Как записать вокал, чтобы он звучал предельно близко и объемно?

@MAME, вот так должен звучать женский голос в лоб) Сегодня какой то кому то тест писали, нашей штатной дикторшей-вокалисткой..

Ту ТС. @Pavel Fomitchov, важен тембр, манера и позиция у микрофона. голос в лоб. Если всё перечисленное есть, всё получится.
Обработки вообще вторичны, в лоб даже при ревере в 4.5 сек
 

Вложения

...важен тембр, манера и позиция у микрофона. голос в лоб.

Отличный пример! Акустически именно то, что мне надо! Можно побольше деталей? Чтобы проникнуться и поумнеть:)

А именно:
  • Как тембр голоса влияет на акустическую картинку? Понятно, что красивый голос звучит лучше чем некрасивый. Или Вы имеете в виду, что определенные тембры голоса выигрывают от такой записи больше чем, другие?
  • Манера. Полагаю, что Вы о манере пения. Уверен, что манера пения - один из столпов удачной записи, но как манера пения влияет на акустическую картину?
  • Позиция у микрофона. Если не секрет - какая позиция и какой микрофон?
Заранее спасибо!
 
Последнее редактирование:
В театральной "сценической речи" есть такое понятие как "посыл".
Есть актёры которых дальше третьего ряда никто не слышит, а они чуть ли не кричат. И есть актёры говорящие без напряжения и их слышат на галёрке. Техника, резонаторы, опора и т.д. Поэтому вам надо вокалистку сразу искать с "посылом".
Почему я говорю о "сценической речи"при вопросе о вокале? Да потому, что сейчас мало кто поёт...:D
 
Поэтому вам надо вокалистку сразу искать с "посылом".
Почему я говорю о "сценической речи"при вопросе о вокале? Да потому, что сейчас мало кто поёт...
Речь ТС идет о кумовстве. Сейчас многие поют не имея "трубы", а без нея школа не поможет.
 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dr-music и StoneJungle
@Pavel Fomitchov,
Отличный пример! Акустически именно то, что мне надо! Можно побольше деталей? Чтобы проникнуться и поумнеть:)

А именно:
  • Как тембр голоса влияет на акустическую картинку? Понятно, что красивый голос звучит лучше чем некрасивый. Или Вы имеете в виду, что определенные тембры голоса выигрывают от такой записи больше чем, другие?
  • Манера. Полагаю, что Вы о манере пения. Уверен, что манера пения - один из столпов удачной записи, но как манера пения влияет на акустическую картину?
  • Позиция у микрофона. Если не секрет - какая позиция и какой микрофон?
Заранее спасибо!
Павел, попробую сформулировать.
Тембр. Высокие голоса звучат в лоб хуже. И женские , и мужские. Желательно, чтоб голос был мягким и ярким, с насыщенным грудным окрасом.

Манера. Без особого напряжения, можно сказать почти на расслабоне. Субтон тоже в лоб неплохо звучать будет.

Позиция. Достаточно близко к микрофону, в полтора раза ближе, чем в полный голос. Я с 20 см записывал. Микрофон и тракт без разницы, но нормального качества, должно быть хорошо подготовленное помещение для записи. Я в blue microphones Maus записывал.
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
А потом зайдет дочка в контрольку и скажет:



@StoneJungle, отличный пример) Приятная композиция и звук! ;)

Я у себя такое еще нашел. Не знаю насколько близко к тому что хочет @Pavel Fomitchov

Композиция не моя, поэтому только маленький кусочек, как тест. Звук нормально подготовленного помещения, это моя работа, проф деятельность, так сказать , запись актеров, дикторов, вокал. Тут больше тембр и способности вокалистки решают. Я даже не сводил, просто ревера и дилея навалил, ну и компреснул немного. Спасибо за оценку)
Ваш аудио пример тоже хорош, отличный пример.
 
Композиция не моя, поэтому только маленький кусочек, как тест.

