Алгоритм выравнивания АЧХ в наушниках (колонках) (1 онлайн

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
Originally posted by tim_ka+--><div class='quotetop'>QUOTE(tim_ka)</div>
Хорошо бы еще как специалист ты написал конструктивно, что можно исправить, а что нет, и как, если есть мысли по делу.[/b]
Во-первых, я неоднократно указывал что тема эта уже обсуждалась. А исправить можно много чего, в том числе и поработать над помещением, над подводом электропитания и его стабилизацией, над трактом.

Просто большинство топикастеров подобных (хотя vicnaum довольно корректно поставил вопрос) хотят получить отличные мониторы из пластмассовых мыльниц. Им довольно подробно объясняют, почему этого добиться нельзя. И уже не раз. Просто не надо давать людям ложное чувство надежды.

Да, технология работает, и в определённых рамках даёт возможность исправить недостатки тракта. Насколько хорошо она с этим справляется - вопрос второй. Vicnaum остался доволен, и я за него рад.

<!--QuoteBegin-tim_ka

Вернее, не гасят, а компенсируют.
Опять же, стопроцентно скомпенсировать его нельзя, если я не ошибаюсь, Elle это подробно описала и сказала почему. И я с ней согласен.
 

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
Originally posted by tim_ka
площадках всего мира
И, согласись, площадки всего мира и студия, пусть даже домашняя - это две кардинально разные картины пространства.

На площадках всего мира делают такие вещи, которые в студии неприемлимы. А в студиях всего мира делают вещи, которые на площадках бессмыслены.
 

tim_ka

Начальная школа
26 Янв 2005
1.898
280
0
24
DC, MD, VA
Посетить сайт
Приемлемы, если нет денег. Вопрос только в цене. Людям не надежду надо давать, а выбор - каждый пробует и выбирает сам, использовать ли ему эквализацию на мастере, как это делают на концертах, или копить на дом в деревне, оборудованный по последнему слову. Все стоит своих денег, но многие серийные вещи не звучат именно потому что они серийные - если их довести вручную умеючи, полчится результат на порядок выше того что они есть, особенно если подойти комплексно. Я уже не говорю о самодельной электронике, когда за 500 рублей можно собрать преамп на уровне преампа за 200 уе. Еще раз повторяю, я не говорю, что будет супер, я говорю что так можно и нужно улучшать, если выхода нет, или, как в моем случае, есть принципиальная любительская позиция.
 

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
Задача звукорежиссёра на концерте - выдать из тракта максимально "приятное" звучание для большинства слушателей.
Задача звукорежиссёра на студии - получить из тракта наиболее "честное" звучание.

Флудим, короче уже.
 

vicnaum

New Member
28 Апр 2005
741
17
0
38
Беларусь, Гродно
www.naumik.com
да-да, прекращаем флуд :) тут всё ясно помоему: хочешь - ковыряйся, не хочешь - копи деньгу.

я просто тут нашел еще пару софтин, и может на днях получиться что-нибудь еще более интересное...

а насчет резонансов, и прочего - сходите по линку на википедию, который давал decil, погуляйте там немного, почитайте. там много чего интересного понаписывали, в том числе и люди со студий. и там есть все con и pro насчет этой всей коррекции. ты decil тож сходи - видно, с последнего раза, когда ты там был - там кое-что добавилось и изменилось.

просто у нас на форумах люди обычно любят поразглагольствовать на высшие темы. у них - всё наоборот. они просто пишут музыку :) и обсуждают конкретные схемы, и как они работают.
 

tim_ka

Начальная школа
26 Янв 2005
1.898
280
0
24
DC, MD, VA
Посетить сайт
Меня тоже больше практика интересует, а не умозаключения, так что с большим интересом буду следить за твоими экспериментами, и жду от тебя новых ссылок. Сам делал коррекцию вручную колонок Микролаб Про 2- просто прогнал свип и посмотрел в кубе амплитудную огибающую. Поправил наиболее сильные пики при помощи эквалайзеров в дсп звуковой карты - на слух стало НА ПОРЯДОК лучше (это не означает что я добился честного звучания, конечно), и все это без задержек и прочего... Если бы я занимался умозаключениями, я бы не занимался малобюджетной звукозаписью на дому, потому что это теоретически невозможно, добится студийного качества. Практически результаты превосходят ожидения опять же на порядок, при тщательном подходе.
 

