Психоакустика

  • Автор темы Автор темы ZaSaDa
  • Дата начала Дата начала
Братья Апачи,вроде наконец отправил Cardiologue на мыло этот Q-TOOLS,на дампе
лежит только кусок 179 kB,не обращайте внимания,настоящий 1,6 MB или больше.

Извините,такая жопа с инетом cегодня :( :( :(
 
Cardiologue

Данке,от всего психоакустическиозабоченного сообщества музыкальных маньяков.
 
2 all

Это копия статьи,которая находится в конце 1-й страницы этого раздела,т.к. все обычно заходят на последнюю в списке и могут упустить детали инсталяции и анализа Q-TOOLS AX v1.0 от 18 янв.1997г.
И не подумайте плохо,мне просто интересно ваше мнение об этом "ископаемом" и,как я поннимаю,пока единственном в своем роде.

QTools AX уже в дампе,в 2-х частях QTools AX1.part1.rar и QTools AX1.part2.rar
Юзайте,говорите своё мнение и рекомендации по использованию.Обязательно попробуйте на общем миксе(иногда супер,иногда лажа полная)
зависит от микса и от его фазовых особенностей в разных частотных диапазонах,а не только фазы комплексного сигнала,которую показывает измеритель корреляции.

В Q-TOOLS AX сразу 3-и приблуды.Меня больше всего интересует QXpander,он единственный
более или мение разумно работающий и только он рассчитан,на стерео вход .Остальные
:Q123(очень странный создатель псевдостерео)и QSys(ещё более еб...тый 3D панер).
Они для моно на входе и стерео на выходе и работают (ИМХО) с абсолютно непредсказуемым результатом на выходе.
Две крутилки,а ZaSaDa в недоумении,что происходит со звуком и фазой...- это не поддаётся разумному анализу,но может в этом и фишка?-cами решайте.

Да,так вот про QXpander-это совсем не EDISON EX1,но думаю разработчики думали о подобном
эффекте.Центр и вправду проваливается,но со значительными спектральными изменениями сигнала.
Его потом конечно можно подкорректировать EQ,для компенсации изменений,но это гемор конкретный,да и эффект ослабляет значительно.Одним словом,это может иметь применение,а как
именно-дело экспериментов.


Install под XP:

1. В setup.exe,в свойствах установить совместимость с WIN 95(иначе ДУЛЯ!)

2. Он начнёт крыть вас матом на предмет отсутствия у вас Active Movie и вообще,что
на вашем Spectrum ZX или WINDOWS 3.1 он работать не будет.

3. Спокойно покажите ему в монитор кулак,через руку в локте(или средний палец,у кого
остальные стёрлись от клавиш)и соглашайтесь со всем,что он будет утверждать.OK-и всё!

4. Кого он затрахает раньше,чем поможет получить грэмми в области звукоинженерии,Uninstall
в меню Пуск в Q-Sound.

5. Manual есть,но пишут всякий бред и никаких реальных примеров по применению.
 
Помниться, у меня с этой плюхой были праблы в 98-м и Милениуме - сносил он башню программам типа ВавыЛабы и Каки-Ваки, в которых я эти КуТулз открывал... Но это так, для информации... Надо, кстати, глянуть, они у меня дома должны быть - может посвежее версия будет...

По М-С технологии. Ну, с этим-то теперь более-менее понятно. А практическое применение? И что можно получить на выходе? Ведь наверняка кто-то пользуется этим приемом... Для чего лучше применять М-С? И каковы плюсы?
Блин, а не проще мне порыться в "звукореже".... Долго, да и собирать инфу придется по кусочкам... Да и про применение в комп записи там ни слова....
 
Кто-то может и пользуется. Я крайне редко. Просто возвращаясь к вопросу Засады используя этот способ, можно в моно составляющей вырезать эквалайзером тот участок в сигнале, куда хочется поместить голос.
Да, забыл. Для S канала нужно использовать два вавеса последовательно. Один оставляет собственно S, а другой инвертирует один из каналов.
 