Off top: Сдается мне, что в этом примере тональность выбрана без учета реального диапазона певицы, ибо нижние ноты ей даются с ощутимым напряжением. Стоило бы попробовать на тон-два выше.
 
Off top: Сдается мне, что в этом примере тональность выбрана без учета реального диапазона певицы, ибо нижние ноты ей даются с ощутимым напряжением. Стоило бы попробовать на тон-два выше.
Всё верно, низковато. Другой фонограмки для примерки голоса не было.
 
Объясните дилетанту:
  • Это моно сигнал с микрофона, пропущенный через через "правильный" ревер для создания пространства?
  • Это какой нибудь трюк со стереопарой, чтобы записать голос объемно с самого начала?
  • Есть ли специальные требования к микрофонам и их расстановки для достижения эффекта, что певец стоит в метре от слушателя?
  • Есть ли классические примеры такого звучания? В смысле, более-менее свежие записи, на которые стоит равняться. Особенно для женского вокала.

1) Да, моно сигнал. Пропущенный через эквалайзеры, через посылы добавлено ещё что-то, но по-минимуму.
2) Трюк - помещение. Бункер, подвал, ангар. Так делали в 60-е. У Гребенщикова трюков нет. Лижет губами микрофон.
3) Требование, не клиповать от задувов. Т.е. плевалку поставить. Поп-фильтр. Второе требование - что б поющий не плевался. Умел и понимал микрофон. Тут певец дышит в микрофон. Смещается весь баланс голоса. Больше низов. Больше грудного тембра и бархатцы. Больше задуваний и вдохов, слюней.
Он тихо поёт. Т.е. придётся выкручивать посильнее усиление на предах, попрут шумы. Тракт должен быть с низким соотношением - сигнал шум.
Т.е. либо микрофон без шумов, либо пред супертихий.
4) Билли Айлиш.
Что-то слышал, не знаю, насколько правда, она записала себя на Rode NT-1a, через UA Apollo.
Просто шептала в микрофон, потом на синтах музыку добавила.
Т.е. супербесшумный микрофон, шёпот, относительно тихая карта.

Классика ли это? Раз миллионные продажи - безусловно, новая классика. Тракт, если правда про неё - копеечный.
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Что-то слышал, не знаю, насколько правда, она записала себя на Rode NT-1a
В Neumann TLM102 ЕМНИП.
Всегда в первую очередь решали и будут решать материал и исполнение. Я с удивлением узнал, что на знаменитом "This Masquerade" Бэнсона вокал писан через старючий подубитый динамический Электровойс за 100 баксов (т.е. писали инструментал, а голос как демо-версию с прицелом на перезапись, но после прослушивания решили, что лучше оставить как есть). И струнный оркестр писали не в нормальном тон-зале, а в каморке с низкими потолками (т.к. в нормальной студии не нашлось магнитофона с нужной скоростью). В итоге, не повлияло не то, чтобы "на хит", а даже на получение Грэмми за лучшую запись.
 
В Neumann TLM102.
Всегда в первую очередь решали и будут решать материал и исполнение. Я с удивлением узнал, что на знаменитом "This Masquerade" Бэнсона вокал писан через старючий подубитый динамический Электровойс за 100 баксов (т.е. писали инструментал, а голос как демо-версию с прицелом на перезапись, но после прослушивания решили, что лучше оставить как есть). И струнный оркестр писали не в нормальном тон-зале, а в каморке с низкими потолками (т.к. в нормальной студии не нашлось магнитофона с нужной скоростью). В итоге, не повлияло не то, что "на хит", а даже на Грэмми за лучшую запись.
What microphone does Billie Ellish use?
Billie Eilish uses Audio-Technica AT2020 Cardioid Condenser Microphone. In her first debut, “Ocean Eyes”, the vocals were recorded using this Audio AT2020 Microphone. She also uses the Neumann TLM 103. Billie Ellish and her brother used it to record their Grammy Award-winning hits.

