Запись вокала в стерео

panmusicman

Well-Known Member
30 Янв 2008
1.627
1.974
113
42
Казань
vk.com
Всем привет! Назрел такой вот вопрос. Речь идёт о записи академического вокала. Достаточно часто вижу картину, когда перед вокалистом стоит стереопара микрофонов (см. прикрепленное видео). Кто практиковал такой подход:

- в чём преимущества и недостатки?
- какое расстояние между микрофонами актуально?
- на сколько по ширине стереобазы они разводятся в итоге, обычно?

Планируется на днях академическая запись рояль+вокал, думаю, попробовать или нет в этом смысла. Хотелось бы обсудить данный вопрос!

ps. и хотелось бы услышать мнение бывалых, в плане записи академа. Какие бы вы использовали конфигурации микрофонов для записи такого материала (в студии), рояль (концертмейстер) + вокал. Академ.

 
Последнее редактирование:
Обычно ставлю один микрофон на голос. Если состав рояль+вокал, то пара общих микрофонов на расстоянии чтобы снять картину в целом (если помещение хорошее), стереомикрофон или пара на ф-но и один на вокале (не близко, как в эстраде).
 
В студийных условиях при одном-двух вокалистах – по две стереопары на каждого вокалиста, конденсаторная и ленточная; плюс общая пара. На концертах примерно то же, но по одной паре. Плюс микрофоны зала. Если трое и больше вокалистов – по одному микрофону на солиста. Расстояние 1-1.5 м. Ширина стереобазы, как правило, не больше 40 см для конденсаторных и 20-25 см для ленточных. На мое ухо это дает оптимальный результат в плане слышимого объёма голоса и необходимых тембра/стереообраза. Панорама – полностью в стороны.
Монофонические вокалы в академе перевариваю с очень большим трудом.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: panmusicman
(см. прикрепленное видео)
Нужен инсайд от концертного звукорежа. Причина может быть хоть в банальном отсутствии другой стойки, или хитрой фазе между миками, чтобы подавить обратную связь (например). Для студийной записи решение выглядит ничем не оправданным.
 
Нужен инсайд от концертного звукорежа. Причина может быть хоть в банальном отсутствии другой стойки, или хитрой фазе между миками, чтобы подавить обратную связь (например). Для студийной записи решение выглядит ничем не оправданным.


А разве речь идёт о концерте? Или студийная запись?
 
Обычно ставлю один микрофон на голос. Если состав рояль+вокал, то пара общих микрофонов на расстоянии чтобы снять картину в целом (если помещение хорошее), стереомикрофон или пара на ф-но и один на вокале (не близко, как в эстраде).
За основу склоняюсь к такой же расстановке, но стало интересно, если всё установить так как вы описали, НО вместо 1 микрофона на вокал поставить пару. В моём случае это пара U87 на вокал в кардиоиде установленная узко, около 15см между микрофонами. Но что в этом случае будет происходить с фазами между этими микрофонами и на сколько хорошо они будут локализовываться в моно, если развести их по панораме в края.
Запись в студии. Вокалист будет находится перед роялем (так как нужна и видеосъёмка параллельно), то есть звук рояля в эту вокальную пару будет проникать весьма прилично, даже если прикрою крышку рояля на половину и вот здесь вероятно, что может быть преимущество, что рояль в вокальных микрофонах будет не в моно. Во всяком случае, один знакомый звукорежиссёр мне это описал как плюс, правда в пример привёл не рояль, а если за вокалистом оркестр.
 
Монофонические вокалы в академе перевариваю с очень большим трудом.
Вот и я хочу попробовать так, что бы вокал был не моно), с другой стороны, если на вокал будет стоять 1 микрофон, НО плюсом будет ещё стереопара общая на рояль+вокал - в ней как бы и тот самый вокал уже по определению не в моно, но пара эта будет всё таки не на вокал исключительно.
А что думаете по варианту, который я написал постом выше в ответе?
 
