гармонические техники в электронной музыке.Мнения.

  • Автор темы Автор темы pROFI
  • Дата начала Дата начала

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.604
0
116
Посетить сайт
Господа,музыканты!

Направлений современных гармонизаций не мало(традиционная классическая школа,джазовые направления,концепция Д.Рассела и др.).
Я вот,к примеру,когда нужно сделать посвежее и цветастее аранжировку(оговорюсь:сейчас только для себя,для будущего,может быть),частенько применяю КЛАСТЕРНУЮ ТЕХНИКУ.
Считаю,что именно эта техника наиболее точно «сливается в экстазе»(В.Путин) с электронной сонорикой.
Техника не простая,школ нет (копишь всё по крупицам),но когда начинаешь её понимать(хоть в небольшой мере),то можешь даже без инструмента на одну и ту же музыкальную тему делать бесконечное множество гармонизаций(причём импровизируешь в этой гармонии свободно,по всей хроматике,заботясь только о характере основной темы и ритмической цветастости групп нот).
Специально,для примера,взял русскую народную тему: "Однозвучно гремит колокольчик" с примитивной гармонией в оригинале,поставил простейшую задачу:кластерная гармония должна имитировать колокольный звон(исходя из характера песни) и быстро(не квантизировал,конечно.не судите строго.) наиграл на двух треках пиано партию(без баса-об этом разговор отдельный).
Темы со сложными,оригинальными гармониями переводить в эту технику гораздо легче,в силу большего предложения направлений развития её,поэтому взял наугад известную всеми тему,с почти одноаккордовой гармонией.Это проходной вариант(один из многих) на вскидку,как пример.
Считаю,что кластерная техника несёт в себе ту же философию,что и электронная сонорика и позволяет развивать сочинённые одноаккордовые темы сюжетно не только тембрально,но и созвучиями тонов,до уважаемой формы.
Тут уж точно противники музыкальной грамоты распишутся в собственной беспомощности.
Как ни парадоксально,именно электронная музыка требует
ещё более тщательной,дотошной музыкальной(в большей части не описанной) подготовки,чем традиционная.
ИМХО.

Вот тема:

С
Однозвучно гремит колокольчик,
С7 F
И дорога пылится слегка,
Fm6 C
И уныло по ровному полю
G7 C
Разливается песнь ямщика.

Миди тема здесь:

http://www.rmmusic.ru/attachment.php?attac...=1&d=1162127227

P.S.
И ещё:
Как-то уж очень сильно,до неприличия,многие саундтреки современной электронной музыки несут в своей основе один или два тонических трезвучия(к сожалению нестройные,в силу объективных причин:см литературу о фальшивости современной 12-ступенной системы).
Если вы не корректируете их,то всё это на вашей музыкантской совести.
Плохо это или хорошо,судить слушателю(хотя весь мир слушает фальшивый звукоряд и ничего «привык»).
От музыкантов хотелось бы вот чего:аккуратности в СТРОЙНОСТИ!
Если это один мажорный аккорд,приведите его в порядок,переведя в PURE MAJOR.
К примеру:
В традиционном ДО-мажор:C/E/G корректируйте тона так: С/E-14центов/G+2 цента.
Если это один минорный аккорд,приведите его в порядок,переведя в PURE MINOR/
К примеру:
В традиционном ДО-минор:C/Eb/G корректируйте тона так: C/Eb+16 центов/ G+2 цента.

и т.д.(читайте дополнительную литературу,кто не знает,но интересуется).

Если у вас нет дорогих клавиш с этой функцией,то пользуйтесь мидиплагином (кажется он называется:микротюн)

Будем аккуратными и помним грамотность «рулит».
Призываю:
Приоткройте тайную завесу(на сколько это возможно)над секретами вашей "творческой кухни".
 
Originally posted by tim_ka
а в чем заключается принципы кластерной техники?



Простите!
Это многолетний разговор и учить в форумах никто не будет.
Ищите в библиотеках(если интересно)читайте,заучивайте,мучайтесь,как многие.
Начните с Шёнберга,Хауэра(его ТРОПЫ),Шнитке(и критиков его компиляций),Денисова,Губайдулиной и ,конечно,труды Холопова.:beer:
Простите за прямоту.
С уважением.
 
Originally posted by tim_ka
Ну, учить то я и не прошу. Прошу сформулировать принципы... В чем соль, так сказать.