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
Originally posted by tim_ka
большим интересом буду следить за твоими экспериментами, и жду от тебя новых ссылок
Да там и по старым инфы достаточно. Выдели немного времени и почитай, что непонятно - спросишь здесь
 
R

Rustami

Guest
Можно такими способами получить похожее звучание и только. Качество, прозрачность и т.д. так получить невозможно.
 

LordPain

mixing engineer
18 Июн 2006
1.044
129
63
anthropocide.org
Кстати, никто не задумывался о том, что человеческие уши сами по себе могут иметь неравномерную АЧХ? Я вот запустил свип в наушниках, до 1 кГц он был четко посередине, а потом стал местами "гулять" влево-вправо с разбросами чуть ли не до 10 Дб! Наушники перевернул - всё осталось также. Попробовал другие наушники - тоже самое. Значит, мои собственные уши врут, и неплохо бы это тоже исправить. Нехорошо это - частотный разбаланс. Есть идея на каждый канал в выходной секции повесить по эквалайзеру и настроить их так, чтобы свип 20Гц-20кГц был на всём своём протяжении чётко по центру.
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.542
5.335
113
55
Калуга
<div class='quotetop'>Цитата(LordPain @ Aug 8 2007, 12:41 AM) [snapback]478884[/snapback]</div>
Кстати, никто не задумывался о том, что человеческие уши сами по себе могут иметь неравномерную АЧХ? [/b]
дядьки Флетчер с Мансоном уже много лет назад задумались... Мало того, еще эта АЧХ от громкости звука зависит. Запаришься ты с эквалайзером-то. :)
 

vicnaum

New Member
28 Апр 2005
741
17
0
38
Беларусь, Гродно
www.naumik.com
кстати, выравнивая наушники по слуху, можно заодно выровнять и ачх ушей.. я всё хотел софтину написать, чтобы проще было это делать (а не просто тупо гонять свип и ровнять), но вот всё никак руки не дойдут...
 

igorrr

Well-Known Member
23 Июн 2004
711
250
63
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Есть идея на каждый канал в выходной секции повесить по эквалайзеру и настроить их так, чтобы свип 20Гц-20кГц был на всём своём протяжении чётко по центру.[/b]
А потом ты проведешь еще 23 года своей жизни приучая мозг к такому звучанию:)
 

daicehawk

овес-тодорогнеукупишь
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
на самом деле я также делал на кАлонках - брал 012 октаву с разбросом +/- 2 дб на 50 -20 кгц,
и ставил по центру в позиции, где моя голова, на оси твиттера, и потом отдельно мерял ачх каждой колонки в РМАА. а потом отдельно параметриком в минус корректировал каждую колонку отдельно.
но мне было удобнее, так как моя карта Джульетт позволяет направлять сигнал из хоста в хост с 1 драйвера на другой по цифре, поэтому я мог луп-бэком мерять корректированную АЧХ, выход из РМАА сделал на цифвровые выходы 3/4, а во фрукте, где и корректировал, на одном канале микшера сделал вход с цмфровых выходов 3/4ю при етом виртуальный кабель был кинут с выхода ММЕ 3/4 (РМАА) на вход АСИО 3/4 (фрукт). Настроил с разбросом плюс минус 3 дб.
Планы повились, хвосты читаются. до 60 вниз все - в позиции, где находится голова ))).
так что чо могу сказать- все ровно. но это не панацея....
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.542
5.335
113
55
Калуга
АЧХ это далеко не всё. АЧХ это только часть общей передаточной характеристики, которая состоит из частотной и фазовой характеристик. Кроме того, есть еще динамические переходные характеристики, реакция на импульсы.
Есть у меня сильное подозрение, что насильно равняя АЧХ можно запороть всё остальное. Уж наличие третьоктавного графического эквалайзера в тракте (это ж 62 фильтра!) импульсные и фазовые характеристики точно завалит. Точнее исказит, и что получится неведомо.
Это в концертных системах оправдано, где нужно получить максимальное звуковое давление без заводок. Но там и качество звука не особо хорошее как правило.
 

daicehawk

овес-тодорогнеукупишь
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Methafuzz, если колонки говно изначально, не стоит думать о сохранении изначально говняной ФЧХ. и потом, ФЧХ взаимсвязано с фчх, и выровняв(в минус параметрическим ) катастрофическую АЧХ, и ФЧХ будет лучше
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.542
5.335
113
55
Калуга
Больше вероятно что выровняв АЧХ, получишь ФЧХ говняную вдвойне. Параметрика конечно лучше, но у любого фильтра есть свой "звон" и немалый.

