Как известно,человеческое восприятие звука-это не совсем то,что мы видим на всевозможных
индикаторах уровней,измерителях фаз и датчиках распределения акустической энергии в пространстве.Картинка АЧХ на анализаторе спектра и значение SPL в точке прослушивания,
характеристики нелинейных искажений и уровней собственных шумов звуковых трактов-всё это полезная и нужная информация,но слышим мы УШАМИ!И как бы наши глаза(глядя не все эти 350
измерительных приборов),не пытались убедить наше сознание,что всё должно звучать так и так-слышим мы совсем другое.
Наши (человеческие) механизмы звуковосприятия и способы убедительно их обманывать,а также
усиление эмоционального уровня восприятия музыки-на мой взгляд,очень интересная и редкообсуждаемая тема.Об этом мне и хотелось поговорить.
Сразу хочу обратить внимание:все устройства,которые имеют отношения к Surround технологиям(т.е.больше 2-х каналов звука),лично мне, глубоко НЕ ИНТЕРЕСНЫ!
Я ещё,с большой натяжкой, могу понять их применение в больших кинотеатрах,где 95% зрителей
находится вне зоны стерео эффекта,но продвижение этих технологий на музыкальный и бытовой рынок-исключительно рекламный ход и попытка заставить неискушённых пользователей покупать
новые тонны акустики,усилителей и конверторов.
Какой ИДИОТ первый додумался,что если источник звука должен(к примеру)находится сзади,
слева и немного сверху-ТАК ПОВЕСЬТЕ ТУДА ДИНАМИК?А если таких направлений скажем 148,то
значит вешай 148 динамиков по одному для каждого направления!!!Производители акустических систем,ясное дело,в поросячем восторге от этих теорий,но по взрослому,ПОКА У ЧЕЛОВЕКА
2 УХА,ТО ВСЯ ЭТА КАША ОТ 148-ми ДИНАМИКОВ СМЕШИВАЕТСЯ В 2 КАНАЛА И ПОСТУПАЕТ В МОЗГ,КАК
СИГНАЛ ИЗ ПРАВОГО И ЛЕВОГО УХА-И ВСЁ!!!!!!!Естественно,плюс часть спектра НЧ,которую мы воспринимаем телом,как механические колебания.Думаю не стоит говорить,что при использовании
необходимых технологий,можно моделировать любую акустическую обстановку при помощи всего 2-х КАНАЛОВ.Поверьте мне,будущее только за 2-х канальными системами звука,а всякие 148+1-это
понты для приезжих!
У стерео сегодняшнего дня есть один основной недостаток:это перекрёстное,акустическое
взаимопроникновение каналов.Традиционное(равносторонний треугольник)расположение мониторов,
это не лучшая отправная точка для движения по пути моделирования 3D пространства в 2-х каналах,но думаю со временем,всё станет на свои места.
Да что стерео?Огромная масса музыки и сейчас слушают в моно(ТВ или когда дистанция до
мониторов более чем в 3 раза превышает расстояние между мониторами)и вы слышите,как
некоторые миксы через 2-х дюймовый динамик вашего телевизоа звучат лучше чем другие в 3-х
полосный,активный Genelec.Совсем недавно я слушал WAV-ки к игрухе DRACULA 2 и лишь минут через 15 поймал себя на мысли,что все они МОНО!?Открыл и точно моно,да ещё и 22kHz оцифровки!!!Первое желание было:бросить заниматься звуком раз и навсегда,но потом вспомнил
слова своего тренера по футболу(это было в детстве)он всё время повторял:"не бойтесь мяча,от него ещё никто не умирал,а если вы боитесь противника,так переходите в волейбол,там противник за сеткой".Сразу одумался,но вопросы остались и их масса.
Во многом это вопросы именно психоакустики.
Вот ещё вопрос,который не имет смысла обсуждать.Расхожий принцип,что ХИТ ЗВУКОМ НЕ ИСПОРТИШЬ-конечно чистая правда,но лично я могу заинтересоваться материалом,например за то,
что он качественно и интересно сделан,а не только ложится на слух через 5 сек прослушивания.
Да и любимый фильм(в качестве 20-й перезаписи с VHS на VHS)способен порадовать не многих.
Одним словом качество-это важно(ну конечно без маниакального фанатизма).
