Вопросы по классической гармонии и голосоведению

EnZo Matrix

Active Member
19 Июл 2021
161
35
28
36
Правильно ли я понимаю, что если есть готовая мелодия в сопрано, заранее известны аккорды гармонии, которые ограничены только трезвучиями заданной тональности, то выбор нот для альта и тенора (в басу, как я понимаю, обычно всегда прима аккорда) уже однозначно определён нотой в сопрано, и определяется на основании расположения аккорда (в тесном идём по порядку нот, в широком - через ноту аккорда), а все правила голосоведения лишь указывают, где эта нота будет стоять в голосе - выше или ниже предыдущей ноты, или оставаться на месте?

Или же ноты голосов могут быть не соответствовать подчёркнутому порядку?

P. S. Понимаю, что в музыке можно всё, но я пока начинаю изучать гармонию и вообще музтеорию, и хотелось бы в начале пути пока что ограничиться какими-то железобетонными работающими правилами.
 
Правильно ли я понимаю, что если есть готовая мелодия в сопрано, заранее известны аккорды гармонии, которые ограничены только трезвучиями заданной тональности, то выбор нот для альта и тенора (в басу, как я понимаю, обычно всегда прима аккорда) уже однозначно определён нотой в сопрано, и определяется на основании расположения аккорда (в тесном идём по порядку нот, в широком - через ноту аккорда), а все правила голосоведения лишь указывают, где эта нота будет стоять в голосе - выше или ниже предыдущей ноты, или оставаться на месте?
Да.
Но надо понимать, что описанная ситуация, это приблизительно 1\4 первого урока по Гармонии. А на втором уроке (или даже на последней четверти первого урока) появятся обращения аккордов, которые серьёзно усложнят взаимоотношения между аккордами, сделают их пластичнее и разнообразнее, а заучивание того, что у вас подчёркнуто, сделают ненужным.
хотелось бы в начале пути пока что ограничиться какими-то железобетонными работающими правилами.
Это оч. хорошо. Но обязательно надо понимать, что железобетонные правила работают только на узком круге специализированных обучающих задач и призваны помогать в осознании музыкального мироздания, музыкального языка.
 
  • Like
Реакции: PianoIst и EnZo Matrix
обращения аккордов, которые серьёзно усложнят взаимоотношения между аккордами

Но если в мелодии будет терция или прима, то весь аккорд по сути и будет обращением (ну, в тесном расположении по крайней мере), и это ничего не поменяет. Или нет?
 
Нет.
Крайне неэффективно пытаться изучать Гармонию на форумах или тиктоках. За прошедшие 15 минут уже можно было прочесть простой учебник дальше и решить две-три практические задачи.
 
  • Like
Реакции: Arlekin
За прошедшие 15 минут уже можно было прочесть простой учебник дальше и решить две-три практические задачи.
Интересно. А что это за простые учебники? Помню только пособия для преподавателей. в которых ученик сам голову сломает, а самоучители не встречались, как-то.
 
По джазовой гармонии мне попадались довольно простые и понятные пособия. Для меня, во всяком случае, так как с классической гармонией я уже на том момент был знаком. Но по классической гармонии я не встречал ни одного нормального пособия для самостоятельного изучения. Интересно было бы взглянуть.
 
@EnZo Matrix, мне всю жизнь кажется, что гармония — достаточно простая в освоении дисциплина, которая стоит на 3-4 фундаментальных принципах, и до десятка типичных паттернов, которые надо раз по 100 в разных тональностях\расположениях написать.

фундаментальные принципы:
- гармоничные удвоения (почти всегда лучше удвоить приму, чем квинту, почти никогда — терцию, и никогда — септиму)
- плавное голосоведение, за исключением смены расположения или перемещения (последние 2 — паттерны). Когда бас скачет — звучит нормально)
- отсутствие «пресных», разрушающих уникальность голосов параллелей — квинт, октав
- красота и интересность получившейся партитуры)

По-моему, похороны куклы — замечательный пример, в котором на трёх нотах показаны эти принципы почти со всеми паттернами)
208674

На мой вкус — лучше наиграться, чтобы уши привыкли, и задач побольше порешать. И чтобы проникнуться ушами — можно почитать 371 хорал Баха.
 
Я своих студентов заставляю штудировать весь этот сборник (371 хорал), да и сам его люблю на досуге поиграть. Удивительная музыка, и не менее удивительно как при ограниченности художественных средств, достигается эффект воздействия, прочищает и мозги и уши, я люблю каждый день именно с этого сборника начинать. Надеюсь, никого не оскорблю, но для меня это как утреннюю молитву сотворить. А умникам, которые из себя гениев корчат (я своих студентов имею в виду) говорю: "деточка, для начала хотя бы "Детский альбом" сочините" . Я давно ношусь с идеей "Детский альбом" сделать с детьми, на синтезаторах, причем не примитивно : ах , скрипочка с флейтой на синтезаторе зазвучали.... А именно электронными тембрами, придав ему такой немного сюрреалистичный характер, с налетом эмбиента. Но директора музыкальных школ от этой идеи как черти от ладана шарахаются, типа не позволим глумиться над классикой
 
На мой вкус — лучше наиграться, чтобы уши привыкли, и задач побольше порешать.
Как и с любой другой музыкой))) Пока не ощутишь вкус красоты данного стиля, ничего не выйдет.
 
  • Like
Реакции: PianoIst, LogicS и Antonio

Сейчас просматривают