Вот нашол у себя в архивах вот такую статейку.. может кому интересно..
Запись и обработка вокала в домашних условиях
Итак, как нам всем известно, техническая революция свершилась
Давным-давно, лет 10 назад, наши отцы и деды для записи своего любимого голоса в домашних условиях вынуждены были бегать из одного угла комнаты в другой, тыча дрожащими пальцами в заедающие клавиши огромных монстрообразных катушечных магнитофонов....Которые, гады, постоянно с завидным аппетитом зажёвывали ленту со свеженьким шедевром !!!!
А уж про одновременную запись с нескольких микрофонов и подумать было страшно-(((
Как-то раз автору этих строк ну очень уж захотелось записать инструментальную сюитку
для фортепиано и скрипки...За неимением скрипача был приглашён знакомый виолончелист Лёша с просьбой играть по самам тоненьким струночкам Были найдены два электретных (!!!) микрофона...один входил в комплект к магнитофону, а второй выпрошен на вечер у одноклассника....и что же делать дальше!?? Куда втыкивать шнурики!??J Именно! Появился маг и кудесник с гордым названием “звукотехник”,
притащивший с собой ужасно несуразную коробочку с какими-то крутилочками и дырочками....корпус у неё постоянно распадался на части и виднелись загадочные кривоватенько припаянные проводочки...Называлось это чудо самодеятельной технической мысли – Микшер....
Всё!) пора стукать себя по ностальгирующим пальчикам...а то много чего забавного для нынешнего подрастающего поколения может вспомниться...короче, достаточно старческого брюзжания! Вывод ясен- лишены были отцы и деды самых элементарных прелестей жизни, несмотря на победу в Великой Октябрьской Революции(....)))
Итак! Что же мы имеем здесь и сейчас?
А имеем одновременно и много и мало, как ни странно....
Много- потому что наличствующего инструментария более чем достаточно для решения
большинства недоступных ранее вопросов, а мало, потому что- дык ну а как этим всем пользоваться!??)
Поэтому постараемся начать ab ovo, “от яйца”, как любили поговаривать древние латыняне ( не путать с латышами)
А нужны нам будут всего-лишь четыре пункта!
1. Компьютер со звуковой картой
2. Микрофон
3. Помещение для записи
4. Певец (или певица, это уж кому как больше нравится )
Что касается компьютера...для именно “записи” голоса достаточно даже Пентиума 1 с процессором 100мгц ! естественно, непременное требование- наличие звуковой карты или встроенного в материнскую плату кодека AC97. Для обработки и сведения голоса с инструментами требования к мощности процессора и количества оперативной памяти побольше, но всё же не выходят за пределы современного домашнего среднестатистического компьютера.
А вот со вторым пунктом вопрос обстоит серьёзнее- тут мне, несмотря на всяческую лояльность ко всему остальному, категорически не хотелось бы советовать что-либо, кроме вокального динамического микрофона Shure SM58 стоимостью 100-130 у.е. В течении многих лет являясь стандартом для живых выступлений самых различных групп и исполнителей, для своей сравнительно невысокой цены этот микрофон замечательно подойдёт нам и для домашних записей, если уж не размахиваться сразу на ламповые конденсаторные модели стоимостью в несколько тысяч долларов.
Зато поп-фильтр для этого микрофона мы можем сделать самостоятельно! Всего лишь нужно выпросить у какой-нибудь знакомой представительницы прекрасного пола старые колготки (предварительно постиранныеJ) , аккуратненько обтянуть ими проволочный каркас, и дело в шляпе.
Помещение...раз уж речь пошла о домашней записи, будем довольствоваться тем, что есть! Можно только посоветовать не подходить с микрофоном близко к окну и просто замечательно, если на стенах висят ковры-) Хотя можно пофантазировать- например, акустическую гитару или барабанную установку неплохо было бы попробовать писануть, к примеру, в ванной комнате или в туалетеJ
Ну, наконец-то!
Теперь можно потихонечку перейти к основному вопросу- ВОКАЛИСТ (ка)
Сегодня у нас в воображаемых гостях троица ведущих звукорежиссёров мира. Предоставим слово Великим?-)
David Reitzas
Madonna, Whitney Houston, Natalie Cole,Celine Dion, Gloria Estefan.
Chris Vogel
Alanis Morissette, U2, Aerosmith, Stevie Wonder
Joe Chiccarelli
Beck, U2, Hole, Frank Zappa.
Самое главное.
Chiccarelli: В конце концов, никого не волнует, как именно звучит голос – люди покупают музыку из-за более тонких вещей – движение души, чувство, эмоции. Если трек вокала на вашей записи недоделан, звучит совсем не так, как вам бы того хотелось или вообще искажён и содержит посторонние призвуки – кого это заботит? Если есть то самое “движение души” – значит, всё в порядке.