в кардиоиде установленная узко, около 15см между микрофонами.
Ставьте тогда уже классическую схему ORTF: угол между микрофонами 110 градусов, расстояние между капсюлями 17см. Эта схема ближе всего к восприятию звука человеческим слухом и практически не вызывает фазовых проблем.

Хорошо работает и схема Jecklin disc, но она сложнее и требует опыта/сноровки.

Общая пара - само собой, помимо чисто вокальной.
 
Последнее редактирование:
  • Love
Реакции: itzh
НО вместо 1 микрофона на вокал поставить пару. В моём случае это пара U87

Я тоже в свое время интересовался. Нарыл информацию, не знаю, достоверная или нет, что это делается для некоторого расширения стереобазы. И еще для повышения отношения сигнал\шум, так как такие микрофоны ставятся достаточно далеко от певца. И еще, что так ставить надо узкомембранные микрофоны, типа ДПА или Шопсов, у широкомембранников типа Ноймана как раз будут фазовые проблемы.
 
Поболтал, поиграл в эту вокальную пару. Послушайте, что получается на моём голосе). Надо сказать, что рояль очень и очень прилично (по громкости) захватывается с расстояния на котором они и будут в итоге стоять.

 

Вложения

Последнее редактирование:
А что думаете по варианту, который я написал постом выше в ответе?
Если есть возможность не закрывать крышку рояля даже наполовину, я бы ее использовал.

Да, это одно из предпочитаемых расположений музыкантов в студии. Но ТС нужно видео, так что не отвертеться от традиционного концертного расположения.
 
Последнее редактирование:
Попробовал записать рояль, добавил стерео пару ленточных. Крышка рояля на половину, ленточники перед ним. Запись начинается только с ленточников и переодически подключается и отключается пара вокальная, что бы было слышно, что от рояля в неё проходит, НО сейчас по уровню эти обе пары одинаковые, то есть когда будет вокалистка, однозначно, что вокальная пара будет потише.

 

Вложения

И ещё. Если у меня вокальная стереопара в 2 метрах от рояля, но эта пара очень прилично хватает звук рояля, Но я хочу поставить ещё стереопару общую на рояль и вокал (может быть и не потребуется, но так или иначе) - то её ставить (из расчёта 1 к 3) аж в 6 метрах от стереопары вокальной? Или если поставить ближе, там где наиболее нравитися звук, то я неизбежно получу эффект гребенчатого фильра?
 
Звук общей пары должен быть тем звуком, который вы хотите получить в финальной фонограмме плюс-минус. Потому она и называется общей.
 
Звук общей пары должен быть тем звуком, который вы хотите получить в финальной фонограмме плюс-минус. Потому она и называется общей.
Это всё понятно, но я же не об этом.., а о том, что если я поставлю общую так, как если бы брал с неё единственной звук - она будет весьма близко к вокальной индивидуальной стереопаре.
Можно , конечно, помудрить с компенсацией задержек, но если без этого :)
 
Она будет там, где будет, в нужном месте. Всё остальное лишь бонус, в том числе, возможность выставлять задержки на ближних. Это не попса, вы не пишете инструменты индивидуально, затем пытаясь поместить их в некое искусственно созданное пространство.
 
  • Like
Реакции: panmusicman и Вовик
НО вместо 1 микрофона на вокал поставить пару. В моём случае это пара U87 на вокал в кардиоиде установленная узко, около 15см между микрофонами.
Пробуйте, экспериментируйте… Я отвечу, почему не люблю стерео на голосе - вокалисты стоять на месте не привыкли и качаются туда-сюда… Я даже пюпитр ставлю перел микрофоном не для нот, а чтоб ограничить их движения хотя бы вблизи микрофонов. А когда микрофона два и разведены в стерео - вот тут могут быть интересные панорамные движения))) Но это только мое субъективное мнение, часто ставят два микрофона.


