Резонатор Гельмгольца. Цилиндр или панель? (6 онлайн)

3p.station

Member
6 Май 2009
179
17
18
Мюнхен
Привет, собираю студию. Больше всего гудит 50 и 60 герц. Не хочу забивать пол стены минватой и думаю поробовать обойтись резонатором. Есть калькулятор http://www.acousticmodelling.com/helmholtz.php для панелей, но никак не могу найти подобное для цилиндрического, я так понимаю его можно сразу так сделать чтобы и частоту можно было корректировать.
У кого есть какая инфа, поделитесь плиз по этой теме.
1) нашел инфу что цилиндрически более эффективный, это правда?
2 )формулы-калькулятор
3) какие материалы выбрать (для самого цилиндра)
4) лайфхаки если есть
всем пасиба и творческих потоков!
 
Вот что сейчас имею, на 50,60,100грц ревер полторы секунды. есть ли смысл пробовать этот ревер резонаторами гасить? или сделать 30см толщиной 140кг/м ватные суперчанки?
1757139962284.png
 
для панелей, но никак не могу найти подобное для цилиндрического
вам зачем цилиндрический? он него толк будет если только сидеть на нем :)

геймгольц лучше не применять в студиях так как он инерционный. ему надо какое
то время, чтобы войти в резонанс и начать подавлять какие то частоты.
и ему надо время чтобы резонанс закончился, когда закончится основной сигнал.
на 40-50Нz время время инерции будет составлять несколько миллисекунд.

вообще геймгольц используют в основном в виде панелей (типа ППГЗ) и размещают
по всей площади. суть тех же ППГЗ в том что при правильном монтаже они узкодобротно
поглощают звук в районе 600Hz. и если обшить этими панелями какое нибудь помещение,
то в реверберационном хвосте как бы вырезается беллом 600Hz. при этом заметно
повышается разборчивость речи и не глушится акустика помещения. это
специализированное решение для конференц залов, аудиторий и т.д.

+ это эффективно работает только если вся площадь стен (и возможно потолка)
покрыта такими панелями. если мы везде разместим вату, то заглушим реверберацию.
а если поверх минваты разместим перфорированные панели, то оставим реверберацию,
но вырежем из нее какую то частоту (частоту резонанса).

с "бутылкой", она будет эффективно что-то поглощать только на небольшом расстоянии
вокруг себя. поэтому или сидеть на ней или она совсем не нужна. :)
 
  • Love
  • Like
Реакции: 02_Goliaf и Denis12308
вам зачем цилиндрический? он него толк будет если только сидеть на нем :)

геймгольц лучше не применять в студиях так как он инерционный. ему надо какое
то время, чтобы войти в резонанс и начать подавлять какие то частоты.
и ему надо время чтобы резонанс закончился, когда закончится основной сигнал.
на 40-50Нz время время инерции будет составлять несколько миллисекунд.

вообще геймгольц используют в основном в виде панелей (типа ППГЗ) и размещают
по всей площади. суть тех же ППГЗ в том что при правильном монтаже они узкодобротно
поглощают звук в районе 600Hz. и если обшить этими панелями какое нибудь помещение,
то в реверберационном хвосте как бы вырезается беллом 600Hz. при этом заметно
повышается разборчивость речи и не глушится акустика помещения. это
специализированное решение для конференц залов, аудиторий и т.д.

+ это эффективно работает только если вся площадь стен (и возможно потолка)
покрыта такими панелями. если мы везде разместим вату, то заглушим реверберацию.
а если поверх минваты разместим перфорированные панели, то оставим реверберацию,
но вырежем из нее какую то частоту (частоту резонанса).

с "бутылкой", она будет эффективно что-то поглощать только на небольшом расстоянии
вокруг себя. поэтому или сидеть на ней или она совсем не нужна. :)
да я уже понял что это было мимо. в итоге перечитав кучу кучу всего сделаю низкочастотные конверсионные поглотители в углы.
всем спасибо за внимание, как сделаю постараюсь сделать замеры до и после и выложить
 
геймгольц лучше не применять в студиях так как он инерционный. ему надо какое
то время, чтобы войти в резонанс и начать подавлять какие то частоты.
и ему надо время чтобы резонанс закончился, когда закончится основной сигнал.
на 40-50Нz время время инерции будет составлять несколько миллисекунд.

вообще геймгольц используют в основном в виде панелей (типа ППГЗ) и размещают
по всей площади. суть тех же ППГЗ в том что при правильном монтаже они узкодобротно
поглощают звук в районе 600Hz. и если обшить этими панелями какое нибудь помещение,
то в реверберационном хвосте как бы вырезается беллом 600Hz. при этом заметно
повышается разборчивость речи и не глушится акустика помещения. это
специализированное решение для конференц залов, аудиторий и т.д.