Vogel: С одиночным вокалом основная задача – это получить шоу на ленте. Как это не банально звучит, но вокал – это самый главный элемент песни.
Reitzas: Сама запись вокала отнюдь не сложна. Значительно сложнее получить хорошее звучание барабанов, чем хорошее звучание голоса.
Таки-так!....вот оно как, значит!...Ну и ну!...не верьте!-)они выпендриваются!-)..ладненько, послушаем дальше!
Что бы артисту было удобно.
Vogel: Если вы не можете достичь результата, несмотря на все ваши (и артиста) старания, убедитесь, что вокалисту удобно работать. Это – 90% успеха.
Я пойду на всё для того, что бы исполнителю было удобно работать. Всегда, без исключений, я спрашиваю: “Тебе удобно, что микрофон находится именно здесь?”. Если нет, всегда можно найти место, где утраченное ощущение удобства появится снова. Иногда, при этом, голос начинает звучать как в туалете, иногда так, будто вокалист поёт мимо микрофона, но я, пожалуй, пожертвую звуком ради шоу.
Если вокалисту не нравится микрофон, стоящий прямо у него перед носом на стойке – уберите его. И совсем не важно, что он стоит 8000 долларов, если пение в него ломает вокалиста..
Reitzas: когда я писал партию вокала для сцены умирающей Эвиты, Мадонна сделала попытку и сразу почувствовала, что что-то не так. Когда она покинула студию, я попросил ассистента принести пару кушеток, и расположить их рядом – в виде кровати. Рядом поставили капельницу – прямо, как в больнице. Придя на следующий день в студию, Мадонна похихикала слегка, но легла на кушетку и проложила весь трек с первого дубля.
Chiccarelli: Я записываю везде. Самые лучшие условия – это когда артист чувствует себя удобно и может хорошо показать своё шоу. Приходилось писать в контрольной комнате, за дверями, в соборе с настоящим живым эхом, в ванной комнате, на балконе, лёжа на полу или в чулане.
Как говорится, комментарии излишни...
Размещение микрофона
Chiccarelli: Иногда лучше всего петь, когда микрофон всего в полудюйме от губ, иногда же хочется оставить немного воздуха между микрофоном и вокалистом. Очевидно, что эффект близкого пения работает на вас в том случае, когда у вокалиста тонкий слабый голос. Лично мне нравится получить голос как можно более толстый, прямо торчащий перед тобой – это основное правило. А в наши дни вообще все стремятся получить сухой, близкий, как можно более персонифицированный звук вокала.
Я думаю, что очень важно просто попытаться понять – о чём, собственно, песня, и что там в ней пытается делает этот вокалист. Если такой подход вам нравится, тогда пусть ваши уши и Ваше сердце будут вашими советчиками.
Vogel: Я всегда начинаю с того, что помещаю микрофон прямо перед вокалистом – напротив его губ.
Reitzas: Я обычно ставлю три экрана сзади вокалиста и поп-фильтр на расстоянии 4-х пальцев от микрофона.
Тут и добавить нечего...вроде всё всем понятно?) первым делом самолёты-самолёты, ну а девушки, а девушки потом-) вначале творческий замысел- вымысел и удобство, а всё остальное как получится!!-0)
Ладненько...записали мы свой драгоценный голосочек , не забыли вложить в него побольше чуйств и т.д.!-) Только советую не забывать о дикции- тщательном пропевании согласных и разделении слов в нужных местах: вспомнилась запись одного замечательного певца-барда- после записи, услышав слова “ Мягко ляжет зверюнок” окружающие подходили и интересовались- “а кто же такой этот самый Зверюнок??” Сошлись на мнении, что это такой маленький хорошенький пушистенький зверёчек-))) А в авторском тексте всего-то было “мягко ляжет зверь у ног” !!!JJJ
По поводу программы для записи- тут уж, как говорится, кому что больше нравится! Выбор большой- тут и многоканальные- Cubase, Nuendo, Sonar, Logic и двухканальные Sound Forge и WaveLab...всё подойдёт-)Вот и добрались мы потихонечку к этапу обработки...издеваться над голосом будем следующим образом:
1. Удаление шумов
2. Звуковысотная коррекция ( по желанию)
3. Частотная коррекция
4. Динамическая обработка
5. Пространственная обработка
Начнём с шумов. Понятно, что мы записали голос не в глухой профессиональной студии и звуковая карта у нас бытовая, и услышим мы обязательно на записи, кроме своего голоса, в лучшем слушае, “пшшшш” на заднем плане....в лучшем случае. А то и “ВЖЖЖЖ” и различные электрические наводки!! Как же с этим бороться!? А бороться мы с вами будем таким вот подключаемым плагином формата DirectX-Sonic Foundry Noise Reduction
Запись и обработка вокала в домашних условиях
Итак, как нам всем известно, техническая революция свершилась
Давным-давно, лет 10 назад, наши отцы и деды для записи своего любимого голоса в домашних условиях вынуждены были бегать из одного угла комнаты в другой, тыча дрожащими пальцами в заедающие клавиши огромных монстрообразных катушечных магнитофонов....Которые, гады, постоянно с завидным аппетитом зажёвывали ленту со свеженьким шедевром !!!!