А вообще это всё кому как, нравится и получается - так на здоровье. Просто осторожнее надо в этих вопросах. Кроме того, есть еще плохая акустика комнаты, которая приводит к таким неравномерностям АЧХ, что перекосы самих колонок это детский лепет...
 

daicehawk

овес-тодорогнеукупишь
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Methafuzz, а тут ты сразу и колонки и комнату ровняешь. Дисклеймер: ачх линейная более менее получается в сильно органиченной в пространстве точке.

Methafuzz, и еще - смотри , я ровнял обе кАлонки отдельно, при этом результат - и импульс дирака, и белый шум в моно, и точечные источники типо вокала вполне четко локализуются в центре и в глубину,
что, учитывая разные примененные кривые еквализации, по идее должны привести к совершенно разной ФЧХ между 2 колонками, а следовательно, к размытию КИЗа, а такого не наблюдается. может быть, конечно, порог чувствительности уха выше к сим нелинейностям...
 

vicnaum

New Member
28 Апр 2005
741
17
0
38
Беларусь, Гродно
www.naumik.com
я в свое время начитался кучу литературы по аккустике (точнее по её корректировке).

1) АЧХ - это наше всё... для мозга - 90% звука зависит от ачх. т.е насколько он живо и хорошо звучит
2) в кАлонках внутри стоят всё те же фильтры-эквалайзеры, только железные. А в недорогих кАлонках они еще и собраны из хреновых радиодеталей, которые могут иметь хоть +/-10% разброс от написанных на них характеристик, который при серийном производстве не учитывается...

посему, если бы я корректировал колонки, я бы эти фильтры вообще открутил (кроме кроссовера конечно, хотя и его бы, при наличии многоканальной карты и усилка - заменил бы на цифровой)...

P.S. это всё моё ИМХО, и оно может быть ужасно звучит для профессионалов с мониторами по полкосаря-штука. И это конечно же не панацея, а просто средство для любителей садомазохизма. Тем не менее, свои S50 я купил ну просто за очень скромную сумму, и пока не заменил другими - приходится извращаться, но это и то лучше, чем то, что они дают по умолчанию. Денег я на музыке не делаю, поэтому и не вкладываю в неё много.

В любом случае - это ж всё в музыку не попадает... И если daicehawk после этого услышал планы, локализацию - то чем оно плохо?
 

LordPain

mixing engineer
18 Июн 2006
1.044
129
63
anthropocide.org
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Больше вероятно что выровняв АЧХ, получишь ФЧХ говняную вдвойне.[/b]
А линейно-фазовые эквалайзеры зачем придумали? :) Еще FFT-фильтр есть...

Мне вот лично не годится такой частотный разбаланс в своих ушах, который я обнаружил. Я еще давно заметил, что две одинаковые гитары в наушниках, разведенные на 100% вправо и влево, звучат как-то немного по-разному. Часто приходится две гитарные партии подгонять под одно звучание, и для этого надо чтобы оба уха слышали все частоты одинаково. Поэтому и есть смысл в наушниках работать через фильтр. В колонках это мало что даст или даже вообще ничего не даст...
 

LordPain

mixing engineer
18 Июн 2006
1.044
129
63
anthropocide.org
<div class='quotetop'>Цитата</div>
вот они, последствия нойза и метала :)[/b]
Я никогда не любил слушать музыку громко (всегда предпочитал комфортную среднюю громкость), наушники именно для прослушивания почти никогда не юзал, на заводе с грохочущими станками - не работал, с живыми барабанами почти никогда не репетировал... Так что, вроде всё должно быть в порядке. Единственное что, давно в детстве над правым ухом взорвалась петарда, после этого ухо пару дней звенело, но потом это прошло.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
я сам уже в 21 год выше 15-16кгц нихрена не слышу...[/b]
Я слышу левым приблизительно до 19 кГц, правым до 17 кГц. У каждого это индивидуально, некоторые в 30 лет до 22 кГц слышат...
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.542
5.335
113
55
Калуга
<div class='quotetop'>Цитата(LordPain @ Aug 8 2007, 08:36 PM) [snapback]479165[/snapback]</div>
А линейно-фазовые эквалайзеры зачем придумали? :) Еще FFT-фильтр есть...
[/b]
ну вот, написал и самому смешно... :)

наушники вообще трудно рассматривать как инструмент для сведения, они больше похожи на микроскоп для разглядывания мелких деталей. А так, стереокартина в наушниках для человеческого слуха неестественна. Тем более в наушниках трудно сделать качественный драйвер, реально одно ухо всегда отличается от другого. Например у сеннхайзера только самые крутые уши имеют драйверы, согласованные по частотке, их вручную подбирают. А так разбаланс существенный и наверное слышимый, никогда правда не задавался целью это услышать...