Хорошо.
Принципы просты,но многолики:
Творческое использование целотоновых гамм( понимание гексахордов - от комбинации двух греческих слов "шесть" и "струна", буквально - "шестиструнник", 6-ти ступенный звукоряд, т.е. набор из 6ти нот, следующих друг за другом по возрастанию тона)
на основе определённых закономерностей сформулированными теми МАСТЕРАМИ,которые я озвучил.
По началу их СЛУШАТЬ постоянно.
Потом к:"Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века"
Потом к тропам ХАУЭРА() В теории музыкальной композиции австрийского композитора И. М. Хауэра — 12-звуковые ряды, разделённые на две половины по 6 звуков («шестёрки»). Тропы различаются интервальной структурой. Всего, по Хауэру, 44 Тропа. Техника Тропов — один из методов 12-тоновой музыкальной композиции 20 в. (см. Додекафония).
Потом Ю.ХОЛОПОВ-ГАРМОНИЯ

Здесь принципы,а потом дальше другое........
 
вот мой вариант колоколчика побыстрому, ни на что не претендую, писал по слуху, не заглядывал в гармошку, так что может совпасть с оригинальной гармонией )))
 
RJ Baker и ESSE в соседней теме были за.

Давайте не будем голословными.
На простенькой мелодии продемонстрируйте(тембром пиано)грани разных техник гармоний(в формате MIDI,для анализа).

Да и приглашаю к разговору о СТРОЙНОСТИ(тема заявлена).
И ещё вопрос к месту:

Заметил,что чем сложнее аккорд(или созвучие)тем труднее подобрать тембр.
Парадоксально,но нужны "тонкие"(чуть ли не синусоиды )тембра цифровых,а не аналоговых синтов.
Заметил:мировые мастера клавишники излагают сложные созвучия в основном на цифровом тембре "Родеспиано".
Может быть из-за того,что у цифровых нет обертонов?

А может быть все эти ИСКУССТВЕННЫЕ,фантасмагорические синтезаторные тембра,придуманные "железякой" или виртуалкой чужеродны человеку,придумавшему НАТУРАЛЬНУЮ музыку и её законы?
 
не пойму чего нового в ваших "гармошках" ? ничего удивительного.
Эффект гармонизации зависит не только от функции аккорда, а ещё от его обращения. имхо понравился переход у Tim_ka в середине. там где септ аккорд 2 ступени помойму.
 
Originally posted by rainbowmystery
вариантик без кластеров :smile:

PS: гармошку не смотрел, свою придумал

Сорри за небольшой оффтоп, но не смог удержаться, просто чета мне твой вариант Игорь очень напомнил вот эту тему...
 
Originally posted by Siluet+--><div class='quotetop'>QUOTE(Siluet)</div>
твой вариант Игорь очень напомнил вот эту тему...[/b]
занятно :smile:
вообще я потратил минимум времени, можно бы и поразнообразнее было сделать...

<!--QuoteBegin-VTilo

Эффект гармонизации зависит не только от функции аккорда, а ещё от его обращения
ты наверное хотел сказать "от голосоведения", т.к. от обращения функция аккорда не меняется.
 
Посоветуйте, пожалуйста, грамотных книг по гармонии. Желательно, что бы их было реально купить/скачать.
Спасибо.
 
Млин, вот что значит поспешишь-людей насмешишь. обнаружил у себя в гармошке кучу ошибок :)

Originally posted by MindStorm
Посоветуйте, пожалуйста, грамотных книг по гармонии

практически в любом муз. магазине учебники Способина, Абызовой.
 
==т.к. от обращения функция аккорда не меняется.===

на самом деле бывает что меняется
тот же квартсекстаккорд например - удвоение квинты делает тонический аккорд более доминантовым

а насчет ошибок у себя я и не смотрел... так как не старался делать по
классическим канонам

хехе только что заметил

у меня там кажись и субдоминанта есть после доминанты
поэтому похоже на дунаевского кстати (легко на серце от песни веселой), а я то думал на что!
 
Originally posted by tim_ka
тот же квартсекстаккорд например - удвоение квинты делает тонический аккорд более доминантовым

ну тонический квартсекст это вообще особенный аккорд.. но все равно как бы считается, и в учебниках написано что от обращения аккода функция не меняется... хотя главное чтобы подходило по смыслу все равно :)
 
Originally posted by VTilo
не пойму чего нового в ваших \"гармошках\" ? ничего удивительного.
Эффект гармонизации зависит не только от функции аккорда, а ещё от его обращения. имхо понравился переход у Tim_ka в середине. там где септ аккорд 2 ступени помойму.