А уж про одновременную запись с нескольких микрофонов и подумать было страшно-(((
Как-то раз автору этих строк ну очень уж захотелось записать инструментальную сюитку
для фортепиано и скрипки...За неимением скрипача был приглашён знакомый виолончелист Лёша с просьбой играть по самам тоненьким струночкам Были найдены два электретных (!!!) микрофона...один входил в комплект к магнитофону, а второй выпрошен на вечер у одноклассника....и что же делать дальше!?? Куда втыкивать шнурики!??J Именно! Появился маг и кудесник с гордым названием “звукотехник”,
притащивший с собой ужасно несуразную коробочку с какими-то крутилочками и дырочками....корпус у неё постоянно распадался на части и виднелись загадочные кривоватенько припаянные проводочки...Называлось это чудо самодеятельной технической мысли – Микшер....
Всё!) пора стукать себя по ностальгирующим пальчикам...а то много чего забавного для нынешнего подрастающего поколения может вспомниться...короче, достаточно старческого брюзжания! Вывод ясен- лишены были отцы и деды самых элементарных прелестей жизни, несмотря на победу в Великой Октябрьской Революции(....)))
Итак! Что же мы имеем здесь и сейчас?
А имеем одновременно и много и мало, как ни странно....
Много- потому что наличствующего инструментария более чем достаточно для решения
большинства недоступных ранее вопросов, а мало, потому что- дык ну а как этим всем пользоваться!??)
Поэтому постараемся начать ab ovo, “от яйца”, как любили поговаривать древние латыняне ( не путать с латышами)
А нужны нам будут всего-лишь четыре пункта!
1. Компьютер со звуковой картой
2. Микрофон
3. Помещение для записи
4. Певец (или певица, это уж кому как больше нравится )
Что касается компьютера...для именно “записи” голоса достаточно даже Пентиума 1 с процессором 100мгц ! естественно, непременное требование- наличие звуковой карты или встроенного в материнскую плату кодека AC97. Для обработки и сведения голоса с инструментами требования к мощности процессора и количества оперативной памяти побольше, но всё же не выходят за пределы современного домашнего среднестатистического компьютера.
А вот со вторым пунктом вопрос обстоит серьёзнее- тут мне, несмотря на всяческую лояльность ко всему остальному, категорически не хотелось бы советовать что-либо, кроме вокального динамического микрофона Shure SM58 стоимостью 100-130 у.е. В течении многих лет являясь стандартом для живых выступлений самых различных групп и исполнителей, для своей сравнительно невысокой цены этот микрофон замечательно подойдёт нам и для домашних записей, если уж не размахиваться сразу на ламповые конденсаторные модели стоимостью в несколько тысяч долларов.
Зато поп-фильтр для этого микрофона мы можем сделать самостоятельно! Всего лишь нужно выпросить у какой-нибудь знакомой представительницы прекрасного пола старые колготки (предварительно постиранныеJ) , аккуратненько обтянуть ими проволочный каркас, и дело в шляпе.
Помещение...раз уж речь пошла о домашней записи, будем довольствоваться тем, что есть! Можно только посоветовать не подходить с микрофоном близко к окну и просто замечательно, если на стенах висят ковры-) Хотя можно пофантазировать- например, акустическую гитару или барабанную установку неплохо было бы попробовать писануть, к примеру, в ванной комнате или в туалетеJ
Ну, наконец-то!
Теперь можно потихонечку перейти к основному вопросу- ВОКАЛИСТ (ка)
Сегодня у нас в воображаемых гостях троица ведущих звукорежиссёров мира. Предоставим слово Великим?-)
David Reitzas
Madonna, Whitney Houston, Natalie Cole,Celine Dion, Gloria Estefan.
Chris Vogel
Alanis Morissette, U2, Aerosmith, Stevie Wonder
Joe Chiccarelli
Beck, U2, Hole, Frank Zappa.
Самое главное.
Chiccarelli: В конце концов, никого не волнует, как именно звучит голос – люди покупают музыку из-за более тонких вещей – движение души, чувство, эмоции. Если трек вокала на вашей записи недоделан, звучит совсем не так, как вам бы того хотелось или вообще искажён и содержит посторонние призвуки – кого это заботит? Если есть то самое “движение души” – значит, всё в порядке.