Though the Audio AT2020 Microphone is not as great as the Neumann TLM 103, it is more liked and less expensive. It is an excellent microphone, for starters.

 
  • Like
Реакции: LeftBand
Всегда в первую очередь решали и будут решать материал и исполнение.

Именно. Мне это все Мастаки звукозаписи талдынили 20 лет почти. Помню, вроде Лонг (Михаил) говорил, что б не соврать.., что Джо Кокер и в трамвайный микрофон споёт на хит. Могу напутать с фамилиями и моделями транспорта.

Но потом проанализировал миллион хитов, пародировал (снимал звучание записи хитов), и охреневал. Брак - на браке, по современным меркам. Ну, не брак, просто другое видение. А слушается прекрасно! Самое главное открытие было, хиты легко переложить в две партии - на аккомпанемент и на мелодию.
Почти любой хит можно сыграть двумя руками на клавишах - и это прекрасно звучит. Что ютуберы и делают активно. И плевать на аранжировки и микрофоны миллионно-долларовых студий.

Дело в материале. И в подаче.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: lamamama и max-owl
What microphone does Billie Ellish use?
Billie Eilish uses Audio-Technica AT2020 Cardioid Condenser Microphone. In her first debut, “Ocean Eyes”, the vocals were recorded using this Audio AT2020 Microphone. She also uses the Neumann TLM 103. Billie Ellish and her brother used it to record their Grammy Award-winning hits.


Though the Audio AT2020 Microphone is not as great as the Neumann TLM 103, it is more liked and less expensive. It is an excellent microphone, for starters.


Переведу. Может кому ещё надо.
= = = =
Какой микрофон использовала Билли Айлиш?

Билли Айлиш использовала Audio-Technica AT2020 конденсаторный кардиоидный микрофон. В своём первом дебюте "Ocean Eyes”, вокал был записан на АТ2020. Также она использует Нойман ТЛМ 103. Билли Айлиш и её братья использовали их что б записать победившие в Грэмми хиты.

Несмотря на то, что АТ2020 не такой великий, как Нойман ТЛМ103, он более симпатичен и дешевле. Это отличный микрофон для новеньких.
 
Дело в материале. И в подаче.

С этим никто - по крайней мере я - не спорит. Тем не менее, эти самые материал и подачу надо записать. И то, что материал и подача важнее качества микрофонов не означает, что на качество записи можно положить:-) Глупо делать запись хуже, чем возможно, оправдывая это тем, что на "хит не влияет". Так что мои вопросы актуальности не теряют.
 
С этим никто - по крайней мере я - не спорит. Тем не менее, эти самые материал и подачу надо записать. И то, что материал и подача важнее качества микрофонов не означает, что на качество записи можно положить:) Глупо делать запись хуже, чем возможно, оправдывая это тем, что на "хит не влияет". Так что мои вопросы актуальности не теряют.

Да вот поспорил бы, но желание автора - это тоже должно быть точкой отсчета своей.

Пишите вплотную к микрофону, примерно 7-15 см. Всё, весь секрет. Моно. Не стерео.
 
Тем не менее, эти самые материал и подачу надо записать.

Для меня подача - это динамика, громкость голоса, ора, вокала. их жёсткое изменение.
Микрофон всё это кушает, если нет клипования. Какой бы ни был микрофон, он подачу передаст.

"Shure Sm7B" передаст от ора до шёпота, но на шёпоте будут шумы. Он съест ор, но насрёт в тихом вокале.

Ора в примере нет, есть тихий голос. Так что нужен конденсаторник с низкими шумами и пред с низкими шумами.
Всё. Готово. Вы приближаетесь на 7-15 см, лучше без наушников, что б себя не пугать, и получите примерно такой звук.