<div class='quotetop'>Цитата(daicehawk @ Aug 8 2007, 06:48 PM) [snapback]479133[/snapback]</div>
Methafuzz, а тут ты сразу и колонки и комнату ровняешь. Дисклеймер: ачх линейная более менее получается в сильно органиченной в пространстве точке.

Methafuzz, и еще - смотри , я ровнял обе кАлонки отдельно, при этом результат - и импульс дирака, и белый шум в моно, и точечные источники типо вокала вполне четко локализуются в центре и в глубину,
что, учитывая разные примененные кривые еквализации, по идее должны привести к совершенно разной ФЧХ между 2 колонками, а следовательно, к размытию КИЗа, а такого не наблюдается. может быть, конечно, порог чувствительности уха выше к сим нелинейностям...
[/b]
запросто может быть, что ты слышишь нечто, но с реальностью это имеет мало общего. Да на здоровье занимайся этим, просто ведь главная задача мониторов - стандарт, надо послушать свои треки или другие хорошо знакомые записи на других колонках, в наушниках, на автомобильной магнитоле и тд, чтобы уже знать на что обращать внимание.


<div class='quotetop'>Цитата(vicnaum @ Aug 8 2007, 08:34 PM) [snapback]479164[/snapback]</div>
1) АЧХ - это наше всё... для мозга - 90% звука зависит от ачх. т.е насколько он живо и хорошо звучит
[/b]
да не... там сложнее всё, наш слух реагирует на сложную солянку "амплитуда-частота-фаза", кажется в 24 частотных полосах, и на этом основании мозг вычисляет все что ему надо. Взять тот же эффект Хааса, когда задержка одного из стереоканалов на несколько миллисекунд приводит к смещению панорамы источника. И это при равной амплитуде каналов.
 

tim_ka

Начальная школа
26 Янв 2005
1.898
280
0
24
DC, MD, VA
Посетить сайт
= и выровняв(в минус параметрическим ) катастрофическую АЧХ, и ФЧХ будет лучше=

Это ошибка. В том-то и дело, что обратимости, как правило, нет, иначе бы без проблем ровняли.

Но дело даже не в этом - основные резонансы не только в колонках, но и в комнате.

Я думаю, все знакомы с теорией дополнительных цветов - например оранжевый и голубой в смешении дают белый. Так вот если колонки хорошие, и комната хорошая - это, грубо говоря, белая лампочка в серой комнате. А если комната плохая, то есть окрашивает звук - в нашей аналогии цветовой, например, она оранжевая? Ставим голубой фильтр на лампочку в надежде что опять получим серый цвет стен - но нихера не получается - комната как была оранжевой так и осталась, только теперь и глазам больно, а свет стал голубым, и вообще все ужастно неестественно.
 

LordPain

mixing engineer
18 Июн 2006
1.044
129
63
anthropocide.org
<div class='quotetop'>Цитата</div>
наушники вообще трудно рассматривать как инструмент для сведения[/b]
Я для сведения использую в основном наушники и у меня получается достойный результат. Каждый сам для себя решает, на чем ему лучше работать.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
они больше похожи на микроскоп для разглядывания мелких деталей[/b]
Так ведь в процессе работы со звуком - очень много всяческих мелких деталей.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
А так, стереокартина в наушниках для человеческого слуха неестественна. [/b]
Стереокартина легко проверяется в мониторах.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Например у сеннхайзера только самые крутые уши имеют драйверы, согласованные по частотке, их вручную подбирают.[/b]
У меня - HD580.
 

Kai_ghost

Member
28 Авг 2004
401
10
18
40
Москва
myspace.com
Сделал на скорую руку по инструкции vicnaum.
Наушники Beyerdynamic dt 231, микрофон-караоке pioneer dm-21a.
Загрузил готовый импульс в вмзуверб - на фирменных треках иногда разницы почти не слышно. Но общая картина - читается лучше бас, появляется бОльшая детальность, больше прозрачности. На плохо сведенных треках разница еще ощутимей.
Хотя есть какой-то призвук, думаю это наводки и шум вентилятора помешал... Да и микрофон не ахти.
В общем - пока не знаю, стоит ли дальше работать в этом направлении. Музыку слушать можно - приятней. Да и для контроля треков на последней стадии, думаю сгодится.
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.542
5.335
113
55
Калуга
<div class='quotetop'>Цитата(LordPain @ Aug 8 2007, 10:12 PM) [snapback]479194[/snapback]</div>
Я для сведения использую в основном наушники и у меня получается достойный результат. Каждый сам для себя решает, на чем ему лучше работать.[/b]
разумеется, я об этом уже два раза писал.