Vogel: С одиночным вокалом основная задача – это получить шоу на ленте. Как это не банально звучит, но вокал – это самый главный элемент песни.
Reitzas: Сама запись вокала отнюдь не сложна. Значительно сложнее получить хорошее звучание барабанов, чем хорошее звучание голоса.
Таки-так!....вот оно как, значит!...Ну и ну!...не верьте!-)они выпендриваются!-)..ладненько, послушаем дальше!
Что бы артисту было удобно.
Vogel: Если вы не можете достичь результата, несмотря на все ваши (и артиста) старания, убедитесь, что вокалисту удобно работать. Это – 90% успеха.
Я пойду на всё для того, что бы исполнителю было удобно работать. Всегда, без исключений, я спрашиваю: “Тебе удобно, что микрофон находится именно здесь?”. Если нет, всегда можно найти место, где утраченное ощущение удобства появится снова. Иногда, при этом, голос начинает звучать как в туалете, иногда так, будто вокалист поёт мимо микрофона, но я, пожалуй, пожертвую звуком ради шоу.
Если вокалисту не нравится микрофон, стоящий прямо у него перед носом на стойке – уберите его. И совсем не важно, что он стоит 8000 долларов, если пение в него ломает вокалиста..
Reitzas: когда я писал партию вокала для сцены умирающей Эвиты, Мадонна сделала попытку и сразу почувствовала, что что-то не так. Когда она покинула студию, я попросил ассистента принести пару кушеток, и расположить их рядом – в виде кровати. Рядом поставили капельницу – прямо, как в больнице. Придя на следующий день в студию, Мадонна похихикала слегка, но легла на кушетку и проложила весь трек с первого дубля.
Chiccarelli: Я записываю везде. Самые лучшие условия – это когда артист чувствует себя удобно и может хорошо показать своё шоу. Приходилось писать в контрольной комнате, за дверями, в соборе с настоящим живым эхом, в ванной комнате, на балконе, лёжа на полу или в чулане.
Как говорится, комментарии излишни...
Размещение микрофона
Chiccarelli: Иногда лучше всего петь, когда микрофон всего в полудюйме от губ, иногда же хочется оставить немного воздуха между микрофоном и вокалистом. Очевидно, что эффект близкого пения работает на вас в том случае, когда у вокалиста тонкий слабый голос. Лично мне нравится получить голос как можно более толстый, прямо торчащий перед тобой – это основное правило. А в наши дни вообще все стремятся получить сухой, близкий, как можно более персонифицированный звук вокала.
Я думаю, что очень важно просто попытаться понять – о чём, собственно, песня, и что там в ней пытается делает этот вокалист. Если такой подход вам нравится, тогда пусть ваши уши и Ваше сердце будут вашими советчиками.
Vogel: Я всегда начинаю с того, что помещаю микрофон прямо перед вокалистом – напротив его губ.
Reitzas: Я обычно ставлю три экрана сзади вокалиста и поп-фильтр на расстоянии 4-х пальцев от микрофона.
Тут и добавить нечего...вроде всё всем понятно?) первым делом самолёты-самолёты, ну а девушки, а девушки потом-) вначале творческий замысел- вымысел и удобство, а всё остальное как получится!!-0)
Ладненько...записали мы свой драгоценный голосочек , не забыли вложить в него побольше чуйств и т.д.!-) Только советую не забывать о дикции- тщательном пропевании согласных и разделении слов в нужных местах: вспомнилась запись одного замечательного певца-барда- после записи, услышав слова “ Мягко ляжет зверюнок” окружающие подходили и интересовались- “а кто же такой этот самый Зверюнок??” Сошлись на мнении, что это такой маленький хорошенький пушистенький зверёчек-))) А в авторском тексте всего-то было “мягко ляжет зверь у ног” !!!JJJ
По поводу программы для записи- тут уж, как говорится, кому что больше нравится! Выбор большой- тут и многоканальные- Cubase, Nuendo, Sonar, Logic и двухканальные Sound Forge и WaveLab...всё подойдёт-)Вот и добрались мы потихонечку к этапу обработки...издеваться над голосом будем следующим образом:
1. Удаление шумов
2. Звуковысотная коррекция ( по желанию)
3. Частотная коррекция
4. Динамическая обработка
5. Пространственная обработка
Начнём с шумов. Понятно, что мы записали голос не в глухой профессиональной студии и звуковая карта у нас бытовая, и услышим мы обязательно на записи, кроме своего голоса, в лучшем слушае, “пшшшш” на заднем плане....в лучшем случае. А то и “ВЖЖЖЖ” и различные электрические наводки!! Как же с этим бороться!? А бороться мы с вами будем таким вот подключаемым плагином формата DirectX-Sonic Foundry Noise Reduction