Rhodes Piano
Звучание этого инструмента неповторимо и давно уже стало классическим. Без него невозможно представить рок, поп, хаус и эйсид-джаз и много других музыкальных направлений. Звук классического образца можно слышать в записях Passport, Incognito, Crusaders, Weather Report, Earth, Wind&Fire, Чика Кореа (Chick Corea), Херби Хэнкока (Herbie Hancock), Джорджа Дюка (George Duke).
Изобретатель Гарольд Родес (Harold B. Rhodes) сначала был прекрасным учителем музыки. В 20-летнем возрасте он основал "всеамериканскую" сеть музыкальных школ, в чем немало преуспел: "метод Родеса" по обучению игре на фортепьяно до сих пор заслуженно востребован.
Но с началом Второй мировой войны он записался добровольцем. Руководство решило использовать талант педагога, и Родесу поручили обучать музыке пациентов военных госпиталей. Для таких учеников нужен был особенный миниатюрный инструмент, дешёвый и надёжный. В 1942 году он создал такой: первые экземпляры в условиях военного времени собирались из запчастей отслуживших самолетов. "Пианино ВВС" (Army Air Corps Piano) представляло собой акустический инструмент: "струнами" служили алюминиевые трубы из гидравлической системы самолетов, выпрямленные и нарезанные на отрезки соответствующей длины, подобно ксилофону. Клавиатура в две с половиной октавы была сделана из древесины хвойных пород, звук извлекался ударом деревянных молоточков о трубы. Было выпущено несколько тысяч таких устройств.
После войны Родес решил повторить успех, но с коммерческим расчётом. В новом трёхоктавном инструменте Pre-Piano в качестве генераторов звука использовались камертоны (выпускаемые на фабрике игрушек) диаметром около 1 сантиметра; самый низкий был длиной приблизительно 20 сантиметров. В инструменте были установлены электростатические звукосниматели; он был снабжен усилителем и встроенным 15-сантиметровым громкоговорителем. Эта модель стоила недорого (99 долларов), но спроса на неё не было. Причина - низкое качество звучания и ненадёжность. Через два года предприятие закрылось. Однако через некоторое время компания Wurlitzer, чья продукция известна и сейчас, разработала собственный инструмент на базе изобретения Родеса. После неудачи с Pre-Piano Родес начал работать над клавишным инструментом с 72 клавишами, корпус которого напоминал кабинетный рояль. Во время рекламного турне по Америке инструмент привлек внимание Лео Фендера (Leo Fender), автора легендарных гитар и усилителей Fender. В 1959 году Родес и Фендер стали партнёрами. За шесть лет была выпущена только одна модель Piano Bass (басовое пианино). Сотрудничество оказалось неплодотворным, и Родес ушёл в компанию CBS. В 1965 появилось Rhodes Piano.
Струнами Rhodes Piano служат камертоны. Как объяснял сам Гарольд Родес: "Источником звука являются модифицированные камертоны с неравными ножками. Представьте себе закрученный стальной стержень, сдвоенный в месте расположения зубцов. При ударе по нему возникает звук, подобно камертону. Суть моего изобретения состоит в том, что я добавил зубцы с другой стороны камертона, благодаря чему его можно настраивать, перемещая пружину вперед или назад. Зубцы, выполненные из толстой рояльной струны, также более чувствительны к удару молоточков".
Последней из "классических", полностью аналоговых по методу формирования звука моделей Rhodes Piano была выпущенная в 1984 году Stage 2А. Музыканты, а особенно импровизаторы, до сих пор ценят модели Rhodes Piano за невозможность дважды сыграть две одинаковые ноты.
Гарольд Родес умер в 2000 году, а Rhodes Piano уже не выпускаются. Хотя в каждом синтезаторе есть банки похожих на Rhodes Piano звуков. Иногда они называются "электропиано". Родес придумал звучание, которое стало музыкальным достоянием двадцатого века и которому подражают и сегодня. Хэммонд и Родес начали и закончили эпоху акустически-подобных синтезаторов. В дальнейшем звучание инструментов будет нести явно синтетический характер.
А ТЕПЕРЬ ВСЕМ СПАТЬ! :biglaugh: