Признанный лучшим из ныне живущих в США скрипачей, 39-летний Джошуа Белл смог заработать, играя в подземном переходе метро в Вашингтоне, только 32 доллара и 17 центов. Он играл произведения Крейслера, Шуберта, Массне и Баха на скрипке Страдивари. За 45 минут мимо него прошли более тысячи человек, и только одна женщина узнала Белла. Эксперимент с участием знаменитого музыканта, билеты на концерты которого стоят, как правило, от ста долларов и больше, был придуман журналистами газеты
The Washington Post.
По замыслу авторов эксперимента Белл, одетый самым заурядным образом (джинсы, свитер, бейсболка), должен был провести от получаса до часа в утренний час пик 12 января 2007 года на станции L'Enfant Plazaамериканской столицы. Вокруг этой станции располагаются многочисленные здания федеральных министерств. За поведением спешащих на работу прохожих наблюдал корреспондент газеты со скрытой камерой, а тех немногих, кто остановился и бросил деньги в скрипичный футляр Белла, на выходе интервьюировал еще один журналист.
Сам музыкант был больше всего изумлен тем, что большинство прохожих даже не поворачивали голову в его сторону, как будто его не было вообще. И только станционная чистильщица обуви на станции сочла, что его исполнение было слишком громким. Авторы проекта полагали, что в Вашингтоне, одном из самых «филармонически развитых» городов Америки, Белл соберет столько слушателей в переходе, что может понадобиться полиция. Однако, как было сказано выше, музыканта узнала только одна женщина, приехавшая под самый финал эксперимента. Она положила в его футляр двадцать долларов и представилась Беллу по окончании импровизированного концерта. Эти деньги не были включены в итоговый «счет» Белла.
Что этот опыт нам даёт? А даёт он нам понимание, что в современном обществе, по разным причинам, Искусство Виртуозной Лабни абсолютно не означает автоматического признания публикой.
Как ни крути, а рентабельность музыканта Не зависит от его таланта. Это плохо!
Это плохо? А почему, позвольте спросить? Современный Мир заставляет поторапливаться человека. Играющий у входа в метро человек, как бы он не был талантлив, ассоциируется у людей с бездельником, неспособным построить свою профессиональную карьеру. Или со студентом, зарабатывающим на съём квартиры. Но играющий в опере человек, даже если он не столь талантлив, ассоциируется с успешным, а стало быть - талантливым.
Он оказался, попросту говоря, "Искусством без рамы".
Марк Лейтхаузер держал в руках больше великих произведений искусства, чем любой из королей, пап или членов семейства Медичи. Старший куратор Национальной галереи искусств, он занимается оформлением полотен. Лейтхаузер уверен, что понимает суть произошедшего с Беллом в метро. "Допустим, я вынул из рамы классический шедевр абстракционизма, скажем, работу Эллсворта Келли. Картина стоит пять миллионов. Я принес ее в ресторан, где собираются трудолюбивые ребята из Коркоран-Скул [единственный в Вашингтоне вуз, ориентированный на искусство и дизайн], и повесил на стену с ценником "150 долларов". Никто не заметит эту картину. В лучшем случае, какой-нибудь куратор скажет: "О, похоже на Эллсворта Келли. Передайте, пожалуйста, соль".
И наоборот, если взять заурядного артиста, наплести вокруг его имени разных небылиц, и потом организовать ему выступление в шикарном зале, то многие найдут такого артиста весьма выдающимся.
Именно так и поступил Энди Уорхолл с группой Велвет Андеграунд (Velvet Underground).
Энди Уорхолл был одним из первых художников, который совершенно искренне и без ложной скромности признал, что самое главное в искусстве – это его денежный эквивалент. «Успех в бизнесе – самый интересный вид искусства» – говорил он. Ибо он правильно рассудил, что публика не разбирается в искусстве настолько, чтобы отличить поделку от действительно шедевра – пока ей не объяснят, что это на самом деле модно, актуально, престижно, и, в конце концов, служит неплохим вложением средств.
Поэтому он решил, что главное для художника – это паблисити, а вовсе не качество его художественных работ. Неудивительно, что он пришел из рекламы: навыки успешных продаж любых товаров позволили ему так же успешно продавать себя, внушив зрителям, что банки с супом Кепмбелл могут быть таким же предметом искусства, как «Джоконда» Леонардо или картина «Явление Христа народу», которую художник Александр Иванов рисовал на протяжении двадцати пяти лет.
А потому, любознательные мои читатели, в современном профессиональном мире нет места для музыкантов не разбирающихся в маркетинге, или не понимающих пользу контракта с понимающим в маркетинге человеком. Читайте книжки! В них много интересного написано!
p.s.: 10 апреля 2007 года Белл, неудачник L'Enfant Plaza и лучший классический скрипач Америки, вернулся в Штаты из Европы, и получил престижную филармоническую премию Avery Fisher Prize.
Интересно, к стати:
В далеком 1970 году из частной коллекции в Лондоне были украдены картины французских художников Поля Гогена и Пьера Боннара – «Фрукты на столе» и «Женщина с двумя креслами». Больше 40 лет спустя полотна обнаружили в Италии, у местного жителя на пенсии. Владелец картин все это время даже не подозревал об их ценности. Авторство произведений искусства было установлено специалистами лишь в прошлом месяце.
В итальянском министерстве культуры представили найденные полотна и рассказали историю их исчезновения. Следователи выяснили, что почти все время с момента исчезновения картины Гогена и Боннара находились в Турине – висели на кухне в доме рабочего автомобильного завода Fiat.
В 1975 году мужчина приобрел картины на аукционе потерянных вещей, заплатив за них чуть больше 30 долларов. А на распродажу дорогие картины попали из бюро находок железнодорожных станций, расположенной на пути Париж-Турин. Вероятно, перевозимые шедевры забыли в поезде.
То, что картины могут представлять значительную ценность, заподозрил сын хозяина полотен, студент факультета архитектуры. Молодой человек с отцом обратились в отдел полиции, занимающийся вопросами культуры, специалисты которого и установили подлинность картин. Стоимость работы Поля Гогена «Фрукты на столе» оценивается в 15-35 миллионов евро, а полотна Пьера Боннара «Женщина с двумя креслами» - в 500 тысяч евро. Итальянский пенсионер даже не догадывался, какое огромное состояние украшает интерьер его кухни.
То есть картина стоит столько, сколько вложено в ее рекламу, и практически не зависит от таланта художника!
Отдельно стоило бы написать про рост стоимости картин Ваг Гога или об удачном стечении обстоятельств для
Бездомной эмигрантки из России, Эмили Замурки которая эмигрировала в США в начале 1990-х. Но это будет длинно...