Уважаемый!
Тема то "техники гармонизаций"(т.е. желание раздразнить музыкантов на коротенькие стилевые гармонические кусочки на одной популярной мелодии,одним скромным тембром),а не удивление всех чудо-аранжировками и тем более не про отрывочный бред о функциях и ступенях.
Кого здесь учить и ставить на место?
Догадываетесь ли вы об уровне подготовки музыкантов форума?
Сеть то мировая.
Должен заметить:удивляют в цирке(или в незрелом возрасте),а пиписьками меряются в третьем классе.
Знаете какую-нибудь технику-наберитесь смелости и покажите(как мы все поняли,вы сильны в классической гармонии).
Никто здесь не обидится,если пример неуклюжий.
Не знаете помолчите и не "пугайте" других,более скромных.

С уважением к сдержанности в знаниях.
 
открыл опять свою гармошку и снова увидел ошибки... короче, не слушайте мою гармошку, там одни ошибки. внимания и времени толком не уделил... неохота возвращаться
 
:smile: да конечно я имел ввиду не функцию в тональнсости, а краску.
 
Возми гармонизируй сам чем баки тут заколачивать про теории. ))) Посмотрим чему вас там в гнесинках учат, поучимся у тебя, как написано )))
 
Ну вот господин ПРОФИ я захотел кое-чего написать:
ты просишь приоткрыть секреты(тебе мало тучи своих, которых ты знаешь) но зачем тогда пишешь о нас :<div class='quotetop'>QUOTE(\"pROFI\")</div>
Тут уж точно противники музыкальной грамоты распишутся в собственной беспомощности.[/b]
или не о нас? я понимаю, таких как ты немного.
так. далее.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"pROFI\")</div>
именно электронная музыка требует
ещё более тщательной,дотошной музыкальной(в большей части не описанной) подготовки,чем традиционная.[/b]
хорошо. но пойми, имея слух, начатки сольфеджио, умение играть на клавишах(это я о себе)-это и есть подготовка. А люди без этого редко далеко пойдут. Я так понял ты тоже не без этого. Но преподаешь все это так, что я невольно думаю, что надо опять азы познавать, или я что-то мега-значимое незнаю.

Итак: ты много знаешь-----мы по большому счету-ничего. Так помоги нам! Дай пару ссылок(я думаю, ты понимаешь, что вышеназваные книги купить не везде возможно) на теорию на русском языке мы их изучим и зададим тебе вопросы-тем самым закрепим твои знания и приобретем себе новые.
 
Специально,с улыбкой,для такого злого сегодня Jim SHCHE
повторюсь(поиском почаще пользуйтесь,в форуме всё есть)ссылкой на эти "ненужные" учебники(только не сердитесь на авторов,как на меня,если не поймёте.Незнакомое оно всегда подозрительно!):

1.Ю. Н. Холопов
Гармония

http://yanko.lib.ru/books/music/holopov-harmony.htm

2.Н.Гуляницкая.Введение в современную гармонию
3.Холопова В.Н. Теория музыки

http://yanko.lib.ru/fort-library/music-fort.html

4. Обязательно эту тему в большом учебнике:Дихорды, трихорды, тетрахорды, пентахорды, гексахорды, гептахорды, октахорды, нонахорды, декахорды ...
http://yanko.lib.ru/books/music/gul-garmony.htm

5.Бригадный учебник гармонии
http://ldn-knigi.lib.ru/Musik.htm


6.Цтирад Когоутек "Техника композиции в музыке XX века"

http://nlib.org.ua/parts/books.html

Качаем через правую кнопку мышки.
Начинайте качать с "Введение" и всё,что ниже.
Лимит на выкачку PDF-файлов (5 в сутки).


Про тропы Хауэра(хотя Цтирад Когоутек о их принципах пишет кое что) и про симметричные лады в электронной музыке после............

С уважением.
 
Что-то есть такое подозрение что эта кластерность - не что иное как просто исползование обращений джазовых надстроенных аккордиков... Ну то есть я ничего не хочу сказать кроме того, что классики это из джаза позаимствовали - там давно народ секундами аккомпанирует ))) Если взять например ундецим аккорд какой нибудь в пределах одной октавы, вот он и кластер.
 