2 ALL

Я никогда раньше не ставил эксперименты с M-S,потому,что считал этот принцип
применим только для микрофонной техники записи живых(не электрических)инструментов и
вокалов.Кроме,как микрофонами это не сделать ничем.
M-S (MID & Side) это изначально как бы совсем не стерео,а два моно канала(Центр и стороны)
и для получения обычного стерео берётся сумма и разноcть этих сигналов.

Я могу ошибаться,но ИМХО это преобразование имеет смысл,если на вход того же S1-Imager подать изначально M-S сигнал,тогда вход настраивается под M-S(а не L-R)и всё OK!
Но я никогда не писал по принципу M-S,а если обычное стерео превратить в сумму и разность
L и R то лично я не знаю,что потом с этим багайством делать!?

Я попытался эксперементировать с двумя S1-Imager и не вдаваясь в подродробности скажу,что
нечего интересного и практичного у меня не получилось.

Если у кого-нибудь это получается-напишите,что нужно делать и какой результат в итоге
нужно услышать.Не забывайте хоть о частичной моносовместимости микса.

Если г-н tenor поделится своими мыслями по использованию M-S более конкретно,думаю всем будет интересно.Я пока ничего не смог добиться в этом плане и советовать не могу.
 
tenor

Спасибо огромное тебе за хорошую идею,но у иеня SX2.02 и Waves 4.0 и твой проект
открылся без S1 ,почему-не знаю.Может у тебя не 4.0?Или у меня какой глюк?
Я понял твою идею,но не понял как именно ты работаешь с M и S,а так же включаешь 2 S1 последовательно.Я никогда не активирую M-S вход.
Я делал немного другой эксперимент.Он в дампе (msprj 2.cpr).
Может ты это и имел ввиду,просто другим способом?
Очень интересно разобраться именно в твоём варианте включения.
 
Ты знаешь, в дампе не вижу.
А подключаешь через WaveShell?
А какая версия оболочки? У меня вроде как 4.0.1.0.
Скину-ка я по старинке просто картинки в дамп.
- s1pics.zip


А работаю, если работаю так же как и с любым другим звуком.
Но связываюсь с этим делом крайне редко так как особой необходимости пока не было.
 
tenor

Прости бога ради,может сейчас у меня на дамп получится закинуть.
 
tenor

Вроде на дампе,даже скачать попробовал.(msprj 2.cpr)
Картинки понял.Спасибо.
 
Цитата из Медведева и Трусовой (или из Медведевой и Трусова, точно не помню:(



MS-эквализация


Итак, создадим определенную цепочку plug-ins. (Если предварительно треки были распределены по группам, то целесообразно применить последующую обработку к группе.)
Напомним, что в Output-канале сигнал стереофонический. Следовательно, для его обработки можно применить MS-эквализацию. Обычная LR-стереофония преобразуется в MS (Middle-Side) простым суммированием и вычитанием.
После преобразования суммарный канал — М — "отвечает" за центр, а разностный — S — за окружающее звуковое пространство. Их раздельная обработка является основой MS-эквализации.

Примечание
MS-эквализация — процесс, состоящий из последовательных действий: преобразования LR в MS, раздельной обработки каналов MS-эквалайзером, выполнения обратного преобразования в LR.

Она по своему действию существенно отличается от обычной эквализации, т. к. позволяет управлять звуковым пространством более эффективно (регулировать ширину стереобазы по частоте, выделяя звуковые планы, и т. п.).
Один их способов реализации MS-эквализации в SAWStudio — это цепочка plug-ins фирмы Waves (www.waves.com): Waves SI-MS Matrix (преобразование в MS), Waves-QlO Paragraphic EQ (в режиме раздельного регулирования каналов), Waves SI-MS Matrix (обратное преобразование в LR).
Их настройку удобно производить, приглушая по очереди суммарный М- и разностный S-сигналы с помощью регуляторов секции Input или Output эквалайзера Waves-QlO Paragraphic EQ.
Вместо эквалайзера Waves-QlO Paragraphic EQ можно использовать Waves Renaissance Equalizer REQ 6 bands, который также поддерживает раздельную регулировку по каналам (иногда этот вариант даже предпочтительнее).