Но если вы решите перейти погромче, то лучше наушники, может и клипануть.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
  • Это моно сигнал с микрофона, пропущенный через через "правильный" ревер для создания пространства?
  • Это какой нибудь трюк со стереопарой, чтобы записать голос объемно с самого начала?
  • Есть ли специальные требования к микрофонам и их расстановки для достижения эффекта, что певец стоит в метре от слушателя?
  • Есть ли классические примеры такого звучания? В смысле, более-менее свежие записи, на которые стоит равняться. Особенно для женского вокала.
1. Не критично, можно игнорировать.
2. Нет трюков, один микрофон.
3. Важно - петь близко к микрофону.

На видео вообще без хитростей, элементарная работа с планами: голос громкий и полновесный, инструменты тихие и тонкие. Сразу, чтоб по второму параметру не было вопросов: вес, это просто количество низких частот, что хорошо влияет на восприятие отдаления/приближения. Обратите внимание, как мало низа у инструментов и как он заметен на голосе. На мой взгляд, лучший и естественный способ этого - сразу записывать инструменты на нужном расстоянии до микрофона.
 
1. Не критично, можно игнорировать.
2. Нет трюков, один микрофон.
3. Важно - петь близко к микрофону.
По второму пункту не совсем согласен. Как нет трюков? А определенная манера пения? Если орать на микрофон с 10 см, вряд ли это воспримется слушателем, как вокал здесь , рядом, прямо в лобик)

Сразу, чтоб по второму параметру не было вопросов: вес, это просто количество низких частот, что хорошо влияет на восприятие отдаления/приближения. Обратите внимание, как мало низа у инструментов и как он заметен на голосе. На мой взгляд, лучший и естественный способ этого - сразу записывать инструменты на нужном расстоянии до микрофона.
Тоже не согласен) На современных, низастых треках(типа 808-е басо-бочки), где толковый минимализм, правильно записанный вокал всё равно будет звучать в лобик, хотя инструменты понизастее голоса будут, намного.
 
Последнее редактирование:
А определенная манера пения? Если орать на микрофон с 10 см
Второй пункт - это ответ на вторую (сответственно) строчку из процитированных вопросов. Каким боком здесь манера пения то?

Тоже не согласен)
вокал всё равно будет звучать в лобик
Только инструменты не отдалятся, а будут так же в лоб звучать, ибо такие же низастые как вокал. Это не противоречит тому, что я написал. Возражение не принимается.
 
Второй пункт - это ответ на вторую (сответственно) строчку из процитированных вопросов. Каким боком здесь манера пения то?
Если петь громко и открыто , звучать в лоб не будет. Манера должна быть на неком или расслабоне или проникновенно или еще как то подобно. А вот запишите пример с орущим вокалом в лоб, посмотрим, что у вас выйдет) Докажите практикой, что я не прав, зачем тереотизировать?) Мой пример в выше висит, могу туда басов навалить и ничего не изменится, вокал, как был близко, так и останется, а вот вы докажите, что манера не влияет. Когда примеры ждать?))
Только инструменты не отдалятся, а будут так же в лоб звучать, ибо такие же низастые как вокал. Это не противоречит тому, что я написал. Возражение не принимается.
Разговор не про инструменты , а конкретно про вокал, если вокал записан близко, без разницы , как там инструменты звучат, обрезано или полновесно, голос всё равно будет в лоб. В общем , низастозвучашие инструменты не отдалят вокал. Подход , кастрировать музычку по НЧ, чтоб выдвинуть вокал-ошибочный.
.
 
Последнее редактирование:
Рад, что тема не заглохла и обсуждение продолжается. На правах топикстартера добавлю конкретности.

Через пару месяцев я буду записывать в студии первый песенный проект моей дочки Маши. Это сонграйтерский проект с уклоном в нетяжелый рок. Маша пишет интересные английские тексты, которые являются одной из главных фишек песен - их интересно слушать, они сюжетны, образны, поэтичны и вызывают натуральные эмоциональный отклик.