+ это эффективно работает только если вся площадь стен (и возможно потолка)
покрыта такими панелями. если мы везде разместим вату, то заглушим реверберацию.
а если поверх минваты разместим перфорированные панели, то оставим реверберацию,
но вырежем из нее какую то частоту (частоту резонанса).
Прошу прощения за офтоп, но изложенные здесь тезисы камрадом @Andrew_S., бесподобны! Давненько я не читал более толкового и столь краткого описания сразу нескольких сложнейших явлений.
Для людей, не слишком волокущих в акустике - просто клад!
 
  • Like
Реакции: 3p.station
Хм... то бишь вот это всё не работает что ли?
У автора темы вроде как более чем сработало... именно для миксрума.
 
Хм... то бишь вот это всё не работает что ли?
Да нет, работает, но в некотором роде специфично...
Вот цитата от @Andrew_S.:
вообще геймгольц используют в основном в виде панелей (типа ППГЗ) и размещают
по всей площади. суть тех же ППГЗ в том что при правильном монтаже они узкодобротно
поглощают звук в районе 600Hz. и если обшить этими панелями какое нибудь помещение,
то в реверберационном хвосте как бы вырезается беллом 600Hz. при этом заметно
повышается разборчивость речи и не глушится акустика помещения. это
специализированное решение для конференц залов, аудиторий и т.д.

+ это эффективно работает только если вся площадь стен (и возможно потолка)
покрыта такими панелями. если мы везде разместим вату, то заглушим реверберацию.
а если поверх минваты разместим перфорированные панели, то оставим реверберацию,
но вырежем из нее какую то частоту (частоту резонанса).


Промышленно эти панели выпускаются и используются очень давно, и у них есть особенность: их эффективность лежит в диапазоне от 300 Гц до 1 кГц. Это не означает, что ни ниже ни выше не сделать - сделать можно, но ниже 300 их размер станет угрожающе большим. А выше 1 кГц - нет смысла: обычный мохнатый стенной ковер справляется на этих частотах не хуже. По этому, их выпускают для того диапазона, где они показывают себя наилучшим образом.
Вторая особенность: площадь. Что бы панели "показали себя во всей красе", ими покрывают все стены (и иногда и весь потолок, если комната небольшая).
Третья особенность: они не поглощают "все на ухнарь". Их рассчитывают на поглощение части энергии (60-80% или 8-15dB), потому, что задача стоит не "все сожрать" в этом диапазоне, а оставить известную часть реверберации помещения на этих частотах. Подбирается эта мера на слух между разборчивостью и сухостью речи, и регулируется площадью покрытия.
 
эффективность лежит в диапазоне от 300 Гц до 1 кГц. Это не означает, что ни ниже ни выше не сделать - сделать можно, но ниже 300 их размер станет угрожающе большим
В вышеуказанной теме как раз с низом в итоге было всё в полном порядке, емнип. Прям чуть ли не абсолютный ровняк от 20 гц - и ахч, и затухание.
 
В вышеуказанной теме как раз с низом в итоге было всё в полном порядке, емнип. Прям чуть ли не абсолютный ровняк от 20 гц - и ахч, и затухание.
Да, я читал... Но там же, в той же ветке есть высказывание, что в каком то одном месте комнаты можно снять линейную АЧХ, а в полуметре от этой точки - уже нет. Безусловно, после того как такую конструкцию "запилили", то сразу стало лучше, чем было - факт! А на сколько? Может, в том же месте и до того АЧХ была не такая уж и ужасная? Но главная проблема здесь в повторяемости: все помещения сильно индивидуальны, что "сработало" в одном, может и вовсе не сработать в другом.
Низкие частоты в небольшой комнате - очень серьезная и почти неустранимая проблема, решить которую можно лишь частично.
Если говорить о "Гельмгольце" в свете низких частот, то есть об объеме с узким горлом, то у такого типа поглотителей есть несколько своих особенностей:
эффективность поглощения тем выше, чем выше добротность;
время "раскачки" и "хвост" послезвучания тем больше, чем выше добротность.
Здесь остановлюсь по подробнее:
Любой резонатор напоминает качелю в парке: посадил ребенка, начал толкать. С первым толчком - тяжело, со вторым - легче, и далее - пошло дело. Так же и "Гельмгольц" - фронт пришел, отразился почти весь, следующий - уже только половина, и на третьем - затихло. Звук закончился, а резонатор еще продолжает колебаться, и на некоторое время становиться сам источником затухающего звука.
И, наконец, третья особенность: "работает" такой поглотитель в весьма ограниченном пространстве: там, где пучность давления. Он превращает энергию давления в скорость (надеюсь, эти акустические понятия Вам знакомы). Опять позволю себе цитатку от туда же:
...с "бутылкой", она будет эффективно что-то поглощать только на небольшом расстоянии вокруг себя. поэтому или сидеть на ней или она совсем не нужна. :)
 
Короче, пока не разубедили как-то... Буду делать ППГЗ-С, как и планировал - потом выложу замеры и вместе поржём :)
Если задача в "низкой средине" - ППГЗ-С справятся хорошо, и это "слышно" и ушами и микрофонами. Если задача в низкочастотных стоячих волнах комнаты - никакие ППГЗ-С Вам не помогут. Здесь лучше всего (но, увы не абсолютно) справятся мембранные поглотители.
 