<div class='quotetop'>Цитата(LordPain @ Aug 8 2007, 10:12 PM) [snapback]479194[/snapback]</div>
Стереокартина легко проверяется в мониторах.
[/b]
ну вот у меня в мониторах по другому все звучит, и частотки и планы. Просто другое восприятие. В наушниках когда слушаешь, на другое обращаешь внимание.

<div class='quotetop'>Цитата(LordPain @ Aug 8 2007, 10:12 PM) [snapback]479194[/snapback]</div>
у меня тоже, уже 10 лет в них, но там драйверы как раз не подобранные. А уши - супер.
 

daicehawk

овес-тодорогнеукупишь
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
у меня те же 580ые - и сводить я в них НЕ БУДУ! любой жанр.
насчет того, что с реальностью не имеет ничего общего - имеет, имеет, я на мониторах тоже работал.
 

vicnaum

New Member
28 Апр 2005
741
17
0
38
Беларусь, Гродно
www.naumik.com
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Methafuzz:
А так, стереокартина в наушниках для человеческого слуха неестественна.[/b]
На 100% согласен. Поэтому и надо применять стерео-обработку со своей примерно подобранной Head-Related-Function, или со средне-рассчитанной для людей. (Bauer stereophonic-to-binaural)

Некоторые источники писали, что таким образом можно получить идеальное звучание. Т.е. отстроив АЧХ наушников и применяя к ним эмуляцию колонок в идеальной комнате для прослушивания.

Но подобрать свою HRF - дело еще то... на одном сайте видел пару сотен их... Решил пока не заморачиваться и просто юзаю bs2b. Всегда. И получаю хорошую, естественную стереокартину в наушниках. Уже даже и не помню как звучат наушники без этой штуки...

P.S. кстати никто не мешает с частотками работать в отстроенных наушниках добиваясь "фирменной" ачх, а с планами и прочей перспективой - сводить на колонках.
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.542
5.335
113
55
Калуга
Да конечно, без наушников в студии никак не обойтись по любому... Многие слушатели ведь слушают музыку только в наушниках, плейеры там всякие и тд, так что и в наушниках послушать не мешает.

Кстати только что вспомнил. Если панорамировать источники жестко по краям, то АЧХ периферического слуха у человека тоже другая. Точнее даже не АЧХ, тут мы говорим о субьективном восприятии человека, а это сложнее чем АЧХ - это АЧХ слухового тракта плюс обработка услышанного мозгом.

<div class='quotetop'>Цитата(vicnaum @ Aug 9 2007, 12:48 PM) [snapback]479387[/snapback]</div>
На 100% согласен. Поэтому и надо применять стерео-обработку со своей примерно подобранной Head-Related-Function, или со средне-рассчитанной для людей. (Bauer stereophonic-to-binaural)

Некоторые источники писали, что таким образом можно получить идеальное звучание. Т.е. отстроив АЧХ наушников и применяя к ним эмуляцию колонок в идеальной комнате для прослушивания.
[/b]
недаром записи через искусственную башку с микрофонами в ушах (binaural) получаются очень хорошими. И стоит такая башка несколько штук баксов, это для крутых.
 

LordPain

mixing engineer
18 Июн 2006
1.044
129
63
anthropocide.org
<div class='quotetop'>Цитата</div>
ну вот у меня в мониторах по другому все звучит, и частотки и планы. Просто другое восприятие. В наушниках когда слушаешь, на другое обращаешь внимание.[/b]
Так это как раз и позволяет использовать наушники + мониторы, каждый тип контроля для своих задач.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
у меня тоже, уже 10 лет в них, но там драйверы как раз не подобранные. А уши - супер.[/b]
Я себе хочу еще 650-е купить.... 580-е очень нравятся, они очень универсальны, в них слышно буквально всё, особенно грязь на нижней середине - идентифицируется моментально, в мониторах я это не слышу НАСТОЛЬКО явно.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
кстати никто не мешает с частотками работать в отстроенных наушниках добиваясь "фирменной" ачх, а с планами и прочей перспективой - сводить на колонках.[/b]
Именно так я и делаю. Поэтому очень важно в наушниках добиться близкой к идеальной АЧХ, и чтобы не было разбаланса между каналами.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)