Всех,у ког есть вопросы на эту тему и кому есть,что поведать миру о своих наблюдениях,милости прошу пишите-пообщаемся.
Хоть написано давно, но мне есть что поведать и чем возразить на некоторые утверждения.
Итак, тот факт что у нас всего два уха и в мозг идёт соответственно информация всего с двух каналов звука никак не отменяет факт наличия у человека способности в той или иной степени определять положения источников звука в пространстве не только по величине угла отклонения от горизонтальной прямой, перпендикулярной оси расположения ушей, как это происходит при регулировке баланса в стерео.
Так вот, если разобраться, каким образом удаётся это дополнительное положение распознать, то станет понятно, что факторы, влияющие на его определение не ограничиваются только разностью громкости в левом и правом ухе, и даже не ограничиваются разностью фаз, обусловленной задержкой, возникающей из-за микроскопической разницы во времени достижения звуковой волной левого и правого уха.
А именно, это самое дополнительное положение в пространстве определяется разницей отражений звука от ушной раковины в зависимости от положения источника звука в пространстве. И именно благодаря отражению и поглощению звука ушной раковиной мозгу удаётся распознать положение источника звука не только по углу отклонения относительно той самой горизонтальной оси зрения, а в любой точке окружающего пространства с той или иной точностью, где-то более точно, где-то менее.
А вот это самое влияние ушных раковин на звук цифровыми способами хорошо имитировать пока не удаётся.
Записи, в которых это влияние учитывается, возможно сделать например специальным устройством, имитирующим голову человека и его уши, где вместо барабанных перепонок стоят микрофоны.
Такие записи называются бинауральными.
Они в какой-то степени решают эту задачу, но качество их ограничено возможностями и качеством используемых микрофонов, которого вполне хватает для спецэффектов, но явно маловато для большинства насыщенной музыки с богатой звуковой палитрой аранжировки.
Нет, конечно есть попытки имитировать бинауральный эффект в виде некоторых плагинов и даже автономных приборов, но все они в той или иной степени имеют два заметных недостатка:
1) Положение источника звука в пространстве с их помощью более-менее читается только при имитации движения источника звука, а стоит это "движение" остановить, как положение источника звука перестаёт быть читаемым, чего в реальной ситуации не происходит.
2) Все эти цифровые имитации бинаурального звука очень заметно влияют на качество исходного звука, и разумеется негативно.
Получается что остаётся единственный способ создать полноценную пространственную картину окружающего звука, и этот способ - именно Surround системы, воспроизводящие более двух каналов звука.
Только для полноценного музыкального применения стандартных киношных форматов, таких как 5.1 и 7.1 будет явно мало, а разработанный позднее Dolby Atmos в силу специфики своих задач, не учитывающих задачи музыкальные, также годится больше для киношных спецэффектов.
Нет, дело тут не только в количестве динамиков. Очень большого их количества для музыки не требуется, так как во-первых, уши человека не могут точно распознать и соответственно различить положения в пространстве близко расположенных 148 источников звука, да и в музыке такого количества их не требуется, во всяком случае одновременно, а во-вторых, в тех самых горизонтальных секторах размером 60-90 градусов от оси зрения, в которых сейчас рекомендуется располагать стерео системы, положения источников звука можно задавать таким же фантомным способом, как и в стерео, как спереди, так и зеркально сзади, то есть обычное стерео может являться частью музыкальной Surround системы.
А вешать отдельные динамики нужно только в те зоны, где фантомные образы источников звука создать невозможно с помощью разницы громкости и фазы в стерео динамиках. И вешать их нужно вполне определённое оптимальное количество и во вполне определённые оптимальные места...
И хоть я не тот идиот, который придумал вешать отдельные динамики для создания дополнительных положений источников звука в пространстве, но я - тот идиот, который придумал как это сделать оптимально именно для музыкального применения.
И я - тот идиот, который не только разработал такую систему, но и собрал её, и через некоторое время будет готов её продемонстрировать, при чём не только в студийном, но и в концертном применении.
Не буду обещать что это будет очень скоро, так как в этом есть определённые трудности, а действую я один, но в обозримом будущем это обязательно случится, если какой-нибудь форсмажор мне не помешает.
А до этого момента я с подробностями пожалуй подожду.