Почему они помогли автору той темы?
А где Вы собственно увидели, что они автору помогли? В этой же ветке отписался камрад @Igor Burenko. Вот его результат:
Привет всем
Кароче вот первые результаты тестов построенной контрольной. пока нажаль на словах!
В целом результат оправдал ожидания. Саундстейдж с четкой локализацией, сразу посыпались кучи ошибок прошлых работ которые делал на старом месте, прозрения по каждой сделанной работе в старой комнате.
Сейчас есть проблема на 80 45 гц и 130 гц. Это все приблизительно конечно. Опять таки при перемещении по комнате взад вперед эти косяки вылазиют в большей или меньшей степени. Поэтому следующий для меня шаг поиск точного места расположения рабочего места и мониторов. Пока что самое лучшее что нашел - это золотое сечение для мониторов и равносторонний треугольник между мной и мониторами. Но все же надо с микрофоном прозвонить всю контрольную.
Далее уже найду оптимальное место и буду настраивать комнату НЧ поглотителями конферсионного типа - с мембранами.
Проблем от 140 до 20кгц не обнаружил.

Еще вопрос к знающим. На месте зв-ра в принципе довольно ровная АЧХ - а сзади мониторов около стен - низ просто как будто там саб стоит. Кто что скажет - это так и должно быть? Задняя стенка поспокойнее но там низа тоже поболее чем в зоне прослушивания - но сам спектр даже невооруженным ухом слашен нелинейный -
но в целом - скажу со 100% уверенностью что обрабатывать помещение обязательно если хочешь заниматься по настоящему музыкой а не дро,.ить неизвестно что. Никакие суперкрутые мониторы не заменят хорошо обработанное помещение. Еще и еще раз призываю всех заниматься в первую очередь помещением потом мониторами - а не наоборот.
К слову на моих КРК стала очень четко видна середина и низкая середина то что я раньше на них не слышал после Энесок. Сегодня понял что V8 - все же хорошая модель.
< Сейчас есть проблема на 80 45 гц и 130 гц
То есть, самый низ. И если с 130-ю герцами можно справиться "адресно" - попытаться найти и ликвидировать причину, то 45 и 80 Гц типичная "стоячка" в комнате и "дырочками" ее не уменьшить.
 
Если задача в "низкой средине" - ППГЗ-С справятся хорошо, и это "слышно" и ушами и микрофонами. Если задача в низкочастотных стоячих волнах комнаты - никакие ППГЗ-С Вам не помогут. Здесь лучше всего (но, увы не абсолютно) справятся мембранные поглотители.


По последней ссылке читать внимательно, все сообщения, от Jens Eklund. Добавлю, резонатор который показан в видео, рассчитывал Jens Eklund.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: max-owl
Спасибо, @solo541, у Вас не только книжки зачетные в "Букваре"! :) "Водопады" в характеристиках - это то что нужно, что бы понять работает ли, где и как...
0,6 метра от стены, 4 в длину и 2 в высоту! Грандиозный резонатор двойного действия: щели разной ширины между планками - Гельмгольц, сами планки - мембранного действия.
 
Спасибо, @solo541, у Вас не только книжки зачетные в "Букваре"! :) "Водопады" в характеристиках - это то что нужно, что бы понять работает ли, где и как...
0,6 метра от стены, 4 в длину и 2 в высоту! Грандиозный резонатор двойного действия: щели разной ширины между планками - Гельмгольц, сами планки - мембранного действия.
 
Замеры там были с REW-а...
Если взять измерительный микрофон с круговой диаграммой, и установить его посреди комнаты, он не "увидит" низкочастотный резонанс возникающий от дальних стен. Он будет находиться в зоне где давление от этого вида резонанса равно нулю. Зато его чудесно услышат "восьмерочный" и кардиоидный микрофоны. Вот в видео, которое нам любезно предоставил комрад @solo541, измерения проводились в предполагаемом месте прослушивания. В других местах картина будет другой. Прежде чем судить по результатам чьих бы то ни было измерений, следует знать и условия проведения этих измерений.
 

Сейчас просматривают