Голос у нее несильный, но чистый и без фальши. Задача будет - записать хорошие демо песен под хорошие аранжировки. Поскольку большинство песен лирические, мы и думаем о подаче голоса, которую я описал в первом посте. Одна из задач - обеспечить максимальную разборчивость текста.

Вот гораздо более близкий пример желаемого звучания вокала, нежели упомянутый ранее БГ:)

 
Вот гораздо более близкий пример желаемого звучания вокала, нежели упомянутый ранее БГ:)



В конкретно этом случае нет такой большой разницы в весе и, соответственно, не так остро ощущается растояние голоса от инструментала. Тем ни менее, голос заметно громче инструментала. Разборчивость голоса в этом случае достигнута за счёт большой пустоты в инструментале в этом же диапазоне. Они не просто "не мешают" друг другу, они даже звучат будто раздельно за счёт минимума пересекающихся частот: в инструментале заметно ослаблена середина/верхняя середина, а голос "телефонит" наоборот.
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Предельная близость
как писал уже @fakeitback, это всегда - расстояние в плотную к пюпитеру\микрофону.
Как понять что вы переборщили с близостью? Никак! Вы начинаете писать, и при прослушивании тейков на месте, сами понимаете какое расстояние является "вашим". По дефолту "предельная близость это именно в плотную". Далее вокалист уже с опытом понимает какое расстояние ему нравится больше.

Поводный камень проявляется в другом. Выбор микрофона.
Когда голос начинают вытягивать на этапе сведения, лезут сибилянты. Это типо устраняется, но не всегда. Бывает что лезут в такой катастрофичной степени, что попросту проще было писаться на другой микрофон :) И тут-то мы сталкиваемся с пределом, на сколько сильно можно вытащить голос, порой ключевой отметкой является эта резь.
И тут приходит новое понимание, в выборе и разницы микрофонов на этапе записи.

А как максимально вытягивать сигнал?
А вот тут-то источник должен быть записан максимально чистым, без шумов - хорошие преамы на карте\консоли, заглушённое помещение. Тогда на голос можно вешать что угодно из пространства, и вытягивать его сколь угодно громко.

А как быть с плотностью и оъёмом?
А вот тут уже зависит от:
А: раскачки вокалиста, чем выше скил, тем жирнее сам грудной тембр. Всегда только он даёт объём. Плагинами особо много там не накрутить, если грудь отсутствует у исполнителя
Б: Уже записанный тембр можно вкачать компрессором, для этого опять таки исходник должен быть чистыми, чтобы не полезли шумы и сибилянты.

Вот и весь секрет.

Что по факту? По факту всегда бывает так, что вам свели, а вы понимате что всё таки это слишком громко чем хотелось, или не достаточно, начинаются правки, вырабатывается свой стиль, понимание и опыт. Часто сразу пишут через аналоговые компрессоры, уже на этапе записи сигнал выходит плотным. Зависит от студии куда попадёте. А всё что касается дефолтных настроек - текст выше.
Успехов. Присылайте полученный результат.

P.S.
@Pavel Fomitchov,
послушал ютуб, у вашей дочери не плохой голос, но больше преобладает верхний регистр. Перед чистовой записью в студии, попробуйте несколько микрофонов, выберете тот где будет меньше эсссок отражаться при записи. Тогда вытягивать будет легче. Лично мне нойманы не нравятся, а так на вкус и цвет как говорится :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: LeftBand и Pavel Fomitchov
...голос заметно громче инструментала. Разборчивость голоса в этом случае достигнута за счёт большой пустоты в инструментале в этом же диапазоне. Они не просто "не мешают" друг другу...

Естественно, что грамотно сделанная аранжировка и микс помогают выделить главное. Я просто стараюсь сделать хороший набор референсных треков, чтобы самому понять, что мне нужно и чтобы на студии было проще объяснить что от них требуется.
 

Сейчас просматривают