Если у меня вокальная стереопара в 2 метрах от рояля, но эта пара очень прилично хватает звук рояля, Но я хочу поставить ещё стереопару общую на рояль и вокал (может быть и не потребуется, но так или иначе) - то её ставить (из расчёта 1 к 3) аж в 6 метрах от стереопары вокальной? Или если поставить ближе, там где наиболее нравитися звук, то я неизбежно получу эффект гребенчатого фильра?
Это нормально, вокалист своим телом немного закроет микрофоны, но бояться проникновений не нужно. Также расстояние на таким метраже не даст фильтра, 2-3 метра уже достаточная дистанция.
И да, как писал @Выбегалло, именно звук общей пары в таких записях является основным или на равных работает с ближними. Вы не точки записываете, а исполнении в помещении. Это главное отличие от эстрадной записи.
 
  • Like
Реакции: panmusicman и dromax
Студентки.., не люблю студентов).
В общем, так записалось. Достаточно близкая запись, но мне звук не нравится с моих круговых октав 012, как общих и дело скорее даже не в 012.. У меня же не концертный зал, в моей комнате 550 куб/м средний хвост реверберационный около 1 сек (если раздвинуть шторы - будет немного больше, но со стенами менее красивей)) и как законченная акустическая среда для такого материала этого мало. Здесь я с них только взял сигнал на искусственный ревер небольшого виртуального зала, а сам их сигнал вообще в ноль. Может был смыл поставить основную пару рояльных немного дальше от рояля, к стати если покажется, что на рояле многовато низа - девки попросили добавить низка на рояльку)), немного добавил, хотя слушаю и думаю, что вероятно лишнее это.

 
Не получилось отказаться от попсового подхода к записи. Инструмент в последний раз в этом году настраивали, или ещё в прошлом?
Обычно такого плана записи делают для прослушивания куда-либо (конкурсы или учебные заведения), для этих целей сойдёт.
 
Не получилось отказаться от попсового подхода к записи. Инструмент в последний раз в этом году настраивали, или ещё в прошлом?
Обычно такого плана записи делают для прослушивания куда-либо (конкурсы или учебные заведения), для этих целей сойдёт.
По поводу настройки - я сторонник того, что бы вызывать настройщика перед записью всегда, НО я предлагаю выбор заказчику (практика показала, что закладывать этот момент в стоимость записи нет смысла) и так же предлагаю своего хорошего настройщика, который здесь это делает за половину обычной Казанской цены. Но деуки отказались. А так, да, давно рояль не писал, больше месяца (и не настраивал). Им как раз для прослушивания куда то. И они из категории клиентов, которые желают выполнить всё за 3.5 копейки.
 
Студентки.., не люблю студентов).
В общем, так записалось. Достаточно близкая запись, но мне звук не нравится с моих круговых октав 012, как общих и дело скорее даже не в 012.. У меня же не концертный зал, в моей комнате 550 куб/м средний хвост реверберационный около 1 сек (если раздвинуть шторы - будет немного больше, но со стенами менее красивей)) и как законченная акустическая среда для такого материала этого мало. Здесь я с них только взял сигнал на искусственный ревер небольшого виртуального зала, а сам их сигнал вообще в ноль. Может был смыл поставить основную пару рояльных немного дальше от рояля, к стати если покажется, что на рояле многовато низа - девки попросили добавить низка на рояльку)), немного добавил, хотя слушаю и думаю, что вероятно лишнее это.



Не омерзително. Это Уже триумпф.
Педашль шамкает, как в пестне Деди Гаги.)))

ГДЕ ДЕКА? Близковато.
Поёт зашебись.
Получилось.
 
Педашль шамкает
ГДЕ ДЕКА? Близковато.
Начал такое замечать, надо что-то с ней сделать, но пока не понимаю что.

Критиков много, свои бы работы хоть показали в таком направлении.

ps. а эти самые девы, говорили, что вызывали как-то в консу выездную звукозапись (кого не знаю), в итоге сказали - плохо получилось. Просил записи эти послушать, так и не выслали, несколько раз напоминал :Dle76: ..
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают