoue, Oliver Lieb, Richie Hawtin, Bill Laswell, Klaus Schulze, Steve Stoll, etc), помимо своих сольных, а так же небольшого количества сольных альбомов своих коллег по лейблу (Redeye, Tetsu Inoue, Daniel Pemberton, David Moufang, Robert Musso, Oscar Sala). Количество дисков выпущенных лейблом подбирается к 200, и надо заметить что все они в той или иной мере заслуживают внимания.
Типичными представителями этого направления является группа WARP.
Исполнители/альбомы:
Brain Eno "Ambient 1,2,3,4"
Harold Budd "Lovely Thunder"
Michael Brook "Hybrid"
Global Communication "76 : 14"
Biosphere "Substrata"
Aphex Twin "Selected Ambient Works vol. 2".
Seefeel "Ch-Vox"
V/A "Fax Compilation vol.1, vol. 2"
The KLF "Chillout"
The Future Sound Of London "Lifeforms"
The Orb "Orbvs Terrarum"
Woob "1194"
V/A "Em:t Explorer"
Ambient Breakbeat:
Ambient Breakbeat имеет отношение к более узкому направлению электронной музыки с меньшей энергией чем (trip-hop) или funky breaks, но с заметным влиянием (hip hop)'a. Некоторые работы выпущенные на Британских лэйблах Mo'Wax и Ninja Tune проложили путь для Нью-Йоркского DJ Wally (бригада Liquid Sky Records) и Британскому исполнителю Req. Оба являются хорошим примером данного стиля.
Исполнители работающие в данном стиле:
DJ Cam
DJ Krush
DJ Shadow
DJ Vadim
DJ Wally
Irresistible Force
Req
Wagon Christ
Ambient Dub:
Изобретен на лэйбле Beyond для серии компиляции под одноименным названием. С тех пор этот стиль имеет одинаковое и обобщенное понятие в среде исполнителей, критиков и слушателей, которое определяется как любая форма ритмичности. Ambient Dub построен на ритмах ориентированных на эмбиент, использующих текстуры и технику Jamaican dub-style production (например, реверберацию, акцент на бас и перкуссию, использование тяжелых эффектов). Хоть данный стиль практический уже не используется из-за дикого смешивания характеристики стилей пост-{рэйв} электроники, он остается полезным. Более электронные проявления встречаются в (хип-хопе, downtempo, atmospheric beat music).
Для прослушивания рекомендуются:
Higher Intelligence Agency: Freefloater [1995]
Suns of Arqa: Cradle [1994]
Drome: Final Corporate Colonization of the Unconscious [1995]
Nonplace Urban Field: Golden Star [1997]
Rome: Rome [1996]
Sub Dub: Dancehall Malfunction [1997]
Higher Intelligence Agency: Freefloater [1995]
Ambient House:
Раньше безусловно этот термин использовали, чтобы различить новую волну амбиент исполнителей например, The Orb, The KLF, Irresistible Force, Future Sound of London, Orbital и т.п. Термин Ambient House часто применяли к неопределенной танцевальной музыке, которая не обязательно использовалась только для танца. В своем более строгом виде, Ambient House подразумевал музыку, использующую первичные элементы (acid-house) музыки: midtempo, four-on-the-floor beats; synth pads и strings; soaring vocal samples. Все это в последствии было изменено (или довольно, некоторые могут поспорить, усложнено) преградой более специфических условий и в следствии чего этот термин редко использовался.
Исполнители работающие в данном стиле:
Biosphere
Global Communication
Orbital
Irresistible Force
The KLF
Pete Namlook
The Orb
Spacetime Continuum
System 7
Future Sound of London
Tranquility Bass
Ultramarine
Ambient Techno = (Intelligent Techno)
Ambient Techno это разреженный, более специфический дезориентированный (ambient house). Он обычно ассоциируется с такими исполнителями как например B12, ранний Aphex Twin, The Black Dog, Higher Intelligence Agency и Biosphere. Это различные исполнители, которые объединили мелодику и ритмику близкую к (techno) и (electro); использование 808 и 909 драм-машин; хорошо изготовленная, тонко-звучащая электроника; минорные мелодии и чуждо-звучащие сэмплы и звуки; с подскакивающими, многоуровневыми, булькающими и непрекращающимися ударниками и экспериментальный эмбиент. Чаще всего этот стиль связывают с такими лэйблами как например, Apollo, GPR, Warp, и Beyond. В настоящее время трактуется как "(intelligent techno)". Это произошло после того, как Warp выпустила серию компиляций Artificial Intelligence (Искусственный Интеллект) (хотя музыкальная стилистика осталась в основном неизменной).
Для прослушивания рекомендуются:
Neotropic: 15 Levels of Magnification [1995]
Wagon Christ: Throbbing Pouch [UK] [1994]
µ-Ziq: Lunatic Harness [1997]
Howie B: Snatch [1999]
Biosphere: Microgravity [1992]
Bandulu: Guidance [1993]
The KLF: Chill Out [1990]». Найдено из разных источников глобальной пауттины