Хорошо, ПРОФИ, спасибо за труд, но я имел ввиду вот это:
<div class='quotetop'>QUOTE(\"pROFI\")</div>
частенько применяю КЛАСТЕРНУЮ ТЕХНИКУ[/b]
<div class='quotetop'>QUOTE(\"pROFI\")</div>
с электронной сонорикой.[/b]
что такое сонорика(электронная?)?


PS:<div class='quotetop'>QUOTE(\"Electro-Nick\")</div>
а скорее потому что видел в топиках pROFI агрессивную (ИМХО) подачу. А в целом считаю топики автора очень полезными для форума. Не надо создавать исскуственных барьеров между теми кто что-то знает, и теми у которых осмысление теории ещё впереди. [/b]
ты не обращаешь внимания на посты других и продолжаешь также, кто еще злой из нас.
 
Ну вот и мой вклад в звонарное дело :smile:
Гармонизацию и голосоведение я особо не изучал, надеюсь, что всё ещё впереди, так что, не очень строго. Проигрывать лучше мягким тембром типа родес пиано.
 
Originally posted by Jim SHCHE
Хорошо, ПРОФИ, спасибо за труд, но я имел ввиду вот это:
что такое сонорика(электронная?)?

PS:
ты не обращаешь внимания на посты других и продолжаешь также, кто еще злой из нас.

Да ладно не кипятись.Пишут то обыкновенные,не совершенные люди с разными характерами и взглядами.

Вот довесочек:
1.Фарадж караев
тембрика(cонорика):

http://www.karaev.net/t_tembrika_r.html

А про кластеры(Cluster: гроздья звуков; собрание звуков) читайте и изучайте у Холопова,что ссылка выше.
Ещё:
Про электронные кластерные эффекты
http://www.aboutmusic.ru/3746.php?content=711569725570
Здесь скачайте доклад о структурной и функциональной неустойчивости созвучий(аккордов,кластеров):
http://www.culture-referat.ru/muzyika/057779-2.html

Наиболее полно эта тема освещена в работе МДИВАНИ Татьяны Герасимовны в диссертации "Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века (особенности эволюционного процесса)".Я читал самиздатовский вариант,если вам интересно, ищите.
Говорится там о современных техниках музыкального письма:

гемитонике – 12 звукоступеней на основе хроматики; додекафонии – атональности; серийности – «логике по ряду»,о«спланированном хаосе»; стохастике как проявлению неустойчивости и спонтанности; сонорике – совокупном множестве темброзвучаний; конкордах; «конкретной музыке»; электронных шумах; кластерах; размытом звуковое поле; алеаторике; «инструментальном театре»; музыкальной графике – рисунчатой нотации; "словесной музыке".

Коротко о техниках:

Гемитоника- система Веберна(и не только):

http://harmony.musigi-dunya.az/harmony/rus...p?s=1&txtid=153

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cultu...p?show_comments

http://www.aposition.org/site/topic_music_history.htm

http://www.mirrabot.com/work/work_40757.html

Серийность.
(Серийная музыка, музыка, написанная с помощью серийной техники композиции — метода, получившего распространение в 20 в. Серийная музыкальная композиция строится на основе повторения в различных вариантах одного и того же (избираемого индивидуально для данного сочинения) звукового ряда (последования интервалов). Если определённый звуковой ряд оказывается единственным источником, из которого выводится вся ткань сочинения, он называется серией, а сама композиция соответственно — серийной. Серия используется в четырёх её формах (основной или исходной, ракоходной, инверсии и ракоходной инверсии) и в каждой из них — в 12 высотных позициях (всего 48 видов серии), а также в их различных комбинациях друг с другом. Если помимо высотной серии используется также серия какого-либо другого параметра (длительности, динамики, артикуляции), такой способ сочинения музыки называется сериализмом (сериальной техникой):

http://harmony.musigi-dunya.az/harmony/rus...sp?s=1&txtid=80
http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=5525&page=8

Додекафония.
(древнегр. dodecaphonia — двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. серийное мышление) — метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой «нововенской школы» (Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Берг) в начале 1920-х гг.

