Вопросы по классической гармонии и голосоведению (1 онлайн

EnZo Matrix

Active Member
19 Июл 2021
125
47
28
35
Правильно ли я понимаю, что если есть готовая мелодия в сопрано, заранее известны аккорды гармонии, которые ограничены только трезвучиями заданной тональности, то выбор нот для альта и тенора (в басу, как я понимаю, обычно всегда прима аккорда) уже однозначно определён нотой в сопрано, и определяется на основании расположения аккорда (в тесном идём по порядку нот, в широком - через ноту аккорда), а все правила голосоведения лишь указывают, где эта нота будет стоять в голосе - выше или ниже предыдущей ноты, или оставаться на месте?

Или же ноты голосов могут быть не соответствовать подчёркнутому порядку?

P. S. Понимаю, что в музыке можно всё, но я пока начинаю изучать гармонию и вообще музтеорию, и хотелось бы в начале пути пока что ограничиться какими-то железобетонными работающими правилами.
 

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
50
Королёв, Москва
Правильно ли я понимаю, что если есть готовая мелодия в сопрано, заранее известны аккорды гармонии, которые ограничены только трезвучиями заданной тональности, то выбор нот для альта и тенора (в басу, как я понимаю, обычно всегда прима аккорда) уже однозначно определён нотой в сопрано, и определяется на основании расположения аккорда (в тесном идём по порядку нот, в широком - через ноту аккорда), а все правила голосоведения лишь указывают, где эта нота будет стоять в голосе - выше или ниже предыдущей ноты, или оставаться на месте?
Да.
Но надо понимать, что описанная ситуация, это приблизительно 1\4 первого урока по Гармонии. А на втором уроке (или даже на последней четверти первого урока) появятся обращения аккордов, которые серьёзно усложнят взаимоотношения между аккордами, сделают их пластичнее и разнообразнее, а заучивание того, что у вас подчёркнуто, сделают ненужным.
хотелось бы в начале пути пока что ограничиться какими-то железобетонными работающими правилами.
Это оч. хорошо. Но обязательно надо понимать, что железобетонные правила работают только на узком круге специализированных обучающих задач и призваны помогать в осознании музыкального мироздания, музыкального языка.
 
  • Like
Реакции: PianoIst и EnZo Matrix

EnZo Matrix

Active Member
19 Июл 2021
125
47
28
35
обращения аккордов, которые серьёзно усложнят взаимоотношения между аккордами
Но если в мелодии будет терция или прима, то весь аккорд по сути и будет обращением (ну, в тесном расположении по крайней мере), и это ничего не поменяет. Или нет?
 

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
50
Королёв, Москва
Нет.
Крайне неэффективно пытаться изучать Гармонию на форумах или тиктоках. За прошедшие 15 минут уже можно было прочесть простой учебник дальше и решить две-три практические задачи.
 
  • Like
Реакции: Arlekin

Mr_Tsonts

Well-Known Member
18 Апр 2019
1.656
1.341
113
56
Киев
За прошедшие 15 минут уже можно было прочесть простой учебник дальше и решить две-три практические задачи.
Интересно. А что это за простые учебники? Помню только пособия для преподавателей. в которых ученик сам голову сломает, а самоучители не встречались, как-то.
 

Mr_Tsonts

Well-Known Member
18 Апр 2019
1.656
1.341
113
56
Киев
По джазовой гармонии мне попадались довольно простые и понятные пособия. Для меня, во всяком случае, так как с классической гармонией я уже на том момент был знаком. Но по классической гармонии я не встречал ни одного нормального пособия для самостоятельного изучения. Интересно было бы взглянуть.
 

LogicS

Неисправимый любитель
17 Апр 2008
1.043
1.569
113
Большой Камень

PianoIst

Well-Known Member
19 Май 2010
4.091
4.143
113
29
Kirchberg, kreis Zwickau
soundcloud.com
@EnZo Matrix, мне всю жизнь кажется, что гармония — достаточно простая в освоении дисциплина, которая стоит на 3-4 фундаментальных принципах, и до десятка типичных паттернов, которые надо раз по 100 в разных тональностях\расположениях написать.

фундаментальные принципы:
- гармоничные удвоения (почти всегда лучше удвоить приму, чем квинту, почти никогда — терцию, и никогда — септиму)
- плавное голосоведение, за исключением смены расположения или перемещения (последние 2 — паттерны). Когда бас скачет — звучит нормально)
- отсутствие «пресных», разрушающих уникальность голосов параллелей — квинт, октав
- красота и интересность получившейся партитуры)

По-моему, похороны куклы — замечательный пример, в котором на трёх нотах показаны эти принципы почти со всеми паттернами)
208674

На мой вкус — лучше наиграться, чтобы уши привыкли, и задач побольше порешать. И чтобы проникнуться ушами — можно почитать 371 хорал Баха.
 

pettrovich

Active Member
22 Янв 2010
95
124
33
Я своих студентов заставляю штудировать весь этот сборник (371 хорал), да и сам его люблю на досуге поиграть. Удивительная музыка, и не менее удивительно как при ограниченности художественных средств, достигается эффект воздействия, прочищает и мозги и уши, я люблю каждый день именно с этого сборника начинать. Надеюсь, никого не оскорблю, но для меня это как утреннюю молитву сотворить. А умникам, которые из себя гениев корчат (я своих студентов имею в виду) говорю: "деточка, для начала хотя бы "Детский альбом" сочините" . Я давно ношусь с идеей "Детский альбом" сделать с детьми, на синтезаторах, причем не примитивно : ах , скрипочка с флейтой на синтезаторе зазвучали.... А именно электронными тембрами, придав ему такой немного сюрреалистичный характер, с налетом эмбиента. Но директора музыкальных школ от этой идеи как черти от ладана шарахаются, типа не позволим глумиться над классикой
 

Mr_Tsonts

Well-Known Member
18 Апр 2019
1.656
1.341
113
56
Киев
На мой вкус — лучше наиграться, чтобы уши привыкли, и задач побольше порешать.
Как и с любой другой музыкой))) Пока не ощутишь вкус красоты данного стиля, ничего не выйдет.
 
  • Like
Реакции: PianoIst, LogicS и Antonio

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)