Примечание
MS-эквализация является составной частью общей технологии MS-мастеринга, подробно описанной у Боба Катца (Bob Katz) ("The secret of the mastering engineer"). Его статьи размещены на сайте http://www.digido.com. Вполне возможно, подойдя к этой технологии творчески, применять ее для MS-эквализации групп.

Совет
Результаты получаются лучше, если частоты регулирования и добротности полос эквалайзера М- и S-каналов не совпадают.

Можно усложнить обработку, заменив в цепочке последний модуль Waves SI-MS Matrix на Waves SI Stereo Imager
 
Кац еще и про компрессию писал.
Собственно если напрячь воспоминания, у него то я и слямзил эту идею.
 
Ух ты... здорово! Проделал все по методу, описанному Ray-ем. MS Matrix-> REQ 6 bands-> MS Matrix. И правда, середину можно расчистить, сигнал идет только по краям. Особенно интересно наблюдать результат этого метода подключив в конце (после этой связки) PAZ Position. Попробуем применять...
 
Представьте себе кол-во необходимых подгрупп и сложность конфигураций,для реализации
таких преобразований в аппаратных пультах,да ещё плюс неменуемые задержки в конверторах и
аналоговых усилительных каскадах,вот когда скажешь Steinberg-у спасибо.Дурят конечно на счёт
full delay компенсации,да и если бы посылы были с управляемой панорамой и с инвертором фазы(это
я размечтался конечно)зато все MS преобразования можно было делать без MS совместимых устройств!!!
На голой коммутации и инверсии.Может доживём до этой благодати?
 
Хочу предложить муз.маньякам ещё одну тему,тесно связанную с психоакустическими особенностями
восприятия человеческого уха,а именно:

Сдвиг фазы в комплексном МОНО или СТЕРЕО сигнале на определённой частоте или в полосе частот.
Перевожу с русского на нормальный:

Пример:берём комплексный сигнал,делим на несколько частотных полос(напр:20-250Hz,250-2000Hz,
2kHz-6kHz,6kHz-20kHz)и вносим задержку например в диапазон 2kHz-6kHz.Задержка маленькая,от
нескольких мкс(микросекунд)до 3мс.Одним словом-влияем на фазу,а не добиваемся заметного отставания
этой полосы от остальных.
Это тот момент измерений,который очень мало учитывается из-за отсутствия приборов,для его замера.
Не измеритель фазы,не аналайзер,не измеритель уровня не покажут никаких различий,а вот на слух разница огромная!Вы наверно слышали как по разному работают многополосные компрессоры с микрозадержками в различных полосах частот и без них?Вы можете хотеть задрать ВЧ с помощью такого компрессора и на аналайзер уже страшно смотреть,а звук тупой и далёкий потому,что ВЧ задержан относительно НЧ спектра и звук кажется далёким.Конечно в этой области экспериментировали и SPL и Aphex и BBE,но что нам их эксперименты,если в софте нет ничего подобного.Или я ошибаюсь?

На этом принципе основаны эквалайзеры и энхэнсеры,которые изменяют человеческое восприятие
частотного баланса(например подъём ВЧ или НЧ)без изменения вида АЧХ в анализаторе спектра!.

Понятно,что по этому принципу можно сдвигать источники звука по плану,т.к. в воздухе НЧ распостраняется быстрее ВЧ,то внося задержку в ВЧ спектр звука(относительно НЧ) источник кажется дальше,а в НЧ наоборот ближе к слушателю.

Вопросов несколько:
1) Встречал ли кто софт дилэи с задержкой меньше 1 мс(хотя-бы по 0.1 мс,лучше ещё подробней)?;
2) Встречал ли кто софтовые устройства,основанные на этом принципе с возможностью их осмысленного применения?;
3) Может кто-то использует этот эффект на практике?Поделитесь своими соображениями.
 
Cardiologue

Отцы! Чет не парю фишку MS эквализации по полной!
Объясните, Waves SI-MS Matrix кидает M в один канал, а S в другой?