http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/b086.htm

Музыкальная графика

Термин, обозначающий эксперименты с визуальным отображением средствами графики и живописи воздействия музыки на слушателя. Этот жанр возник в результате всеобщих тенденций к взаимодействию и синтезу искусств, но собственно оригинальных результатов достигнуто здесь не было ввиду отсутствия возможности однозначного портретирования музыкальных произведений (X. Майер-Тур, Д. Бельмонт и др.). Используется, в основном, в целях художественного воспитания и педагогики, в эстетотерапии и для психологических исследований закономерностей синестезии (цветного слуха). Наиболее активные эксперименты в области музыкальной графики проводились в 1920 — 1980-е гг. в Вене, где был создан Институт музыкальной графики, а в нашей стране — в 1970 — 1990-е гг. в Казани (ТО Прометей)

http://www.indexvisual.ru/news/?content=news&id=2350
http://members.tripod.com/~shubina_gallery...m/chapter-3.htm

Альтернативная музыка:

Это понятие отличается расплывчатостью и многовариантностью. В западной традиции, например, термин применятся к одному из направлений гитарного американского рока начала 1990-х годов. С другой стороны, под «альтернативной» понимают любую музыку, не укладывающуюся в параметры «классического авангарда». Исходя из такой трактовки, можно считать, что «альтернативная» музыка начала свое существование одновременно с «авангардом»: например, рядом с «системными» новациями Шёнберга могут быть поставлены «дадаистические» опыты Э.Сати, а рядом с тотальным сериализмом К.Штокхаузена и П.Булеза – «театр абсурда» Д.Кейджа.
На современной российской почве под «альтернативной» музыкой понимается все не принадлежащее ни к академической традиции, ни к авангарду. Прежде всего – разные типы импровизационных исполнений или представлений, где музыка часто объединяется с другими искусствами, точнее – грани между искусствами совершенно размываются. Затем – все связанное с направлением «музыкальной графики», в сущности, тоже импровизации по изобретенному автором и графически выраженному «портрету» опуса. Сюда же попадают и разные «акции» – хэппенинги (одноразовая акция без подготовки) и перформансы (отрепетированные и театрализованные акции; один из старых подвидов – т.н. инструментальный театр). «Альтернативная музыка» достаточно часто связана с использованием всевозможных мультимедийных средств, компьютерной обработкой звука, в том числе с «ремиксами», т.е. компьютерными модификациями уже существующих произведений любых стилей. Электронную музыку в целом тоже можно считать «альтернативной», хотя в ней существуют разные направления, в том числе достаточно традиционные.
Термин «альтернативная музыка» нередко употребляется вместе с термином «постмодернизм», обозначая в этом контексте все, что наступило после эпохи «модернизма», т.е. некую «всеядность», зону, в которой возможно все что угодно.

Принципы алгоритмической композиции:

http://www.theremin.ru/lectures/algor.htm

Стохастика:

http://www.theremin.ru/lectures/stochastic.htm

Интерактивная музыка:

http://www.theremin.ru/lectures/interactive.htm

Биомузыка:

http://www.theremin.ru/articles/biomusic.htm

Музыкальные сочинения кибернетическими и психоакустическими методами:

http://www.theremin.ru/archive/zaripov68.htm

Гидон Кремер.Обертоны.

http://yanko.lib.ru/fort-library/music-fort.html

Quo Vadis ?
Музыкальное мышление сегодня:

http://theremin.ru/articles/quo_vadis.htm

Ю.Холопов СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ЯВОРСКОГО И МЕССИАНА:
http://www.kholopov.ru/symmetry/

Сатанинские звукоряды:
http://www.musicforums.ru/theory/browse_th...5097&replies=37
http://www.xs4all.nl/~huygensf/doc/modename.html

Музыкальная апокалиптика Владимира Мартынова:

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/11/ku18.html

Шум или «диссонанс»?

http://www.theremin.ru/archive/dudakov.html

Ультра-хроматизм:

http://www.theremin.ru/archive/ultrachrom.htm


В консерватории есть такой предмет - "Нотация музыки ХХ века" - так там изучают особенности письма композиторов,работающих в этих техниках, ритмическую, звуковысотную стороны, приёмы записи, учат расшифровывать алеаторные композиции, анализировть произведения Кейджа, Крамба, Булеза, Уствольской, Губайдулиной. писать серийную музыку, пользуясь "Магическим квадратом Веберна
(кстати,подскажите ,где можно скачать в сети,кроме как у Холопова),изучают нововенцев.

Музыковеды и теоретики предполагают,что это и есть те основные направления в развитии современных музыкальных техник,которые уже агрессивно-объективно(и это заметно)определяют лицо сегодняшней электронной музыки(в лучших её проявлениях).
Вот об этом образовании я и имел смелость робко заикнуться.

Продолжение следует.........

С уважением.
 

Сейчас просматривают