Как записать вокал, чтобы он звучал предельно близко и объемно?

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.360
1.417
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет всем!

В январе-феврале я буду записывать в студии вокал для своего нового проекта.

Моя задача: Добиться предельно близкого и объемного звучания вокала, чтобы максимально высветить тексты песен, ради которых все и затевается. Я хочу чтобы элементы инструментальной аранжировки были бы за более дальних планах, чтобы поддерживать вокал, не отвлекая на себя внимание. Т.е. голос будет выступать в роли главного элемента песни, а в роли одного из "инструментов." Отсюда и вытекают требования близости, широкой панорамы и объемности вокального трека.

Естественно, я объясню свои требования звукооператору на студии, но я бы хотел понимать как добиваются такого эффекта до похода на студию чтобы увеличить вероятность того, что получу то, что мне нужно.

Объясните дилетанту:
  • Это моно сигнал с микрофона, пропущенный через через "правильный" ревер для создания пространства?
  • Это какой нибудь трюк со стереопарой, чтобы записать голос объемно с самого начала?
  • Есть ли специальные требования к микрофонам и их расстановки для достижения эффекта, что певец стоит в метре от слушателя?
  • Есть ли классические примеры такого звучания? В смысле, более-менее свежие записи, на которые стоит равняться. Особенно для женского вокала.
Пример требуемого звучания, может не самый лучший, но идею демонстрирует (первые 30 секунд):

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MAME
В примере ничего особенного нет. Просто Голос громко, гитары тихо. Отсюда и подчёркнутость вокала.
Ну и минимализм. Который по ходу трека теряется (появляются другие инструменты).
 
  • Like
Реакции: Lachinio
Если мне память не изменяет, Борис пишет на ю47...

Интересно, что я тоже подумал о Yello. Например, меня очень впечатлила запись и подача флюгельхорна в Virtual Concert, но посколько это инструмент, а не голос, я решил не приводить этот пример. Может зря:) Там явно слышна автоматизация панорамы на 0:20, 2:30-2:40 и еще разные фокусы, которые хотелось бы обсудить.

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Денис Фет
@Pavel Fomitchov, Панорама-то слышна, но толку? У Бориса в примере более наглядно наверно. Пишете голос хорошим трактом, потом на этапе сведения добавляете малого размера рум в нужных пропорциях. , можно без поздних отражений даже, чтоб он только ощущался а не прослушивался.
 
По моему рум на аккомпанимент, а голос сухой, но с "телом".
 
«Предельно близко» и «обьёмно» — это в некотором роде оксюморон, хочу заметить.
Вы не можете себе представить ближний план микса и вокал а пределах четверти панорамы?
 
Последнее редактирование:
@Pavel Fomitchov, «предельно» — это когда исполнитель находится прямо перед вами, глаза в глаза, и интимная близость его дыхания перекрывает любые отражения помещения, от наличия которых мозг и получает информацию об объёме.

А ближний план — это уже, ну, начиная от расстояния вытянутой руки минимум

Не, ну так то я примерно понял, чего вы хотите получить, но формулировка покоробила, уж извините)

* * *

По делу — нормальный тракт само собой, выбор микрофона — под конкретный голос, если объём тон-зала студии позволяет — обставить исполнителя ширмами, экспериментировать с расстоянием до микрофона и положением ширм (они позволят контролировать количество отражений).

Хотя почти уверен, достаточно будет просто записаться в приличный микрофон с расстояния сантиметров сорок в сухом тон-зале, а минимальный объём либо добавить на миксе, либо при правильно выстроенной инструментальной сцене мозг его сам достроит к голосу.
 
«предельно» — это когда исполнитель находится прямо перед вами, глаза в глаза, и интимная близость его дыхания перекрывает любые отражения помещения, от наличия которых мозг и получает информацию об объёме. А ближний план — это уже, ну, начиная от расстояния вытянутой руки минимум... формулировка покоробила, уж извините)

Критика принимается, хотя мне казалось что приведенные примеры исключают вариант "поцелуйной" близости источника звука.

По делу ... выбор микрофона — под конкретный голос...

Голос - женский, рок вокал в диапазоне сопрано. Эта информация что либо проясняет в выборе микрофонов?

если объём тон-зала студии позволяет — обставить исполнителя ширмами, экспериментировать с расстоянием до микрофона и положением ширм (они позволят контролировать количество отражений).

Я так понял, что над записать сухой вокал и добавить обьем в миксе. Наивный вопрос: разве для этой цели vocal booth не лучше, чем колдовство с ширмами в большом тон-зале?
 
Последнее редактирование:
Еще раз задам вопрос про стереопару и другие комбинации микрофонов: стоит с этим экспериментировать? Есть ли примеры песен, где можно послушать результат?
 
@Pavel Fomitchov, не рискну давать конкретные рекомендации не услышав пример голоса, аранжировки и не зная какой парк микрофонов на студии.