Да.М-в левый,S-в правый.Но правильней использовать терминалогию сумма и разность каналов,т.к.
понятие MS-это в первую очередь из старой микрофонной техники стерео записи(без стерео микрофонов)
во всяком случае мне всегда так казалось.
 
ZaSaDa
что то такое было помоему было в "SCULPTURA 1.0 & TONE Four 1.0 Mastering Tool", там вроде раздельный 9 полосный эквалайзер на каждый канал, где каждую частоту можно по панораме двигать и какие то задержки в каждую частоту вносить,
ЗЫ хотя давно это было может я что то и попутал уже.
 
Cardiologue Данке.

P00H
Ты ничего не напутал-SCULPTURA от AMSB.Очень старая и очень интересная прога во многих смыслах.Пользуюсь ею регулярно,когда кажется,что уже отмастерил-отдохнули уши 15 минут,покрутил скульптуру,сравнил с первым вариантом и охудел.

НО,как не странно,именно задержки в ней не делаю никогда,т.к. они сразу большие,да и нет индикации,
на сколько именно сдвигаешь :( а это необходимо учитывать для синфазности или её отсутствия.
 
Позволю себе немного отойти от темы в другую сторону. Я где-то читал что, разные частоты вызывают различные эмоции у слушателей. Например очень низкие частоты могут вызвать депрессию а высокие (переходящие в ультразвук) наоборот - прилив адреналина. Кстати я своими глазами видел что, Окенфольд всегда добавляет высоких частот на микшере в течение всего сета.
 
мда ..стереоимаджер это вообще больная тема ...особенно для гитаристов.....одно время ....мне очень нравился..logic stereo spread .....аналогов я ему не нашел ..хотя может тогда когда я сидел в лодже был совсем глухой :ph34r: ))))

waves не нравиться вообще......

где бы найти такую простую и сочную прогу))....
 
2 ALL

Стерео это хорошо,но как я уже говорил,если плохо звучит в моно,то всякие стерео хитрости не особо
улучшат ситуацию.

Повторюсь с новой темой для обсуждения:сдвиг фазы на некоторых частотах комплексного моно
или стерео сигнала,и связанные с этим психоакустические эффекты(не панорамирование с использованием задержки в каналах,а изменение слышимых характеристик АЧХ в первую очередь)

Подробности читай выше(ZaSaDa 22 мая)
 
ZaSaDa Очень экономично и наглядно получается вместо дилэя использовать свой секвенсор - копируешь трэк, сдвигаешь клип на сколько захочешь мс (или сэмплов) ставишь в инцерт эквалайзеры, рулишь громкость и панараму. Качество и точность - максимально возможная.
 
Antonio

Чистая правда,но если используется вирт синт и ты хочешь,не перегоняя в аудио,поизвращаться с
задержками частотных полос,тут уже без специальных многополосных дилэев не обойтись.
 
Большинство эквалайзеров влияют на фазу, и как мне кажется,вносят некоторые задержки в регулируемую полосу частот. Например, waves Q определённо отдаляет звук при понижении высоких шельфом. Но без мазы пытаться приблизить подъемом тех же частот, лучше придавить всё остальное, шельфом низких.
Большая проблема- кроссоверы. Меня сильно смущает то, что они делают со звуком. Стараюсь вообще не использовать многополосные штуковины.
 
jo0hn

Большинство эквалайзеров влияют на фазу, и как мне кажется,вносят некоторые задержки в регулируемую полосу частот. Например, waves Q определённо отдаляет звук при понижении высоких шельфом

Ладно при понижении ВЧ,а то тот же эффект при их поднятии :( Конечно любой EQ с фазой в полосе
редакции или в соседних с ней частотах делает непредсказуемые вещи,но есть EQ не влияющие на фазу и даже аппаратные!
Из Waves LinMB и LinEQ наиболее корректные в смысле сохранения первоначального соотношения фаз,и самое приятное,что это слышно!!!!!!!!!!!
А то запустишь микс через С4,а после него атаки отстают от тела звука на хрен знает сколько.Приборы ничего не показывают,а рак уха можно получить на раз.
 

Сейчас просматривают