Есть проверенные временем схемы, вроде приведенной уважаемым @The GP , но вполне может оказаться, что, к примеру, весь прекрасный жир 47-го придется резать к чертям на миксе, не дожидаясь перетонита)

Насчёт всяких игр со стерео при записи — имхо, от лукавого это всё)
 
  • Like
  • Love
Реакции: CakeWorker и The GP
У меня тоже кое что есть а именно:

Делаю такое сендами ( боковым включением приборов)
1) Обязательно моно ревер (который "раздувает" создаёт присутствие)
2) Очень короткие до 6-9 мск. стерео делеи которые приближают вокал и делают его объяемным

А в цепь трека голоса хотябы вейвс 76 но обязательно синенький - там есть пересет "vocal in face" или что то типо того



 

Вложения

  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Я конечно не великий спец всея руси но имхо...
Еще раз задам вопрос про стереопару и другие комбинации микрофонов: стоит с этим экспериментировать?
Не стоит)) Если только будет время поиграться с миками и интерес... думаю вряд ли это даст результат
Имхо вы слишком заморачиваетесь и в принципе у вокалиста как уже писали все просто))
Хороший голос
Хорошая комната
Хороший микрофон
Нужная дистанция 20-50 см где то
Хороший пред + микс, автоматика, компрессоры... тихо гитары, ГРОМКО голос и вот это все и ЧУТЬ ЧУТЬ ревера))
Ну и в идеале хотелось бы услышать кусочек вашего трека и вокала вашей вокалистки
Может бы подсказали что то более детально имея аудио пример на руках...

П.С.
Не разочаровывайте меня, одной ручкой "громкость" нужного эффекта не добиться:)

Вы ОЧЕНЬ недооцениваете влияние ручки громкости на "ближе-дальше"))
 
@Pavel Fomitchov, Павел, я думаю, что на таком уровне вы звукорежиссеру в студии ничего полезного не сообщите. Он вас выслушает, кивнет, зевнет и сделает по-своему. Просто скажите, что ваша цель big vocals "in the face". Микрофон скорее всего будут подбирать на месте по голосу, обработка какая там есть, такая и есть. Если они профессионалы, все сделают как надо.
 
Спасибо за советы! В голове начинает вырисовываться общий план действий:
  • В моей ситуации простое решение сработает надежнее сложного.
  • Лучше вложиться в улучшение вокала (вокалист - моя дочь, это будет ее первый поход на студию и первый серьезный релиз), чем в сложные эксперименты с микрофонами.
  • Буду выбирать не микрофоны, а людей, которые их устанавливают.
  • У меня на примете есть несколько приличных студий. Заеду, посмотрю атмосферу, оборудование, поговорю с персоналом. Сделаю пару пробных сессий и выберу оптимальный вариант для основной работы.
  • Сделать все идеально за один раз не получится. Буду пробовать, оценивать результаты и переделывать исходя из полученного опыта пока не получится то, что нужно.
Как-то так:)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: fakeitback и Methafuzz
@Pavel Fomitchov, интересно, а record producer'а нанять у вас там нельзя? Это скорее всего будет дороже, но и результат будет лучше. Наем этого специалиста, кстати, может входить в список услуг студии.
 
интересно, а record producer'а нанять у вас там нельзя? Это скорее всего будет дороже, но и результат будет лучше.

Можно, конечно. Вопрос, какую часть контроля над проектом я готов ему передать. Проект то мой, и разработка и реализация новой творческой концепции это удовольствие, от которого я отказываться не собираюсь:) Тем более, что проект достаточно нетривиальный и делается не по готовому рецепту "как у XYZ."

Я точно найму преподавателя по вокалу, который поможет выправить недостатки непрофессионального вокала. Не откажусь от советов в ходе записи по выстраиванию вокальной партии (интонирование, динамика, "а попробуй спеть вот так"), ибо в этом я тоже не спец. Не думаю, что этот функционал тянет на полновесного record producer'a.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Methafuzz
Голос - женский, рок вокал в диапазоне сопрано.
А точно он нужен близкий такой? Обычно ж близкие голоса хорошо звучат спокойно поющие, как это и в реальности происходит - вряд ли мне понравилось, если бы в тесном вагоне метро мне прям в ухо кто-то пел рок в диапазоне сопрано.. Другое дело спокойный тихий голос БГ или той же Melody Gardot.

Может я и ошибаюсь, и у вас там спокойный рок.. Но как бы не вышло натягивания совы на глобус.
 
Не знаю, у меня при записи вокал всегда на переднем плане, я так люблю, есть у меня два волшебных плагина.
 
В принципе, Ваш пример похож на требуемое.
Ну там никаких секретов.

Neumann tlm 103/Avalon 737 sp/uad Apollo twin. Небольшая компрессия (кажется teletronics уадовский, но это не так важно) и поближе к микрофону.

Решающий фактор там тембр вокала и тракт. Обработка обычная - стерео дилей и ревер средний. Просто у вокалиста есть эти гармоники в голосе, которые дают якобы близость к слушателю. Далеко не все голоса так будут звучать хоть что с ними делай. Просто нужно петь в полголоса и поближе к микрофону. Что, собственно, БГ и делает.

Если у меня фонограмму приглушить, то вообще голос торчать впереди будет.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
@EVPO, 103-й кардиоидный, у него еще и проксимити должно присутствовать при близком пении. Тоже будет способствовать нужному эффекту...
 
@EVPO, 103-й кардиоидный, у него еще и проксимити должно присутствовать при близком пении. Тоже будет способствовать нужному эффекту...
Да. Связка 103 и Авалона дает очень яркий вокал, но иногда даже слишком. Я всегда 10-12 кГц слегка прибираю. Но если нужен близкий вокал, то самое то.

Но мне зашёл юадовский neve в унисоне больше - мягче звучит.
 

Сейчас просматривают